В.И. Селиверстов, А.С. Марголис
Комплекс медико педагогической работы В специализированный санаторий поступают дети с разными расстройствами речи, в частности со сложными формами функциональных и механических дислалий, дизартриями, алалиями, заиканием и их комбинозами. Лингвистический анализ этих речевых расстройств позволяет определить, какие компоненты речи преимущественно нарушены. Например, для сложных случаев дислалий и дизартрии характерно преобладание неправильного звукопроизношения. Причем, в случаях ринолалий и дизартрии в разной степени нарушенными оказываются и другие стороны речи: модуляция, выразительность, голос, темп. При алалиях наблюдается в основном полное или частичное отсутствие речи: ребенок слышит и понимает обращенную речь, но сам не говорит. Или при сохранном слухе и некоторой способности к устной речи недостаточно понимает окружающих. Под алалиями понимается недоразвитие в основном фразовой речи у детей. Однако подобная картина речевого расстройства может наблюдаться у детей с уже сформировавшейся речью, но потерявших ее впоследствии в результате различных мозговых травм и заболеваний (афазии). При заикании у детей наблюдаются речевые спазмы, расстраивающие нормальный ритм, темп и плавность речи и нарушающие тем самым ее коммуникативную функцию. Тяжелые речевые нарушения тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка и с полноценным формированием его личности. Речевые, нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка. Это и объяснимо, так как правильная речь способствует формированию нашего мышления. С другой стороны, речевая неполноценность обычно порождает у детей и своеобразные характерологические особенности. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть или замаскировать свою неправильную речь могут вызывать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, от общения с окружающими, уединиться; порождают речевую пассивность, чувство обиды, досады, иногда озлобленности, раздражения и пр.
Многообразные психологические отклонения особенно ярко проявляются у заикающихся детей. Как показывают исследования последних лет, в основе тяжелых речевых расстройств лежат различные анатомо-физиологические нарушения центральной или периферической частей речевого механизма. Они обычно связаны с поражениями центральной нервной системы в результате перенесенных ребенком заболеваний или травм: энцефалитов, менингитов, сосудистых расстройств, психофизических травм и пр. Они могут вызываться также и грубыми органическими нарушениями в строении речевого аппарата (расщелины губы, неба), а также недостаточной подвижностью (инертностью) или лабильностью процессов нейродинамики, что особенно характерно для неврозов речи. У многих детей-логопатов дефекты речи сопровождаются разнообразными нарушениями моторики. У заикающихся детей, например, отмечается часто несогласованность движений рук и ног при ходьбе и беге. В движениях отсутствуют четкость, плавность, нарушены бывают их темп, ритм и сила. В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения в коре головного мозга движения их могут быть порывистыми, резкими, хаотичными или, наоборот, скованными и замедленными. Расстроены бывают и механизмы дыхания. У детей с аномалиями речевого развития на почве органических нарушений центральной нервной системы встречаются и более серьезные двигательные расстройства: гиперкинезы, парезы, параличи. У детей-логопатов нередки случаи нарушенного обмена, различные расстройства вегетативной нервной системы, выражающиеся симптомами повышенного потоотделения, нарушениями сна, аппетита. У таких детей часто наблюдается физическая ослабленность, предрасположенность к инфекциям и пр.
Сделанные наблюдения в процессе изучения детей-логопатов подтверждают необходимость целого комплекса медико-педагогических мероприятий, которые должны быть направлены на оздоровление у них нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики, на воспитание правильной речи и полноценной личности. В условиях специализированного стационара компонентами такого медико-педагогического комплекса являются: 1) благоприятное окружение и отношение к ребенку, 2)особый режим, 3)рациональное питание, 4) медикаментозное и физиолечение, 5)климатолечение и закаливание, 6)лечебная физкультура и ритмика, 7)психотерапия, 8) логопедические занятия, 9)воспитательные мероприятия. Говоря о необходимости благоприятного окружения и отношения к детям-логопатам, имеем в виду прежде всего создание для них такой благоприятной внешней среды, такого образа жизни, который бы содействовал возможно более быстрому наступлению Нормализации функций их организма. Уже само перемещение ребенка из домашней (нередко неблагопри ятной) обстановки в спокойные условия, где он огражден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций, имеет большое значение для нормализации его высшей нервной деятельности. Замечено, что на больного ребенка благотворно i влияют хорошо оборудованные помещения стационара, I где ему предстоит заниматься и жить, красота окружающей природы, благоустроенность территории и пр. Отношение к детям со стороны сотрудников имеет также лечебное значение. Дети очень чутки к хорошему отношению, оно их успокаивает, организует и в значительной степени способствует лечебным задачам специализированного стационара. Большое значение для нормализации речи ребенка имеет и правильная речь окружающих. Поэтому основные требования к персоналу в их отношениях с детьми заключаются в следующем: тон речи должен быть спокойным, ласковым, доброжелательным. Речь обслуживающего персонала должна быть простой и доступной для понимания ребенка. Не следует торопить ребенка при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить; полезно подбодрить и похвалить стесняющегося своей речи ребенка. Отношение к детям со стороны всего персонала должно быть приветливым, ровным, спокойным ив то же время требовательным и настойчивым. Каждый сотрудник должен быть для ребенка образцом правильного поведения и речи, должен стимулировать его к речевому общению.
Общий режим специализированного стационара предусматривает определенный ритм жизни детей, правильное чередование их сна и бодрствования, питания, труда и отдыха, лечебных, логопедических и воспитательских занятий. Известно, что чередование различных видов деятельности и определенный ритм жизни способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма ребенка. Исходя из собственного опыта и условий работы, мы выбрали следующий режим дня для детей-дошкольников: ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|