Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкий экзистенциализм (К.Ясперс, М. Хайдеггер)




Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический

Университет»

Институт социального образования

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

Экзистенциальная концепция личности

Курсовая работа

Исполнитель: Афлатанова Елена Ренатовна, студентка 305 группы очного отделения _______ ___________________ дата подпись
Научный руководитель: Беляева Людмила Александровна., доктор фил.наук, профессор Кафедра философии оценка: ________________________ ___________ ___________________ дата подпись

Екатеринбург 2009г.

Екатеринбург 2009г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Историко-философские предпосылки становления экзистенциальной концепции личности…………………………………………..5

1.1. Общая характеристика экзистенциализма…………………………………..5

1.2. Немецкий экзистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдегер)……………………...12

1.3. Экзистенциальная философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)………………………………………………………………………....19

ГЛАВА 2. Основные идеи экзистенциальной антропологии………………….27

2.1. Страх в экзистенциальном измерении………………………………….…..27

2.2. Понимание человеческой свободы……………………………………….....34

2.3. Проблема коммуникации в экзистенциальной антропологии………….....41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….48

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Философия с глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая издавна входила в раздел философии, именуемый "философской антропологией". Особенно решительный поворот к человеку произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX века - независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад "антропологической" философии прошлого,- считали и считают необходимым осуществить "новый поворот" к человеку. [1]

Спецификасовременного состояния общественной жизниотмечена нарастающим вниманием к проблеме сущности и бытия человека, так как происходит постоянное изменение условий жизни, ее содержания, в конце концов, меняется образ самого человека. Особо остро проблема человека встает в переломные периоды жизни человечества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Именно поэтому актуализация экзистенциально-антропологической проблематики не случайна. Философы данного направления попытались вернуть человеку веру в себя, придать ему импульс решимости и создать человека, готового бросить вызов обессмысленному своему существованию.

В данной работе мы рассмотрим основополагающие позиции антропологии экзистенциализма: проблему смерти, понятие «экзистенция», проблему свободы и творчества, отношения человека и Бога, проблему коммуникации в учениях крупнейших представителей немецкого, французского экзистенциализма – К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г.Марселя

Объектом исследования является экзистенциальная философия как феномен истории философской мысли.

Предмет исследования: экзистенциональные проблемы личности.

Цель исследования: раскрыть содержание экзистенциональной философии.

Задачи исследования:

-дать общую характеристику философии экзистенциализма и выявить основные идеи;

-изучить и проанализировать особенности немецкого экзистенциализма;

-изучить и проанализировать особенности экзистенциализма во Франции;

- дать определение понятия «экзистенция»;

-рассмотреть проблему страха в экзистенциализме;

-проанализировать понимание человеческой свободы в экзистенциональной философии;

-раскрыть проблему коммуникации.

Методологическую базу исследования составляют методы:

теоретические: анализ, синтез, исторический, логический, индукции,

дедукции, метод обобщения, описание.


ГЛАВА 1. Историко-философские предпосылки становления экзистенциальной концепции личности

 

1.1. Общая характеристика экзистенциализма

 

Экзистенциализм (от позднелат.exixtentia - существование) — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Он формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии существования. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. [8, с.143]

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. На формирование современной философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера.[10,c.3]

XX век в истории христианского мира отличают от предыдущих эпох преимущественно две главные особенности:

1) утрата абсолютным большинством людей веры как самого существенного в жизни, ее центра, основы, содержания, а многими и вообще веры как таковой;

2) создание благодаря научно-техническому прогрессу практически новой среды обитания современного человека почти во всех сферах его существования: природный мир все более уступает место рукотворному, искусственному; открытия науки подготовили подлинный переворот в мировоззрении; жизнь вес более насыщается событиями, информацией, переживаниями; становятся все более глобальными экономические, социальные, политические процессы, — человек вовлекается во взаимоотношения с миром, другими людьми несравненно более масштабные, сложные и интенсивные, чем когда бы то ни было в истории человечества, и к которым он с трудом адаптируется в силу ограниченности своих биологических, психических и других возможностей, изначально ориентированных на жизнь более естественную. [17,c.36]

Эта глобализация приводит, с одной стороны, к обезличиванию человека, все сильнее ощущающего себя механической частью огромных социально-политических, экономических структур, к утрате им в силу этого подлинно человеческих ценностей, размыванию, подмене ил (например, теми, которые предлагает «масскультура»); с другой — к огромному росту противоречий и конфликтов, носивших раньше локальный характер, а в XX веке приведших к кризисам мирового масштаба. Все это вызывает чувство потерянности, отчужденности, часто - отчаяния человека в современном мире, разнообразные болезненные реакции на то, что с ним происходит (чему имеется немало свидетельств: например, статистические данные о росте психических заболеваний). Утрата же веры побудила современного человека искать опоры в жизни только в себе самом, не прибегая ни к чему постороннему, чему необходимо была дана и адекватная философская интерпретация, какой явилась философия экзистенциализма. Поэтому несмотря на то, что зарождение ее настроений, интуиции относят к XIX веку (когда вышеназванные явления начинают нарастать), все же становление экзистенциализма приходится именно на XX век, когда эпоха переворотов, кризисов, войн мирового масштаба, атмосфера непрерывных перемен, конфликтов и опасностей побудила мыслителей нашего времени заниматься проблемами существования человека, его положения в современном мире, задумываться о путях спасения «личностных ценностей» от их унификации. «Война, умирая, оставляет человека во всей наготе, без иллюзий, отброшенным к самому себе», - к такому итогу приходит Сартр ко дню разгрома фашизма.[23, c. 48] Если внимание философов «золотого века» было направлено за пределы человека и межличностных отношений, на природу или «объективный мир идей», то есть на решение в основном вопросов космологии, то внимание философов XX века сосредотачивается главным образом на антропологических проблемах. [17,c. 36]

Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.) Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), В России это были Лев Шестов, (1866-1938). Николай Бердяев (1874-1948).

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога. [8,с.143]

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия использует понятие «экзистенция», которое определяется как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой. Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос. [26,с.531]

Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. [11, c.142]

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?

Если говорить о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя».

Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э.Гуссерля.[25,с. 342]

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма. [6, c.345]

Итак, рассмотрев общие характеристики, присущие экзистенционализму, мы можем сделать выводы.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания.

Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка.

Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому всех экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен. При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей развития немецкого и французского экзистенциализма.

Немецкий экзистенциализм (К.Ясперс, М. Хайдеггер)

 

Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер (1889-1976) был учеником Гуссерля. Опираясь на гуссерлевскую феноменологию Хайдеггер стремился раскрыть “смысл бытия” через рассмотрение человеческого бытия. Появление в 1927 году самой знаменитой книги Хайдеггера “Бытие и время” ознаменовало возникновение нового направления с четко выраженной программой.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия (в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных). Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку.

Время, относимое к человеку, Хайдеггер называет “первоначальным”, а время, не связанное непосредственно с человеком, - “производным”. Иными словами, деление им времени на “первоначальное” и “производное” соответствует различению психологического, переживаемого человеком времени, и объективного, физического времени. [4,c.121]

Время переживаемое человеком Хайдеггер называет “Временностью”. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, т.е. превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Получается, что не существует мира вне и независимо от человеческого существования. Временность всегда “наша” и “в нас”, благодаря временности раскрывается бытие.

Временность Хайдеггер характеризует такими свойствами, как конечность, экстатичность, горизонтальность, направленность к смерти. Конечность ее связана с конечностью человеческого существования. Экстатичность заключается в том, что прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно и представляют собой “экстазы” - моменты субъективных переживаний человека, его выходы в прошлое, настоящее и будущее. Горизонтальность означает, что “первоначальное” время никак не связано с процессом развития, движения от менее развитого состояния к более развитому. Для него свойственно не развитие, а повторение. [4,c.124]

Рассматриваемое как настоящее, время раскрывается как “вечное присутствие” (бытие-при); в форме будущего оно связано с “заботой”, “страхом”, “ожиданием”. Только сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование. “Перед” и “вперед”, - утверждает Мартин Хайдеггер, - показывают настоящее как такое, какое вообще впервые делает возможным для присутствия быть так, что речь для него идет о его способности быть. Основанное в настоящем бросание себя на “ради себя самого” есть сущностная черта экзистенциальности. Ее первичный смысл есть будущее.[26,c. 327] Перевес же настоящего приводит к тому, что мир повседневности заслоняет для человека его конечность. Именно понятия “вина”, “совесть”, “решимость”, “страх”, “забота” выражают духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность и смертность.

Человеческое существование соединяет собою различные моменты времени, соединяет бытие со временем. Более того, человек, по Хайдеггеру, сам оказывается создателем времени, ибо настоящее и будущее (а следовательно, и прошлое) детерминированы его поведением и планами.

Для обозначения времени человека в совместном его существовании с другими людьми Хайдеггер вводит понятие “мирового времени”, которое носит безличный, общественный характер. Мировое или публичное время связано с “озабоченным” бытием. Тем не менее в открытом мире, в повседневности это время измеряется независимо от человека и является в отличие от временности бесконечным.[15,с.142]

Время вначале дано человеку в повседневной практической деятельности и понимается им исходя из обстоятельств и потребностей этой деятельности. На такой основе становится возможным теоретическое (абстрактное) понимание времени. В ходе деятельного общения человека с миром возникает, согласно Хайдеггеру, “естественная” датируемость времени на “раньше”, “теперь”, “потом”. Но поскольку деятельное общение человека осуществляется с предметами, находящимися в настоящем, то и деятельность человека является только настоящей. Соответственно и все три измерения мирового времени рассматриваются сквозь призму настоящего.[16,c.56]

Бытие, понятое в горизонте времени, это и есть история. А так как время для немецкого мыслителя является формой переживания целесообразной индивидуальной деятельности, то историческое становится индивидуально-историческим. “Мировая история” для него - это “вторично-историческое”, а история человека, под которой понимается субъективное переживание человеком своего индивидуального существования, это “первично-историческое”. “Расхожая характеристика времени как бесконечной, уходящей, необратимой череды теперь возникает,- по мнению Хайдеггера,- из временности падающего присутствия. Потому и история обычно и чаще понимается публично как внутривременное событие”. [26,c. 426]

Бытие человека в мире определяется, по Хайдеггеру, следующими обстоятельствами:

1. Личность “заброшена” в мир, не имеющий смысла, кроме того, который она сама ему придает;

2. Возникновение личности навязано извне;

3. Личность существует из-за себя и для себя;

4. Хотя личность и нуждается в других людях, но никакая подлинная связь между ними невозможна (коллектив подавляет личность);

5. Личность – это бытие, направленное к смерти.

Итак, человек свободен и одинок. Перед ним ряд путей. Выбор зависит только от человека. При этом человеческое бытие может быть “подлинным” или “неподлинным”. В первом случае для него на передний план выдвигается будущее, направленность к смерти, во втором - настоящее, “обреченность вещам”, повседневности.[28, c.324]

Другой крупнейший представитель немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс (1883-1969) – начинал свою научную карьеру как врач-психиатр. Получил степень доктора медицины и доктора психологии. В послевоенные годы становится одним из духовных лидеров Германии. Больше всего его занимает вопрос - как спасти человечество от тоталитаризма, главной опасности ХХ-го века?

Основные философские произведения Карла Ясперса: “Психология мировоззрений” (1919), “Духовная ситуация времени” (1931), “Философия” (три тома 1931-1932), “Истоки истории и ее цель” (1948), “Философская вера” (1948) и др.[5,c.123]

Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе внимание новой манерой выражения. Он избрал форму свободного размышления и не стремился вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Темой его творчества становятся человек и история. Причем история рассматривается как изначальное измерение человеческого бытия. Чтобы понять историю надо уяснить, что же такое человек? А человеческое существование раскрывается, в свою очередь, через время, через историчность.[9,c.112] “Вместе со скачком в историю, - пишет Ясперс, - осознается преходящий характер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение времени во времени. Его осознание истории становится тождественным осознанию вечности” [29,c. 73].

Бытие в концепции Ясперса подразделяется на три стороны или три части (так называемая онтологическая триада Ясперса):

1. Предметное бытие или “бытие-в-мире”, т.е. мир явлений, чувственный мир.

2. Экзистенция, т.е. необъективируемая человеческая самость (Я-бытие).

3. Трансценденция, или непостижимый предел всякого бытия и мышления (для одних - это Бог, для других - нечто сверхчувственное). [29, c.114]

“Экзистенция, - считает Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается; экзистенция это то, что относится к самому себе и тем самым к своей трансценденции” [30,c. 15]

Она, по мнению Ясперса, неразрывно связана с трансценденцией (или Божеством). Экзистенция и есть свобода, так как только в свободе коренится бытие личности, я. А достигается свобода только через соприкосновение с трансценденцией, выходящей за пределы чувственного мира. Экзистенция как бытийное ядро личности открывается самому человеку в так называемых пограничных ситуациях. Наиболее яркий случай пограничной ситуации - это смерть. Когда человек оказывается перед лицом собственной смерти, смерти близкого человека, тогда смерть из абстрактной возможности становится пограничной ситуацией. Не только смерть, но и смертельная болезнь, страдание, вина, борьба тоже ставят личность в пограничную ситуацию, делая неизбежным осознание собственной конечности, вырывая человека из мира повседневности, заботы. Страсти и огорчения теперь обнаруживают свою несущественность. Лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, точнее, его существование, связанное таинственным образом с человеческим бытием.[3]

Ясперс обращается к линейной схеме истории, отказываясь видеть ее “ось” в боговоплощении (т.е. Христе). По его мнению, историческая ось должна иметь значение для всего человечества, тогда как явление Христа значимо только для христиан. Отсюда возникает вопрос - возможна ли вера, общая для всего человечества, которая объединяла бы, а не разъединяла разные культурные регионы планеты? Такую веру не смогли предложить мировые религии - ни буддизм, ни христианство, ни ислам, ни иудаизм. Общей для человечества верой, приходит к выводу Ясперс, может быть только философская вера. Она имеет глубокие корни в исторической традиции, она древнее, чем христианство или ислам.

Поэтому время рождения философской веры - это и есть искомая “ось мировой истории” или “осевая эпоха”. Это - время примерно между 800 и 200 годами до н.э. (8 – 3 вв. до н.э.). В этот промежуток времени возникли параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, которые сформировали тип человека, существующий и поныне. “Осевая эпоха” - время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологии.[4,c.78]

Согласно Ясперсу, подлинная связь между народами - духовная, а не родовая, не природная. Духовное же единство человечества питается из таинственного, трансцендентного источника. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени, воспламеняются идеями той эпохи. “Осевое время” - это священная эпоха мировой истории. А священная история потому и священна, что хотя она и происходит на земле, но корни и смысл ее - неземные. Напротив для верующего человека (не только в религиозном смысле) она сама является последней основой того, что совершалось, совершается и свершится на Земле. [29,c. 38].

Итак, в работах немецких философов Мартина Хайдеггера (1889-1976) и Карла Ясперса (1883-1969) экзистенциализм окончательно оформляется как философское учение.

Хайдеггер внес огромный вклад в развитие не только экзистенциализма, но и герменевтики, и современной философской антропологии, хотя сам Хайдеггер решительно отказывался признать свою близость двум из них - экзистенциализму и антропологии, поскольку его интересует не человеческое существование, чем заняты экзистенциалисты, и не сущность человека, которую пытаются понять философские антропологи, а Бытие.

Ясперс в своих работах ставит вопрос о роли философии в современном мире и главную задачу философствования видит в том, чтобы помочь людям в обретении своего подлинного бытия. Результатом философствования у Ясперса выступает философская вера, которая в отличие от религиозной, основанной на откровении, является продуктом размышления. Именно в ней он видит основу единения всех людей.

В 1939-1945- гг.- центр экзистенциалистского движения переносится во Францию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...