Прохождение государственной службы. Общая характеристика
Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Под прохождением государственной службы понимается система юридических факторов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений: прием (зачисление) на государственную службу; аттестация государственных служащих; перемещение по службе; стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность государственных служащих; прекращение государственной службы. Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей. Поступление на государственную службу. Федеральным законом «об основах государственной службы Российской Федерации» определено, что право поступления на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям. Должности государственных служащих замещаются в порядке назначения, выборов, конкурса, по контракту.
Согласно статье 32 Конституции, наши граждане имеют равный доступ к государственной службе. Поэтому, при поступлении на службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Гражданин не может быть принят на государственную службу, и находиться на ней в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на государственной службе Российской Федерации (лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока) с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральном законом порядке судимости; наличия заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения, препятствующего поступлению на государственную службу или исполнению должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями Российской Федерации; утраты гражданства Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу; отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Порядок представления таких сведений определен Законом, который предусматривает, что лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения. Принятие ограничений, как уже отмечалось, отражается в письменном обязательстве. Иные ограничения, связанные с поступлением и прохождением государственной службы, могут быть установлены федеральными законами. Назначение на должность производит компетентный государственный орган или должностное лицо путем издания соответствующего приказа по государственному органу. Этот приказ - юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей государственного служащего согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также конкретных должностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим положением о государственном органе или должностной инструкцией. В порядке назначения замещается большинство должностей государственных служащих. Выборы применяются при замещении ограниченного круга государственных должностей. Например, избрание Президента Российской Федерации, президентов республик в составе России и иных должностных лиц. Суть этого способа замещения должностей состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания на должность.
Конкурс как способ замещения государственных должностей состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс на замещение государственной должности проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации. По конкурсу замещаются некоторые категории должностей федеральных органов исполнительной власти и др. Порядок и условия проведения конкурса определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2005. №6. Ст. 439.). Контрактная форма поступления на службу состоит в том, что орган (руководитель органа) заключает с гражданином в письменной форме контракт (договор, соглашение) на определенный срок. В контракте указываются условия службы, обязанности и права сторон. На основании контракта издается приказ о назначении гражданина на должность. Контрактная форма применяется, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в Вооруженные Силы и др. При замещении государственной должности государственной службы устанавливается испытательный срок для гражданина, впервые назначенного на государственную должность или назначенного на должность иной группы и вида. Продолжительность испытательного срока зависит от занимаемой должности. Так, по Положению о федеральной государственной службе устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда лицо отсутствовало на службе по уважительным причинам. Государственному служащему до окончания срока испытания квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе в переводе - уволен.
Для ряда категорий государственных служащих вступление в должность сопровождается обязательным принесением присяги. В некоторых видах государственной службы (федеральная государственная служба, военная служба, служба в органах внутренних дел и др.) служащим, занимающим соответствующие должности, присваиваются классные чины, воинские или специальные звания и др. Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся: внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации. Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений. При исполнении обязанностей и реализации предоставленных прав вступает в правовые, в том числе и административно-правовые отношения с иными субъектами права как внутри органа, где он служит, так и вне него. Аттестация государственного служащего. В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям проводится их аттестация. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности федеральной государственной службы. Аттестация может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не реже одного раза в три-четыре года). Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др. Аттестации не подлежат государственные служащие, замещающие должности государственной службы категорий «руководители» и «помощники», с которыми заключен срочный служебный контракт. Также аттестации не подлежат служащие: ) замещающие должность соответствующей группы менее года; ) достигшие предельного возраста, установленного для замещения должности; ) беременные женщины; ) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; ) в течение года с момента присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.
Порядок проведения аттестации регулируется нормами ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация проводится в федеральном органе государственной власти или его аппарате, а также ином государственном органе, образованном в соответствии с Конституцией. Организация проведения аттестации федеральных государственных служащих возлагается на руководителей органов. Положением определено, что для проведения аттестации: формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки лиц, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности по подбору, повышению квалификации, расстановке федеральных государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности, а также решению вопроса о присвоении конкретному лицу очередного квалификационного разряда. Главный итог аттестации - оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии. Перемещение по службе. Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность: вышестоящую - в порядке продвижения по службе с согласия работника; равнозначную - с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту; нижестоящую - при сокращении штатов или занимаемой должности при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего; по состоянию здоровья; по личной просьбе; по служебному несоответствию - в аттестационном порядке; в дисциплинарном порядке - в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др. Стимулирование служебной деятельности служащих. Существуют различные виды стимулирования государственных служащих. Льготы - установленные законодательством преимущества, предоставляемые служащим тех или иных категорий в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Например, льготы могут быть по налогам, медицинскому обслуживанию, перевозкам и т.д. Льготы предоставляются федеральным служащим, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и др. Меры поощрения. За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения. Пол содержанию поощрения могут быть моральными, материальными и смешанными. К мерам поощрения, предусмотренным законодательством о труде, относятся: объявление благодарности, денежная премия, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета, на Доску почета. Положениями о службе, предусматривающими особенности прохождения службы, кроме указанных предусматриваются и иные меры поощрения. Так, в положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные меры поощрения: награждение именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания и др. Служащие могут быть награждены государственными премиями, почетными знаками и иными мерами поощрения. За выдающиеся заслуги перед государством служащие могут быть удостоены государственных наград. Ответственность государственных служащих. В зависимости от характера правонарушений, совершаемых государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Основанием привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок, то есть виновное нарушение правил государственной службы, невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, упущение по службе - нарушение служебной дисциплины. Например, согласно ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел. Материальная ответственность состоит в обязанности служащего, причинившего материальный ущерб физическому или юридическому лицу при исполнении своих служебных обязанностей, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмотренных законодательством. Материальная ответственность может быть ограниченной, полной и повышенной. Административная ответственность наступает за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью. Например, служащие несут ответственность за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности; за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте и многое другие. Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Прекращение государственной службы. Действующее законодательство различает основания прекращения службы, а также порядок прекращения служебных отношений. Основания прекращения государственно-служебных отношений подразделяются на три категории: . По инициативе государственного служащего: по собственному желанию; в связи с выходом на пенсию; в связи с поступлением на учебу; в случае если администрация нарушила коллективный или трудовой договор; по иным причинам. . По инициативе администрации: при ликвидации органа или сокращении штата работников; при обнаружении несоответствия служащего занимаемой должности (например, если он не справляется с поставленными перед ним служебными задачами из-за недостаточности знаний или умения работать); в случае систематического неисполнения служебных обязанностей; в случае прогула без уважительной причины; в случае если служащий не является на работу в течение четырех месяцев подряд из-за болезни; при восстановлении на должность лица, ранее занимавшего эту должность. . Помимо воли сторон: в случае призыва служащего на действительную военную службу; в случае если суд лишил служащего права занимать данную должность; в случае если государственного служащего при проведении очередных выборов не избрали на должность, которую он занимал. Помимо этих оснований увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа в случаях: ) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; ) прекращения гражданства Российской Федерации; ) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего; ) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; ) в случае наличия заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, при условии, что это подтверждено заключением медицинского учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|