Мифология, легенды и символизм
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Тигр является одним из главных персонажей в мифах народов стран Азии, преимущественно тех регионов, которые являются естественной зоной его обитания. Он часто описывается как царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных, символ силы и монархии. Тигра обычно связывают с воинской доблестью, так в Индии его изображение — воинская эмблема[73]. Хотя в Японии тигр изначально был известен только по мифам, его образ был символом мужества и является атрибутом воинов-героев[73]. В Юго-Восточной Азии и Корее тигра почитали как бога-хозяина гор и пещер, покровителя правящих королевских родов, и рассматривали как посредника между Небом и Землёй. Неслучайно талисманом Летних олимпийских игр 1988 года в Сеуле был выбран тигрёнок Ходори. Также корейцы верили, что оберегами служили предметы быта, украшенные рисунками, резьбой, вышивкой, в виде тигров. В Китае верили, что тигр является символом силы и здоровья и отгоняет злых духов и болезни. В даосизме этот хищник ассоциировался с западом, белым цветом, осенью и одним из пяти первоэлементов — водой, и противопоставлялся зелёному дракону — воплощению весеннего востока. Поединок тигра и дракона стал одним из популярнейших символических мотивов китайской живописи. Тигр является одним из Трех Бесчувственных Существ китайского буддизма, олицетворяет злость, наряду с обезьяной — символом стяжающей алчности, и оленем — олицетворением ненасытной похоти[73]. Также в Китае по верованиям, пять легендарных тигров охраняют стороны света и Центр; синий — восток, черный — север, красный — юг, белые — запад и центр[73]. Тигр считается третьим из двенадцати зверей китайского 12-летнего календаря. В Корее первый лунный месяц также носит название «месяца Тигра».
У некоторых азиатских народов существовали представления о тиграх как о первопредках или о другой человеческой расе. Так, малайские племена верили, что тигры имеют социальную организацию, подобную человеческой, а нивхи Сибири и жители Суматры считали их отдельным видом людей. Некоторые народы Индии вводили в свою родословную факт супружества женщины и тигра, называя себя «людьми-тиграми». Во многих районах, где были распространены подобные представления, на охоту и убийство тигров были наложены полные табу[74]. С тигром был также связан культ плодовитости. В разных отдалённых уголках Азии считалось, что для лечения бесплодия или увеличения потомства следует есть мясо тигра, красться по его следам или носить его шкуру. Например, китайская богиня Си Ван Му, повелительница запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами. В античной мифологии зверь менее распространен: Овидий упоминает, что в тигрицу превращалась Фетида, чтобы избежать замужества с Пелеем. Тигр также упоминается как верховое животное Диониса (бога, связанного с Индией), впрочем, чаще эту роль выполняет родственная ему пантера. Также в греческой мифологии тигры иногда служили заменой леопардам, влекущим колесницу Диониса (Вакха)[73]. В позднейшей Европе тигр стал восприниматься как воплощение мощи и кровожадности[73]. В современной западной культуре образ тигра получил своеобразное преломление в татуировках, в том числе и тюремных, обозначая достоинство, силу, жестокость и ярость[75]. «Стиль тигра» — один из крупнейших традиционных внешних стилей ушу. Изобразительное искусство Питер Пауль Рубенс «Охота на тигров и львов» 1618. Одни из первых произведений живописи, на которых присутствует тигр, были найдены в корейских гробницах, предположительно относящиеся к периоду правления Когурё (37 до н. э. — 668 н. э)[65]. Считалось, что изображения тигров оберегают гробницы. Кроме настенной живописи, в гробницах присутствовало много предметов быта, датируемых бронзовым веком (1000 г. до н. э. — 300 г. до н. э.), с изображением тигра: зеркала, топоры, ножи, сосуды, колокольчики, гири, украшения, ритуальные предметы и т.д[65]. Тигр является одним из ключевых сюжетов китайской живописи.
Нередки изображения тигра в индийском искусстве. Одним из самых знаменитых примеров является деревянный механизированный и раскрашенный тигр Типу Султана, пожирающий английского солдата в красной униформе (вывезен из Шрирангапатнама, сейчас находится в музее Виктории и Альберта). В исламе существует запрет на изображение живых существ, что во многом определяет особенность искусства стран, в которых был распространен ислам. Однако, именно для тигров в суфизме, одной из ветвей ислама распространенном в Средней Азии, было сделано своеобразное исключение, и образ тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей города Самарканда в Узбекистане, в том числе на одной из мечетей знаменитого комплекса мечетей на площади Регистан. Образы тигра присутствовали и в европейской живописи, например, в африканских охотничьих сценах Делакруа и на картине Питера Пауля Рубенса «Охота на тигров и львов» (1618). Литература Рисунок со стихотворением У. Блейка «Тигр». См. также: en:List of fictional tigers Образ тигра встречается в произведениях множества писателей и поэтов со всего мира. В индийской и китайской литературе традиционно воспевалась сила тигра. Это животное выступало защитником справедливости, мудрости, а иногда пылкой любви. Подобное восприятие тигра перекочевало в прозу и поэзию Ближнего Востока. В западноевропейской литературе отношение к тиграм было неоднозначным. Так, Редьярд Киплинг в «Книге джунглей» изобразил тигра коварным и грозным животным. Г. К. Честертон называл тигра «олицетворением горестного изящества».[76] Вместе с тем детский писатель Алан Милн в своём произведении о Винни-Пухе создал привлекательный и весёлый персонаж — Тигру. Тигр показан в позитивном свете Г. Л. Олди в рассказе «Хоанга».
Не прошли мимо тигра и поэты. Запоминающийся образ гусара-тигра создал в стихотворении «У цыган» (1920) Н. С. Гумилёв. У Х. Л. Борхеса, который в детском возрасте первым из зверей увидел и запомнил в зоопарке тигра,[76] имеется сборник стихов «Золото тигров». В англоязычных странах к числу самых хрестоматийных относится стихотворение Уильяма Блейка «Тигр», в котором зверь, по словам Борхеса, представлен «символом зла»[76]. Существует несколько его переводов на русский язык, в том числе авторства К. Бальмонта и С. Я. Маршака. В книге Владимира Клавдиевича Арсеньева «В дебрях Уссурийского края» главный герой Дерсу Узала, убив случайно в молодости тотемное животное — тигра, всю жизнь мучался от вины и страха перед «хозяином тайги». Этот эпизод вошёл и в фильмы, поставленные по книге Арсеньева. Кино и музыка Тигр-людоед фигурирует в одном из последних фильмов Фрица Ланга, который так и называется — «Бенгальский тигр» Тигры — популярные персонажи детской анимации: в мультфильме «Кунг-Фу Панда» (2008) Тигрицу (мастера восточных единоборств) озвучила Анжелина Джоли. В мультфильме Walt Disney «Winnie the Pooh» — Тигра (скачет на хвосте как на пружинке, и присвистывает при разговоре). В советском мультфильме «Тигрёнок на подсолнухе» (1981) рассказывается об уссурийском тигрёнке, который зимой заснул, согревая маленький росток, а летом проснулся в чаше огромного подсолнуха. В фильме «Полосатый рейс», снятом на киностудии «Ленфильм» (лидер советского проката в 1961 г.), фигурирует группа тигров, вырвавшаяся из клеток на перевозившем их корабле. В мире комиксов Marvel существует персонаж по имени Тигра. Тигры — главные герои фильма «Два брата». Тигр также снимался в фильме «Лицо со шрамом» с Аль Пачино в главной роли. Образ тигра возникает и в популярной музыке. Так, в репертуар шведской поп-группы ABBA входила песня с названием «Тигр» (Tiger). В фильме «Рокки 3» прозвучала песня «Глаз тигра» (Eye of the Tiger) группы Survivor, которая стала настоящим хитом и на протяжении многих недель возглавляла Billboard Hot 100.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|