Рыночное равновесие. Излишек (выигрыш) потребителя и излишек (выигрыш) производителя
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Спрос и его факторы. Функция спроса. Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара (Р); Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); Текущие доходы потребителей (V); Вкусы и предпочтения потребителей (Z); Объективные (внешние) условия потребления (N); Ожидания потребителей (Е). Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f (P). Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности: Edp = DQd%/Dр% = (DQd /Dр)×(р/Qd) – коэффициент точечной эластичности. Edp = (DQd /Dр) × ((р1 + р2)/(Qd1 + Qd2)) - коэффициент дуговой эластичности. Qd - покупаемое количество блага; Р – цена этого блага. Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, т.к. числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï. Если Edp > 1., то спрос на товар является эластичным по цене; Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене; Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной; Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене; Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичный по цене. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: Наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.
Предложение и его факторы. Функция предложения. Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения. Факторы предложения: Цена данного товара (Р); Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS); Издержки производства и уровень технологий (С); Налоги и субсидии (Т); Объективные (внешние) условия производства (N); Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P). Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Эластичность предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены. Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения. Реакция предложения на изменение цены может быть: а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 Возможны 2 крайних случая: Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна. Факторы, влияющие на эластичность предложения: мобильность ресурсов; время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший, короткий, долгий. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не изменяет S.
В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1. Долгий период предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.
Рыночное равновесие. Излишек (выигрыш) потребителя и излишек (выигрыш) производителя Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (6.1). Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара. Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания. Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (6.1,а). Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0). Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара. Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (6.2). Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (6.2). Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|