Фрустрация (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма
В данной главе описано проведенное нами исследование игры в хоккей. В котором изучается связь результативности хоккейных команд с их проявлением агрессии. Результаты в порядке возрастания важности (на наш взгляд) и приводятся здесь со своего рода аналитикой. 1. При небольшим преимуществе агрессия более свойственна команде, которая ведёт в счёте. По данному пункту у меня нет никаких комментариев. 2. Команда, проигрывающая 3 и более шайбы, ведёт себя более агрессивно. Существенный перевес в счёте - хороший задел, который оберегается с минимальным риском. Выигрывающей команде нет особенного смысла фолить, здесь в большинстве случаев достаточно и аккуратной обороны, корректного поведения и старательного остужения пыла противника. В хоккее это длительное перекатывание из зоны в зону, в футболе - удержания мяча в центре поля, неторопливые поперечные пасы, откидки вратарю. Вот и получается, что существенно проигрывающая команда играет более агрессивно уже потому, что неагрессивно ведёт себя оппонент. Стратегия выигрывающей команды очевидна - не давать ни малейшему шансу противнику. Ведь даже сокращение разрыва способно полностью перевернуть игру и без пяти минут победителя сбросить с пьедестала. Но об этом подробнее в следующем пункте. 3. Если проигрывающая 3 и более шайбы начинает себя вести более агрессивно, у неё резко увеличиваются шансы на ничью и даже победу. Нет, шансы не начинают вдруг превышать сотню процентов, но зависимость была установлена. Вспомните недавний матч россиян с чехами, когда своевременное применение Овечкиным приёма против Яромира Ягра позволило забрать шайбу и забить победный гол. А теперь вернёмся в несколько более ближнее прошлое - в матч российских хоккеистов с канадскими. Одной из причин, по которой "наши" проиграли, стало как раз отсутствие агрессии после 4-й пропущенной шайбы. Ведь ничего не изменилось. Были сделаны попытки перекомпоновать пятёрки (на мой взгляд, весьма грамотно), поменять вратаря, но было упущено другое: команда просто не смогла завестись. В ней не нашлось никого, кто бы смог своим примером повести за собой, биться, сражаться. Не слежу за хоккеем, но ещё недавно в нашей сборной были такие игроки, которые своей неустрашимостью, упёртостью и нежеланием сдаваться могли бы завести команду, повысить её боевой настрой. Вспомните того же Каспарайтиса, которого назвали "недружелюбным приведением". Российский тренерский штаб, на мой взгляд, допустил две принципиальные ошибки: а. не взял в сборную никого, кто бы мог бы повысить общий уровень спортивной агрессии хоккеистов, "напихал" бы своим коллегам прямо на матче, своим примером показав, как нужно бороться б. не смог самостоятельно, в "прямом эфире" поднять уровень агрессии самостоятельно На двух последних ЧМ проблемные ситуации решались индивидуальным мастерством игроков. Безусловно, это очень хорошо, когда в нашей сборной играют 3 лучших игрока НХЛ по системе гол+пас ушедшего сезона (если я ничего не перепутал), но ограничивать свой ассортимент инструментов достижения результата, на мой взгляд, было нецелесообразно. История знает множество случаев, когда проигрывающая команда, сокращавшая разрыв в счёте, резко активизировалась, чтобы в итоге довести дело до ничьей или даже до победы. Прекрасно помню финал Лиги Чемпионов, когда сбавивший обороты и начавший играть по счёту (см. пункты 2) Милан "вдруг" пропустил три гола от Ливерпуля и в итоге проиграл, не реализовав 3 пенальти из 5. Рафа Бенитес в том матче смог сделать две вещи: перестроил команду и "завёл" в первую очередь тех, кто своим рвением и борьбой воодушевили остальных (по-моему, там больше всех начали пахать Стиви Джи, Шмицер и Хаби Алонсо, не уверен). Карло Анчелотти не нашёл в себе возможности завести команду (и, кстати, судя по игре Челси, не нашёл до сих пор) и проиграл.
4. Зависимость между агрессией в начале игры и положительными результатами матча Исследователи так же установили, что более агрессивное начало матча даёт команде больше шансов для победы, нежели пассивное и выжидательное. Очевидно, что более агрессивная команда психологически может "задавить" противника, если это происходит в самом начале матча, это способно формированию у него комплекса неудачника: "Ничего не получается, потому и сейчас не получится". Ведь даже если затронуть таким образом только пару игроков, для победы может быть достаточно и одной их ошибки. Вспомните первые минуты игры российских хоккеистов (икайте, касатики, икайте) с канадскими или американских с финнами. Уже в самом начале проигравших морально задавили. Первый момент у ворот Миллера возник минуте на 15-й, когда скандинавы проигрывали со счётом 6-0. Я хорошо помню игру канадцев на двух прошлых ЧМ, смотрел и на ОИ. Они очень агрессивно "вкатываются" в игру, а на третий тайм сил и эмоций оставалось меньше. На этих ОИ, конечно, канадцы силы распределяли равномернее, но после второго тайма была у меня мысль, что "наши" - то могут попробовать и отыграть. Побегать, побиться, а вдруг... Но нет, уже первые две минуты катания на поле было ясно, что чуда не произойдёт. 5. Команда, агрессивно вкатывающая в сезон, показывает в целом лучшие результаты при прочих равных Причины подобного явления опять же следует искать в психологии. В начале долгого сезона, какие бы сборы не проводились, пик формы ещё маячит где-то впереди, а игровые связи налажены не до конца, тут не до "пасов, не глядя". В таких случаях успехи обычно проще всего реализовываются через реализацию индивидуальных умений и общую агрессивность в игре. Это хорошо сезон за сезоном можно наблюдать в английской Премьер-лиге, когда год за годом кандидаты на вылет "вдруг" начинают набирать не только свои, но и чужие очки, по итогам первой трети чемпионата оказываясь чуть ли не в зоне Лиги Чемпионов (да-да, я про тот же Сандерленд в текущем году), а потом обваливаются к тем позициям, которые и заслуживают. У таких команд порой просто и не бывает иного выбора стратегии, ведь, если не брать очки вначале, потом их уже сложно будет набирать за счёт более низкого уровня игроков и худшей сыгранности. Вообще, добирать в агрессии всегда сложнее, чем удерживать её на определённом уровне. Это, на наш взгляд, сыграло злую роль в случае с Эвертоном в текущем сезоне: команда начала весьма пассивно, акцентируясь на тактической составляющей, в результате чего долго находилась рядом с зоной вылета. Пятый пункт, кстати, обусловил высокое текущее место Тоттенхэма и (в меньшей степени) Арсенала и серьёзное отставание Ливерпуля, и его вылет из Лиги Чемпионов. Падение уровня игры последнего не было скомпенсировано повышением уровня агрессии игры в целом. Впрочем, здесь стоит отметить, что последнее и не вписывается в стратегию дальнейшего развития Ливерпуля, который, насколько я понимаю, будет по манере игры приближаться к испанскому, быстрому и ажурному футболу.
Заключение
Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессивности просто необходимы. Можно предположить, что отвечая на вопросы личностных тестов, спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, проявят различную степень агрессивности*. Данные исследований свидетельствуют о том, что спортсмены высокого класса не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки. Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется в периоды до, во время и после спортивной деятельности. Вероятно, что существующие сейчас методы оценки уровня агрессивности могут дать лишь общее и поверхностное представление о возможных реакциях спортсмена в ситуациях, провоцирующих различный уровень выраженной или контролируемой агрессивности. Более того, полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения, наблюдаемых у иных спортсменов и подростков, можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется. Поэтому для того, чтобы адекватно оценить агрессивные тенденции спортсмена, его потребность и стремление непосредственно выразить свою агрессивность, необходимо проводить как беседы, так и тщательный анализ его поведения в соревновательной обстановке. Бланковые тесты, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной деятельности.
Однако, результаты наших исследований позволили сделать следующие выводы: 1. Первая гипотеза звучала так: "Личность спортсмена будет отличаться от личности студента большей склонностью к агрессивности". Мы провели изучение уровня агрессивности у 2 групп подростков: занимающихся спортом и не занимающихся спортом. Мы предполагали, что проявления агрессивности у разных выборок могут иметь похожий уровень, но в то же время исходили из того, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у неспортсменов. Здесь мы исходили из мнения М. Месснера и Д. Сабо, которые пришли к выводу, что спорт формирует агрессивность у спортсменов. Методику А. Баса и А. Дарки (модифицированный вариант из 40 вопросов) выполнили 60 подростков с 12 до 17 лет: из них 30-спортсмены, 30 – неспортсмены. Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Гипотеза опровергнута. 2. Гипотеза 2: "Скорее всего, различия будут заметны в поведении при фрустрации (преобладание агрессивных реакций у спортсменов), по уровню стремления к социальному одобрению, по показателям агрессии, чувства вины и обиды, по уровню психотизма, структур самосознания и таким качествам личности как закрытость и самообвинение". Мы изучили проявление агрессии хоккеистов на разных этапах игры, и полностью доказали выдвинутую гипотезу. 3. В третьей гипотезе говорилось о факторе занятий агрессивными видами спорта оказывает эффект на агрессивный тип поведения, закрытость и самообвинение, негативизм и социальную желательность поведения. Согласно опросу спортсменов была выделена потребность агрессивности, автономии и проявлении своей личности, а также потребности подвига. Бокс сильно ограничивает уровень агрессивных реакций или агрессивного поведения вне спортивного зала. Значимыми и убедительными являются ответы 24 исследованных, которые утверждают, что их боксерская подготовка как можно больше должна повышать уровень агрессии на ринге, что, по их мнению, одновременно является фактором, уменьшающим агрессию в личной жизни. В заключении подчеркиваю, что оценка итогов проведенной работы еще раз показывает, что бокс имеет во многих случаях положительное влияние на развитие потребностей, которые очень нужны для общества (например, потребности в объединении или в безопасности). И для более широкого объективного изучения этой проблемы следовало бы провести исследования зондажного характера на более многочисленной группе спортсменов. Интересные данные получены в итоге анализа связи личности с обществом и потребности в подвиге, связанной с потребностью в доминировании, а также с потребностью в творчестве. Гипотеза доказана.
Список использованной литературы
1. Белова Е.С. Конфликтные ситуации диалогических взаимодействий // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990. с.863 2. Бротченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск - 1990. с.356 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб - "Питер" - 2000 С.352. 4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта // Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения - М. Издательский центр "Академия", 2000 - С.288. 5. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. - 1996 - Т.17, №2. 6. Диагностика межличностных отношений, или конфликтный ли вы человек. Методика Т. Лири // Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Сост.Р. Римская, С. Римский. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - С.294-309. 7. Диагностика состояния агрессии (Опросник Басса-Дарки) // Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: Изд-во "АСТ", 1997. - С.90-100. 8. Дорфман А.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру. // Психологический журнал - 1995-Т.16; №2. С.94-102. 9. Дорфман Л.Я. Полисестемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997 - Т.18 №2 - С. 192. 10. Коняева А.П. Конструктивный конфликт как средство актуализации гуманистических ценностей // Конфликт в конструктивной психологии - Красноярск - 1990., с.508 11. Куценко Г.В. Психологические защиты и когнитивные стили в системе саморегуляции личности // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск. - 1990. с. 205 12. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М. - "Смысл" - 1993. 13. Лоренц К. Для чего нужна агрессия. - М. - 1997. 14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М. - Педагогика - 1986. 15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Климова Е.А. - М. - 1996. 16. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности // "Мецниереба", Тбилиси. 1989 - С.308. 17. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993. - С.32. 18. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии - 1991 - №1. 19. Попов А.Л. Психология спорта. М. 1999 - С.289. 20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. - 1996. - Т.17, №5. 21. Романина Е.В. Психологические особенности проявления индивидуально-типического в группах экстра- и интропунитивных испытуемых. // Психологический журнал - 1990 - Т.11; № 5. С.79-85. 22. Столяренко А.Е. Основы психологии М. 1999 - С.675.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|