Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных и имущественных прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в случаях: - смерти родителей; - лишения их родительских прав; - ограничения их в родительских правах; - признания родителей недееспособными; - болезни родителей; - длительного отсутствия родителей; - уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; - в других случаях отсутствия родительского попечения. СК возлагает на эти органы следующие функции: - по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету; - устройству таких детей; - осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования. Данные обязанности являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей. Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: - близкие родственники ребенка; - жилищные органы; - органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях); - суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.); - органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей); - другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей; - руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник; - общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях; - учреждения и граждане. Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан: - провести обследование условий жизни ребенка; - обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников). В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен: - в воспитательное учреждение; - лечебное учреждение; - учреждение социальной защиты населения. СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью. Руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в случаях:
- несообщения таких сведений; - нарушения установленных законом сроков их представления; - представления заведомо недостоверных сведений; - совершения иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установленном законом. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание: - в семью: - на усыновление (удочерение); - под опеку (попечительство); - в приемную семью; - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью): - воспитательные учреждения; - лечебные учреждения; - учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. При устройстве ребенка должны учитываться его: - этническое происхождение; - принадлежность к определенной религии и культуре; - родной язык; - возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также, если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|