Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественно-творческая игра как средство арт-терапии

Березина Ю.Ю., Елисеева В.В.

Искусство и творчество оказывает гармонизирующее влияние на человека, благодаря тому, что создавая художественный образ, он приходит к пониманию себя и других. Используя невербальный язык искусства, арт-терапия позволяет специалисту  установить контакт с внутренним миром, ментальностью, чувствами рисующего.

Являясь междисциплинарным феноменом, арт-терапия рассматривается в науке и практике как творческая деятельность с терапевтическим эффектом и применяется в качестве метода психотерапии, психокоррекции и лечебной реабилитации. Наряду с общепринятой клинической моделью арт-терапии в отечественной науке разработана педагогическая модель [Лебедева Л.Д., 2003], имеющая психолого-педагогическую и социально-педагогическую коррекционную направленность. Общим для данных моделей является применение художественно-творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

В психолого-педагогической и социально-педагогической работе возможности арт-терапии используются для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и целостном развитии личности ребенка [Лебедева Л.Д., 2003]. В отличие от клинической модели арт-терапии, где основной целью является диагностика, психоанализ, лечение, а в качестве субъекта выступает пациент, педагогическая модель рассчитана на психически здоровую личность и решает задачи личностного развития, педагогической коррекции, воспитания и социализации ребенка.

В рассматриваемом контексте арт-терапию следует понимать как «заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» [Лебедева Л.Д., 2003]. В процессе арт-терапевтических занятий человек приобретает ценный опыт межличностного взаимодействия, приходит к пониманию, принятию себя и других.

Представители клинической модели арт-терапии признают, что «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе» [Копытин А.И., Свистовская Е.Е., 2007]. Коррекционные возможности арт-терапии открываются через творческий процесс, создание творческого продукта, внимание к своим чувствам и переживаниям, а также благодаря освоению новых форм личностного опыта в творческом взаимодействии с другими, оказания поддержки, взаимопомощи и доброжелательного отношения к друг-другу.

Практика арт-терапии, как показывают исследования Л.Д. Лебедевой, А.А. Калининой, О.И. Постальчук, не всегда предполагает создание оформленных художественных образов. Так, дети, имеющие нарушения в развитии, часто не могут создавать пластические и графические образы, а вербальный контакт с ними затруднен, поэтому в практике педагога должны иметь место арт-терапевтические игры с изобразительными материалами. Проблемы в развитии ребенка зачастую являются осложняющим фактором в его изобразительной деятельности, поэтому в организации арт-терапевтической работы есть специфика, учитывающая особенности моторики, уровень интеллектуального и речевого развития. Это является основанием для выбора содержания и средств арт-терапевтической работы. Арт-терапевтические занятия с детьми с проблемами в развитии включают игровую деятельность как важный способ познания окружающего мира ребенком.

Игра является ведущим видом деятельности детей и привлекает их особым эмоциональным состоянием, которое сопровождает процесс и ожидание результата игровых действий. В ходе игры ребенок испытывает удовольствие от умственной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере. Детские игры с художественными материалами являются неотъемлемой частью изобразительной деятельности ребенка. Игры в изобразительной деятельности, в отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, применяющихся в обучении взрослых и детей, должны иметь художественно-образное начало в сочетании с социально-педагогической направленностью.

Большие возможности для организации и проведения художественно-творческих игр дают техники графики: монотипия, диатипия, граттаж, кляксография, техника высокой печати, рисовальные головоломки, графические диктанты, рисование по описанию и др. Данные техники являются продуктивной деятельностью, основанной на манипуляциях и экспериментировании с разными графическими материалами, выполнении отпечатков краской на листе бумаги способом клише или прикосновения, приглаживания ладонью или пальцами руки. Предлагаемые графические техники притягательны неожиданностью результата, гарантией успеха, простотой исполнения и возможностью быстрого выполнения большого количества отпечатков.

Арт-терапевтический потенциал художественно-творческих игр раскрывается в социально-педагогическом контексте для решения задач социального воспитания: сплочение коллектива; формирование ценностных ориентиров на толерантность, доброжелательность, доверие и ответственность; развитие способности взаимодействовать, оказывать поддержку, проявлять эмпатию.

Очевидна также коррекционная направленность художественно-творческих игр на развитие речи и психических процессов у ребенка: памяти, внимания, мышления, восприятия. Известно, что изобразительная деятельность осуществляется под контролем зрения, мышления, поэтому можно говорить о связи «глаз – мозг – рука», т.е. о синхронной, взаимообусловленной активности функций восприятия, мышления и моторики. Необходимо заметить также, что игры в художественно-творческой деятельности связаны с обогащением сенсорного опыта и развитием ориентировки в пространстве. К ним относятся игры на рисование по описанию, по тактильным, слуховым, вкусовым, обонятельным ощущениям. Спонтанность этих техник и возможность экспериментирования, дорисовывания, подрисовывания, внесения дополнительных элементов в оттиск обеспечивают благоприятные условия коррекции отставания в развитии психических функций у детей. Данные техники позволяют ребенку открывать свои возможности через самопознание, актуализацию собственного творческого опыта, поэтому они являются эффективным средством в практике арт-терапии.

Немаловажным является диагностический потенциал художественно-творческих игр. Наблюдения за участниками игры позволяют заметить некоторые психологические особенности личности, увидеть особенности взаимодействия: проявления лидерских качеств или робости и нерешительности, открытости в общении или скованности, замкнутости, а также умения оказывать поддержку и сопереживать.

Таким образом, художественно-творческая игра обладает большим арт-терапевтическим потенциалом в контексте оказания поддержки развивающейся личности ребенка, осваивающей сложности социального мира. Художественно-творческая игра в арт-терапевтической практике социально – адаптационной и реабилитационной направленности, успешно используется в работе с детьми различных возрастов и категорий, испытывающих трудности в социализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...