2. Денежно-кредитная система: структура и функции. Кредит: сущность, принципы, функции и виды
2. Денежно-кредитная система: структура и функции. Кредит: сущность, принципы, функции и виды
Первый уровень кредитной системы представлен ЦБ. В функции ЦБ входят: – эмиссия (выпуск) банкнот; – хранение государственных золотовалютных резервов; – хранение резервного фонда других кредитных учреждений, главным образом коммерческих банков; – денежно-кредитное регулирование экономики; – кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений; – проведение расчетов и переводных операций; – контроль над деятельностью кредитных учреждений.
Второй уровень кредитной системы представлен: а) коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами (физическими или юридическими лицами). Услуги коммерческих банков, важные для макроанализа: 1) прямое кредитование, т. е. выдача ссуды на условиях возвратности, платности, срочности; 2) банковские инвестиции, т. е. приобретение банком акций и облигаций; 3) лизинг, т. е. опосредованная банком аренда различных видов имущества и оборудования; 4) факторинг, т. е. инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности; 5) трастовые операции, т. е. операции по управлению капиталом клиентов.
б) специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные и ипотечные банки, ссудно-сберегательные ассоциации и т. д. ) – они сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику.
3. Денежно-кредитная политика.
Рис. 16-2. Схема кредитно-денежной политики ЦБ.
Центральный банк, регулируя деятельность коммерческих банков, прежде всего, воздействует на величину их обязательных резервов. Это приводит пятиступенчатую систему в движение, итоговым результатом которого являются изменения уровня совокупного спроса на товары и услуги, ВВП, занятости и общего уровня цен
4. Основные понятия рынка ценных бумаг (фондового рынка)
Управление портфелем ценных бумаг
Лекция 18. Финансовая система и финансовая политика государства
1. Финансовая система: сущность и функции. 2. Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита. 3. Государственный долг (внутренний и внешний). 4. Налоговая система и принципы ее функционирования. Кривая Лаффера. 5. Виды налогов в Российской Федерации. Рисунки и схемы (Экономическая теория) по теме 18: «Финансоваясистема и финансовая политика государства»: Таблица 16. 2, а) Расходы и доходы бюджета, бюджетный профицит и доля доходов госбюджета в ВВП России за период 2003–2005 гг.
Таблица 16. 2, б) Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России
Рис. 16-4. Рост государственного долга США в
1929–1997гг. (в млрд. долл. ) à Финансовая система России включает: 1) государственную бюджетную систему; 2) внебюджетные специальные фонды; 3) государственный кредит; 4) фонды имущественного и личного страхования; Первые четыре блока этой системы – централизованные и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне.
5) финансы предприятий различных форм собственности – децентрализованные и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне.
Рис. 16-4. Рост государственного долга США в 1929–1997гг. (в млрд. долл. )
Тяжесть государственного долга нельзя измерять только при помощи абсолютных его размеров. Важно принять во внимание, в каком соотношении долг находится с ВНП и какова доля процентов, выплачиваемых владельцам государственных ценных бумаг, в ВНП страны (нижние две диаграммы показывают, что рост государственного долга не является катастрофическим). , (формула 18. 1 ) где Мс – мультипликатор государственных расходов;
Y – объем ВВП; G – государственные расходы.
, (формула 18. 2 ) где Мr – мультипликатор налогов; Т – налоги; Y – объем ВВП.
Рис. 16-3. Кривая Лаффера. Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлении ( Тр ) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль ( Т’ ). Если Т’= 0, то вея прибыль остается фирмам а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн. руб. дохода. Дальнейший рост Т’ будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своею «критического (оптимального) уровня» в нашем примере он равен 50%; при этом доход бюджета достигнет своего максимума – 600 млн. руб. ). Дальнейшие попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению налога. (Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером теоретически доказала: ставка налога 50% ( Т’ ) является оптимальной (в н. вр. в этом сомневаются); при такой ставке достигается максимальная сумма налогов ( Тр ). ) Дальнейший рост налога на прибыль приведет к снижению деловая активности фирм и работников (и тогда доходы уйдут в теневую экономику); т. е. фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли (и, соответственно, отчисления в государственный бюджет) будут уменьшаться. При ставке, близкой или равной 100% (по недомыслию финансовых руководителей государства), полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству, т. е. фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю. Выводы: при любых значениях Т’ ( 0 < Т’ < 100% ) государство получает налоговые поступления в том или ином размере; при каком-то конкретном значении ставки Т’ общая сумма этих поступлении ( Тр ) становится максимальной ( кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальны ). Рис. 16. 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|