Работа с литературными источниками
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Л.В.Гринец Цветоводство Методические указания по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы для студентов заочного отделения факультета агротехнологий и землеустройства
Екатеринбург, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4 1. Выбор темы и составление плана курсовой работы …………………….6 2. Работа с литературными источниками……………………………………8 3. Работа над содержанием………………………………………….…..…..10 4. Правила оформления курсовой работы……………………………….…13 5. Защита курсовой работы………………………….………………………21 6. Рекомендуемая литература………………………………………….……31 Приложения…………………………………………………………………..36
1. Выбор темы и составление плана курсовой работы Темы курсовой работы утверждаются кафедрой. Студент должен выбрать тему в начале семестра, защита работы проводится, как правило, в конце семестра. Обучающийся может предложить свою тему, аргументировав свой выбор, и после утверждения кафедрой она закрепляется за ним (Приложение А). При выборе темы каждый студент, разумеется, исходит из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей. Ведь очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая какое-то удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен. Далее, выбирая тему, нужно исходить из реальных возможностей обучающегося собрать необходимый материал – фактический, исследовательский, библиографический и т.п. Необходимо учесть и тот момент, что материалы курсового проекта можно будет использовать для дальнейшего развития, расширения и углубления данной темы в последующих научно-исследовательских работах.
Тема должна быть актуальной, иметь теоретическое и практическое значение для сегодняшнего дня. Разработка избранной темы должна носить исследовательский характер и предусматривать всестороннюю характеристику объекта исследования, оценку существующего положения, раскрытие взаимосвязи между социальными, экологическими, экономическими, культурными и другими явлениями. Одновременно с выбором темы целесообразно сразу же определить основные направления и идеи, которые получат развитие в работе, и приступить к составлению предварительного плана. Первоначально он представляет собой набросок исследования, который в дальнейшем может меняться, приобретая более конкретные очертания. Окончательный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем. Все вопросы плана должны быть логически связаны, каждый предыдущий этап (пункт) должен обуславливаться последующим и в совокупности давать ответ на поставленный вопрос, т.е. раскрывать суть темы. Если обобщить требования, предъявляемые к плану курсового проекта, они будут выглядеть так: • план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, и концентрированно отражать содержание работы; • план должен предусматривать последовательное, логическое, взаимосвязанное раскрытие результатов исследования; • не должно быть вопросов, ответы на которые частично или полностью содержатся в предыдущих или последующих разделах работы; • нельзя вводить вопросы, детализирующие более общий вопрос без предварительного внесения в план данного общего вопроса; • план должен быть написан в форме неразрывных предложений, а не в форме вопросительных. Слово «план» используется на предварительном (подготовительном) этапе в процессе написания работы. Но при оформлении проекта слово «план» не пишется. На странице, следующей за титульным листом, вверху пишут прописными буквами: «СОДЕРЖАНИЕ». А под ним - то, что собственно и составляет план работы.
Работа с литературными источниками Следующий этап подготовки работы - обзор научной и практической литературы. Без глубокого изучения освещенных в печати аспектов исследуемой проблемы сделать качественную работу невозможно. Наряду с базовыми знаниями в определенной области необходимо владеть информацией о современных течениях и тенденциях развития данного направления, о позициях ведущих ученых, о проблемах, обсуждаемых на страницах периодической литературы и т.д. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам: 1. общее ознакомление с литературным источником в целом по его оглавлению; 2. беглый просмотр всего содержания; 3. чтение в порядке последовательности расположения материала; 4. выборочное чтение какой-либо части литературного источника; 5. выписка представляющих интерес материалов. Изучение литературы по выбранной теме лучше начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. При изучении литературных источников желательно соблюдать следующие рекомендации: - начинать работу следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого перейти к инструктивным материалам (использовать инструктивные материалы только последних изданий); - детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе - выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам курсового проекта, предусмотренным планом; - при изучении литературы не стремитесь освоить всю информацию, в ней заключённую, а отбирайте только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в курсовом проекте;
- изучая литературные источники, тщательно следите за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться; - не расстраивайтесь, если часть полученных данных окажется бесполезной, очень редко они используются полностью; - старайтесь ориентироваться на последние данные, по соответствующей проблеме, опираться на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы; при отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. 3. Работа над содержанием Когда план готов, начинается работа над содержанием. Материал, составляющий содержание курсового проекта, должен быть не только тщательно собран, но и правильно организован. Такая организация достигается четкой структуризацией работы: введение, две-три главы, заключение, список использованной литературы (библиографический список), приложение. Объем работы, как правило, составляет 25-30 страниц машинописного текста. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее конкретизируется объект и предмет исследования, определяется цель и содержание поставленных задач, указывается метод (или методы) исследования. Таким образом, введение - очень ответственная часть курсового проекта, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые её квалификационные характеристики. Освещение актуальности должно быть четким, немногословным. Достаточно в пределах одной-двух страниц текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Далее следует перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Обычно это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, выявить… и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание работы; предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Во введении необходимо также указать методы исследования, которые служат инструментом в сборе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Основная часть состоит, как правило, из двух или трех глав, содержание которых зависит и от учебной дисциплины, и от темы. Здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования, обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсового проекта и полностью её раскрывать. Здесь магистр показывает своё умение сжато, логично и аргументированно излагать материал, оформление которого должно соответствовать предъявляемым требованиям. Заключение, так же, как и введение, можно начать с краткого упоминания значимости выбранного направления исследования, переходящего в анализ полученных результатов. Следует по пунктам систематизировать основные выводы и предложения (рекомендации), сделанные в работе, указать, на что они направлены. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследованной темы, формы и методы её дальнейшего изучения. Список использованной литературы (библиографический список) составляет одну из существенных частей курсового проекта и отражает самостоятельную творческую работу магистра. Всё, что касается поиска литературы и работы с ней, рассматривалось выше (в предыдущих разделах). Список использованной литературы, источников формируется параллельно ходу выполнения работы. В конце необходимо произвести лишь его систематизацию - фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещаются по алфавиту. Источники на иностранном языке обычно помещаются по алфавиту после основного перечня. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в работе. Если магистр делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения (рисунки, схемы, таблицы, геологические карты разного назначения, геолого-литологические, инженерно-геологические и гидрогеологические разрезы; данные геологической разведки и т.п.) усиливают наглядность проекта, глубже раскрывают суть процессов и явлений, делают высказанные положения более аргументированными и убедительными. Приложения располагают в конце работы после списка использованной литературы, от которого их отделяет лист с надписью в центре «Приложения». Затем следуют сами приложения, каждое из которых может состоять из одного или нескольких листов. Каждое приложение должно иметь заголовок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|