Происхождение страха
Детские страхи «Помню в детстве я очень боялась громкого гудка поезда в метро. Мне казалось, что извещая о своем приближении зычным трубным голосом, он (поезд) как бы кричит «задавлю», погружая меня в тревогу…». Так начала свое повествование о своей проблеме одна из моих пациенток. Она обратилась за консультацией по поводу страха во время нахождения в метро. Дискомфортные ощущения, которые она испытывала, спускаясь в подземку, доставляли ей сильнейшие мучения. Как Вы, наверное, уже догадались, истоки страха в данном примере идут из детства. Только сейчас это уже сформировавшийся навязчивый страх – фобия, а в детстве это был зародыш страха, с которым ребенок мог бы справиться сам (и это было бы легче), при помощи родителей, близких или психолога. Данную статью я не зря начала с подобного рассказа. Детские страхи не должны быть игнорированы. Распознать наличие страхов у ребенка вовремя - очень важно! Я не призываю к намеренному выискиванию пугающих вещей, ситуаций у Вашего чада, но лишним не будет, если без внимания не будут оставлена эмоциональная сфера ребенка, тем более, если она «подает сигналы бедствия». Что такое страх? Этот раздел будет совсем небольшим. Нам он необходим для дальнейшего ориентирования в обсуждаемой проблеме. В нем мы разберемся, что же такое страх, какие его функции и чем он отличается от тревоги. СТРАХ — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).
(Психологический словарь) Происхождение страха Откуда же берутся ОНИ – детские страхи? Может, вылезают темной ночью из коробки с игрушками или из стенного шкафа? А может быть прилетают вместе с Бабой-Ягой в ее ступе? Детишки часто фантазируют подобным образом. В темной комнате страх может притаиться везде. И в тенях на стенах от проезжающих машин, и в ящике комода, и за батареей… Для ребенка это не пустые слова. Давайте посмотрим, как страх может прийти в гости к Вашему ребенку. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода. Т.к. всегда предотвращал слишком опасные для жизни действия. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний (А.И. Захаров). Ребенок первых лет жизни, как и человек на ранних ступенях своего социального развития, боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, верит в бессмертие себя и мамы с папой. И только со временем складывается объективный характер представлений, когда формируется абстрактно-логическое мышление и умение различать ощущения. Но вместе с этим усложняется и психологическая структура, детские страхи становятся социально-опосредованными (затрагивают жизнь и благополучие других людей).
Итак, что и кто же могут способствовать появлению разнообразных страхов: · Отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников. Т.к. игра всегда была и остается естественным способом изживания страхов (далее будет рассмотрено подробнее). · Гиперсоциализированная материнская забота. Это излишне строгая мать, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу. Давайте посмотрим, на подобную ситуацию глазами ребенка? Мама во всем ограничивает, почти приказывает сделать что-либо строгим голосом, вечно говорит «не успеешь, опоздаешь, выгонят из школы», заставляет все планировать наперед. Мы видим эмоционально холодную мать, которая у эмоционально-чувственных детишек вызовет беспокойство. К тому же вечное планирование у ребенка формирует детские страхи перед всем неизвестным: деятельностью, местом, людьми, спонтанностью. За своей холодностью чаще всего «мамы и папы» прячут внутренний страх перед свободным развитием жизни, перед ошибками, которые они могут совершить (а ведь все мы имеем право на ошибку), перед очередной непокоренной вершиной… · Гиперопекающая мать (родители). Если всегда и во всем оберегать, опекать ребенка, подавлять его самостоятельность, стараться предвидеть любое его действие, то напрашивается только один вывод, который, скорее всего, бессознательно и сделает ребенок: мама (и папа) все время меня охраняют и защищают, т.к. мир очень опасный и страшный! И этого мира, следовательно, надо бояться. Гиперопекающие матери всегда тревожны. Очень часто, сами того не замечая, они награждают ребенка кучами страхов. По словам мамы (папы, бабушек, дедушек) получается, что тебя обязательно собьет машина, укусит собака, поставят двойку, дядя милиционер заберет в тюрьму. Иногда в самой фразе уже содержится установка: «Не вертись по сторонам, а то попадешь под машину»; «Там не ходи, а то тебя обязательно убьют и ограбят»; «Не трогай нож, а то обязательно порежешься» и пр. Нам всем понятно, что подобными высказываниями мамы хотят предостеречь ребенка, но давайте отбросим первые части фраз…. Что у Вас получилось? Вот-вот. Сообщая ребенку правило поведения на дороге можно не прибегать к устрашающим напутствиям. Можно объяснить последствия нарушения правил, но другим способом, как говориться, не переходя на личности. Конечно же, мои, по сути, банальные примеры не раскрывают всей сущности материнской, человеческой тревожности, но суть проста: тревожная мама, всегда передаст часть своей тревоги ребенку, даже еще в утробе. Чем большим количеством правил насыщен быт семьи, тем выше в ней тревога и тем охотнее формируются детские страхи. Все хорошо в меру.
· Конфликтные отношения родителей ( особенно характерно для дошкольников) способствуют зарождению разнообразных страхов. Имеется в виду, что детские страхи (неважно какие) являются эмоциональной реакцией на ссоры в семье. · Состав семьи. В неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте детишки особенно чувствительны к разрыву отношений между родителями. · Наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут «передаваться по наследству» в прямом смысле слова. Особенно при общих конституциональных особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько говорит, как бы между прочим, тяжко вздыхая, что у нас в роду многих съел рак. Маленький ребенок сначала думает, как же рак может съесть человека. Потом, с возрастом, понимание приходит – рак, онкология. Страх рака витает в семье, ребенок волей неволей заражается им. Вырастая, он постепенно узнает подробности, изучает тайком медицинскую энциклопедию и боится, боится, боится. Чаще подсознательно, не признаваясь себе в этом. Еще чаще вырастает ипохондриком (человек, излишне тревожащийся о своем здоровье). Таких примеров масса. Страх беременности, родов, разных болезней, незваных гостей, собак, незадернутых штор и пр.… Этот список можно продолжать бесконечно. Лучшая рекомендация для всех нас в подобных случаях: давайте прорабатывать наши страхи, и не нагружать ими наших детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|