Характерные черты времени, отражённые в повести «котлован»
А. П. ПЛАТОНОВ. Особенности творчества 1920-е годы. Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия — Климентов) писал стихи с 13 лет. В 1922 г. был опубликован его сборник стихов «Голубая глубина». Был увлечён техническими утопиями, размышлял о месте науки в жизни (рассказы «Родина электричества», «Песчаная учительница»; научно-фантастическая проза «Потоки солнца», «Лунная бомба», повесть «Эфирный тракт»). В 1920 г. на вопрос анкеты, к какому литературному направлению он принадлежит, Платонов ответил: «Имею своё». Конец 1920-х — начало 1930-х годов. Поначалу Платонов горячо верил в революцию, был партийным пропагандистом. Но вдруг осознал, что путь, по которому идёт страна, ложный. Были написаны: «Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море», «14 красных избушек». В этих произведениях осмысляются «сплошная коллективизация» и её трагические последствия, показано уничтожение национальных корней. С этого периода Платонов именуется классовым врагом, его перестают публиковать. 1930-е годы. Платонов создаёт новеллы, в которых уже нет сарказма, описания мира абсурда и катастроф, изображения утопических проектов — герои стремятся к простому личному счастью («Фро», «Семён», «Река Потудань», «Третий сын»). Он пишет статьи о русской, советской, новейшей западной литературе (ближе всего ему Пушкин). А также обращается к теме детства: появляются светлые лирико-философские рассказы «Июльская гроза», «Никита», «Цветок на земле», «Ещё мама». 1940-е годы. В годы Великой Отечественной войны Платонов пишет военные рассказы о народном сопротивлении, изображая солдат — тружеников войны. За время войны вышло 4 книги прозы, а после войны — две книги сказок («Башкирские народные сказки» и «Волшебное кольцо»). Лучшие и наиболее значительные произведения Платонова на протяжении 60 лет оставались в рукописях. Представление об этом писателе было не только не полным, но и искажённым до конца 1980-х гг.
Отличительные черты • Глубочайшее художественно-философское осмысление трагедии русского народа в XX в. • Гуманизм, личная боль за «душевного бедняка» (последователь Пушкина, Гоголя, Достоевского, сострадающих «маленькому человеку»). • Уникальный язык, выразивший суть эпохи, своеобразие мышления его героев и взглядов автора. Художественный мир писателя: жил в неспокойной, трудное время и писал о проблемах современности; писал на «народ» простом языке, использовал сказовые формы (от лица героя); произведения часто не окончены, имеют «открытый» финал, удивляют читателя отсутствием логики, четкого сюжета; произведения часто аллегоричны, символичны, с философской и религиозно - этической проблематикой; произведениях неразрывно связаны комическое (чаще сатира) и трагическое; Герои Платонова «странные» люди (страдальцы, искатели правды, люди из народа, сироты в душе). Типы героев: «естественный» человек – стихийный, «сокровенный», со скрытыми душевными качествами; человек-рационалист-энтузиаст труда, преобразователь, человек с механическим сознанием, без души; ребенок - высший этический, носитель добра и символ будущего. ПОВЕСТЬ «КОТЛОВАН» (1930) Жанр: антиутопия разоблачение несбыточных, бессмысленных мечтаний о строительстве «Общепролетарского Дома»(коммунизма в России). Символическое произведение. Тема: строительство «светлого» будущего в России, индустриализация и коллективизация, судьба человека в этот переломный период. Главный герой – Вощев, уволенный с работы за то, что он много думал, в том числе и о смысле «своего существования». Он «сокровенный человек», анализирующий все происходящее, попадает на грандиозное строительство котлована для будущего общепролетарского дома, где все будут счастливы, а также в колхоз имени Генеральной линии, где происходит коллективизация (создается этот колхоз).
Котлован – символ несбыточных надежд на всеобщее счастье и равенство (утопия) превращается в могилу для ребенка (т.е. обречена на гибель надежд на будущее). Автор пытается предупредить современников и потомков, что превращение человека в винтик механизма для реализации несбыточных и абстрактных идей, приведет к гибели, обезличиванию человека. «Человек – художник, а не глина для творчества». Традиции Достоевского об идее всеобщего счастья и «слезинке замученного ребенка». Сюжет, жанр, основная мысль. Это философская повесть о людях, пытающихся построить многоэтажный дом, где все будут жить в уже придуманном и устроенном счастье. Чтобы дом был прочным, под него необходимо выкопать котлован. Рытьё котлована — занятие трудное, требующее человеческих жертв. Котлован всё расширялся и, в конце концов, стал могилой для многих людей; в том числе и для девочки Насти, ради которой (ради будущего) и рыли этот котлован и строили дом. Конкретный сюжет переходит в символику времени. Сюжет построен нелогично, но в этой нелогичности отражена эпоха строительства социализма. Нельзя построить фундамент на земле, истощённой страданиями людей. (Достоевский считал, что гармония невозможна, если ради её достижения пролита хоть одна слезинка ребёнка.) На строительстве фундамента социализма льются реки слёз и моря крови. Котлован забрал и похоронил то, что было создано предыдущими поколениями. Название. В названии отражено несколько значений-ассоциаций: • существует языческий миф, в котором есть обычай самый первый камень в строящемся здании поливать кровью жертвы; • яма, в которую сбросили и затоптали в грязь всё доброе и хорошее, что было в России до 1917 г.; • братская могила, которую строители дома копают себе и другим. Персонажи - символы Вощёв был уволен с завода, потому что он задумывается «среди общего темпа труда» (в государстве, где ценятся послушание, задумчивость — состояние нежелательное). Он ищет другую работу и попадает на большую стройку многоэтажного дома.
Смерть девочки Насти (Анастасия — «воскресшая») — остановка действия в повести. Образ Насти — символ и настоящего обездоленного детства и символ будущего, замешенного на крови и костях. Медведь-молотобоец введён как условный персонаж, действия которого ассоциируются со слепой стихийной силой, ничего не разбирающей в своей слепоте, но зато хорошо «чувствующей классового врага». Мать Насти (бывшая «буржуйка»). Её смерть символизирует гибель поэзии, того прекрасного, что было в прошлом, и завещание будущему (Насте) этой красоты. Но счастливое будущее похоронено в котловане. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВРЕМЕНИ, ОТРАЖЁННЫЕ В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН» Разорённая войной страна. Описана нищета рабочих и крестьян, всеобщая ветхость и бедность: «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над пекарней», «забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Грандиозные стройки коммунизма. Строительство Дворца Советов, метрополитена, Беломорканала, электростанций. Раскулачивание крестьян, начало коллективизации. «Двое — это уже вполне кулацкий класс и организация». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит её из виду». Энтузиазм масс. Рабочие верят в «наступление новой жизни после постройки больших домов». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним». Процветание бюрократии и массовое доносительство. Жена Пашкина помнила, как Жачёв послал в ОблКК заявление на её мужа и целый месяц шло расследование, — даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич: «Уж что-нибудь одно!». Всеобщая подозрительность. Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни...» Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья. Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи...» Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путём; отучить людей думать, сомневаться. Вощёв «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|