Типология современных экономических систем.
Существует два способа координации: рынок и иерархия. Они не существуют по отдельности. Каждая экономическая система делает некоторые комбинации этих принципов. В одной системе большинство людей координируют свою деятельность посредством рынка. В другой — посредством иерархии. Рыночная координация имеет место тогда, когда покупатели и продавцы обмениваются друг с другом товарами, ценными бумагами, трудом и т. д. на основе колебания цены. Обмениваться друг с другом не означает сосредоточиваться в одном месте. Этот обмен означает тесный контакт через современные средства коммуникации. Цены в данном случае являются источником информации. Иерархия — это способ достижения координации, в котором индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти. В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные действия обособленных производителей (индивидов), а посредством директив, которые управляющие (менеджеры) направляют своим подчиненным. Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные данные, доклады, инструкции и правила. Для служащих основным стимулом к подчинению управляющим (менеджерам) является то, что они согласились на эту субординацию, как на условие вступления в организацию По критерию координации все современные экономические системы можно подразделить следующим образом: чистый капитализм; командная экономика (или административно-командная экономика); смешанная экономика; традиционная экономика. Также как полярными точками являются рынок и иерархия, также полярной альтернативой чистому капитализму является командная (или административно-командная) экономика. На практике данная система была реализована в СССР. Ее характерными основными чертами являлись:
Наличие общественной (государственной) собственности на все материальные ресурсы и их централизованное распределение. Вмешательство государства во все сферы экономической жизни. Государственное принятие решений посредством централизованного планирования, которое носило директивный характер. Все предприятия являлись собственностью государства, и соответственно должны были выполнять планы на основе директив. Уравнительное (нормированное) распределение ресурсов и доходов. В современной экономической действительности все экономические системы располагаются между этими двумя полюсами — чистым капитализмом и административно-командной экономикой. Современные экономические системы называются экономиками смешанного типа или смешанными экономиками. Смешанные экономики характеризуются следующими чертами: Наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность на отдельные виды ресурсов, а соответственно существует государственный сектор в экономике, существуют государственные предприятия. Существуют различные виды государственного регулирования, включая индикативное планирование. Если говорить о причинах, почему государство стало вмешиваться в экономику в рациональном смысле слова именно с конца XIX в., то причины этого в следующем: в экономике выросли силы (корпорации и профсоюзы), которые стали воздействовать на рыночный механизм, искажать его и выводить таким образом систему из динамического равновесия. Существует в современных условиях и четвертый тип экономической системы. Это так называемые традиционные системы. Они характерны, как правило, для слабо развитых стран, где техника производства, распределение, обмен базируются на освященных временем обычаях. Наследственность и касты диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, ибо они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Экономический рост отсутствует. Ярко выражен социально-экономический застой.
Но следует заметить, что лучший способ решения дилеммы «неограниченные потребности - ограниченные ресурсы» в одной экономической системе может оказаться непригодным, в другой — с наличием в ней противоположных идеологических устоев, культуры, традиций, ценностей.
4.1РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ РЫНОК - это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Признаки рынка: свобода его участников, определяемая правом обладания собственностью; неограниченное количество его участников, создающее конкурентную среду; полная информированность его участников о состоянии рынка: о конъюнктуре рынка, о ценах на сырье и Функции рынка: -формирование конкурентной среды и воздействие на -установление пропорций в общественном хозяйстве -обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу; -эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему-создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности; -обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности; -ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров. Под экономической КОНКУРЕНЦИЕЙ понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).
Выделяют конкуренцию: а) по отраслевому признаку: внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Межотраслевая конкуренция — это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала; б) по состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую. Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции. Принято выделять три основных вида несовершенной конкуренции: монополистическую, олигополию и чистую монополию. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Под олигополией понимают рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка. Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.; в) по способам соперничества: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения. При неценовой конкуренции выбор товаров диктуется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и т.д.
4.5Трансформационная (переходная) экономика Период, в течение которого происходит трансформация прежней экономической системы и зарождение новой, составляет так называемый переходный период. В течение этого периода существует переходная экономическая система, или переходная (трансформационная) экономика. К странам с переходной экономикой можно отнести Россию, Беларусь и другие государства, образовавшиеся после распада мировой системы социализма. Для переходной экономики характерны следующие основные черты: а) изменчивость и нестабильность, носящие "безвозвратный "характер. Переход от одной экономической системы к другой — это, прежде всего, процесс ломки старых (причем не только экономических) отношений и зарождения новых. Реформирование происходит быстро и достигает цели в том случае, если оно не отрывается от реалий жизни народа и учитывает объективный закон "минимальной трансформации": из всех возможных вариантов преобразований достигает цели тот, который позволяет адаптировать общество к новым условиям хозяйственной деятельности, не грозящим фундаментальным сущностям данной цивилизации; б) многообразие переходных форм общественного хозяйства (укладов). Экономический уклад — это особый тип хозяйства, в основе которого лежит определенная форма собственности на средства производства и соответствующие ей производственные отношения. Количество экономических укладов и их доля в экономике той или иной страны зависят от конкретно-исторического развития данной страны, ее социально-экономического уровня, общественно-политического строя. Это могут быть: патриархальный уклад; частный уклад; государственный уклад; смешанный уклад и др.; в) особый характер противоречий. Борьба нового со старым, борьба отживающих экономических укладов с вновь г) историчность. Она обусловлена особенностями раз К основным задачам данной переходной экономики можно отнести:
а)создание экономического механизма нового типа. Суть этой задачи состоит в том, чтобы изменить деформированный экономический механизм. Рыночная система предполагает наличие соответствующей инфраструктуры хозяйства: коммерческих банков; бирж; лизинговых, страховых б)обеспечение и развитие экономической свободы и инициативы субъектов рыночных отношений. Экономическая в)создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита населения и социальные гарантии — одно из условий стабильного и эффективного функционирования данной системы. Своеобразие задач переходной экономики определяет и своеобразие путей их решения, основными из которых являются: демонополизация экономики; разгосударствление и приватизация; стабилизация денежного обращения; либерализация цен; создание рыночной инфраструктуры; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику и др.
4.2Структура и инфраструктура рынка. Классификация рынков Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам: 1.по экономическому назначению рыночных объектов. По этому признаку выделяют рынки: потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта; по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок. по степени насыщенности: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок; по степени зрелости: рынки с развитой инфраструктурой; рынки с формирующейся инфраструктурой; по правовому статусу: официальный (легальный) рынок; теневой (нелегальный) рынок. Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфраструктура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; брокерские и другие посреднические организации; аудиторские фирмы; страховые компании; информационные службы и др.Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий, организационно оформленный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров. Фондовая биржа представляет собой учреждение, в котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Биржа труда — это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
4.3 Государство в рыночной экономике Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование экономических процессов в этих условиях является тем средством, которое способно уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса, способствовать ее стабилизации и подъему. Многообразие задач, стоящих перед государством, определяет и многообразие экономических функций, которые оно должно выполнять. Основными экономическими функциями государства, обеспечивающими нормальное функционирование рыночной системы, являются: 1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, Сущность этой функции заключается в том, что государство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их исполнением; защита конкуренции. В целях защиты интересов потребителя и общества в целом государство проводит мероприятия по защите конкуренции и, в первую очередь, разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними; перераспределение доходов и богатства. В рыночной перераспределение ресурсов. В качестве инструментов стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Для решения вышеперечисленных задач у государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика. К фискальной политике относят, прежде всего, деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Манипулируя средствами бюджета, государство может воздействовать на безработицу и инфляцию, стимулировать деловую активность. Не менее важным инструментом воздействия государства на экономику является денежная политика. Регулируя денежную массу в обращении, государство может влиять на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления населением благ, объем производства и темпы экономического роста. Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т.е. эту функцию государство выполняет через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан. В числе важных инструментов экономической политики государства — регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и др.
4.4 Модели рыночной экономики МОДЕЛЬ — образец, схема чего-нибудь. В качестве образца в экономической теории рассматривают несколько моделей рыночной экономики: американскую, японскую, шведскую, немецкую, китайскую. Американская модель построена на всемерной поддержке предпринимательской инициативы граждан. Она ориентирована на достижение личного успеха теми, кто более образован, энергичен, предприимчив. В такой системе велика экономическая поляризация общества, наблюдается большое различие в уровне доходов.'Здесь не ставится задача обеспечения социального равенства. Японская модель, в отличие от американской, предполагает высокую степень вмешательства государства в регулирование экономики. Однако при этом активно поддер живается и стимулируется частный сектор. В экономике приоритет отдается развитию малого и среднего бизнеса. Традиции и обычаи в японской экономической модели играют существенную роль. В японской модели широко применяют среднесрочное и долгосрочное планирование, хотя оно носит не обязательный, а рекомендательный характер. Государством проводится жесткая антимонопольная политика. Шведская модель рыночной экономики характеризуется значительным вмешательством государства в регулирование экономики и активной социальной политикой. Высокие налоги позволяют государству сосредотачивать в своих руках значительные средства и направлять их на решение социальных задач.Для характеристики шведской модели экономического устройства часто применяют понятие "шведский социализм". Немецкую модель рыночной экономики отличает сильное влияние государства на экономику при значительном удельном весе государственной собственности, планирование основных макроэкономических показателей, значительная роль государства в решении социальных задач. В немецкой модели сильны позиции частного предпринимательства. Немецкая пунктуальность обусловливает формирование законодательства, направленного на строгое соблюдение договорных обязательств субъектами хозяйствования, защиту конкуренции и окружающей среды. Центральный банк независим от законодательной и исполнительной власти. Китайская модель экономического устройства характеризует не столько уже сложившуюся модель рыночной экономики, сколько модель переходной экономики. Для китайской модели характерна значительная доля государственного сектора в экономике (свыше 50%). Основной формой собственности на важнейшие средства производ ства является общественная. Регулирование экономики на макроуровне осуществляет государство посредством централизованного планирования.. В экономике Китая широко практикуются такие формы хозяйствования, как передача предприятий в подряд коллективам и отдельным лицам. Беларусь является государством с переходной экономикой. Для белорусской модели экономического устройства характерно сочетание административно-командных и рыночных механизмов управления экономикой при явном преобладании первых. Это обусловлено тем, что в собственности государства и под его контролем находится около 2/3 средств производства. Из процессов разгосударствления и приватизации изъяты морской, речной, железнодорожный и воздушный транспорт, многие объекты социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование и др.). Медленно реформируются колхозы, потребкооперация. В Беларуси не сформирован средний класс — социальная основа рыночной экономики. Малый и средний бизнес находятся в стадии становления. Социальная защита в белорусской модели построена на базе разработанных социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. Если проанализировать все вышеперечисленные модели экономического устройства, то их можно свести к двум типам. Первый тип — это те модели, в которых господствует частная собственность и всячески стимулируется частное предпринимательство. Такие модели рыночной экономики принято называть ЛИБЕРАЛЬНЫМИ. Образцом такой экономики может служить экономика США. Второй тип — это модели, основанные на значительном вмешательстве государства в процессы регулирования экономики как на макро-, так и на микроуровнях. В таких моделях высока роль государства в решении социальных задач. В экономической науке их принято называть СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ. Примером такой экономики может служить экономика Швеции.
5.1 Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса Спрос является определяющим элементом рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако следует заметить, что потребности людей — это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар. СПРОС — это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые обеспечены денежными средствами и могут быть реально удовлетворены Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса экономисты назвали ЗАКОНОМ СПРОСА. Кроме цены на величину спроса влияют и неценовые факторы, важнейшими из которых являются: а) доходы потребителей; б) предпочтения (вкусы) потребителей; в) цены на сопряженные (взаимозаменяемые или взаимо Взаимозаменяемый товар — это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. Взаимодополняемые товары — это товары, комплект которых составляет единую потребительную стоимость. Например, часы и ремешок к ним; г) число покупателей; д) ожидания. Они, как правило, связаны с ориентацией людей на изменение цен и доходов в будущем.
5.2 Предложение и факторы, Под ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени В отличие от спроса, связь между ценой и объемом предлагаемых благ здесь прямая, т.е. чем выше цена, тем большее количество товаров готов предложить производитель и наоборот К основным неценовым факторам предложения относятся: а) издержки производства, которые, прежде всего, определяются ценами на ресурсы и научно-техническим прогрессом, обеспечивающим снижение затрат на единицу продукции; б) технология. Совершенствование технологии означает рост производительности труда. Это значит, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются, и, со гласно действию предыдущего фактора, предложение будет расти; в) цены на другие товары. Изменение цен на другие то г) число товаропроизводителей. По мере вступления в д) налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение; е) ожидания. Ожидания изменений цены продукта в
5.3 Отраслевое рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя Рынок — это "поле битвы", где происходит "сражение" между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Покупатель, имея определенную сумму денег, идет на рынок с целью купить товар по наиболее низкой цене. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ЦЕНОЙ СПРОСА. Чем ниже эта цена, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег. Продавец (производитель) идет на рынок с целью продать товар по максимально высокой цене. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ЦЕНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Она не может опуститься ниже внутренних издержек производства, ибо производство товаров теряет всякий смысл, производитель не получит прибыли. Таким, образом, на рынке идет конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену. В результате этой борьбы устанавливается отраслевое рыночное равновесие, соответствующее равенству спроса и предложения, равновесному объему производства и равновесной цене. Уравновешивание спроса и предложения в точке Е определяет установление в ней цены равновесия. Покупатель, который покупает товар по равновесной цене, но мог бы заплатить за него и больше, получает выгоду как разницу между этими ценами. В экономической теории ее именуют "излишком потребителя". Продавец, который продает товар по равновесной цене, но мог бы продать его по более низкой цене, получает выгоду именуемую "излишком производителя". Общая суммарная выгода, которую получат все покупатели и продавцы в результате сделок по равновесной цене, составит общественный выигрыш.
6.1 Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене "Эластичность" в русском языке обозначает гибкость, плавность. Термин "эластичность" в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловленных переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5 %, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%? Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это показатель степени чувствительности (реакции) покупателей (потребителей) на изменения цены и дохода. Поэтому в экономической теории рассматривают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции измеряется показателем ценовой эластичности спроса, Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Если потребители относительно нечутки к изменению цен на покупаемые продукты, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос относительно неэластичен или просто неэластичен. Эластичность спроса по цене рассчитывается для любой точки на кривой спроса, характеризующей изменение объема спрашиваемой продукции. Ее называют точечной. Она характерна для незначительных изменений цены и объема спроса. Если же изменения цены и объема спроса значительны, то эластичность спроса рассчитывают на определенном отрезке кривой спроса между двумя точками. Такую эластичность спроса называют дуговой. Основными факторами, влияющими на эластичность спроса по цене, являются: а) наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов). товар-заменитель. Поэтому спрос на первый товар с высокой ценой будет достаточно эластичным; б) удельный вес расходов на покупку товара в общем Чем выше эта доля расходов, тем выше эластичность спроса; в) значимость того или иного блага для потребителя. Так, например, спрос на товары первой необходимости менее эластичен, чем на товары роскоши; г) фактор времени. С увеличением временного периода эластичность спроса, как правило, возрастает, ибо наращивается производство товаров-заменителей с новыми параметрами и происходит адаптация к ним вкусов потребителей; д) насыщенность рынка товарами. Чем более дефицитным становится рынок, тем менее эластичным становится спрос.
6.2Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доход/. Кривые Энгеля В экономической теории при изучении эластичности спроса по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность спроса по цене. Она выражает относительное изменение объема спроса на одно благо (X) при изменении цены на другое благо (У) при прочих равных условиях. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене: а) положительную, которая относится к взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на маргарин вызовет рост спроса на масло; б) отрицательную. Она относится к взаимодополняемым благам. Повышение цены на магнитофон вызовет сокращение спроса на него, что в свою очередь уменьшитспрос на кассеты; в) нулевую, относящуюся к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, нивзаимодополняемыми. Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене применяется коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению дохода называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ. Показателем, посредством которого измеряется эластичность спроса по доходу, является коэффициент эластичности спроса 6.3 Эластичность предложения и его факторы Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количеств, предлагаемых к продаже. При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменится предложение одного товара (X) при изменении цены другого товара (У). Следует иметь в виду, что значение этого коэффициента для разных товаров может быть различным: а) для товаров-заменителей повышение цены на один товар вызывает сокращение производства другого товара. б) для дополняющих товаров повышение цены на один в) для независимых товаров изменение цены одного то Кроме цены на эластичность предложения влияют и другие факторы, основными из которых являются: фактор времени; издержки производства; тип продаваемой продукции; наличие незагруженных производственных мощностей; возможность длительного хранения продукции.
7.1Экономические субъекты. Основными экономическими субъектами современной рыночной экономики являются: домохозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Домохозяйство — это экономическая единица, состоящая из одного человека или семьи. Основные черты домашних хозяйств: являются собственниками факторов производства, экономические решения принимают самостоятельно, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Предприятие (фирма) — это экономическая единица, реализующая основную функцию общественного производства — удовлетворение потребностей людей. Предприятие (фирма): — самостоятельно принимает основные экономические решения, — владеет факторами производства и использует их для — стремится к получению максимальной прибыли. Государство — это правительственные учреждения, имеющие и использующие юридическую и политическую власть для регулирования экономической деятельности участников рыночных отношений в целях достижения общественных целей. 7.2ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА - крупнейший сектор национальной экономики. Их роль в рыночной экономике двойная. С одной стороны, они формируют спрос на потребительские товары и услуги, являясь их покупателями. С другой стороны, домашние хозяйства владеют факторами производства, главным из которых является рабочая сила. Продавая их, они формируют рыночное предложение, получают доходы, которые используют для покупки товаров и услуг.Таким образом, домохозяйства, с одной стороны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|