Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология современных экономических систем.




Существует два способа координации: рынок и иерархия. Они не существуют по отдельности. Каждая экономиче­ская система делает некоторые комбинации этих принципов. В одной системе большинство людей координируют свою деятельность посредством рынка. В другой — посред­ством иерархии.

Рыночная координация имеет место тогда, когда поку­патели и продавцы обмениваются друг с другом товара­ми, ценными бумагами, трудом и т. д. на основе колебания цены. Обмениваться друг с другом не означает сосредото­чиваться в одном месте. Этот обмен означает тесный кон­такт через современные средства коммуникации. Цены в данном случае являются источником информации.

Иерархия — это способ достижения координации, в ко­тором индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные действия обособленных производителей (индивидов), а посредством директив, которые управляю­щие (менеджеры) направляют своим подчиненным. Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные данные, доклады, инст­рукции и правила.

Для служащих основным стимулом к подчинению управ­ляющим (менеджерам) является то, что они согласились на эту субординацию, как на условие вступления в орга­низацию По критерию координации все современные экономи­ческие системы можно подразделить следующим образом:

чистый капитализм;

командная экономика (или административно-командная экономика);

смешанная экономика;

традиционная экономика.

Также как полярными точками являются рынок и иерар­хия, также полярной альтернативой чистому капитализму является командная (или административно-командная) экономика. На практике данная система была реализована в СССР. Ее характерными основными чертами являлись:

Наличие общественной (государственной) собствен­ности на все материальные ресурсы и их централизован­ное распределение.

Вмешательство государства во все сферы экономиче­ской жизни. Государственное принятие решений посредством цен­трализованного планирования, которое носило директив­ный характер.

Все предприятия являлись собственностью государст­ва, и соответственно должны были выполнять планы на основе директив.

Уравнительное (нормированное) распределение ресурсов и доходов.

В современной экономической действительности все экономические системы располагаются между этими двумя полюсами — чистым капитализмом и административ­но-командной экономикой. Современные экономические системы называются экономиками смешанного типа или смешанными экономиками.

Смешанные экономики характеризуются следующими чертами:

Наряду с частной собственностью присутствует госу­дарственная собственность на отдельные виды ресурсов, а соответственно существует государственный сектор в эко­номике, существуют государственные предприятия.

Существуют различные виды государственного регу­лирования, включая индикативное планирование.

Если говорить о причинах, почему государство стало вмешиваться в экономику в рациональном смысле слова именно с конца XIX в., то причины этого в следующем: в экономике выросли силы (корпорации и профсоюзы), ко­торые стали воздействовать на рыночный механизм, иска­жать его и выводить таким образом систему из динамиче­ского равновесия.

Существует в современных условиях и четвертый тип экономической системы. Это так называемые традицион­ные системы. Они характерны, как правило, для слабо развитых стран, где техника производства, распределение, обмен базируются на освященных временем обычаях. На­следственность и касты диктуют экономические роли ин­дивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, ибо они вступают в противоречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Экономический рост отсутствует. Ярко выражен социаль­но-экономический застой.

Но следует заметить, что луч­ший способ решения дилеммы «неограниченные потреб­ности - ограниченные ресурсы» в одной экономической системе может оказаться непригодным, в другой — с на­личием в ней противоположных идеологических устоев, культуры, традиций, ценностей.

 

 

 

4.1РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ РЫНОК - это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (произ­водителями) и покупателями (потребителями), опосредуе­мых через спрос и предложение. Признаки рынка:

свобода его участников, определяемая правом обла­дания собственностью;

неограниченное количество его участников, создаю­щее конкурентную среду;

полная информированность его участников о состоя­нии рынка: о конъюнктуре рынка, о ценах на сырье и
материалы, о конкурентах, о политической обстановке в стране приложения капитала и о другом; мобильность ресурсов: материальных, трудовых, фи­нансовых.

Функции рынка:

-формирование конкурентной среды и воздействие на
экономические интересы субъектов хозяйствования;

-установление пропорций в общественном хозяйстве
между различными его звеньями;

-обеспечение восприимчивости экономики к техниче­скому прогрессу;

-эффективное сведение всех элементов производитель­ных сил общества в единую систему-создание условий для реализации преимуществ коо­перации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности;

-обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективно­сти их экономической деятельности;

-ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произ­веденных ими товаров.

Под экономической КОНКУРЕНЦИЕЙ понимают соперничество экономических субъектов на рынке за пред­почтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).

Выделяют конкуренцию:

а) по отраслевому признаку: внутриотраслевую и меж­отраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующи­ми внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Межотраслевая конкуренция — это борьба между раз­личными отраслями хозяйства за более выгодное прило­жение капитала; б) по состоянию рынка: совершенную (чистую), несо­вершенную и регулируемую.

Чистая (совершенная) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между со­бой, которые предлагают стандартную, однородную про­дукцию многим покупателям. Объем производства и пред­ложения каждым отдельным производителем настолько не­значителен, что ни один из них не может оказывать замет­ного влияния на рыночную цену.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чис­той (совершенной) конкуренции.

Принято выделять три основных вида несовершенной конкуренции: монополистическую, олигополию и чистую монополию.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Под олигополией понимают рынок, на котором господ­ствует несколько фирм, каждая из которых обладает зна­чительной долей этого рынка.

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.;

в) по способам соперничества: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция характеризует рыночную ситуа­цию, когда цены и количество реализуемых товаров опре­деляются главным образом под влиянием спроса и пред­ложения. При неценовой конкуренции выбор товаров дик­туется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия послепродажного обслуживания и т.д.

 

 

4.5Трансформационная (переходная) экономика Период, в течение которого происходит трансфор­мация прежней экономической системы и зарождение но­вой, составляет так называемый переходный период. В тече­ние этого периода существует переходная экономическая система, или переходная (трансформационная) экономика. К странам с переходной экономикой можно отнести Рос­сию, Беларусь и другие государства, образовавшиеся по­сле распада мировой системы социализма. Для переходной экономики характерны следующие ос­новные черты:

а) изменчивость и нестабильность, носящие "безвозврат­ный "характер.

Переход от одной экономической системы к другой — это, прежде всего, процесс ломки старых (причем не только экономических) отношений и зарождения новых. Рефор­мирование происходит быстро и достигает цели в том слу­чае, если оно не отрывается от реалий жизни народа и учитывает объективный закон "минимальной трансформа­ции": из всех возможных вариантов преобразований дос­тигает цели тот, который позволяет адаптировать общест­во к новым условиям хозяйственной деятельности, не гро­зящим фундаментальным сущностям данной цивилизации;

б) многообразие переходных форм общественного хозяй­ства (укладов).

Экономический уклад — это особый тип хозяйства, в ос­нове которого лежит определенная форма собственности на средства производства и соответствующие ей произ­водственные отношения. Количество экономических укладов и их доля в эконо­мике той или иной страны зависят от конкретно-истори­ческого развития данной страны, ее социально-экономи­ческого уровня, общественно-политического строя. Это могут быть: патриархальный уклад; частный уклад; госу­дарственный уклад; смешанный уклад и др.;

в) особый характер противоречий. Борьба нового со ста­рым, борьба отживающих экономических укладов с вновь
зарождающимися — это всегда борьба интересов. Поэтому становление новой экономической системы — не только
борьба экономическая, но и борьба политическая;

г) историчность. Она обусловлена особенностями раз­
вития той или иной страны (уровнем экономического раз­
вития, уровнем культуры населения, религиозными тра­дициями и др.), что определяет темпы проведения реформ.

К основным задачам данной переходной экономики можно отнести:

а)создание экономического механизма нового типа. Суть этой задачи состоит в том, чтобы изменить деформиро­ванный экономический механизм. Рыночная система пред­полагает наличие соответствующей инфраструктуры хозяй­ства: коммерческих банков; бирж; лизинговых, страховых
и иных компаний и др.;

б)обеспечение и развитие экономической свободы и ини­циативы субъектов рыночных отношений. Экономическая
свобода, равно как и инициатива и предприимчивость, не могут быть обеспечены принудительными мерами. Это дос­тигается путем воздействия на экономические интересы,
что, в свою очередь, предполагает преобразование отно­шений собственности;

в)создание развитой системы социальной защиты и со­циальных гарантий. Социальная защита населения и соци­альные гарантии — одно из условий стабильного и эффективного функционирования данной системы.

Своеобразие задач переходной экономики определяет и своеобразие путей их решения, основными из которых являются: демонополизация экономики; разгосударствле­ние и приватизация; стабилизация денежного обращения; либерализация цен; создание рыночной инфраструктуры; создание благоприятных условий для привлечения инве­стиций в экономику и др.

 


 

4.2Структура и инфраструктура рынка. Классификация рынков Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

1.по экономическому назначению рыночных объектов.

По этому признаку выделяют рынки: потребительских

товаров и услуг; факторов производства; финансовые; ин­теллектуального продукта;

по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внут­ри страны; национальный рынок; региональный рынок по
группе стран; мировой рынок;

по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизирован­ный рынок.

по степени насыщенности: равновесный рынок; де­фицитный рынок; избыточный рынок;

по степени зрелости: рынки с развитой инфраструк­турой; рынки с формирующейся инфраструктурой;

по правовому статусу: официальный (легальный) ры­нок; теневой (нелегальный) рынок.

Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствующая инфра­структура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают со­вокупность рыночных институтов, обеспечивающих продви­жение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; бро­керские и другие посреднические организации; аудиторские фирмы; страховые компании; информационные службы и др.Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда.

Товарная биржа представляет собой регулярно функцио­нирующий, организационно оформленный оптовый ры­нок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров.

Фондовая биржа представляет собой учреждение, в ко­тором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Биржа труда — это учреждение, осуществляющее по­средничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

 

 

4.3 Государство в рыночной экономике Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких цикли­ческих колебаний в экономике. Государственное регулиро­вание экономических процессов в этих условиях является тем средством, которое способно уравновешивать совокуп­ный спрос и совокупное предложение, выводить экономи­ку из кризиса, способствовать ее стабилизации и подъему. Многообразие задач, стоящих перед государством, оп­ределяет и многообразие экономических функций, кото­рые оно должно выполнять. Основными экономическими функциями государства, обеспечивающими нормальное функционирование рыночной системы, являются:

1. обеспечение правовой базы и общественной атмосферы,
способствующей эффективному функционированию рыночной
системы.

Сущность этой функции заключается в том, что госу­дарство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их испол­нением;

защита конкуренции. В целях защиты интересов потре­бителя и общества в целом государство проводит мероприя­тия по защите конкуренции и, в первую очередь, разраба­тывает правила поведения монополий и борьбы с ними;

перераспределение доходов и богатства. В рыночной
экономике государство берет на себя функцию защиты
малоимущих граждан через налоговое перераспределение
доходов и принятие программ социальной защиты;

перераспределение ресурсов. В качестве инструментов
такого перераспределения могут использоваться налоги,
субсидии, непосредственное государственное регулирова­ние, правовые нормы и др.;

стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем за­нятости и инфляции, порождаемых колебаниями эконо­мической конъюнктуры, а также стимулирование эконо­мического роста.

Для решения вышеперечисленных задач у государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важ­нейшим из них относятся: фискальная и денежная поли­тика; социальная политика и политика регулирования до­ходов; внешнеэкономическая политика. К фискальной политике относят, прежде всего, деятель­ность государства по распоряжению бюджетными средства­ми. Манипулируя средствами бюджета, государство может воздействовать на безработицу и инфляцию, стимулировать деловую активность. Не менее важным инструментом воз­действия государства на экономику является денежная по­литика. Регулируя денежную массу в обращении, государ­ство может влиять на уровень инфляции, цены, инвести­ционные процессы, уровень потребления населением благ, объем производства и темпы экономического роста.

Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т.е. эту функцию государство выполняет через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан.

В числе важных инструментов экономической полити­ки государства — регулирование внешнеэкономической дея­тельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и ва­лютные интервенции, квотирование, лицензирование, та­моженные пошлины, субсидии, налоги и др.

 

 

4.4 Модели рыночной экономики МОДЕЛЬ — образец, схема чего-нибудь.

В качестве образца в экономической теории рассматри­вают несколько моделей рыночной экономики: американ­скую, японскую, шведскую, немецкую, китайскую.

Американская модель построена на всемерной поддерж­ке предпринимательской инициативы граждан. Она ори­ентирована на достижение личного успеха теми, кто бо­лее образован, энергичен, предприимчив. В такой системе велика экономическая поляризация общества, наблюда­ется большое различие в уровне доходов.'Здесь не ставится задача обеспечения социального равенства.

Японская модель, в отличие от американской, предпо­лагает высокую степень вмешательства государства в регу­лирование экономики. Однако при этом активно поддер живается и стимулируется частный сектор. В экономике приоритет отдается развитию малого и среднего бизнеса.

Традиции и обычаи в японской экономической модели играют существенную роль. В японской модели широко применяют среднесрочное и долгосрочное планирование, хотя оно носит не обяза­тельный, а рекомендательный характер. Государством про­водится жесткая антимонопольная политика.

Шведская модель рыночной экономики характеризует­ся значительным вмешательством государства в регулиро­вание экономики и активной социальной политикой. Вы­сокие налоги позволяют государству сосредотачивать в сво­их руках значительные средства и направлять их на реше­ние социальных задач.Для характеристики шведской модели экономи­ческого устройства часто применяют понятие "шведский социализм".

Немецкую модель рыночной экономики отличает силь­ное влияние государства на экономику при значительном удельном весе государственной собственности, планиро­вание основных макроэкономических показателей, значи­тельная роль государства в решении социальных задач.

В немецкой модели сильны позиции частного предпри­нимательства. Немецкая пунктуальность обусловливает формирование законодательства, направленного на стро­гое соблюдение договорных обязательств субъектами хо­зяйствования, защиту конкуренции и окружающей среды. Центральный банк независим от законодательной и ис­полнительной власти.

Китайская модель экономического устройства характе­ризует не столько уже сложившуюся модель рыночной экономики, сколько модель переходной экономики. Для китайской модели характерна значительная доля государ­ственного сектора в экономике (свыше 50%). Основной формой собственности на важнейшие средства производ ства является общественная. Регулирование экономики на макроуровне осуществляет государство посредством цен­трализованного планирования.. В экономике Китая широко практикуются такие формы хозяйствования, как передача предприятий в подряд кол­лективам и отдельным лицам.

Беларусь является государством с переходной экономи­кой. Для белорусской модели экономического устройства ха­рактерно сочетание административно-командных и рыноч­ных механизмов управления экономикой при явном преоб­ладании первых. Это обусловлено тем, что в собственности государства и под его контролем находится около 2/3 средств производства. Из процессов разгосударствления и привати­зации изъяты морской, речной, железнодорожный и воз­душный транспорт, многие объекты социальной инфра­структуры (здравоохранение, образование и др.). Медленно реформируются колхозы, потребкооперация.

В Беларуси не сформирован средний класс — социаль­ная основа рыночной экономики. Малый и средний биз­нес находятся в стадии становления.

Социальная защита в белорусской модели построена на базе разработанных социальных нормативов, представляю­щих собой научно обоснованные показатели потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и дру­гих условий жизнедеятельности человека.

Если проанализировать все вышеперечисленные модели экономического устройства, то их можно свести к двум типам. Первый тип — это те модели, в которых господствует частная собственность и всячески стимулируется частное предпринимательство. Такие модели рыночной экономи­ки принято называть ЛИБЕРАЛЬНЫМИ. Образцом такой экономики может служить экономика США.

Второй тип — это модели, основанные на значительном вмешательстве государства в процессы регулирования эко­номики как на макро-, так и на микроуровнях. В таких моде­лях высока роль государства в решении социальных задач. В экономической науке их принято называть СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ. Примером такой экономики может служить экономика Швеции.

 

 

5.1 Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса Спрос является определяющим элементом рынка, ибо в его основе лежат потребности людей. Отсутствие по­требностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще. Однако следует заметить, что потребности людей — это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовле­творить, т.е. произвести определенное количество матери­альных благ, а у покупателя должно быть достаточное ко­личество денежных средств, чтобы купить данный товар. СПРОСэто те потребности людей в предметах потреб­ления и средствах производства, которые обеспечены денеж­ными средствами и могут быть реально удовлетворены Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.

Обратную связь между ценой и величиной спроса эко­номисты назвали ЗАКОНОМ СПРОСА.

Кроме цены на величину спроса влияют и неценовые факторы, важнейшими из которых являются:

а) доходы потребителей;

б) предпочтения (вкусы) потребителей;

в) цены на сопряженные (взаимозаменяемые или взаимо­
дополняемые) товары.

Взаимозаменяемый товар — это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара. Например, сливочное масло является за­менителем маргарина и наоборот. Взаимодополняемые то­вары — это товары, комплект которых составляет единую потребительную стоимость. Например, часы и ремешок к ним;

г) число покупателей;

д) ожидания. Они, как правило, связаны с ориентаци­ей людей на изменение цен и доходов в будущем.

 

5.2 Предложение и факторы, Под ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупа­телю в данный период времени

В отличие от спроса, связь между ценой и объемом пред­лагаемых благ здесь прямая, т.е. чем выше цена, тем боль­шее количество товаров готов предложить производитель и наоборот

К основным неценовым факторам предложения относятся:

а) издержки производства, которые, прежде всего, оп­ределяются ценами на ресурсы и научно-техническим про­грессом, обеспечивающим снижение затрат на единицу продукции;

б) технология. Совершенствование технологии означа­ет рост производительности труда. Это значит, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются, и, со гласно действию предыдущего фактора, предложение бу­дет расти;

в) цены на другие товары. Изменение цен на другие то­
вары может побудить производителя увеличивать или
уменьшать предложение данного товара;

г) число товаропроизводителей. По мере вступления в
отрасль новых фирм предложение будет расти; по мере
выхода фирм из отрасли предложение будет сокращаться;

д) налоги и дотации. Предприятия рассматривают боль­шинство налогов как издержки производства. Поэтому по­вышение налогов увеличивает издержки производства и со­кращает предложение;

е) ожидания. Ожидания изменений цены продукта в
будущем могут ограничить предложение его в настоящее
время.

 

 

5.3 Отраслевое рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя Рынок — это "поле битвы", где происходит "сраже­ние" между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Покупатель, имея определенную сумму де­нег, идет на рынок с целью купить товар по наиболее низкой цене. Предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ЦЕНОЙ СПРОСА. Чем ниже эта цена, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

Продавец (производитель) идет на рынок с целью про­дать товар по максимально высокой цене. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ЦЕНОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Она не может опуститься ниже внутренних издержек произ­водства, ибо производство товаров теряет всякий смысл, производитель не получит прибыли.

Таким, образом, на рынке идет конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену. В результате этой борьбы устанавли­вается отраслевое рыночное равновесие, соответствующее равенству спроса и предложения, равновесному объему производства и равновесной цене. Уравновешивание спроса и предложения в точке Е оп­ределяет установление в ней цены равновесия.

Покупатель, который покупает товар по равновесной цене, но мог бы заплатить за него и больше, получает выгоду как разницу между этими ценами. В экономической теории ее именуют "излишком потребителя".

Продавец, который продает товар по равновесной цене, но мог бы продать его по более низкой цене, получает выгоду именуемую "излишком производителя".

Общая суммарная выгода, которую получат все поку­патели и продавцы в результате сделок по равновесной цене, составит общественный выигрыш.


 

6.1 Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене "Эластичность" в русском языке обозначает гибкость, плавность.

Термин "эластичность" в экономической науке исполь­зуется для измерения соотношения взаимообусловленных переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор воз­росла на 5 %, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей изме­рения эластичности выступает процент. Процентное ис­числение способно показать степень изменения любой экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной перемен­ной в результате 1%-ного изменения другой.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это показатель степени чувствительности (реакции) покупателей (потребителей) на изменения цены и дохода. Поэтому в экономической теории рассматривают эластичность спроса по цене и эла­стичность спроса по доходу.

Степень чуткости, или чувствительности, потребите­лей к изменению цены продукции измеряется показате­лем ценовой эластичности спроса, Процентные изменения вычисляются путем деления ве­личины изменения в цене на первоначальную цену и сле­дующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Если небольшие изменения в цене приводят к значи­тельным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Если потребители от­носительно нечутки к изменению цен на покупаемые про­дукты, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в та­ких случаях спрос относительно неэластичен или просто неэластичен.

Эластичность спроса по цене рассчитывается для лю­бой точки на кривой спроса, характеризующей изменение объема спрашиваемой продукции. Ее называют точечной. Она характерна для незначительных изменений цены и объема спроса. Если же изменения цены и объема спроса значительны, то эластичность спроса рассчитывают на определенном отрезке кривой спроса между двумя точка­ми. Такую эластичность спроса называют дуговой.

Основными факторами, влияющими на эластичность спроса по цене, являются:

а) наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).
При повышении цены на один из них растет спрос на

товар-заменитель. Поэтому спрос на первый товар с высо­кой ценой будет достаточно эластичным;

б) удельный вес расходов на покупку товара в общем
бюджете потребителя.

Чем выше эта доля расходов, тем выше эластичность спроса;

в) значимость того или иного блага для потребителя.
Чем выше эта значимость, тем меньше его эластичность.

Так, например, спрос на товары первой необходимости менее эластичен, чем на товары роскоши;

г) фактор времени.

С увеличением временного периода эластичность спро­са, как правило, возрастает, ибо наращивается производ­ство товаров-заменителей с новыми параметрами и про­исходит адаптация к ним вкусов потребителей;

д) насыщенность рынка товарами.

Чем более дефицитным становится рынок, тем менее эластичным становится спрос.

 

 

6.2Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доход/. Кривые Энгеля В экономической теории при изучении эластично­сти спроса по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность спроса по цене. Она выражает относительное изменение объема спроса на одно благо (X) при измене­нии цены на другое благо (У) при прочих равных условиях. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

а) положительную, которая относится к взаимозаме­няемым товарам. Например, повышение цены на марга­рин вызовет рост спроса на масло;

б) отрицательную. Она относится к взаимодополняе­мым благам. Повышение цены на магнитофон вызовет со­кращение спроса на него, что в свою очередь уменьшитспрос на кассеты;

в) нулевую, относящуюся к благам, которые не явля­ются ни взаимозаменяемыми, нивзаимодополняемыми.
Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене по­казывает, что потребление одного блага не зависит от ценына другое благо.

Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене применяется коэффициент перекрестной эластично­сти спроса по цене Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению дохода называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.

Показателем, посредством которого измеряется эластич­ность спроса по доходу, является коэффициент эластично­сти спроса

6.3 Эластичность предложения и его факторы Концепция ценовой эластичности применима не толь­ко к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эла­стично и наоборот Понятие эластичности предложения товаров характе­ризует относительные изменения цен товаров и их коли­честв, предлагаемых к продаже.

При изучении эластичности предложения по цене от­дельно анализируют перекрестную эластичность предложе­ния по цене, которая показывает, как изменится предло­жение одного товара (X) при изменении цены другого товара (У). Следует иметь в виду, что значение этого коэффициен­та для разных товаров может быть различным:

а) для товаров-заменителей повышение цены на один товар вызывает сокращение производства другого товара.
Цена одного товара и предложение другого товара изме­няются в разных направлениях. Коэффициент перекрест­
ной эластичности предложения по цене в этом случае бу­дет отрицательным {Esxy < 0);

б) для дополняющих товаров повышение цены на один
товар сопровождается увеличением производства другого
товара. Цена одного товара и предложение другого товара
изменяются в одном направлении. В данном случае коэф­фициент перекрестной эластичности предложения по цене
будет положительным (Esxy > 0);

в) для независимых товаров изменение цены одного то­
вара не вызывает изменения предложения другого товара.Коэффициент перекрестной эластичности предложения поцене здесь будет равен нулю (Esxy = 0).

Кроме цены на эластичность предложения влияют и дру­гие факторы, основными из которых являются: фактор времени; издержки производства; тип продаваемой про­дукции; наличие незагруженных производственных мощ­ностей; возможность длительного хранения продукции.

 

 

7.1Экономические субъекты. Основными экономическими субъектами современ­ной рыночной экономики являются: домохозяйства, пред­приятия (фирмы) и государство.

Домохозяйство — это экономическая единица, состоя­щая из одного человека или семьи. Основные черты до­машних хозяйств:

являются собственниками факторов производства,

экономические решения принимают самостоятельно,

стремятся к максимальному удовлетворению своих по­требностей.

Предприятие (фирма) — это экономическая единица, реализующая основную функцию общественного произ­водства — удовлетворение потребностей людей. Предпри­ятие (фирма):

— самостоятельно принимает основные экономические решения,

— владеет факторами производства и использует их для
производства продукции и ее реализации,

— стремится к получению максимальной прибыли.

Государство — это правительственные учреждения, имеющие и использующие юридическую и политическую власть для регулирования экономической деятельности участников рыночных отношений в целях достижения об­щественных целей.

7.2ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА - крупнейший сектор на­циональной экономики. Их роль в рыночной экономике двойная. С одной стороны, они формируют спрос на по­требительские товары и услуги, являясь их покупателями. С другой стороны, домашние хозяйства владеют фактора­ми производства, главным из которых является рабочая сила. Продавая их, они формируют рыночное предложе­ние, получают доходы, которые используют для покупки товаров и услуг.Таким образом, домохозяйства, с одной стороны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...