Краеведческие и загородные экскурсии
Природоведческие экскурсии Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.
Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические – это ботанические, геологические1, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные. Ботанические экскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности. Например, показывая цветы, учитель сообщает, что по многим из них можно узнавать время. Такими растениями являются шиповник, одуванчик, мак, душистый табак, колокольчик (сборный), лен, кувшинка белая, мать-и-мачеха и др. Например, цветки душистого табака раскрываются в 20 часов и всю ночь открыты, в солнечную погоду бутоны мака распускаются в 5 часов, а закрываются в 15 часов. Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.
Производственные экскурсии Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации трудового и профессионального обучения. Они позволяют школьникам наглядно знакомиться с техникой, технологией и организацией производства, трудом рабочих и колхозников, с достижениями передовиков и новаторов производства. В связи с этим производственные экскурсии следует рассматривать и как средство расширения политехнического образования учащихся и формирования и развития у них интереса к рабочим профессиям. Производственные экскурсии способствуют ознакомлению школьников с научными основами современного производства. Ведущая роль в народном хозяйстве принадлежит машиностроению. Выпуск систем и комплексов машин, оборудования, приборов высшего технико-экономического уровня будет осуществляться на предприятиях машиностроительного комплекса. Высшая роль в ускорении научно-технического прогресса принадлежит таким отраслям промышленности, как станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. В ходе производственных экскурсий учащиеся должны знакомиться с практическим осуществлением ведущих направлений научно-технического прогресса на примере конкретного предприятия.
Музейные экскурсии При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы: Комплексность – включение всех типов восприятия; Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.
Краеведческие и загородные экскурсии Краеведческие экскурсии. Развитию чувства любви к Родине, родному краю, городу, селу помогают экскурсии, построенные на краеведческом материале. К краеведческой относится экскурсия по определенному населенному пункту, подготовленная на местном материале, собранном преимущественно местными жителями. Она знакомит экскурсантов с географическим положением, природой, фактами и событиями данного края с целью привить любовь к нему и уважение к славным делам его людей. Следовательно, локальность материала является важнейшим признаком краеведческой экскурсии. По содержанию краеведческие экскурсии могут быть обзорными и тематическими. В обзорных экскурсиях дается комплексная характеристика края: природа, история, население и культура, хозяйственные достижения. Тематические могут быть посвящены историческим, военно-историческим событиям, этнографии, природе края и др. Объектами краеведческих экскурсий служат здания, сооружения, которые непосредственно связаны с жизнью, историей и развитием культуры края, а также его местность и объекты природы. Объектом может стать и населенный пункт в целом или отдельные его части (район, микрорайон, площадь, улица, парк, сквер и т. п.). Краеведческие экскурсии по селу должны включать сведения о времени его возникновения и происхождении названия; о природных условиях и естественных богатствах; о старожилах; о земельном вопросе (размер наделов первых поселенцев, условия их выдачи; ремесла) и др. Кроме того, должны приводиться демографические и этнографические данные, рассказы об участии жителей села в важнейших исторических событиях; о современном состоянии хозяйства и перспективах его развития. Маршруты краеведческих экскурсий, как правило, строятся по тематическому принципу и лишь исторических — по хронологическому. При показе объектов в первую очередь следует раскрыть их краеведческое значение: с каким событием местной жизни или биографией известного в крае человека объект связан, почему находится в данной точке города, села, что представляет собой в архитектурном отношении и чем объясняется его архитектурный стиль. В таком же плане ведется показ памятников героям войн, ученым, первопроходцам и другим известным людям края. Экскурсовод должен рассказать, почему именно в этом городе установлен данный памятник, что сделал этот человек для родного города (края), какие обстоятельства его жизни связаны с историей города (края). По тематике загородные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные загородные экскурсии, в основном, носят краеведческий характер. Они строятся на показе самых различных объектов: памятников далекого прошлого и новостроек; мест, где происходили знаменательные события; зданий и сооружений, связанных с развитием науки и культуры; заповедных мест и т. д. Для загородных экскурсий характерно большое количество объектов показа и подтем. В тематических экскурсиях основная тема раскрывайся в конечном пункте, так как во время переезда объектов, связанных с ней, может и не быть. По пути следования группы встречаются объекты, вызывающие интерес у экскурсантов, о которых экскурсовод дает справки. Обязанностью экскурсовода на загородных маршрутах является организация отдыха экскурсантов. Так как загородная экскурсия длится целый день (10—14 ч), то необходимо предусмотреть перерыв на обед, предупредить экскурсантов об остановках для отдыха в определен местах, правилах поведения в местах отдыха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|