Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краеведческие и загородные экскурсии

Природоведческие экскурсии

Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

 

Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. Природоведческие экскурсии бывают тематические и обзорные. Тематические – это ботанические, геологические1, астрономические, почвенные, зоогеографические, ландшафтные. Ботанические экскурсии раскрывают мир растений, его неповторимое своеобразие и особенности. Например, показывая цветы, учитель сообщает, что по многим из них можно узнавать время. Такими растениями являются шиповник, одуванчик, мак, душистый табак, колокольчик (сборный), лен, кувшинка белая, мать-и-мачеха и др. Например, цветки душистого табака раскрываются в 20 часов и всю ночь открыты, в солнечную погоду бутоны мака распускаются в 5 часов, а закрываются в 15 часов. Зоологические экскурсии имеют большое образовательное значение, т.к. дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с живым миром и понаблюдать животных как в природе, в естественной обстановке, так и в домашнем хозяйстве.

 

Производственные экскурсии

Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации трудового и профессионального обучения. Они позволяют школьникам наглядно знакомиться с техникой, технологией и организацией производства, трудом рабочих и колхозников, с достижениями передовиков и новаторов производства. В связи с этим производственные экскурсии следует рассматривать и как средство расширения политехнического образования учащихся и формирования и развития у них интереса к рабочим профессиям. Производственные экскурсии способствуют ознакомлению школьников с научными основами современного производства. Ведущая роль в народном хозяйстве принадлежит машиностроению. Выпуск систем и комплексов машин, оборудования, приборов высшего технико-экономического уровня будет осуществляться на предприятиях машиностроительного комплекса. Высшая роль в ускорении научно-технического прогресса принадлежит таким отраслям промышленности, как станкостроение, электротехническая промышленность, микроэлектроника, вычислительная техника и приборостроение. В ходе производственных экскурсий учащиеся должны знакомиться с практическим осуществлением ведущих направлений научно-технического прогресса на примере конкретного предприятия.

Музейные экскурсии

При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний.
Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
Правдивость.
Связь теории с практикой.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.
Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Особенности проведения музейной экскурсии:
- отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;
- определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;
- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;
- отбор правил техники ведения экскурсии.
В настоящее время музейные экскурсии разделяют
а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические);
б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д.); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов.
в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин);
г) по месту проведения и объектам показа различают:по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории;
комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);д) по форме проведения различают: экскурсия-лекция,
экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений,
экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии.

 

Краеведческие и загородные экскурсии

Краеведческие экскурсии. Развитию чувства любви к Родине, родному краю, городу, селу помогают экскурсии, построенные на краеведческом материале. К краеведческой относится экскурсия по определен­ному населенному пункту, подготовленная на местном материале, собранном преимущественно местными жите­лями. Она знакомит экскурсантов с географическим по­ложением, природой, фактами и событиями данного края с целью привить любовь к нему и уважение к славным делам его людей. Следовательно, локальность материала является важнейшим признаком краеведческой экскур­сии. По содержанию краеведческие экскурсии могут быть обзорными и тематическими. В обзорных экскурсиях да­ется комплексная характеристика края: природа, история, население и культура, хозяйственные достижения. Тема­тические могут быть посвящены историческим, военно-историческим событиям, этнографии, приро­де края и др. Объектами краеведческих экскурсий служат здания, сооружения, которые непосредственно связаны с жизнью, историей и развитием культуры края, а также его мест­ность и объекты природы. Объектом может стать и на­селенный пункт в целом или отдельные его части (район, микрорайон, площадь, улица, парк, сквер и т. п.). Краеведческие экскурсии по селу должны включать сведения о времени его возникновения и происхождении названия; о природных условиях и естественных богатст­вах; о старожилах; о земельном вопросе (размер наделов первых поселенцев, условия их выдачи; ремесла) и др. Кроме того, должны приводиться демографические и этнографические данные, рассказы об участии жителей села в важнейших исторических событиях; о современном состоянии хозяйства и перспек­тивах его развития. Маршруты краеведческих экскурсий, как правило, строятся по тематическому принципу и лишь историче­ских — по хронологическому. При показе объектов в первую очередь следует рас­крыть их краеведческое значение: с каким событием ме­стной жизни или биографией известного в крае человека объект связан, почему находится в данной точке города, села, что представляет собой в архитектурном отноше­нии и чем объясняется его архитектурный стиль. В таком же плане ведется показ памятников героям войн, ученым, первопроходцам и другим известным людям края. Экскурсовод должен рассказать, почему именно в этом городе установлен данный памят­ник, что сделал этот человек для родного города (края), какие обстоятельства его жизни связаны с историей го­рода (края). По тематике загородные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные загородные экскурсии, в основном, носят краеведческий характер. Они строятся на показе самых различных объектов: памятников далекого прошлого и новостроек; мест, где происходили знаменательные события; зданий и сооружений, связанных с развитием науки и культуры; заповедных мест и т. д. Для загородных экскурсий характерно большое количество объектов показа и подтем. В тематических экскурсиях основная тема раскрывайся в конечном пункте, так как во время переезда объектов, связанных с ней, может и не быть. По пути следования группы встречаются объекты, вызывающие интерес у экскурсантов, о которых экскурсовод дает справки. Обязанностью экскурсовода на загородных маршрутах является организация отдыха экскурсантов. Так как загородная экскурсия длится целый день (10—14 ч), то необходимо предусмотреть перерыв на обед, предупредить экскурсантов об остановках для отдыха в определен местах, правилах поведения в местах отдыха.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...