Совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий
Сегодня членами Всемирной торговой организации (ВТО) являются более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Как уже отмечалось выше, это говорит о том, что практически любое государство, желающее создать современную эффективную экономику и претендующее на равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Принятие Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, является одним из условий вступления России в ВТО. В декабре 2007 года был рассмотрен законопроект о присоединении России к ряду Приложений конвенции. Срок выполнения стандартов – от трех до пяти лет в зависимости от степени сложности применения стандарта. При этом, небольшое количество не применяемых в настоящее время стандартов несет наибольший потенциал изменений, последствия которых трудно оценить без соответствующего научно-методического обеспечения. Развитие систем анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными и др. создают новые требования и предоставляют возможности для совершенствования таможенного контроля. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенного регулирования, но отсутствует четкий подход к оценке возможности выполнения международных стандартов осуществления таможенных процедур в тех условиях, которые сложились на данный момент в России. Применение стандартов без создания соответствующих условий может существенно снизить результативность таможенного контроля. Для решения указанных проблем необходимо выявить условия применения стандартов Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определить критерий принятия решений о внедрении стандарта, рассчитанный по адаптированным к специфике рассматриваемых изменений показателям, а также разработать методику внедрения стандартов конвенции.
С учетом основных функций таможенных органов разработаны принципы принятия решений о применении стандартов конвенции (рис.3).Основной принцип применения стандартов Киотской конвенции – постоянное совершенствование таможенных процедур. Развитие процедур выражается в принятии обоснованных решений о внедрении стандартов Киотской конвенции. Поэтому принцип обоснованности принимаемых решений лежит в основе множества более частных принципов, сгруппированных по блокам (принципы эффективности применения стандартов, выявления и создания условий применения стандартов, внедрения стандартов). Эффективность внедрения стандартов Киотской конвенции определяется с позиций удовлетворения интересов государства и участников внешней торговли. В случае разнонаправленности эффектов от внедрения стандартов приоритет отдается соблюдению интересов государства. В то же время, новые процедуры не должны быть более обременительными для участников внешней торговли.
Рис. 3. Принципы применения стандартов Киотской конвенции
Для достижения эффективности внедрения стандартов, необходимо определить, какие условия необходимы для продуктивного применения стандарта, и можно ли создать такие условия. Непременным условием осуществления упрощений является недопустимость ускорения оформления импорта при отсутствии адекватных таможенно-тарифных мер защиты отечественного производителя. Только после установления достаточного уровня таможенно-тарифной защиты отечественного производителя и обеспечения достаточного уровня результативности таможенного контроля, уменьшение стоимостных и временных затрат на осуществление таможенных процедур становится актуальным направлением совершенствования таможенной политики.
После создания достаточных условий применения стандартов Киотской конвенции осуществляется их поэтапное внедрение, основанное на предварительной оценке возможных результатов применения стандартов, их экспериментальном внедрении оценке изменений в динамике показателей деятельности таможенных органов с помощью применения методов статистического анализа данных и распространении стандарта в случае его успешного применения. Каждый блок принципов нацелен на достижение конечного результата – обеспечение последовательного применения только таких стандартов Киотской конвенции, внедрение которых, при создании соответствующих условий, повышает эффективность деятельности таможенных органов. Показатели эффективности таможенных процедур определяются с позиций государственных интересов в виде степени достижения полноты применения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования. Участники внешней торговли стремятся упростить таможенные процедуры с помощью создания организаций, представляющих их интересы в отношениях с органами власти. В этом смысле участники внешней торговли, добиваясь снижения стоимостных и временных издержек осуществления таможенных процедур, являются альтернативным субъектом управления порядком таможенного оформления и контроля. Внедрение стандартов конвенции должно осуществляться в следующем порядке: 1. Инициатива внедрения стандарта; 2. Учреждение управляющей комиссии; 3. Назначение внутреннего аудитора стандарта; 4. Проведение внутреннего аудита; 5. Выбор механизма внедрения стандарта; 6. Разработка программы внедрения стандарта; 7. Определение очередности внедрения стандарта; 8. Разработка инструкций по внедрению стандарта; 9. Применение стандарта; 10. Проведение повторного внутреннего аудита; 11. Регистрация внедрения стандарта. Наибольший интерес представляют пятый и седьмой этапы внедрения. Для стандартов, в отношении которых заранее неизвестны результаты их применения, разработана Методика группировки таможенных органов для распределенного внедрения стандартов конвенции (рис.3), основывающаяся на методах классификации таможенных постов, моделях исследования статистической значимости изменений показателей деятельности таможенных постов при внедрении стандартов конвенции, распространении стандартов только на такие классы таможенных постов, в представителях которых эксперимент показал положительные результаты, а также мониторинга выполнения стандартов.
Методика классификации таможенных постов строится на основе методов многомерных группировок и обеспечивает наименьший риск распространения на все таможенные органы стандарта, который оказывает негативное влияние на показатели таможенной деятельности, но данное влияние не зафиксировано. Но возможна классификация и по одному признаку. Из всех существующих показателей выбраны три параметра отбора таможенных органов для классификации и семь признаков многомерной классификации. Все параметры отбора и признаки классификации сведены в таблицу, показывающую их избирательное применение, в зависимости от конкретного внедряемого стандарта. Последовательность внедрения стандартов конвенции определяется ранжированием таможенных органов по величине эффекта от изменения времени осуществления процедуры с учетом регулярности применения стандартизируемой процедуры и величины затрат на ее применение. Если внедрение стандарта снижает длительность осуществления таможенной процедуры, то стандарт внедряется в первую очередь на тех таможенных постах, на которых наблюдается наибольшая частота применения рассматриваемых процедур. При использовании упрощенной процедуры или технологии определенными категориями участников внешней торговли, стандарт внедряется в первую очередь в тех таможенных органах, где участников внешней торговли партий товаров.
Стандарт не внедрен Стандарт внедрен
Рис.4. Методика распределенного внедрения стандартов Киотской конвенции
На основе разработанной методики может быть определена последовательность внедрения на таможенных постах технологии электронного декларирования. Методическое обеспечение принятия решений о применении в практике деятельности таможенных органов стандартов Киотской конвенции с соответствующей адаптацией может быть распространено на решение задач и оценки любых изменений таможенных процедур. Применение результатов исследования позволит повысить обоснованность оценки результатов гармонизации и упрощения таможенных процедур, применять четкие критерии оценки деятельности таможенных органов при внедрении стандартов и мониторинге их применения, а также повысит возможность своевременного и наиболее эффективного применения стандартов в условиях сложившихся в России. Применение разработанного методического обеспечения совершенствования таможенного контроля на принципах гармонизации и упрощения позволяет достичь повышения результативности деятельности таможенных органов при поэтапном внедрении стандартов Киотской конвенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Генеральным секретарем ВТО является Кунио Микуриа (Япония), который приступил к своим обязанностям с 2009 года. В штате ВТО находится около 60 технических экспертов, которые работают в ВТО на постоянной основе или технических атташе от таможенных администраций стран-членов. Эксперты осуществляют устные и письменные переводы, выполняют секретарские функции и др. Официальными языками ВТО являются английский и французский, а также испанский, который используется в работе некоторых технических комитетов. Таким образом, на основе проведенного исследования деятельности Всемирной таможенной организации мною сформулированы следующие выводы: 1. Сочетание различных инструментов таможенной политики дает государствам широкий спектр возможностей получения выгод от участия в международной торговле. Современная таможенная политика меняет свой характер: отказываясь от создания общих барьеров доступа на внутренний рынок, страны переходят к методам адресных и частичных ограничений. Как результат правильное использование инструментов таможенной политики повышает степень открытости национальной экономики, при этом сохраняя уровень конкурентоспособности на внутреннем рынке. 2. Исследования показали, что среди многих факторов, от которых зависит процесс экономических преобразований в странах, таможенное администрирование является одним из важнейших. От него во многом зависит решение социально-экономических вопросов, развитие внешнеэкономической деятельности, реформирование и модернизация таможенной службы, характер ее воздействия на социум в приемлемых для массового сознания формах восприятия.
Сущность таможенного администрирования, как формы управления, выражается в единстве его целевых, организационных, социальных функций на всех уровнях как по вертикали, так и по горизонтали. Успешное решение задач таможенного администрирования в новых условиях предполагает владение полной и достоверной информацией о происходящих изменениях в различных сферах жизнедеятельности общества: экономике, политике, социальной сфере в целом и, в частности, о развитии подразделений таможенной службы, насколько оно соответствует социально-экономическому состоянию общества; о взаимодействии структуры управления таможенной службой с участниками внешнеэкономической деятельности; о направленности стратегии устойчивого функционирования каждого из подразделений таможенной службы. 3. Проведенные исследования позволили выявить общие проблемы, к которым следует отнести: отсталость процедур работы; несоответствие законодательства международным требованиям; отсутствие таможенной инфраструктуры, способной обеспечить эффективное обслуживание грузопотоков с использованием новейших технологий; недостаточное внимание организационным и кадровым вопросам. 4. Исходя из сравнительного анализа стандартов Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и норм таможенного законодательства России, выявлены различия, которые необходимо устранить для подписания конвенции. Установлено, что цели устранения таких различий содержатся в ряде Концепций и Программ, утверждаемых в России. Из совокупности не принятых стандартов сформированы направления развития таможенных процедур: – Перспективные таможенные технологии; – Специальные упрощенные процедуры для отдельных лиц; – Таможенный пост-аудит; – Минимизация предоставляемых документов и информации; – Обеспечение возможности декларирования товаров на границе. 5. По итогам обобщения практики совершенствования таможенной политики в части таможенных процедур на принципах их гармонизации и упрощения сделан вывод о том, что очередность и моменты внедрения стандартов конвенции не отвечают потребностям и задачам таможенного дела в России, условиям осуществления и регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). То есть, нововведения, осуществляемые в рамках развития таможенных процедур по пути их гармонизации и упрощения, не всегда осуществляются в комплексе с созданием условий для их широкого и успешного применения. В результате этого, на протяжении нескольких лет, когда стандарты конвенции действуют в несвойственных им условиях, возникают неоправданные затраты на поддержку работоспособности новых технологий, а также возможность снижения эффективности таможенных процедур, отсутствие позитивных изменений временных и стоимостных показателей осуществления таможенных процедур. Во время экономического и финансового кризиса таможенным администрациям в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от невынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов. Согласно проведенным исследованиям, оптимизация работы отдельных таможенных администраций стала положительным фактором, косвенно обусловившим повышение стандартов работы других национальных таможенных служб и государственных агентств, занятых администрированием границы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). 2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями) 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями) 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) 6. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 189-ФЗ "О ратификации Протокола о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним" 7. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. -Екатеринбург, 2007.- 247с. 8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2004 г. 9. Глазунова Н.А. Таможенный контроль после выпуска товаров //Право и экономика, 2007.- №2.- С.20. 10. Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 155с. 11. Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 167с. 12. Драганов В. Г. Основы таможенного дела: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК РФ.- М.: ОАО "Изд- во" Экономика", 1998. 13. Злобина Л.А. Таможенные платежи при импорте товаров //Главбух.- 2008.- №9.-С.13-15. 14. Еременко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности Российской Федерации, или часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации //Адвокат, 2008.- №7.- С.17-22. 15. Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле.- М.: Бизнес-Пресса, 2007.- 253с. 16. Комментарий к Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" (под ред. Галенской Л.Н.) - Система ГАРАНТ, 2007 г. 17. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 2006.-378с. 18. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной). - "Норма", 2004 г. 19. Косареннко Н.Н. Таможенное право России для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.- 156с. 20. Краснолуцкая Н.Т. Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. - 2007. - № 5.-127с. 21. Кузнецов А. Таможенные платежи при ввозе товаров //Новая бухгалтерия.- 2008.- №4.- С.11-14. 22. Миляков Н.В. Таможенная пошлина.- М.: Финансы и статисты, 2006.- 254с. 23. Новиков А.Б. Специальный административно-правовой статус таможенного брокера //Законодательство и экономика, N 3, март 2006. 24. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела //Законодательство и экономика, 2008.- №12.- С.10. 25. Перелетова И.В. Методы таможенного контроля //Ваш консультант, 2007.- №7.- С.15-18. 26. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред А.Н. Гуева). - "Экзамен", 2007 г. 27. Романова Е.В. Таможенное право.- М.: Дашков и К°, 2006.- 219с. 28. Свинухов В.Г.Правовое обеспечение таможенного контроля //Право и экономика, 2007.- №12.- С.15-17. 29. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.- М.: Право, 2008.- 155с. 30. Степаненко М.В. Новый шаг в борьбе с таможенными правонарушениями //Законы России: опыт, анализ, практика, N 2, февраль 2007. 31. Таможенное право: учебник для вузов (под общ. ред. Андриашина Х.А.). ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 428с. 32. Таможенное право / Под.ред. Рассолова М.М., Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. и др.- М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.-384с. 33. Таможенное право /Под ред. А.Ф. Ноздрачева. Гл. 2, §3. Методы таможенного права. М.: ФилинЪ, 2006 – 340 с. 34. Трунина Е.В. Определение таможенной стоимости импортных товаров Право и экономика, N 3, март 2006. 35. Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения //Законодательство и экономика, N 12, декабрь 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|