Отечественные ученые о психическом развитии ребенка
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского отводит ведущую роль в психическом развитии человека системе отношений между индивидом и средой. Основным положением механизма психического развития является социальная ситуация развития ребенка – та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью и прежде всего сложившейся системой взаимоотношений ребенка с взрослыми. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности. Это такая деятельность ребенка, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, приводя в конечном итоге к их качественным изменениям. Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками: 1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования. 2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения с взрослыми и сверстниками. 3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью. Виды ведущей деятельности:
Результаты ведущей деятельности выражаются в возникновении к концу периода психологических новообразований – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка, ход развития в данный период, а также обобщенный результат этих изменений. Ребенок развивается неравномерно. Последовательность развития ребенка определяется чередованием стабильных и критических периодов. И следующим элементом механизма развития является кризис развития – переломный пункт в нормальном течении развития. Он возникает как цепь внутренних изменений ребенка при незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса является перестройка внутренних переживаний, определяющих отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Для кризиса развития характерны следующие признаки: 1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине критического периода. 2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке (кризисы 7 лет, 3лет, 13 лет, 1 года, рождения). Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется в целом, в основных чертах своей личности. Это бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Однако в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Л.С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Таким образом, согласно Л.С. Выготскому динамика развития ребенка происходит в следующим образом:
Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития и все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. При этом важно, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (в сотрудничестве с взрослым). Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
Культурно-историческую концепцию детского развития развил и дополнил Д.Б. Эльконин. Им были связаны между собой два вектора развития ребенка: взаимоотношения с миром вещей и взаимоотношения с миром людей. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в следующем периоде они меняются местами. По своему психологическому содержанию вектор является ведущей деятельностью ребенка. Таким образом, в детском развитии есть периоды, в которые происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений (непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка). Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «ребенок - общественный взрослый» или, шире, «человек - человек». И, кроме того, есть периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил (предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника), результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.
Вопросы для самоконтроля. 1. Каковы предмет и задачи возрастной психологии? 2. Охарактеризуйте основные детерминанты психического развития и их соотношение. 3. Раскройте основные положения психоаналитической теории психического развития. 4. Раскройте основные положения эпигенетической концепции психического развития. 5. Раскройте основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 6. Охарактеризуйте вклад Д.Б. Эльконина в развитие культурно-исторической концепции детского развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|