Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Произведения Л.Н. Толстого для детей.

1. Л. Н. Толстой написал для детей 629 произведений.

Обращение великого писателя к д/лит было вызвано 2-мяпричинами: 1 Т с тревогой писал о том, что для образования народу нужно читать хорошие книги, но они написаны таким языком, «которого народ не понимает». Этот, по словам писателя, «неразрешимый вопрос», он и старался разрешить путем создания новых произведений, написанных, по его мнению, языком, понятным крестьянским детям.

2- й причиной было желание писателя овладеть особой манерой выразительного и лаконичного (краткого) повествования. Об этом очень хорошо сказал С.Я. Маршак: «Трудясь над своими детскими книгами, Толстой решал не одну педагогическую, но и художественную задачу. Для него было делом писательской чести справиться не только с многоместной эпопеей, но и с рассказом из 4-х строчек, с повестью из 24- х страниц. Умение писать коротко и просто было для него проявлением и доказательством высшего мастерства».

Толстой поставил перед собой задачу- помочь народной школе расширить кругозор крестьянских детей, воспитать у них любовь и вкус к знаниям. С этой целью он вводит в свои произведения богатый познавательный материал из жизни общества и природы.

1. Рассказы о животных.

Толстого можно считать родоначальником реалистического рассказа о животных. Они привлекают ребенка своей живостью, близостью к тому, что ему уже знакомо, яркостью внешних характеристик.

Вот, например, как мышка описывает кота и петуха в маленьком рассказе из азбуки: «Один странный ходит по двору вот эдак: ноги у него черные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит».

В такой характеристике ребенок угадывает и повадки знакомого домашнего животного, и разгадывает ошибку доверчивой мышки.

Много рассказов Толстого посвящены собакам.

Быль «Пожарные собаки» содержит большой познавательный материал: помощь человеку, польза, которую приносят собаки людям.

Цикл рассказов написан о собаке Бульке: Булька и кабан, Булька и волк и др. Эти рассказы рисуют собаку, её поведение в разных жизненных ситуациях: то на охоте, то в схватке с волком и др. Автор так сумел показать «черты характера» Бульки, её внешний вид, что он сразу запоминается. Яркая внешняя характеристика дополняется анализом внутренних качеств, которые угадываются по поведению собаки. Ум, привязанность к человеку проявляется у Бульки по-разному.Когда ему раненному на охоте, зашивали рану, «он все лизал мне руки», в другом месте Булька «рычал и толкал меня головой, - он видно хотел что-то рассказать, но не умел». Все это делает образ собаки живым, запоминающимся.

И во всех рассказах рядом с собакой перед читателем выступает образ мужественного, самоотверженного, доброго и заботливого «друга-человека».

В рассказе «Слон» перед ребенком встает совершенно конкретное живое существо. Слон убивает хозяина, который дурно обращается с ним, и он же слушается ребенка, работает на него. Рассказ эмоционален, и он еще раз напоминает ребенку, насколько отзывчивы животные на доброту и ласку, как чувствуют грубое, жестокое обращение с ними.

Незабываемое впечатление производит на детей рассказ «Лев и собачка». Рассказ реалистичен. Описание поведения льва не только передает его повадки, но и черты так называемой зоопсихологии: переживания, чувства льва, потерявшего любимого друга.

В рассказах о животных Толстой знакомит детей с жизнью животных, их повадками («Как волки учат своих детей», «Русачок», «Галка» и др.). Образы животных зримы, конкретны, обладают индивидуальными чертами.

Рассказы о животных отличаются особой поэтичностью, иногда драматизмом, эмоциональностью, образностью.

Они оказывают и большое воспитательное воздействие на детей. Писатель учит доброте и гуманному отношению к животным существам в природе, дружбе и преданности на примерах из жизни животных.

2. Другая группа произведений, это рассказы о детях или дети являются участниками событий.

В этих произведениях проявился особый стиль реалистической прозы для детей. Его отличительная черта- лаконизм повествования, т.е. умение рассказать содержательно, но кратко и просто. Толстой избегал излишне подробных описаний, стремясь к максимальной краткости. Например, при работе над рассказом «Прыжок» подробное описание мальчика, стоящего на рее, он заменил одной фразой: «Стоило ему оступиться, и он он разбился бы о палубу».

Тот же принцип лаконизма определил и своеобразное построение толстовской фразы, всегда короткой, состоящей из законченных простых предложений.

Но добиваясь лаконизма, писатель вовсе не отказывался от выразительных средств языка художественных произведений, пользовался красочными эпитетами, меткими сравнениями, поэтическими образами, характеризующими тот или иной предмет или явление.

- Найдите доказательства в рассказах «Прыжок», «Акула»

Короткий рассказ Толстого- остросюжетное произведение, которое отличается четкостью, стройностью композиции.

Действие развивается стремительно, динамично. Разрешение конфликта проходит в стремительном развитии действия, что создает большую напряженность повествования и приковывает внимание читателя.

Следует отметить и большую эмоциональность, смену настроений.

- Проследите это на примере рассказа «Акула»

- Радость, восторг, тревога, страх, ужас, напряженное ожидание, радостный крик.

У Толстого прекрасно написаны диалоги (чтение по ролям отрывка из рассказа «Филиппок»).

Эмоциональность усиливается и тем, что часто повествование ведется от лица- участника или очевидца события(мальчик, который испугался грозы).

ü Приведите примеры

Во многих рассказах писатель создает образы детей. Причем чувствуется в них знание писателем детской психологии. Толстой глубоко раскрывает психологию ребенка. Ярко нарисованы переживания Филиппка, укладкой прибежавшего в школу; Васи («котенок») переборовшего страх, когда он защищал котенка от страшных собак. Толстой раскрывает сложное состояние Вани, пережившего соблазн съесть сливу, стыд лжи, страх наказания и раскаяние в своем поступке.

Толстой считал, что детские книги должны содержать «умную мораль», а не превращаться в перечень правил поведения. Вывод, нравственный или практический, надо предоставить делать самим детям.

Стремление к знаниям, правдивость, честность, необходимость заботы о человеке, умение принять мгновенное решение в минуту опасности - этому учат рассказы Л.Толстого.

3 Особое место среди произведений для детей занимает повесть «Кавказский пленник».

Лев Николаевич сам был участником боевых действий на Кавказе. Однажды он чуть не угодил в плен к татарам.

С особым мастерством он нарисовал образы русских офицеров Жилина и Костылина.

Но не менее интересно он рисует картины природы Кавказа, нравы и обычаи.

(Задание для самостоятельной работы: «Приемы создания национального колорита в повести «Кавказский пленник».

(Самостоятельная работа)
Заслушивание ответов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...