Переходим к питанию полноценной пищей
Есть ли на свете такой ребенок, который будет питаться в соответствии с научной диетой, рекомендованной педиатрами? Нам пока не встречался. Один слишком привередлив и ест очень мало, другой наоборот прожорлив без меры. Некоторые специалисты с легкостью пытаются утешить родителей тем, что, какими бы ни были вкусы малыша, он все равно не умрет с голоду, а найдет способ в большей или меньшей степени получить питание в том объеме, который действительно необходим ему. Все это так. Однако важны долговременные последствия: привычная с детства еда может оказывать влияние на уже всю оставшуюся жизнь. Если ваша двухлетняя дочурка «воротит нос» практически ото всего, что ей предлагается, может ли это предвещать нарушение питания в пятнадцати-шестнадцатилетнем возрасте? (Сразу же можем дать утешительный ответ: нет.) А если сын с жадностью поглощает все, что попадается ему на глаза и в четыре года весит 27 килограммов, не сулит ли это ему в дальнейшем габариты борца сумо? (Ответ на этот вопрос гораздо менее ясен, и вы поступите мудро, приняв меры предосторожности.) Это пройдет совершенно безболезненно, если вы начнете прямо сейчас, пока он слишком мал для того, чтобы самостоятельно открывать холодильник. Если же питание ребенка переходит из одной крайности в другую, - самое время обратиться за помощью к специалисту-педиатру. Родителей обычных детей с далеко не идеальным рационом питания (а к таковым относятся 95% детей) ответы на приведенные ниже вопросы должны успокоить и принести облегчение. Как мне убедить ребенка в том, что овощи - не отрава? Если бы вы видели его реакцию на тарелку с брокколи, то подумали бы, что его заставляют съесть ядовитую смесь. В то же время дети моей свояченицы безо всяких возражений едят все, что им дают. Что она делает верно и в чем не права я?
Ох уж эти безупречные племянники и племянницы! Вы же понимаете, что они ведут себя так только потому, что находятся у вас в гостях, а у себя дома они так же капризны и несносны (возможно, это не относится к еде, но наверняка есть другие вещи, от которых ваша родственница просто сходит с ума). В то же время, вполне возможно, ей просто повезло, что у детей такой вкус. А может быть, она запугивала их, заставляя съедать все, что дают. Однако это не ваши проблемы. Ваша задача - разрешить ситуацию, сложившуюся в собственной семье. Вот несколько возможных вариантов такого решения. 1. На некоторое время забудьте об овощах. Не существует закона здорового питания, согласно которому все дети обязаны есть овощи. Существует масса других более вкусных источников тех же самых витаминов и минералов, например фрукты. Большинство детей любят их. Так, в дыне содержится столько же полезных веществ, что и в желтых овощах типа тыквы; в бананах много калия, в клубнике - витамина С, а кальция и железа - в шпинате и капусте. Легко можно заменить овощи некоторыми видами волокнистого сыра, йогуртом или же мороженым. Однако необходимо сделать важное предупреждение: овощи и фрукты содержат большое количество сахара, поэтому малыш должен обязательно почистить зубы после еды, чтобы уберечься от кариеса. Приучите его пользоваться ниткой для чистки зубов с раннего возраста. 2. Определите, какие овощи любит ваш ребенок. Поэкспериментируйте с различными видами овощей, а также с новыми привлекательными способами их подачи. Используйте забавные рецепты, подобные тем, что приведены на ###стр. 86. 3. Изучайте литературу - как детскую, где забавно описываются капризные малоежки, так и специальную для взрослых с рекомендациями и яркими иллюстрациями, которые можно рассматривать вместе с малышом, комментируя их.
4. Используйте жевательные витамины для детей. Мы вовсе не хотим сказать, что можно весь день позволять ребенку есть все, что угодно, а потом дать ему таблетку витаминов и успокоиться, что таким образом вы на 100% позаботились о здоровом питании малыша. Если вы действительно стремитесь развить его пока ограниченный вкус, но вам не удается убедить его съедать пять полных порций овощей и фруктов ежедневно - успокойтесь, на помощь могут прийти жевательные витамины. Можно экспериментальным путем выбрать те добавки, которые больше всего понравятся малышу; обратите внимание на их цвет и внешнюю форму, так как для него это может быть очень важным (если не сказать самым важным). Будьте внимательны: ограничьте прием только одной штукой в день, объяснив ребенку, что витамины -лекарство, и принимать их надо только по разрешению взрослых. 5. Пусть ребенок пьет овощные соки. Прием один или два раза в день овощных соков гораздо лучше, чем газировка или так называемые «фруктовые» напитки, в которых на самом деле слишком мало, или вовсе нет сока. Так апельсиновый сок обеспечивает организм кальцием, при этом молоко (или соевое молоко для детей с проблемами пищеварения), безусловно, должно оставаться основным питьем. 6. Будьте терпеливы и настойчивы, но не категоричны. Предлагайте ребенку овощи при каждом кормлении, время от времени вводя новые их виды, но ни в коем случае не наказывайте малыша за отказ от нового блюда. В нашей семье бытует понятие «благодарность за еду». Оно означает, что из вежливости ты должен съесть хоть чуть-чуть. Очень полезно научить детей как можно раньше ценить усилия, затраченные на приготовление пищи. Такое обучение требует непрерывных усилий (ведь вскоре ребенку предстоит наравне со взрослыми сидеть за обеденным столом). Ваши усилия не будут напрасными. Мы утверждаем это, исходя из опыта бывших капризных едоков. Пэгги в детстве не ела практически ничего, кроме холодных кукурузных хлопьев и сэндвичей с тунцом, но, учась в колледже, она неожиданно открыла для себя весь спектр остальной пищи, включая овощи и свежую рыбу. А наша хорошая знакомая Элис в детстве питалась исключительно сэндвичами с кетчупом (да-да, именно такими, как вы подумали: два куска белого хлеба с прослойкой кетчупа между ними), однако, повзрослев, тоже оценила здоровую и разнообразную пищу. Так что будьте дальновидными и не вступайте в борьбу из-за каждого кусочка, так как время еды -это не поле для битвы.
### страница 86 «Муравьи на бревнышке»
Вот рецепт быстрого приготовления любимого блюда нашей повзрослевшей дочки Клэр, которая до сих пор не любит овощи. Ингредиенты: Черешки сельдерея Легкий сливочный сыр Виноград Вымыть черешки сельдерея, отрезать листья и концы, затем намазать сливочным сыром по всей длине каждый стебель, а поверх сыра усейте его ягодами винограда - это будут муравьи. По желанию листья можно оставить, а стебель поставить вертикально, и тогда получится другой вариант: «Муравьи, ползущие по дереву». После каждого кормления моя кухня напоминает полотно художника-импрессиониста. Как научить малыша есть аккуратней? Если ответить одним словом, то никак. А если полнее, то нужно внушать самые простые понятия: «Еду надо класть в ротик, а не на пол» или «Это яблочное пюре, а не краска для рисования». Не ждите, что эти уроки будут немедленно усвоены - на это понадобится как минимум год или два. Только ближе к детсадовскому возрасту ваш ребенок научится переправлять большую часть того, что лежит на тарелке в желудок. В то же время вам необходимо облегчить для себя процесс уборки. Ниже приводятся некоторые способы, позволяющие сократить время, затрачиваемое на мытье полов, вытирание и подбирание разбросанных и застрявших кусков пищи. Прежде всего защитите пол - к примеру, настелите пластиковое покрытие. Правда, кто-то может возразить: «Зачем же это делать, если покрытие все равно придется каждый раз мыть?» Мы видели, как для быстрого и легкого решения проблемы уборки использовали круглый пластиковый надувной бассейн. Можно поставить в его середину высокий детский стульчик. В конце дня, если бассейн действительно загрязнится, можно вынести его на улицу и промыть струей из шланга или удалить мусор веником.
Далее попытайтесь сократить свободное пространство, окружающее место кормления. Один из способов - кормить ребенка непосредственно за столом, а не на высоком стульчике. Посадите малыша на специальное детское сиденье (некоторые из них снабжены привязными ремнями), поместив его на обычный стул в столовой или на кухне, и придвиньте как обычно к столу. Стол покройте моющейся скатертью или очень широкой пластиковой накидкой. Таким образом он будет сидеть за столом вместе с остальными членами семьи. Это поможет малышу копировать других, к тому же ему будет очень приятно есть вместе со всеми. Детям, которых кормят отдельно на высоком стульчике, быстрее надоедает процесс еды, и они начинают играть с ней, забавляя себя самих. Избрав такой путь кормления, вы сможете снять малыша со специального сиденья или с высокого стульчика, как только интерес к еде станет иссякать. Внимание большинства маленьких детей очень неустойчиво, поэтому, как только малышу надоест открывать рот, чтобы положить туда еду, и он начнет крутиться, считайте это знаком того, что для него время приема пищи закончено. Дайте ему заняться чем-то другим. Если остальные члены семьи еще продолжают есть, манеж с игрушками может вполне обеспечить безопасное занятие для малыша на ближайшие десять-пятнадцать минут. Родителям маленьких детей почти никогда не удается подолгу приятно проводить время за столом. Для очень активного ребенка, который не любит играть в манеже, лучше всего поблизости организовать безопасное пространство, где бы он мог побегать (к примеру, в соседней комнате или в части кухни, огороженной переносным надувным барьером). Для тех же, кто, соблюдая режим, предпочитает кормить ребенка отдельно, полезно иметь высокий. стульчик, снабженный выступающим снаружи и плотно прилегающим к ребенку подносом. В этом случае вам не придется беспокоиться ни о тарелках, ни о других принадлежностях. Нужно нарезать еду на удобные для ребенка кусочки и положить ее прямо на поднос, чтобы малыш ел самостоятельно. Вы сэкономите много времени, которое затратили бы на бессмысленные уговоры: «Открой ротик поши-и-и-ре и пусти туда кусочек дыньки». Получив пищу, малыш съест все, что захочет, и проигнорирует то, что не стал бы есть в любом случае. (Тем родителям, которые опасаются, что ребенок в таком случае не будет получать достаточное питание, рекомендуем обязательно прочитать приведенные ниже вопросы и ответы.) Заметив, что малыш не съедает чего-то из предложенной еды, быстро уберите ее с тарелки, пока она не оказалась на полу или на стене кухни.
Теперь о том, что никогда не срабатывает: те самые тарелки и чашки на присосках, которые используются с упомянутыми подносами. У нас была подобная посуда самых разных моделей и форм, но нам так и не удалось найти такую, которую решительный малыш не смог бы сдвинуть с места в течение двадцати секунд. Еще одна вещь, на которую не стоит слишком рассчитывать, - это детский нагрудник. Разве пища когда-нибудь проливается на нагрудник? Для решения этой проблемы существуют два совершенно противоположных способа. Способ первый: не волнуйтесь, будьте спокойны! Купите дешевую, хорошо стирающуюся одежду. Пытайтесь отстирывать то, что отстирывается, а если останутся пятна, не обращайте на них внимания. Способ второй: используйте предупредительные меры. На время еды оберните ребенка большим махровым полотенцем или чем-то вроде блузы художника или же наденьте на него майку для взрослого. Возможно, вы захотите закрепить ее на спине большой прищепкой, чтобы она плотнее прилегала к шее. В конце концов можно найти огромный нагрудник, который целиком будет укрывать малыша спереди. Мы знаем одну маму, которая прорезала в старых полотенцах дыры размером с голову ребенка и перед; каждым кормлением надевала их на своего маленького грязнулю. Однако все эти и многие другие усилия никогда не позволят превратить процесс кормления обычного двухлетнего ребенка в красивую трапезу.
Вы конечно же слышали о капризных детях, которые плохо едят, но второго такого, как мой Дэни, нет! Он употребляет только одно блюдо - действительно только одно -упакованные нугеты из цыпленка в форме динозавров. Он ест их на завтрак, на ланч и на обед. В журналах и специальной литературе я прочитала: «Предложите ребенку разнообразную пищу, и пусть он выберет то, что хочет — скоро он откроет для себя новый вкус». Я так и сделала, и угадайте, что произошло? Ничего он не выбрал, только несколько дней «клевал» по капельке в каждое кормление. Что мне делать? Как следует запаситесь нугетами из цыпленка, по крайней мере на время. Мы вполне представляем сложившуюся ситуацию, потому что наша старшая дочь долго жила только на спагетти, чуть-чуть смазанных маргарином. Так же, как и вы, мы пытались следовать советам, предлагаемым в книгах по детскому питанию, однако подход «возьмите это или оставьте то» в нашем случае не сработал. Мало-помалу мы стали расширять набор продуктов, дополняя ее обычные спагетти макаронами более интересной формы. Первым признаком успеха было то, что однажды она решила, что изделия в форме колесиков ей нравятся больше, чем спагетти. После этого мы продолжили эксперимент до тех пор, пока она приняла изделия уже новых форм: вначале рожки, потом макароны в форме флажков, ракушек и так далее. Но по-прежнему никакого соуса - только маргарин. Тем не менее голодной она не была. К счастью, наша девочка любила молоко, которое является прекрасным источником питательных веществ; кроме того, ей нравились детские жевательные витамины. Вот что важно учитывать: если ваш сын пьет только фруктовый сок или газировку, у вас действительно могут быть серьезные проблемы. Нужно пройти обследование у детского врача, чтобы убедиться, у мальчика нет заболеваний, связанных с недостатком витаминов и минералов. Если результаты обследования будут хорошими и он нормально растет и развивается, перестаньте волноваться и на досуге попробуйте какую-нибудь из предлагаемых ниже технологий питания. Введите схожие по вкусу продукты. Вы знаете, что ваш сын любит курицу, обжаренную в сухарях. Найдите подобные изделия и представьте их как «сестричек» или «папочек» любимых им нугет - «динозавров». Можно купить обжаренное в сухарях рыбное филе различной формы, и есть довольно высокие шансы, что он примет их. Привлечь мальчика могут также и колечки лука. Посадите динозавров вовнутрь колечек и скажите, что они плывут на своих плотах. Или попытайтесь предложить ему сырные палочки в сухарях, сказав, что это стволы упавших деревьев из страны динозавров. Если все это не привлечет вашего сына, попробуйте познакомить его с другим вкусом, но не во время приема привычной еды, а просто как закуску. Что касается мороженого, это довольно питательный продукт, и оно такое сладкое, что даже самые капризные дети хорошо принимают его. Мороженое можно предлагать с различными ароматными добавками - ванильными, шоколадными и т. д. Если вам удалось уговорить его есть мороженое, нужно закрепить успех, введя в ежедневный рацион другую пищу. Йогурт похож на мороженое с той разницей, что он не заморожен. Его можно купить в специальных детских упаковках с различными наполнителями или с «магическими кристаллами», которые можно размешать в йогурте, и во время еды цвет его будет меняться. Здорово! От йогурта совсем недалеко до сливочных разновидностей домашнего сыра, от которых можно перейти к взбитому сливочному сыру, намазанному на хлебную палочку. А если ребенок любит хлебные палочки, ему можно предложить и другие бутерброды. Таким образом вы медленно прокладываете путь к настоящей пище - например, к бутербродам с арахисовым маслом или джемом. Другой способ действия — понемногу приучать к фруктам. Даже если будучи младенцем ваш мальчик прежде отказывался есть нарезанные бананы или банановое пюре, дайте ему попробовать их снова, но на этот раз так, как это делают обезьянки. Срежьте верхушку банана ножом и чуть-чуть отогните кожуру. Если ваш ребенок исследователь, да к тому же и любопытен, он немедленно пожелает разобраться, как надо очистить и съесть это самостоятельно. Яблоки могут больше заинтересовать малыша, если их нарезать ломтиками, а поскольку маленькими зубками кожуру пока трудно жевать, то яблоко лучше очистить. Плоские круглые ломтики яблока можно разложить на тарелке по убывающей так, чтобы получилась фигурка, похожая на снежную бабу. Из ягод винограда сделайте глаза и нос, а из кусочка сельдерея - улыбающийся рот; еще несколько виноградин пойдут на пуговицы; из натертой моркови получатся волосы, а из двух тонких полосок моркови - руки. В результате на тарелке мы обнаружим персонаж, гораздо более интересный, чем целый парк юрского периода. Конечно, настоящий капризуля хоть и оценит вашу изобретательность, но все же еще не готов есть это творение, так что не рассчитывайте на быстрый успех. Тут может помочь голос. В завершение впечатления писклявым голосом произнесите: «Не ешь меня, не ешь меня!» Это может стать побудительным мотивом для ребенка, наделенного духом противоречия, и ему захочется сделать наоборот, то есть съесть снеговика. Замечательные съедобные персонажи, с помощью которых следует вводить в рацион вашего привереды продукты с новым вкусом, можно сделать из кусочков сыра (например, сыр ярко-оранжевого цвета очень нравится детям), холодного мяса (ветчины, индейки или копченой колбасы), сухого белого хлеба. Наши собственные дети любили есть хлеб с сыром, которые были нарезаны в виде коней-качалок, кенгуру, белочек и кроликов. Однажды нашей младшей дочери (было три или четыре года) в голову пришла замечательная идея скомбинировать нарезанный сыр и холодное мясо в единое целое: сэндвич! У нас не хватило духу сказать ей, что кто-то уже давным-давно заявил права на эту новинку. К пяти годам она уже должна была всегда иметь по сэндвичу в каждой коробочке для завтрака, которые брала с собой в дневной лагерь. Да, нам по-прежнему приходилось резать хлеб на кусочки различной формы, но животные и человечки уже ушли в прошлое (они казались слишком младенческими для нашей «взрослой» девочки); это были треугольники и квадраты без корочки. Исходя из собственного опыта, мы советуем вам: подождите. Вкус вашего мальчика обязательно улучшится в будущем, а пока набивайте свой холодильник нугетами «динозаврами» и радуйтесь, что ребенок отдает предпочтение простой еде. Нам рассказывали о маленькой девочке, которая любила приготовленные в тостере пирожки с определенным вкусом и ароматом, выпускавшиеся определенной фирмой, но однажды компания-производитель перестала выпускать их... Еще один мальчик ел исключительно салат с тунцом, в который непременно должны были входить семь или восемь ингредиентов: сельдерей, лук, зеленый перец, майонез, соус с приправами, немного горчицы и что-то еще, причем смешанные в совершенно определенных пропорциях, на приготовление которого уходило не меньше двадцати минут. Если случались даже малейшие отклонения от рецепта, он отказывался есть салат. Однако и этот мальчик изменился: ему уже 15, и теперь он - обычный всеядный тинейджер. Так что, если ничего не помогает - расслабьтесь и ждите - время лечит.
Французский метод. У нас есть родственники, которые живут во Франции и трое их детей едят практически всё: все овощи, мясо, морепродукты, суфле и даже улиток. Родители никогда не слышали о детях, которые едят только один вид пищи. Мы сами побыли во Франции и собственными глазами увидели разницу в отношении к детскому питанию. С самого раннего возраста (с трёх месяцев) родители дают своим детям буквально всё, полагая, что это должно им понравиться, так как вкусно приготовлено из свежих продуктов (разве во Франции бывает иначе?) Хотя в отношении собственных детей мы придерживаемся противоположной точки зрения (мы не считаем нужным заставлять есть то, что им не нравится), в качестве альтернативы предлагаем французский метод решения проблемы капризных едоков. Вам придётся готовить для своего малыша, как для персоны с изысканным вкусом. При покупке тщательно выбирайте продукты, не скупясь, когда речь идёт о качестве и обращая особое внимание на их свежесть. Относитесь к приготовлению пищи как к искусству. Каждое блюдо подавайте с учётом того, что оно обязательно должно понравиться ребёнку. Следует добавить, что во Франции детей с раннего возраста обучают правильному поведению за столом, ещё когда они сидят на высоком стульчике. Ребёнок должен по крайней мере попробовать то, что ему подают, причём не кривя физиономию и не протестуя, а если еда не понравится, он тем не менее должен вежливо оценить усилия того, кто её готовил. Родители могут не заставлять ребёнка съесть всю еду, которая ему не понравилась, но и не станут ничего готовить специально для него. Строгость французских родителей заключается в том, что в первые несколько лет жизни привередливые едоки должны почувствовать за столом беспокойство и дискомфорт, потому что их постоянно бранят то за одно, то за другое, но уже к шести-семи годам ребёнок превращается в человека, легко и естественно чувствующего себя за столом – то, чего американцы достигают (если это происходит вообще) только к среднему возрасту.
Мой ребенок ест не переставая, и ел бы целый день, если бы не мое вмешательство. За столом я ему предлагаю самую разнообразную пищу, но и после этого он постоянно хнычет: «Хочу есть!» Нужно ли ему давать перекусить каждый раз, когда он просит? Прежде всего, научите его правильно просить поесть. Его хныканье «Хочу есть!» не годится, и вы не должны подскакивать по его команде. Можно сказать ему: «Здесь не ресторан, а я - не официантка!», а затем добавить: «Ты хотел сказать: «Мамочка, пожалуйста, можно мне чего-нибудь перекусить?» После того как вопрос будет сформулирован в предпочтительной для вас форме, вы можете реагировать по-разному: 1. Введите понятие «Скоро обед (ужин и т.п.)». Это старый прием, но он по-прежнему актуален, поскольку срабатывает. Привыкнув слышать это, ребенок начинает усваивать мысль о том, что садиться есть можно отнюдь не в любое время дня. Вы можете показать по часам (вот почему очень хорошо, если на стене кухни будут висеть круглые часы с большим циферблатом и четкими цифрами), какой цифры достигнет маленькая стрелка, когда настанет время еды. Метод «отсрочки до тех пор, пока часы не дадут добро» -один из самых популярных в методиках, постоянно используемых нами в рамках концепции «Перехитрим малыша» и предлагаемых в самых различных ситуациях. Когда ваши дети привыкнут к мысли, что нужно подождать до определенного времени, они научатся осознавать, что мир не вращается вокруг их желаний и что всему есть время и место. Соблюдение режима поможет не только взрослому разумно придерживаться распорядка дня; это даст почувствовать и малышу, что жизнь идет в предсказуемом ритме, а не беспорядочно и бесконтрольно. 2. Примите во внимание обмен веществ в организме вашего ребенка. У некоторых детей он протекает быстрее, а это означает, что после приема пищи они могут проголодаться раньше других. В таком случае вместо того, чтобы устраивать три плотных кормления, лучше сделать четыре или пять легких с соответствующими закусками, равномерно распределив их в течение всего времени бодрствования вашего малыша. Обратной стороной такого решения является то, что родителям или няне придется больше времени проводить на кухне. Вам надо будет проследить и за количеством предлагаемой пищи, чтобы убедиться, что легкая закуска действительно меньше основного питания. Переход к более легкому, но более частому кормлению должен проходить постепенно - так, чтобы эти перемены не стали потрясением для ребенка. 3. Предположим, вам удалось отучить малыша хныкать между кормлениями, не отвечая согласием на его просьбы. Теперь двигайтесь дальше и решайте проблему питания с учетом его требований, при этом обязательно контролируя, какой будет эта еда. Всякий раз, когда малыш скажет: «Хочу конфет!» или «Хочу мороженого!», вы должны ответить: «Хорошо, я могу дать тебе немного перекусить. Вот что у нас есть», - и предложить довольно небольшой выбор полноценных с точки зрения питательности продуктов. Для таких случаев рекомендуем большие плоские круглые рисовые крекеры - они содержат мало жиров и достаточное количество волокон. Эти крекеры довольно сытные и представлены в широком вкусовом ассортименте, так что один из их видов обязательно понравится вашему малышу. Еще один хороший вариант: воздушная кукуруза без масла, чуть-чуть сбрызнутая маргарином с низким процентом жирности. Держите наготове пакеты с предварительно вымытой мелкой морковью (моркови никогда нельзя переесть!). Еще один совет: замороженная морковь может быть полезной при прорезывании зубов. Или, к примеру, попробуйте дать малышу клемантин, начав очищать с него кожуру. Малыш с удовольствием дочистит плод до конца, а затем разделит его на дольки. Клемантины не только питательны, но и очень сочные, сладкие и совсем без косточек. А что скажете на счет сэндвича из яблока с сыром? Отрежьте два кружочка яблока, срежьте с боков кожуру и между ними положите кусочек сыра. Важно не только предлагать ребенку вкусную аппетитную здоровую пищу, но и убедиться, что вы не ставите его перед нежелательным выбором. Вы ведь не хотите, чтобы ваш малыш отказался от только что вымытого и нарезанного вами яблока в пользу лежащей на виду коробки с печеньем. 4. Всегда предлагайте вместе с закуской здоровое питье. Очень полезно молоко (для детей старше одного года - двухпроцентное и еще менее жирное). Шоколадное молоко предпочтительней фруктового сока, а фруктовый сок лучше газированной воды. Пить воду полезно, особенно в жаркую погоду, поскольку она насыщает жидкостью организм ребенка, не перегружая его лишними калориями. И вообще запивать еду - хорошая привычка, потому что это способствует более быстрому появлению чувства насыщения вместо желания есть. 5. Очень важно убедиться в том, что ребенок не просит есть от скуки. У активных детей нет времени на то, чтобы сидеть и жевать целый день. Хуже всего жевать во время просмотра телевизионных программ или видео - это вырабатывает привычку есть, когда приходится долго сидеть. Хорошее правило: подавать еду или закуску только на кухне или в столовой. Это будет означать перерыв в игре или работе, и большинству детей нужно будет действительно проголодаться, чтобы прервать ради этого игру. Кроме того, еда за столом позволяет взрослым с меньшими усилиями содержать дом в чистоте. Если ни один из предложенных советов не поможет убедить вашего ребенка отказаться от «перекусывания» или постоянных жалоб на голод, тогда поговорите с педиатром. Врач протестирует его на предмет выявления физиологической причины голода.
Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно «посадить» ребенка на диету без рекомендаций педиатра. При резком изменении режима питания у ребенка может стремительно нарушиться электролитический баланс.
Тоне нет еще трех лет, а высокий стульчик ей уже мал. Однако она еще не готова спокойно сидеть за столом на обычном стуле. Что мне выбрать? Самый очевидный ответ — это купить специальное портативное сиденье и поместить его на обычном стуле, и не забудьте о привязном ремне, который предохранит ребенка от соскальзывания на пол. Ремень укрепит в сознании малышки мысль о том, что она не может бесконтрольно покинуть стол. Однако, если малышка начнет извиваться, пытаясь самостоятельно выбраться из сиденья, это, возможно, будет означать, что наступил предел ее возможностей пребывать в покое. Вы никак не сможете заставить ребенка просидеть за столом так же долго, как вы сами - это только доставит ему лишние волнения и замечания со стороны взрослых. В вашем случае не стоит спешить покупать сиденье, если стульчик малышки регулируется по высоте. Осмотрите его с обратной стороны в тех местах, где крепятся ножки, чтобы понять, можно ли снизить высоту; затем снимите расположенный спереди столик и придвигайте стул со своей дочуркой вплотную к столу. Есть и другой, не менее эффективный способ: купить ей специальный детский стол со стульями. Родители, выбравшие этот путь, накрывают детям стол отдельно от взрослых и раньше по времени. Например, можно накормить ребенка обедом в половине шестого, быстро приготовив простое блюдо: макароны-«бабочки» с маслом и сыром пармезан, а взрослым пообедать в восемь часов блюдом макароны «Примавера», приготовленным с овощами. Этот способ имеет следующие преимущества: 1. Во время обеда ваша малышка в полной мере будет наслаждаться независимостью. 2. Обед взрослых не будет прерываться из-за необходимости корректировать поведение малышки за столом, а соблюдение хороших манер будет отложено до школьного возраста. Тогда появится необходимость научиться этим манерам, потому что ей не захочется показаться невоспитанной в глазах друзей. 3. Один из супругов может отправиться готовить малышку ко сну, а в это время другой займется обедом. Если оба успешно справятся со своей работой, малышку можно будет уложить спать как раз к тому времени, когда вы будете готовы поесть, т. е. к восьми часам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|