Глава 3. Анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению компетентностного подхода в обучение математике
Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода была проведена в 5-б классе средней школы № 51 г. Кирова. Для эксперимента был взят общеобразовательный класс, со средней успеваемостью. Больше половины детей учится по математике на «4» и «5». На начальном этапе был проведен тест (см. Приложение 1), который помог нам сформировать представление об уровне развития компетенций в этом классе. Тест представлял собой работу из пяти заданий, на некоторые из которых предлагались варианты ответа. Учащимся необходимо было выбрать не только правильный ответ, но и написать ход решения в самом бланке (в графе «Решение»), а также ход своих мыслей (в графе «Черновик»). Тест составлен следующим образом: - первое задание ориентировано на диагностирование ценностно-смысловой компетенции, детям была предложена стандартная арифметическая текстовая задача, отвечающая требованиям данного вида компетенции; - второе задание ориентировано на диагностику общекультурной компетенции. Следует отметить, что составлено задание было на основе рекомендаций, по развитию данного вида компетенций, как, впрочем, и всех остальных, разработанных нами во второй главе. Особенностью этого задания явились пропуски в тексте, а именно в единицах измерения величин. Детям предлагалось выбрать не вариант ответа на данную задачу, а вариант единиц измерения величин; - третье задание теста направлено на изучение уровня развития информационной компетентности. Ученикам необходимо быстро сориентироваться и догадаться, что для решения этой задачи им необходимо применить знания, полученные на уроках географии. - четвертое задание направлено на диагностику социально трудовой компетенции.
- в пятом задании, требуется не просто решить задачу и оформить решение, но и выполнить самопроверку, записав те вопросы, с помощью которых она проводилась. Диагностика коммуникативной компетенции проводилась по результатам всего теста, опираясь на признаки компетентности, описанные в предыдущей главе. А правильное оформление теста, грамотная и аккуратная работа с бланком – позволила судить об уровне развития познавательной компетенции. За каждую правильно решенную задачу мы начисляли учащимся по одному баллу, если в решении задачи были недочеты или неточности, или задача вовсе не была решена, то учащийся получал 0 баллов. За все правильно решенные задания учащийся мог получить пять баллов. Таким образом, мы проверили математическую грамотность класса в целом и отдельно каждого учащегося. Результаты представлены ниже. Учитывая признаки компетентности учащихся, разработанные во второй главе, мы оценивали каждый вид компетентности следующим образом: за каждое проявленное умение или знание по конкретному виду компетенции, заявленное в признаках, мы ставили по одному баллу, а затем находили отношение количества полученных баллов к общему числу признаков, выделенных в таблице 2, которые отражают содержание заданий и так или иначе подходят для данного теста. Таким образом, мы получали процент – уровень развития той или иной компетентности у каждого ученика и класса в целом. Ниже представлена диаграмма (диаграмма 2), отражающая полученные результаты. Высокий уровень социально-трудовой компетентности обеспечен по сути дела наличием самой задачи, решение которой уже говорит о развитости данного вида компетенции. Подобного рода задачи учащимся ранее не были знакомы, отсюда такие низкие показатели диагностики. Некоторых учеников пугал большой объем задачи, других – количество вопросов в одной задаче, ответы на которые нужно было найти, третьих – зашумленность задачной ситуации,
лишние данные. Все эти испуги и колебания призвана устранить разработанная нами во второй главе методика по реализации
компетентностного подхода в обучение математике в школе, и конкретно при решении текстовых задач. Для реализации поставленной во введении проблемы и повышения уровня компетентности учеников, мы провели с испытуемым классом три урока, по развитию ключевых компетенций и повышению уровня компетентности учащихся при решении текстовых арифметических задач. На уроках были разобраны всевозможные виды задач, предложенные нами во второй главе, а также использованы разработанные приемы и методы, подходящие для развития различных видов компетенций. По окончанию уроков был проведен контрольный тест, аналогичный вводному, диагностика которого осуществлялась таким же образом, что и первого теста. Проанализируем полученные результаты (диаграмма 2 и 3) и сравним их с результатами вводного теста. Из построенных диаграмм видно, что после реализации разработанной нами методики, улучшилось не только качество знаний учащихся, но и повысились показатели компетентности учеников по всем видам компетенций. А показатель компетентности в целом при решении арифметических задач повысился на 11,2%.
Таким образом, мы нашли эффективные пути формирования ключевых компетенций на уроках математики при решении текстовых арифметических задач, поставив пред собой определенные задачи и решив их, с помощью предложенных методов. Заключение
В настоящем исследовании решается проблема внедрения компетентностного подхода на уроках математики, в частности при решении текстовых арифметических задач. В результате анализа методико-математической литературы сформулированы теоретические основы, разработаны приемы и методы внедрения. Предложенная методика является лишь одним из вариантов внедрения компетентностного подхода в успешном обучение школьников математике. Учитель может использовать ее как полностью, так и частично.
Мы показали экспериментальным путем, что поставленная проблема имеет решение, с помощью предложенных методов. Вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности. Таким образом, опираясь на полученные положительные результаты, мы считаем, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза получила теоретическое и экспериментальное подтверждение. А. А. Ярулов [22, с. 44] в статье «Познавательная компетентность школьников» выделяет следующие условия, в которых может быть сформирована успешность обучения: 1) школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа; 2) школьник осознает мотивы своей учебной деятельности; 3) школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия; 4) при возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей; 5) школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала. При этих условиях ученику предоставляется возможность: · взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность; · вырабатывать силу воли; · учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принять волевое решение; · развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения; · учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением. Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника. Библиографический список 1. Артоболевский, А. Н. Арифметические задачи с производственно-бытовым содержанием [Текст] / А. Н. Артобалевский. – М.: Учпедгиз, 1961. – 68 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/] 3. Зубарева, И. И. Математика. 5-6 кл. [Текст]: метод. пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2005. – 104 с. 4. Зубарева, И. И. Математика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2003. – 293 с. 5. Зубарева, И. И. Математика. 5 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2003. – 280 с. 6. Иванова, Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. –2004. – № 1. – С. 16-20. 7. Каверин, Н. В. Методы решения арифметических задач в средней школе. 5-6 классы [Текст] / Н. В. Каверин. – М.: Учпедгиз, 1952. – 64 с. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р. 9. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3. 10. Методика преподавания математики [Текст]: учебник для вузов / Е. С. Канин, А. Я. Блох [и др.]; под ред. Р. С. Черкасова. – М.: Просвещение, 1985. – 268 с. 11. Нестеренко, Ю. В. Лучшие задачи на смекалку [Текст] / Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 304 с. 12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 20-е издание. – М.: Русский язык. – 1987. – 752 с. 13. Печенкина, Е. Н. Использование практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство реализации интегративного обучения в современной школе [Текст] / Е. Н. Печенкина // Инновационные процессы в науке и образовании на основе интегративно-компетентностного подхода; материалы межрегион. науч.-практ. конфернеции по результам инновационной деятельности, г. Киров, 23 марта 2007 г. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. – С. 72-81. 14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с. 15. Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2001. – 72 с. 16. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования [Электронный ресурс] / И. С. Фишман. – [Режим доступа: http://www.conf.univers.krasu.ru/conf_9/docl_s.html].
17. Харламова, Т. Компетентное обсуждение [Текст] / Т. Харламова // Школьный психолог. – 2002. – № 20. – С. 57-62. 18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – [Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm]. 19. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64. 20. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №- 5. – С. 55-61. 21. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля при обучении математике [Текст] / П. М. Эрдниев. – М.: Учпедгиз, 1957. – 72 с. 22. Ярулов, А. А. Познавательная компетентность школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84. Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|