РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные
Стр 1 из 71Следующая ⇒ РАЗДЕЛ 6. Доброкачественные новообразования мягких тканей челюстно-лицевой области...................................................................... 230 Общие сведения об опухолях................................................................................................... 230 Опухоли мягких тканей......................................................................................................... 232 Гемангиомы.............................................................................................................................. 232 Лимфангиомы..................................................................................................................... 246 Нссосудистые доброкачественные новообразования............................................. 251 Опухолеподобные новообразования мягких тканей..................................................... 256 Приобретенные опухолеподобные новообразования............................................ 256 Врожденные опухолеподобные новообразования.................................................. 257 Кисты и свищи лица, шеи................................................................................................. 260 Нейрофиброматоз................................................................................................................... 264 РАЗДЕЛ 7. Доброкачественные новообразования костей челюстно-лицевой области.......................................................................... 268 Одонтогенные опухоли челюстей...................................................................................... 269 Одонтогенные опухолеподобные новообразования...................................................... 274 Кисты челюстей............................................................................................................................. 279 Остеогенные опухоли костей лица.................................................................................... 286 Остеобластокластома......................................................................................................... 286 Остеома..................................................................................................................................... 289 Остеоид-остеома................................................................................................................... 289 Опухолеподобные новообразования костей................................................................... 290
Фиброзная дисплазия....................................................................................................... 290 Фиброзная остеодистрофия............................................................................................. 294 РАЗДЕЛ 8. Злокачественные новообразования челюстно-лицевой области.......................................................................... 295 Статистические данные, этиология....................................................................................... 295 Теории возникновения злокачественных опухолей у детей.................................... Принципы классификаций злокачественных опухолей............................................ Предопухолевые состояния............................................................................................. Диагностика и клиника злокачественных новообразований.................................... Принципы лечения................................................................................................................. РАЗДЕЛ 9. Травматические повреждения тканей и органов челюстно-лицевой области....................................................................... Особенности повреждений тканей лица и челюстей, классификация................. Травмы мягких тканей........................................................................................................... Ожоги................................................................................................................................... Отморожение.................................................................................................................... Травмы зубов.............................................................................................................................. Травмы челюстей........................................................................................................................ Ушиб челюстей..................................................................................................................... Переломы нижней челюсти........................................................................................ Переломы верхней челюсти........................................................................................ Переломы скуловой кости и дуги.................................................................................... Сочетанные и комбинированные повреждения............................................................ Переломы костей носа..........................................................................................................
РАЗДЕЛ 10. Пороки развития тканей и органов челюстно-лицевой области..................................................................... Врожденные несращения губы и нёба............................................................................ Врожденные несрашения верхней губы...................................................................... Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба. Пороки развития уздечек губ и языка, мелкое преддверие полости рта.................. Пороки развития уздечки языка................................................................................... Пороки развития уздечек верхней и нижней губ.................................................... Мелкое преддверие полости рта................................................................................ Некоторые сопутствующие несрашениям верхней губы и нёба синдромы РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные вмешательства на тканях челюстно-лицевой области................ Местная пластика кожными лоскутами........................................................................ Пластика лоскутами на ножке............................................................................................ Свободная пересадка тканей............................................................................................. Пластика филатовским стеблем........................................................................................ Хирургические вмешательства на челюстях.................................................................... Применение разнообразных материалов для внутритканевого эндопротезирования. Некоторые особенности техники ушивания ран в челюстно-лицевой области... Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой области................................................................................................... Медикаментозные средства, применяемые для лечения основных стоматологических заболеваний..................................................................... Тесты для контроля знаний по детской хирургической стоматологии..................... Программные экзаменационные вопросы по детской хирургической стоматологии............................................................................................................................. Список литературы............................................................................................................... Уважаемые читатели! К читателям!
Я с удовольствием прочел русский текст учебника моих украинских коллег, который посвящен чрезвычайно важным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Сегодня мы еще не можем быть удовлетворены результатами первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. На фоне этого обстоятельства, а также особенностей этапного развития общества с его материальной недостаточностью во всех сферах, неблагоприятными экологическими прочими условиями, и как никогда возникает необходимость, опираясь па опыт и знания, представить студентам и молодым врачам взвешенный и современный подход к вопросам диагностики и лечения хирургических стоматологических заболеваний у детей.
В настоящее время многими учеными-педагогами делаются попытки изложить свои знания в книгах, которые рекомендуются для обучения. И лишь некоторые из них являются результатом академического подхода к манере изложения, строгого отбора сведений п знаний, а также гармоничного соотношения изложенного материала и иллюстративных данных. Хочу подчеркнуть, что еще не написан идеальный учебник (да и будет ли написан вообще), поскольку и базовый уровень преподавателей и студентов разный, и мотивация к изучению предмета отличается, да и способности обучающихся не одни и те же. Однако он крайне необходим, потому что в существующих руководствах, пособиях и учебниках по хирургической стоматологии представлены лишь отрывочные данные о тех или иных хирургических заболеваниях у детей. В указанной литературе, как правило, авторы говорят лишь об особенностях диагностики, клинического течения и лечения заболеваний. А ведь это неверно! Сегодня следует говорить о закономерностях патологических процессов у детей разного возраста. Раньше ребенок, а потом взрослый! Никак не наоборот! И именно на данном утверждении базируются все положения представленного учебника. Все его разделы содержат необходимые для профессионала сведения, знание которых обусловит наиболее эффективный результат взаимоотношений "врач —пациент". Материал изложен логично и последовательно. Все предлагаемые положения обоснованы, четко прослеживается обобщение не только ранее имеющихся данных литературы о заболеваниях, а и собственного теоретического и практического опыта, что значительно обогащает учебник. Авторы в книге постарались ответить на вопрос: "Почему именно так, а не иначе?", и, на мой взгляд, им это удалось.
Учебника по дисциплине "хирургическая стоматология детского возраста", насколько я знаю, нет в Украине, нет его и в России (изданы лишь некоторые монографии, посвященные воспалительным процессам, опухолям челюстно-лицевой области у детей). Поэтому первую попытку создания такого учебника следует, безусловно, приветствовать. Я желаю его читателям упорства и настойчивости в овладении этим важным и сложным разделом хирургической стоматологии. Член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор ЦН И НС, jf(j<7 д-р. мед. наук, профессор с&£&(?£■ ^-^--^-т-г Безруков В.М. Известные учебники и учебные пособия последних лет по хирургической стоматологии в Украине — профессоров А.А.Тимофеева (1998), Ю.И.Вернадского (1999) - содержат обширные сведения, касающиеся заболеваний у взрослых и лишь частично - у детей. При этом размеры учебников не всегда позволяют достаточно полно изложить материалы в одинаковой и достаточной степени. Между тем дети, составляющие 1/5 населения страны, страдают практически теми же заболеваниями, что и взрослые, а кроме того, врождёнными аномалиями челюстно-лицевой области. Киевская школа стоматологов-хирургов на протяжении последних 40 лет под руководством двух известных профессоров — Ю.И. Вернадского и А.С. Солнцева - является достаточно авторитетной не только в странах СНГ, но и за рубежом. Этому способствовала чрезвычайная активность представителей киевской школы в научной и практической деятельности, участие их во множестве международных конгрессов, где они достойно представляли и пропагандировали отечественные достижения науки. С 1980 г. в Киевском медицинском институте кафедра хирургической стоматологии выделила группу сотрудников для работы с детьми, которая, получив стационарную и поликлиническую базы, стала прообразом сегодняшней кафедры хирургической стоматологии детского возраста. За 20 лет деятельности в этом направлении коллектив кафедры и клиники накопил солидный опыт научной, преподавательской и лечебной деятельности. Сотрудниками излечено более 10 000 детей в условиях стационара, около 14 000 детей прошли лечение на поликлинических базах кафедры. С 1986 г. на госпитальной базе кафедры работает Украинский центр по оказанию помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой области. Успешная научная работа сотрудников отражена в трёх докторских диссертациях (проф. Д.В. Дудко — "Лечение гемангиом челюстно-лицевой области у детей", 1987; проф. Л.В. Харьков — "Хирургическое лечение врождённых несращений нёба", 1988; проф. Ю.А. Юсубов — "Патогенез, диагностика и лечение остеомиелитов челюстей у детей", 1988), в более чем десяти выполненных и выполняемых кандидатских диссертациях.
Монографии, множество научных статей, выступления на конгрессах в Голландии, Швеции, Англии, Франции, Польше, Сирии и других странах явились этапным итогом активной творческой деятельности коллектива клиники. Кафедрой и Украинским центром с 1994г. руководит чл. корр. АМН Украины, профессор Л.В. Харьков — главный специалист МЗ Украины. Руководимый им коллектив состоит из опытных и молодых сотрудников, что создаёт необходимую гармонию в поиске оптимальных решений проблем хирургической стоматологии. Творческий коллектив создателей настоящего учебника представил на суд читателей солидный труд, материал в котором изложен в соответствии с программой обучения будущих врачей и молодых специалистов. Опыт и знания авторов позволили высказать ряд нетрадиционных взглядов, касающихся патогенеза и лечения некоторых заболеваний. Отличительная особенность представленного материала — аргументация и логика заключений, хороший иллюстративный материал. Представленный учебник является первым в Украине и, безусловно, будет способствовать оптимизации изложения учебного материала и обучения хирургической стоматологии детского возраста. Заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Петербургской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки России, профессор Детей чет — есть люди. Януш Корча к Lectori benevole salutem!* Профилактическое направление развития медицины предусматривает проведение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных не только на ребенка, который родился, а и на его родителей. Как логическим является выражение "здоровые родители — здоровые дети", так логическим является и создание оптимальных условий развития детского организма с целью обеспечения полноценной жизни во взрослом возрасте. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от условий жизни и работы, на 40 % (поровну) — от экологии и генотипа и на 10 % — от состояния здравоохранения в стране. И хотя влияние последнего фактора, казалось бы. незначительно, чрезвычайно важным является то, насколько профессионально врач подготовлен к выполнению своей сложной миссии. Сейчас существуют определенные статистические "несправедливости" относительно детских стоматологов, а поэтому и детей, которым необходима помощь. В Украине в 2001 г. детское неселение составляло 8 млн 748 тыс. 915 человек. Согласно приказу министра охраны здоровья Украины предусмотрено 4,5 места стоматолога на 10 000 детского населения, следовательно, на такое количество детей детских стоматологов должно быть 5531, в то время как их в два раза меньше. В стране функционирует 270 поликлиник для взрослых и только 40 — для детей, что составляет только 15 ".., насчитывается 1900 челюстно-лицевых коек, из которых детских — 150, то есть и в этих показателях соотношение не выполняется. Чаще всего дети обращаются за помощью к педиатру; второе место по частоте посещений принадлежит стоматологу, поскольку для нормального функционирования детского организма очень важным является состояние зубов, полости рта и челюстей. Ни одна система, кроме зубочелюстной, не имеет такой "привилегии": в детском возрасте иметь 20 временных зубов, а во взрослом — 32 постоянных. Выполняя важное функциональное, орга-нообразующее, эстетическое назначение, эта система восприимчива к разнообразным болезням, которые требуют и хирургического лечения. Хирургическая стоматология и челюстио-лицевая хирургия детского возраста — это раздел клинической медицины, требующий глубоких знаний стоматологии, хирургии и педиатрии, поэтому безоговорочной является необходимость особого подхода к обучению. По получить все необходимые знания в медицинском институте или университете очень тяжело, поскольку на стоматологическом факультете для изучения детской хирургической стоматологии отводится 2 года, а общей хирургии и педиатрии — по 6 месяцев. Поэтому подготовка высококвалифицированного специалиста по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста невозможна без обучения в клинической ординатуре или стажировки в соответствующей клинике. В современных клиниках наиболее развитых стран значимой для будущего стоматолога является неделимая стоматология детского возраста с равноценными и равнозначными разделами терапевтической (с профилактикой стоматологических заболеваний), хирургической стоматологии и ортодонтии. Однако такая концепция предусматривает и одинаковую подготовку по всем трем специальностям детской стоматологии. Топ факт, что большинство учебников и пособий по стоматологии детского возраста имеют большую терапевтическую и профилактическую направленность, обоснован. В них вопросы хирургических стоматологических заболеваний освещаются в основном с позиций амбулаторного приема. Часть заболеваний челюстно-лицевой области рассматривается в пособиях по хирургической стоматологии, где не всегда с достаточной полнотой изложен материал о закономерностях развития заболеваний и их лечении у детей. Существуют пособия и учебники по детской стоматологии, ортодонтии, профилактике стоматологических заболеваний, многочисленные монографии но проблемам диагностики, лечения заболеваний зубов и пародонта у детей. Вместе с тем нет ни одного учебника или пособия по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Наверное, это обусловлено и тем, что лишь в 1991 г. в 1 [ациональном медицинском университете была основана кафедра с таким названием - первая в Украине и странах СНГ. Этот учебник написан в соответствии с учебным планом и программой по детской стоматологии для студентов высших медицинских учебных заведений 111- IY уровней аккредитации. Им мы старались заполнить имеющийся пробел в данной области медицины. Сложность в описании анатомо-топографических особенностей и закономерностей челюстно-лицевой области у детей, течения заболеваний обусловлены такими обстоятельствами. — начиная от рождения, анатомические, физиологические характеристики органов и тканей.ища, челюстей, околозубных тканей изменяются очень быстро; законы растущего организма обусловлены функцией органов и тканей, состоянием важнейших систем организма в определенный промежуток времени; — интенсивность развития органов и тканей в разных местах челюстно-лицевой области и органов полости рта неоднотипная, вследствие чего и проявления того или иного заболевания будут иметь принципиальные особенности;
—соматическое развитие ребенка зависит от состояния иммунной, эндокринной, нервной и других систем организма, которое обусловливает особенности изменений в нем; —на фоне высокой лабильности основных систем организма под действием патологических агентов возникают парадоксальные ответные реакции: разнообразные по характеру влияния раздражители служат причиной однотипного ответа, и наоборот, один и тот же раздражитель пли агент может обусловить абсолютно разную реакцию; — недостаточно полно объяснимы закономерности и особенности проявления процес Кроме того, следует понимать, что ребенок — ив два месяца, и в 5 лет, и в 14 лет является ребенком. 11о закономерность течения тех или иных процессов у него в зависимости от возраста будет обычно разной. Поэтому не преувеличением, а важной необходимостью является знание тканевых и органных изменений в каждый возрастной период. Это требует от врача ориентации именно в глубинах нормальной и патологической физиологии. Говоря о дифференциальной диагностике каждого заболевания, мы перечисляем только те, с которыми ее следует проводить, а описание течения, особенностей этих заболеваний детально приведено в соответствующем разделе. В учебнике мы высказали свои взгляды па причины, механизмы развития, течение i.течение основных хирургических стоматологических заболеваний. Научным обосновани ем этого является более чем 30-летний опыт работы в области хирургической стоматоло гпп и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Медицинская научная и клиническая стоматология насыщена многими именами иссле дователей, которые считаются первооткрывателями симптомов, синдромов, методов и прие мов лечения. Количество их постоянно возрастает, и молодому специалисту довольно ело* но запомнить и ориентироваться в них. Поэтому мы старались, сохраняя уважение к эти: ученым, в большинстве случаев не перегружать текст фамилиями, заменив их понятным ош санием симптома или синдрома. Авторство, безусловно, имеет большое значение, однак лишь в случае принципиальных положений и в историческом значении приоритетов. Коллектив авторов этого учебника будет признателен всем за высказанные замечай! и пожелания и надеется найти в читателях — студентах, врачах-стоматологах, хирурга челюспю-лпцевых хирургах, педиатрах и врачах других специальностей — не только об ективных критиков, но и доброжелательных соратников в изучении заболеваний челюс но-лицевой области у детей. Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирург детского возраста Национального медшщнекого университета им. А.А. Богомолы чл.-кор. АМН Украины, доктор мед. наук, профессор Л.В.Харьков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|