Техника удаления временных и постоянных зубов у детей
При удалении временных зубов следует учитывать особенности строения челюсти (маленькие размеры, нежная костная ткань альвеолярного отростка и слизистой оболочки, покрывающей его) и временных зубов (невыражена шейка, широкое расположение корней и наличие зачатков постоянных зубов под или между ними). Поэтому целесообразно использовать набор детских щипцов и хорошо владеть техникой удаления. Техника удаления временных зубов несколько отличается от таковой при удалении постоянных, а именно: 1) круговую связку не разрушают, после наложения щипцов щечки их далеко не продвигают; 2) чтобы не травмировать близлежащие мягкие ткани, при работе элеватором обязательно фиксируют альвеолярный отросток с обеих сторон пальцами; чрезмерных движений при удалении не делают (это позволяет не отломать коронку, верхушку корня или альвеолярный отросток и не вывихнуть челюсть); 3) особенно осторожно надо удалять моляры с разрушенной коронковой 4) кюретаж альвеолы не проводят, чтобы не травмировать или не удалить зачаток постоянного зуба; 5) края альвеолы после удаления зуба сжимают осторожно, чтобы не травмировать альвеолярный отросток. После удаления зуба для уверенности, что он удален полностью, необходимо тщательно осмотреть его корни. Что касается временных зубов, которые удаляют в период резорбции корней, то в большинстве случаев во время осмотра невозможно отличить резорбированный корень от отломка его части, так как физиологическая резорбция происходит неравномерно и края корня как бы изъедены. Если врач при удалении временных зубов оставил часть резорбированного корня, нет необходимости заканчивать удаление его элеватором, поскольку есть риск повреждения зачатка постоянного зуба. Последний, прорезываясь, вытолкнет остаток корня.
Типичная операция удаления постоянного зуба состоит из таких последовательных этапов:
— отделение круговой связки зуба; — наложение щечек щипцов на зуб; — продвижение (углубление) щечек щипцов к краю альвеолярного отростка; — смыкание щечек щипцов; — ротация (расшатывание зуба вокруг своей оси) и люксация (расшатывание в передне-заднем и боковом направлениях); — извлечение зуба из альвеолы (тракция). Техника удаления постоянных зубов у детей не отличается от таковой у взрослых. Пользуются набором щипцов для удаления отдельных групп зубов у взрослых, шире применяют элеваторы — прямые и боковые. Проводя удаление постоянных зубов у детей, необходимо учитывать совпадение осей корня зуба, щечек щипцов и направления движения, а также типичную анатомическую форму корня и строение альвеолярного отростка, то есть знать, какая стенка его тоньше, а какая толще. Знание последнего помогает выбрать правильное направление движений при этой операции и, таким образом, предотвратить типичные осложнения — отлом коронки, перелом корня или его верхушки. При удалении зубов, имеющих конусообразный корень (резцы верхней челюсти, клыки), следует применять ротационные движения, объединяя их с маят-никообразными, а удаляя верхние малые, а также вторые и третьи большие коренные зубы, сначала следует выполнять движение в направления щеки, дальше — в сторону нёба. Чтобы удалить первый верхний моляр, сначала расшатывают его в направления нёба, а потом — в щечную сторону, так как внешняя стенка утолщена скулоальвеолярным гребнем.
При удалении резцов нижней челюсти используют маятникообразные движения (первое — в губную сторону) и ротационные, клыков — ротационные, нижних малых коренных зубов — маятникообразные: первое — в щечную сторону, второе — в оральную. При удалении больших коренных зубов первое движение делают в щечную сторону. Эти рекомендации являются ориентировочными, и движениями при удалении зуба всегда можно обнаружить и ощутить наименьшее сопротивление кости. Такие навыки, конечно, приходят с опытом. Но учиться надо тому, чтобы движения были дозированными и нерезкими. После удаления постоянного зуба по поводу гранулирующего или гранулема-тозного периодонтита необходимо провести тщательный кюретаж лунки и при наличии свища — его ревизию. При удалении зубов у детей могут возникнуть такие местные осложнения: 1. Во время удаления: — отлом коронки (если ее сразу не изъять изо рта, она может попасть при вдохе в дыхательные пути и, как следствие, развиться механическая асфиксия); — перелом альвеолярного отростка; — ранение близлежащих мягких тканей; — повреждение фолликула постоянного зуба; — перелом зуба-антагониста; — вывих или удаление рядом расположенного зуба; — перелом челюсти; — вывих челюсти (обычно передний); — проталкивание корня зуба в верхнечелюстную пазуху; 1П7 Раздел 3 воспали 1ельные ^аиилеьанин челкллни-лицеыии ииласш
— отлом бугра верхней челюсти; — случайная перфорация верхнечелюстной пазухи. Внезапное соединение ротовой полости с верхнечелюстной пазухой сопровождается субъективными и объективными признаками. Субъективные: изменение тембра голоса, носовой оттенок речи. Объективные: выделения из лунки удаленного зуба крови с пузырьками воздуха (при интактной верхнечелюстной пазухе), большого количества гноя (при одонтогенном гайморите), при зондировании лунки зонд проникает глубже длины лунки. При возникновении сообщения между полостью рта и верхнечелюстной пазухой объективными являются ротовая и носовая пробы: а) ротовая — если зажать ноздри пальцами и попробовать надуть щеки, то воз
б) носовая — при попытке надуть щеки, воздух выходит через нос и щеки на 2. После удаления: — ранние кровотечения (чаще связанные с заболеваниями крови или опухолями, расположенными в челюсти) и поздние, причиной которых может быть чрезмерное содержание сосудосуживающих веществ в анестезирующем растворе, что приводит через 2-3 ч к стойкому расширению кровеносных сосудов и кровотечению; не проведенное врачом сдавливание краев альвеолы; отсутствие сгустка крови в лунке вследствие несоблюдения ребенком рекомендаций относительно поведения после удаления зуба и т.п.; — развитие воспалительных процессов (альвеолит, остеомиелит и т.п.); — неврологические нарушения — неврит, парестезии соответствующей половины нижней губы и зубов. Чтобы предотвратить указанные осложнения, перед удалением зуба у ребенка необходимо тщательно собрать анамнез, подобрать метод обезболивания и анестезирующий раствор, знать технику удаления разных групп зубов и уметь ее выполнять, а также подготовить ребенка к операции и дать необходимые рекомендации относительно его поведения после вмешательства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|