Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Греции классического периода




  18.03.2011, 13:57
Особенности формирования греческой культуры. В V—IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых развитых культурных систем древнего мира. Три важнейших особенности придают ей исключительный характер:
  • полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии);
  • ее гуманистическая направленность;
  • большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы.
Культура греков прежде всего создавалась на базе передового способа производства, рабства классического типа. Греческая рабовладельческая экономика создавала достаточные материальные возможности для культурного развития. Господствующий класс рабовладельцев, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Социальную основу полисной организации составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, имеющие известные гарантии своего благосостояния, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была более благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей, чем, например, забитые и бесправные общинники в странах Древнего Востока. Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел различную интенсивность, причем не случайно, по-видимому, был более плодотворным в государствах с демократическим устройством. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мыслящую личность. Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании развило политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой, способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V—IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы, вошедшие в историю мирового красноречия: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый Демосфен. Одним из важных условий больших достижений древних греков является отсутствие могущественной жреческой организации, которая в странах ДревнегоВостока монополизировала в значительной степени процесс духовного производства, направила его в русло религиозной идеологии. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, умения читать, т. е. грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей и ораторов. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений, самостоятельное чтение и понимание государственных документов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном было важным стимулом для творчества греческих мыслителей. Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. В целом природные условия оказались на том этапе исторического развития довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага жизни, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия жизни. Как уже отмечалось, каменистая, среднего плодородия почва с холмистым рельефом, поросшим цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей — и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые приемы ухода, новые сорта. На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железных и медных руд, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле, и чтобы поднять их и использовать в производстве, нужно было проявить смекалку и обнаружить их, прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, веры в созидательные силы человека. Невозможно представить себе греческую природу без моря. Море играло огромную роль в жизни и отдельных людей, и почти всех греческих полисов. Береговая линия южной части Балканского полуострова изрезана многочисленными бухтами, заливами, гаванями. Эгейское море усеяно сотней крупных и мелких островов. В море греки ловили рыбу и моллюсков для употребления в пищу, по морским путям устанавливали связи между разными, даже дальними полисами, с прибрежными племенами. Море защищало от противника и море сближало народы, морские связи не только обеспечивали получение продовольствия и сырья, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. Греки овладели морем, оно стало частью их производства, жизни, быта, культуры. Но чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было проявить отвагу, смекалку и специальные знания, нужно было приноровиться к капризам морских течений и ветров, разработать приемы кораблевождения, нужны были новые типы судов, которые могли бы пуститься в далекие плавания. Глубокий эстетизм греческой культуры, являющийся одной из ее особенностей, в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране, с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся с гор лесных массивов, с отовсюду видимым морем, существует уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба. Для мировоззрения древнего грека классического времени, для всей греческой культуры оказалось характерным развитое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлениях культурного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе. Все эти особенности формирования греческой культуры и искусства определили ее огромные достижения, большое воздействие на последующее развитие мировой культуры, вызвали к ней неослабевающий интерес. Особенности греческой религии и общественные празднества. Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на ее состояние и структуру большое влияние. Так же, как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев между собой и с людьми, создало богатый арсенал мифологических образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э. Понимание богов и героев в образе красивых людей и стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения, сделав его одной из основ развития всей греческой архитектуры. Для создания всей системы духовных ценностей древних греков первостепенное значение имело своеобразное понимание природы божества, греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущественных, подчиняющихся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. Известное ограничение всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов-героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, его способности и силы, что открывало большие перспективы и для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума. Непременной частью религиозного культа в V-IV вв. до н. э. стало почитание главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных мероприятий обязательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности жертвенных, большая часть туши шла на пиршественное угощение), гимнастические состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, гимнастических состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием. В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в условиях расцвета афинской демократии) празднование в честь главного божества — покровителя полиса — стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Увеличивается удельный вес гимнастических состязаний и театральных представлений, возрастает и культурное значение таких празднеств, а подготовка к ним, которую ведет весь народ, становится сильным импульсом к культурному творчеству. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афин Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в Олимпии в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские празднества в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские празднества в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения. Самыми знаменитыми изних стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Первоначально они были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором как и в других аналогичных религиозных церемониях состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н.э. религиозные церемонии стали рассматриваться как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, которые приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других общегреческих празднествах, например, на Пифийских играх, на первое место вышли не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов. В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н.э. постепенно возрастает роль театральных представлений в форме трагедии и комедии, из которых вырос знаменитый греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков. Греческий театр и литература. Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний как таковых и превратились в самостоятельный вид искусства, занявший особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н.э. появляется место, специально предназначенное для сценических действий. Как правило, такое место выбиралось у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг над другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах. Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на орхестру и уходили с нее. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь. Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н.э. были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, центр тяжести игрового действия сместился на актеров, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали лиц самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей. Маска исключала мимику актера, делала лицо неподвижным, но данное обстоятельство компенсировалось выразительными телодвижениями актеров. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться выше и мощнее. Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры, актеров в таких костюмах можно было лучше видеть, следить за их игрой. Актеры обычно играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались древние цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Если нужно было показать действие внутри дома, например, то на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, на которой актеры изображали действие в помещении, затем по завершении действия платформу увозили. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то применялось подъемное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома. Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он очень хорошо сохранился до настоящего времени и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе — даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые театральные деньги, который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. И этот фонд не трогали при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий. В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Поскольку на представлениях присутствовала обычно большая часть гражданского населения, то огромное число зрителей бурно одобряло или порицало автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса и это являлось мощным стимулом для их творчества. V в. до н.э. — время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап развития мирового литературного процесса. Архитектура и искусство. V-IV вв. до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Развитие архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства, плану. Основные положения регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Гипподамов город предполагал деление городской территории пересекающимися под прямым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, от основного канала вода распределялась по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились с помощью канализации за пределы города. Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества – покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь совершались наиболее торжественные жертвоприношения. Принципы Гипподама могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, например, в Олинфе на Халкидике, в портовом городе Пирее, городе Фурии, или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было увидеть беспорядочно скученные частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V—IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшается акрополь, центральная площадь, место для Народных собраний; ремесленные мастерские с вредным производством (керамические или кожевенные) удаляются на окраину города, театральные здания и стадионы устраиваются в определенных местах.В V—IVвв.до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку. Огромных художественных достижений греки добились в архитектуре. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Ордерная система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности в своем развитии, выявила все заложенные в ней возможности именно в V—IV вв. до н. э. Два основных типа ордеров: дорический и ионический сформировались ещёв VII— VI вв. до н. э.,, но в V—IVвв. появился еще более нарядный, изысканный и пышный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, вносят элементы легкости и изящества в дорический стиль и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры. Основой развития греческого зодчества, в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Разрабатывались самые различные храмовых зданий, от скромных героонов в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов. В большом храме внутренние аппартаменты состояли из главного зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик. Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: храм Афины-Девы Парфенон в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат, 448— 432 гг. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н. э.), храм Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и мн. др. Показателем зрелости греческого зодчества является создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей. Прославленными ансамблями стали афинский Акрополь, олимпийский спортивно-храмовый округ Альтис и храмовый комплекс в Дельфах. Ансамбль афинского Акрополя включал несколько зданий и сооружений: специально построенный и художественно оформленный проход на Акрополь — Пропилеи, к которым примыкали помещение для картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля был величественный Парфенон с примыкающими к нему святилищами некоторых аттических богов. Громада Парфенона несколько уравновешивалась небольшим и расчлененным храмом в честь Эрехтея и Посейдона — Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на 17 тыс. мест и специального помещения для музыкальных состязаний — Одеон. В целом архитектурный ансамбль афинского Акрополя отличался большим художественным вкусом. Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой. В главном помещении храма хранилась статуя божества — покровителя города, наружные и внутренние стены здания, верхние части антаблемента обычно покрывались рельефными изображениями, фронтоны заставлялись скульптурными группами, отдельные скульптуры украшали даже крыши некоторых храмов. Статуи стояли на городских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптур было самым различным: религиозное (разработка образов наиболее чтимых богов и героев), эстетическое (скульптура — украшение площади, здания, святилища), идеологическое (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, с чувством собственного достоинства, жизнерадостного). Наиболее популярными художественными образами были образ величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина-атлета. В IV в. до н.э. происходиточеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. более напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей. Греческие мастера создавали большое количество скульптур из самых различных материалов: известняка, мрамора, дерева, слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели, научились изготовлять бронзовые статуи. Огромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа, преодолев неподвижность и скованность архаических фигур. Греческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Греческими мастерами были созданы шедевры, которые считаются жемчужинами мирового искусства. Статуя Мирона «Дискобол», скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии и считающаяся одним из чудес света, его статуи Афины-Девы для афинского Парфенона, Афины Воительницы для афинского Акрополя, его 160-метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены Парфенона, изображение летящей Ники Пеония — вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н.э. Замечательными творениями греческого гения стали статуи Копьеносец-Дорифор и раненая амазонка работы Поликлета, статуи Афродиты Книдской и Гермеса с младенцем Дионисом Праксителя, Менада Скопаса, Аполлон Бельведерский Леохара. Одним из лучших портретистов IV в. до н.э. был Лисипп, прославившийся великолепными портретами Александра Македонского и статуей Апоксиомена (атлета, счищающего песок после тренировки). Статуя Апоксиомена интересна тем, что зритель, обходя ее, видит меняющиеся черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможения. Эллинские скульпторы создавали и прославляли полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств. Культура Греции классического времени представляла собой новый большой шаг в развитии мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития направлений культурной жизни последующих поколений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...