Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мария (ВЫРУБОВА Анна Александровна, урожд. Танеева), монахиня




Мария (ВЫРУБОВА Анна Александровна, урожд. Танеева), монахиня

 

(16. 07. 1884 г., Российская империя ‑ 20. 07. 1964 г., гор. Хельсинки, Финляндия)

Отец будущей монахини – Александр Сергеевич Танеев – был главноуправляющим Императорской канцелярии. Мать – Надежда Илларионовна (урожд. Толстая) – являлась праправнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В 1901 г. Анна Александровна была представлена императрице Александре Феодоровне. В 1902 г. А. А. Танеева сдала экзамен при Петербургском учебном округе на звание домашней учительницы. В том же году она перенесла заболевание брюшным тифом в тяжелой форме с очень серьезными осложнениями, которые привели к потере слуха и речи. После того, как ей приснился отец Иоанн Кронштадтский, болезнь прошла. В январе 1903 г. получила шифр (почетный знак) и стала фрейлиной императрицы Александры Феодоровны. Впоследствии А. А. Танеева стала близкой подругой царицы, с того времени она много лет находилась рядом с августейшей семьей. В 1904 г. обучалась на курсах сестер милосердия. В том же году вышла замуж за морского офицера Александра Васильевича Вырубова. Брак оказался недолговечным и уже на следующий год распался.

С начала Первой мировой войны Анна Вырубова работала в госпитале сестрой милосердия вместе с императрицей и ее дочерями. Участвовала в различных мероприятиях, направленных на оказание помощи фронту и солдатам‑ инвалидам. 02/15. 01. 1915 г., выезжая из Царского Села в Петроград, Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, получив тяжелейшие увечья (у нее был травмирован череп, раздроблены ноги и спина). Впоследствии она, на удивление лечащего врача, постепенно стала поправляться. После катастрофы она могла передвигаться лишь в инвалидном кресле‑ каталке или на костылях, но в последующие годы научилась передвигаться и с помощью палочки. На денежную компенсацию за полученную травму (100 000 рублей) Анна Вырубова организовала в Царском Селе лазарет для солдат‑ инвалидов, где они обучались всякому ремеслу. Из лазарета выходили мастеровые, сапожники, переплетчики. Такие инвалиды уже в будущем могли себя сами прокормить. С 1916 г. А. А. Вырубова трудилась в Серафимовском лазарете‑ убежище, предназначенном для искалеченных воинов. В августе 1916 г. совершила паломничество в Тобольскую губ. В феврале 1917 г. заболела корью. Сразу после ареста императора Николая II и его семьи Анна Вырубова была заключена в Петропавловской крепости (март 1917 г. ). Несмотря на ее инвалидность, она содержалась в тяжелейших условиях одиночной камере по подозрению в шпионаже и предательстве. Однако за отсутствием состава преступления, она была выпущена на свободу. Потом неоднократно подвергалась арестам и допросам. Около года она скрывалась у знакомых и друзей.

07. 10. 1919 г. Анну Вырубову повели на расстрел, но она совершила побег. В декабре 1920 г. вместе с матерью по льду перешла Финский залив и оказалась в Финляндии. 14. 11. 1923 г. в Смоленском скиту Валаамского монастыря приняла монашеский постриг с именем Мария. Ее духовным отцом был иеросхимонах Ефрем (Хробостов). По состоянию здоровья она не могла поступить в монастырь и была вынуждена стать монахиней в миру. Долгое время проживала в Выборге. Вела уединенный образ жизни и почти ни с кем из соотечественников не общалась. Изредка переписывалась с фельдмаршалом Маннергеймом, с которым познакомилась еще в 1908 г., когда он был еще полковником царской армии. В 1927 г. в СССР был издан т. н. «Дневник Вырубовой», который являлся пропагандисткой фальшивкой. С публичным опровержением его подлинности пришлось выступить самой мои. Марии (Вырубовой). Жила она в эмигрантских условиях очень скромно, постоянно испытывая материальную нужду. В 1937 г. умерла ее мать. В 1939 г. в связи с угрозой захвата Выборга Красной армией переехала в Швецию. В следующем году вернулась в Финляндию. Долгое время проживала в гор. Хельсинки вместе с подругой Верой Запеваловой. Похоронена на православном Ильинском кладбище в Хельсинки.

Сочинения:

Страницы из моей жизни. Берлин, 1923.

Опровержение лжедневника // Возрождение, 1928.

Источники и литература:

Верная Богу, Царю и Отечеству: Анна Александровна Танеева (Вырубова) – монахиня Мария / Автор‑ сост. Ю. Ю. Рассулин. СПб., 2006.

Гибель Царской семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 – февраль 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт‑ на‑ Майне, 1987. С. 497^99, 502, 503. Шевченко Т. И. Игумен Харитон. М., 2011. С. 520.

Фотография могилы.

 

Мария (ДОХТОРОВА Лидия Александровна, в монашестве Диодора), схиигуменья

 

(26. 05. 1896 г., г. Киев, Российская империя – 21. 05. 1978 г., гор. Клисуры, Болгария)

Четыре года обучалась на историко‑ филологическом факультете Московского университета. До окончания учебы оставался еще один год, но родители отправили ее в Рим для завершения образования и совершенствования в языках. В 1919 г. оказалась за границей в Греции. С Афин началось ее странничество по Италии, Франции, потом снова по Италии. В 1920 г. оказалась в Королевстве СХС, сначала в Черногории, а в 1921 г. поселилась в Сербию, в русском Леснинском монастыре (мест. Хопово). В том же году отправилась пешком в Бессарабию (Румыния), в Жабский монастырь. В этой обители через некоторое время приняла обет молчания. Там же 17. 12. 1922 г. была пострижена в рясофор (иночество). В 1923 г. молодая инокиня покидает Жабский монастырь. В 1924 г. она вновь оказалась в Сербии (Королевство СХС), где ее духовником стал архиепископ Полтавский Феофан (Быстров). Весной 1925 г. получила в управление монастырь святых мучеников Кирика и Иулитты около Цариброда (ныне Димитровград), после чего в эту обитель к ней из гор. Кишинева переехало 20 сестер. Летом 1925 г. приняла постриг в малую схиму с именем Диодора. Была возведена в сан игуменьи. В Сербии (Югославия) она обновила и распространила монашескую жизнь в 7 сербских женских монастырях. Была настоятельницей женского русского монастыря Пресвятой Богородицы Пречистой (гор. Кичево, Македония, Югославия). В последние годы управляла одновременно 3‑ мя монастырями.

После Второй мировой войны в 1946 г. иг. Диодора (Дохторова) со всем монастырем перешла в юрисдикцию Московского патриархата. Кроме того, она приняла советское гражданство. Иг. Диодора надеялась на переселение в СССР, поэтому писала в Москву следующее: «Горячо любя Россию, мы просим принять нас и дать скромный монастырь в каком‑ нибудь краю нашего великого Отечества, где бы мы могли все свои силы посвятить на пользу церкви, среди родного народа. В советском посольстве обещали помочь, но на деле вопрос этот не решался. В этот период иг. Диодора приняла великую схиму с именем Мария.

В связи с конфликтом между И. В. Сталиным и И. Б. Тито из Югославии после 1948 г. стали изгоняться не только отдельные русские люди с семьями, но и эмигрантские монашеские общины. В феврале 1950 г. югославские власти потребовали от монахинь и настоятельницы м. Марии (Дохторовой) покинуть страну. При этом монастырь был изгнан в полчаса, и насельницы монастыря вынуждены были оставить практически все имущество: церковные облачения, библиотеку, технику, одежду и другое. Сестер погрузили в товарный вагон и депортировали в Албанию. Настоятельница поселилась вместе с сестрами в монастыре Святого Власия в гор. Дураццо. Она была возведена в сан игуменьи. Православным монахиням было трудно жить в неправославной стране – в Албании. В 1950 г. схиигумения Мария, вновь обращалась к советскому дипломату г. Парийскому со следующими словами: «Нас изгнали из Югославии, потому что мы подданные СССР и потому, что мы не скрывали, что любим свою Родину». И далее продолжала настоятельница «Просим Вас походатайствовать пред Его Святейшеством о приеме. Попросите принять нас под свой покров и дать нам где‑ нибудь уголок, где бы мы могли служить Богу, православной церкви и народу…».

В ноябре 1950 г. на приеме у председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова патриарх Алексий I (Симанский) предложил разместить 16 сестер в Рижском женском монастыре, на что предварительно было получено согласие митрополита Рижского Вениамина (Федченкова). Однако в данной ситуации не помогло даже ходатайство предстоятеля Русской Церкви. Из письма Г. Г. Карпова от 28. 07. 1952 г., адресованного министру иностранных дел А. Я. Вышинскому, видно, что на самом деле оба ведомства считали нецелесообразным переселение эмигрантским монахинь в СССР. Советские органы пытались и дальше решить судбу монастыря по своему усмотрению. В упомянутом письме Карпов просил Вышинского о следующем: «В связи с этим Совет, до постановки этого вопроса в Правительство СССР, просит Вашего указания о выяснении мнения Посольства СССР в Варшаве о целесообразности поселения в православном монастыре Польши…». Однако митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк), предстоятель ППЦ, высказался против таково переселения. Поэтому сестры были вынуждены оставаться в Албании.

В этот период полной неопределенности у некоторых сестер возник конфликт со схиигуменией Марией. В итоге несколько насельниц обители расстались со своей настоятельницей. М. Мария, не дождавшись возращения на Родину, в 1954 г. вместе с оставшимися с нею сестрами переехала в Болгарию. Там русские монахини поселились в обители во имя прей. Параскевы‑ Петки в с. Клисуре (около гор. Софии). С того времени схиигумения Мария состояла в юрисдикции БПЦ.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 730, л. 76 – 104, 112; д. 974, л. 56 – 57, 61 – 63.

Шкаровский М. В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009. С. 90.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...