Общее православное представление об эволюции
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Православный взгляд на эволюцию Оглавление Введение. 2 Глава 1. Понятие эволюции с православной точки зрения. 4 1.1 Общее православное представление об эволюции. 4 1.2 Взгляды на теорию эволюции иеромонаха Серафима (Роуза) 6 1.3 Отношение к эволюции протоиерея Василия Зеньковского. 9 1.4 Мнение С. С. Глаголева о дарвинизме. 12 Глава 2. Православное представление об эволюции в XX веке. 16 2.1 Взгляды на эволюцию православных мыслителей конца XIX - начала XX века 16 2.2 Взгляды на эволюцию Г. Фроловского. 17 Заключение. 23 Список литературы.. 24
Введение Вопрос «эволюции» крайне важен для православных христиан, так как с ним связаны многие проблемы, прямо затрагивающие православное учение и мировоззрение: ¾ об относительном достоинстве науки и богословия; ¾ о современной философии и свято-отеческом учении; ¾ об учении о человеке (антропологии); ¾ об отношении к писаниям святых отцов (принимаем ли мы всерьез их труды, либо же мы, прежде всего, веруем в современную «мудрость», мирское мудрование, и принимаем учение святых отцов, только если оно не противоречит этой «мудрости»?); ¾ о толковании Священного Писания, в особенности Книги Бытия. Эволюция — это ложная философия, изобретенная на Западе, в качестве реакции на католическо-протестантскую теологию, и замаскировавшаяся под «науку», чтобы вызывать к себе уважение и обманывать людей, которые согласны принять научный факт [1]. Многие споры между «эволюционистами» и «антиэволюционистами» бесполезны по одной главной причине: они обычно говорят о разных вещах. Каждый из них подразумевает что-то одно, когда слышит слово «эволюция», другой же — нечто другое; и они спорят впустую, так как разумеют не одно и то же [3].
Объект исследования – понятие эволюции. В качестве предмета исследования выступает изучение особенностей эволюции с православной точки зрения. Цель исследования – на основе имеющихся данных изучить православный взгляд на эволюцию. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: ¾ Изучить общее православное представление об эволюции; ¾ Рассмотреть взгляды на теорию эволюции иеромонаха Серафима (Роуза); ¾ Определить отношение к эволюции протоиерея Василия Зеньковского; ¾ Изучить мнение С. С. Глаголева о дарвинизме; ¾ Рассмотреть особенности взглядов на эволюцию православных мыслителей конца XIX – начала XX вв.; ¾ Изучить взгляды на эволюцию Г. Фроловского.
Глава 1. Понятие эволюции с православной точки зрения Общее православное представление об эволюции В истории мысли последних двух столетий идея эволюции оказалась яблоком раздора в естествознании, в философии, в религии и в идеологии. В отношении к эволюции можно наблюдать очень пристрастное отношение. Это отношение объясняется не столько научно доказанными фактами, не столько логикой, сколько психологическими факторами. С одной стороны, действует здоровая интуиция непредубежденного взгляда на невероятную, восхитительную сложность, красоту и целесообразность устройства окружающего нас мира, особенно мира живых существ. Эта интуиция всячески противится утверждению, что все это удивительное многообразие форм, вся эта гармоническая слаженность – результат набора слепых случайностей. С другой стороны, существует некий психологический барьер как результат мощной пропаганды материалистического мировоззрения в течение последних столетий. Он не позволяет множеству людей принять веру в Бога Творца. Такие люди гораздо спокойнее чувствуют себя, когда они соглашаются с простейшими квазинаучными объяснениями мира. Существует еще третья психологическая сторона. Реальные факты эволюции в онтогенезе, а также прогресс науки и техники невольно вызывают по аналогии представление об эволюции и прогрессе природы в целом [4].
Говоря об эволюции, люди, прежде всего, имеют в виду гипотезу, согласно которой живые существа возникли из неживой материи, и согласно которой высшие формы жизни возникли из низших путем непрерывного или прерывного превращения. Особое внимание, разумеется, вызывал частный случай этой гипотезы: превращение некоего древнего человекообразного существа в современного человека. Никто не видел своими глазами эволюционного происхождения какой-либо из основных групп организмов и даже просто превращения одного вида живых существ в другие. Поэтому для науки естественно было обратиться к ископаемым останкам живых существ. Были обнаружены миллионы костей и других свидетельств прошлой жизни на земле. На основании этих останков были попытки воспроизведения так называемой «палеонтологической летописи», или «древа жизни». Однако именно в этой летописи, несмотря на колоссальное количество ископаемого материала, отсутствуют достаточные основания для признания постепенного превращения одних видов в другие. В одной из сказок Киплинга слон становится слоном по той причине, что крокодил вытянул его маленький нос в длинный хобот. Дарвин нас уверял, что таким крокодилом была постепенная эволюция. Современные гипотезы трансформировали предположение Дарвина: крокодил тянул слона за нос не медленно, но рывками. Однако никаких слонов с малыми или средней величины носами палеонтология нам не предъявляет. Крокодил пока остается только в сказке Киплинга. Разные группы живых существ впрыгивают в палеонтологическую летопись как бы ниоткуда. Палеонтология, как и современное состояние биосферы, не обнаруживает переходных ступеней между различными формами жизни. Не говоря уже о том, что палеонтология принципиально не способна пролить свет на происхождение жизни как таковой [5]. Относительно первого затруднения некоторые эволюционисты предложили гипотезу внезапных резких скачков в развитии, которая, в свою очередь, не предлагает никаких правдоподобных механизмов таких скачков. Относительно второго затруднения предлагались различные гипотезы зарождения жизни из неживой материи, ни одна из которых не выдержала критики. Предлагалась и гипотеза занесения жизни на землю с других планет. Но вопрос о происхождении жизни как таковой остается открытым.
Вообще разные гипотезы о самозарождении жизни из неживой материи кажутся иррациональными хотя бы уже в силу нулевой вероятности такого события [3]. Естественно, что особенный интерес всегда вызывали сообщения о найденных останках существ, которые образовывали переходную ступень между приматами и человеком. Иногда эти сообщения оказывались мистификацией. Иногда находились разрозненные фрагменты скелетов и на основании этих ничтожных фрагментов делались претенциозные утверждения о находке яко бы бесспорных промежуточных звеньев между обезьяной и человеком. Во всех этих случаях вывод делался без достаточного основания в нарушение фундаментального закона онтологии и логики. Однако все мы с детства видели множество красочных изображений, на которых обезьяна постепенно превращалась в человека белой расы, иногда в современном костюме. Нас уверяли, что эти красочные фантазии – результаты научных открытий. Кто же будет спорить с наукой?! Слепая вера в науку в последние столетия иногда, – как в этом случае, – приобретала карикатурные формы [2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|