Как распознать созависимые и здоровые послания 6 глава
3. Научитесь наблюдать за собой. Скажите себе: “Я реагирую на старое чувство”. Либо произнесите что-либо, чтобы осознать происходящее: “Я испытываю раздражение и не знаю, почему”. Затем задайте себе вопрос: “Что в данной ситуации могло побудить меня к такой бурной реакции?” и “Каков источник того, что заставляет меня что-то преодолевать в этой ситуации?” Ваш психотерапевт поможет вам воссоздать ситуацию с помощью ролевой игры, способствующей переживанию чувств, и при этом вы будете оставаться достаточно свободным. Мужчины должны помнить о том, что за гневом часто прячутся печаль или страх, а женщинам не следует забывать, что за плачем часто скрываются гнев или страх. Ищите самые глубокие чувства, которые только сможете найти. 4. Подумайте, о чем вам следует позаботиться в данных ситуациях. Чего вы хотите от своего партнера? Как вы можете убедить своего партнера сотрудничать с вами, чтобы завершить процесс, в котором вы увязли давным-давно? Нуждаетесь ли вы в том, чтобы вас сдерживали и утешали, или в том, чтобы проверить, совпадает ли его/ее восприятие происходящего с вашим?
Средства для работы в группе поддержки От этих моделей поведения трудно освободиться без помощи друзей. Близкие друзья, желающие поддержать ваши усилия освободиться из ловушки созависимости, могут оказать очень существенную помощь в завершении этого этапа выздоровления. Друзья часто не знают, что делать, и чувствуют себя лишними, если с вами произошли изменения и этот процесс происходил без их участия. Регулярные контакты с друзьями помогут вам избежать возвращения к деструктивным моделям поведения. Если у вас нет друзей, которые могли бы поддержать вас в процессе изменений, вы можете воспользоваться группами поддержки, такими как “Общество анонимных созависимых людей” или “Взрослые дети алкоголиков”.
Средства для работы с партнером Очень часто мы буквально гипнотизируем самих себя словами, которые используем для описания того, что делаем. Наши собственные слова могут как поймать нас в ловушку созависимого поведения, так и освободить из нее. Цель такого упражнения с партнером — оказание помощи каждому из вас в приобретении более глубоких знаний о подобных гипнотических словесных блоках. Фразы, содержащие слово “должен”, заманивают нас в ловушку, а фразы, начинающиеся с “хочу”, склоняют к освобождению. l Каждый партнер в отдельности должен составить перечень того, что он считает себя обязанным сделать для налаживания взаимоотношений, а также указать, как он это понимает. Каждый начинает со слов: “Я должен...” Например: “Я должна заниматься стиркой белья для всей семьи, и это для меня обременительно”. l Затем сядьте лицом друг к другу, посмотрите друг другу в глаза и откровенно поговорите. Скажите по очереди один другому то, что вы написали в своем списке. Обращайте внимание на свои ощущения, когда будете произносить каждое предложение. Ни один из вас не должен делать никаких комментариев и воспринимать все сказанное как чистую правду. l Теперь повторите все сначала, но на этот раз измените начало предложения на “Я выбираю...” Снова обратите внимание на свои ощущения при произнесении каждого предложения и понаблюдайте, изменяются ли ваши чувства. Обсудите результаты со своим партнером. Спросите себя: “Загоняю ли я себя в ловушку своими собственными словами?” Задайте вопрос своему партнеру: “Должен ли я это делать, чтобы угодить тебе, или я волен этого не делать, если мне не хочется?”. Спросите у своего партнера: “Желаешь ли ты делать выбор и нести ответственость за него?”.
l Обмениваясь такими фразами, вы можете найти альтернативные решения, о которых вы прежде, может быть, и не догадывались. Задача заключается в том, чтобы достичь сознательного выбора вашего собственного жизненного опыта, чтобы не ощущать себя управляемым вашей собственной фразой “Я должен (должна)”. Пара, о которой речь шла в примере, приведенном в предыдущей главе, успешно использовала данное средство для разделения своих списков и контроля игр, которые разворачивались вокруг этих списков. Мелвин пункт за пунктом просмотрел свой список того, что Дора поручила ему сделать, и выбрал из него то, что сам хотел делать, и то что ему приходится делать для того, чтобы угодить Доре. Затем они еще раз обсудили то, что она хотела, чтобы он сделал вопреки своему желанию. Они договорились, что будут нанимать кого-нибудь для выполнения той домашней работы, которую никто из них не хотел выполнять. Это оказалось тем вариантом решения, о котором ни он, ни она прежде не думали. Кроме того, они договорились о том, что в будущем Мелвин будет составлять собственный список того, что он хотел бы сделать, и затем они с Дорой сопоставят свои списки. Это в значительной мере сократило их манипуляции по отношению друг к другу.
Пример из практики Джейн была яркой, привлекательной незамужней женщиной, она познакомилась с Джеком и влюбилась в него. Они начали жить вместе и собирались вступить в брак, когда Джейн пришла ко мне (Берри) на прием. Джейн объяснила, что очень любит Джека, но обеспокоена его пристрастием к выпивке. Она выросла в семье алкоголика и не знала, является ли ее реакция на выпивку Джека чрезмерно преувеличенной или возникла в ответ на детские переживания. Кроме того, Джейн рассказала, что прежде у нее было несколько деструктивных связей, которые она разрывала, заметив у своих избранников склонность к алкоголизму. Она боялась положиться только на свое собственное мнение. Задав ей несколько вопросов, для того чтобы больше узнать о Джеке, я понял, что он настроен против психотерапии и всего, что связано с самоанализом или самоосознаванием. Джейн нужен был мужчина, который был готов работать с ней над исцелением ее личных душевных травм и установлением глубоких, близких взаимоотношений. Ей хотелось знать, является ли избранный ею человек подходящим для таких взаимоотношений.
Я предложил Джейн попросить Джека прийти на один терапевтический сеанс вместе с ней, чтобы помочь ей определить, как поступить с их взаимоотношениями. Я сказал, что это позволит нам определить, насколько серьезно он относится к взаимоотношениям такого типа. Джейн согласилась и сказала, что известит меня обо всем. На следующий день она позвонила мне в слезах. Когда она попросила Джека пойти с ней на прием к психотерапевту, он так разозлился, что собрал свои вещи и ушел из дома, заявив, что не желает больше ее видеть. Джейн была в шоке. Во время нашего разговора она немного успокоилась и начала осознавать, что ей повезло, что их отношения не зашли слишком далеко и она не вышла замуж за этого человека. Джейн благодарила меня за то, что я помог ей узнать именно то, что она хотела, и выяснить, насколько Джек подходил для тех взаимоотношений, в которые она намерена была с ним вступить. Я еще раз пригласил Джейн на консультацию, для того чтобы научиться различать первые предупреждающие сигналы созависимости и алкоголизма. Она по-прежнему была очень легковерной и знала, что привлекает алкоголиков и созависимых мужчин, частично из-за того, что в свое время не разрешила свои проблемы с отцом. В настоящее время она продолжает работать над решением этих проблем в группе поддержки и самостоятельно. Я полагаю, наступит момент и она вернется к психотерапии для того, чтобы поработать над этим процессом. Когда вы не осознаете, каким образом ваши модели созависимости связаны с нерешенными проблемами вашего прошлого, не исключено, что подсознательно вы будете вовлекать людей в свою жизнь для того, чтобы они помогли вам завершить эти модели. Очевидно, что когда Джейн встретила этого мужчину, она понятия не имела, как он похож на ее отца. Только когда они стали достаточно близки и планировали вступить в более долговременные отношения, она стала осознавать схожесть моделей поведения. К счастью, она проконсультировалась с тем, кто мог помочь ей проверить свои опасения. Многие люди не могут понять эти модели до тех пор, пока не проживут в браке много лет. Как правило, в подобных случаях требуется продолжительное время для того, чтобы освободиться от моделей поведения или взаимоотношений, особенно если партнер не желает работать над освобождением от моделей зависимого поведения.
Глава 10 Я ВСТРЕТИЛ ВРАГА — ЭТО был Я САМ В седьмой главе мы рассматривали, как развивалось ваше ложное “Я” в угоду вашим родителям, поддерживая механизм отрицания, что оказывало влияние как на вас, так и на вашу семью. В процессе развития ложного “Я”, общаясь с родителями и другими взрослыми людьми, вы узнали, что некоторые ваши качества были неприемлемы для них, поэтому вы чрезмерно развили в себе другие стороны, которые им подходили. В качестве примера приведем случай Дженни, которая, будучи ребенком, вынуждена была делать именно так. Когда Дженни была маленькой девочкой, она любила гулять во дворе с мальчиками, жившими по соседству, кататься на качелях и велосипеде. Ее родители осуждали такое поведение. Каждый раз, когда они видели, что Дженни гуляет во дворе и ведет себя как девчонка с мальчишескими ухватками, они звали ее домой играть в спокойные игры со своими сестрами или смотреть телевизор. Родители объясняли Дженни, что девочки не должны так себя вести, и хотели, чтобы она вела себя спокойно и уравновешенно. В итоге она научилась подавлять свою общительность и склонность к приключениям и приспособила свое поведение к тому, чтобы родители любили и одобряли ее. Она стала хорошей, тихой девочкой. По мере взросления Дженни начала замечать, что ее раздражают некоторые девочки-одноклассницы, которые грубо разговаривали, участвовали в спортивных состязаниях и вели себя раскованно. Время от времени одна из таких девочек дразнила ее или высмеивала за скромность, делающую ее жизнь убогой. Она часто чувствовала себя беспомощной и беззащитной, отвечая на подобные уколы. Дженни не осознавала, как сильно она завидует этим девочкам, их смелые манеры и поведение казались ей несоответствующими и странными. Враг: часть меня самого В понимании динамики описанной ситуации важно осознавать, что вы состоите из множества разных частей: l части, которая любит; l части, которая ненавидит; l части, которая подчиняется; l части, которая бунтует; l части, которая счастлива; l части, которая печальна; l части, которая любит руководить; l части, которая любит подчиняться; l части, вводящей в заблуждение;
l правдивой части; l женственной части; l мужественной части; l части, которая представляет собой взрослого человека; l части, которая является ребенком. Каждая из частей имеет свои желания, мечты, страхи и идеи, и все они очень разные. Эти части порой ведут себя как внутренняя семья, конкурируют друг с другом, когда пытаются добиться того, чтобы их заметили и удовлетворили их потребности. Например, ваша взрослая часть осознает, что вам необходимо вставать и идти на работу, зарабатывать деньги для того, чтобы оплачивать свои счета, в то время как ваша детская часть хочет остаться дома, а потом поехать на велосипеде в парк на пикник. Подобный конфликт между нашими частями обычно осознается, и мы можем успешно его разрешить. Более сложная ситуация возникает тогда, когда у вас есть часть, которая вам не нравится, либо, как вам кажется, может быть неприемлемой для других, например, нуждающаяся в любви и привязанности. На основе опыта детских лет, когда эти потребности не удовлетворялись, вы, возможно, научились не показывать посторонним людям эту часть вашей личности. Возможно, вы перестали запрашивать и получать привязанность. В конце концов эта часть вашей личности “отделилась” от вашего сознания. После того как какая-то часть личности отделилась, начинают происходить странные вещи. Люди, активные части которых подобны частям, которые вы отделили, скорее всего будут беспокоить вас, как происходило с Дженни. Именно те черты характера, которые вы отказываетесь признавать в себе, вы начнете замечать в других людях. Если вы отделили от себя часть, нуждающуюся в получении любви и привязанности, то вы можете оказаться окруженным людьми, которые хотят любви и привязанности от вас. А если вы отрицаете, что вам нравится нести ответственность и управлять ситуацией, то вы можете обнаружить вокруг себя множество людей, старающихся руководить и управлять вами. То, что вы отвергаете в себе, продолжает существовать. Чем более полно часть личности отделена от вашего сознания, тем активнее она начнет встречаться вам. Обнаруживая отделенную часть вашей личности в другом человеке, вы порой воспринимаете его как “врага”. “Враг” может появиться в вашей жизни в виде доминаторного начальника, ленивого служащего, бывшей жены или непослушного ребенка. Вы можете оказаться вовлеченным в постоянный конфликт с врагом (допустим, с властным начальником) и решите сменить место работы. Ваш новый начальник будет человеком, с которым легко поладить, но сотрудник, сидящий за соседним столом, окажется властным. Это явление называется проекцией. Проекция Явление проекции возникает тогда, когда вы видите отделенные части своего “Я” в других людях и не признаете их в себе. Проецируя, вы можете столкнуться с затруднениями при дифференциации своего внутреннего и внешнего мира. Наглядным примером проекции являются трудности, с которыми встретился Роджер в связи с предстоящим разводом. Он спокойно и тактично отнесся к решению своей жены оставить его. Однако в течение недели последовала серия несчастий, одно за другим. И только после того, как кошка провалилась под сдвигающуюся крышу его автомобиля и помочилась на заднем сиденье, он начал видеть связь между “внешними” несчастьями и несчастьями своего внутреннего мира. Для Роджера это стало метафорой: мир “мочится” на него и он действительно “облит мочой”, поскольку жена уходила от него. Он решил, что необходимо немедленно справиться со своим раздражением против нее. Проекция усугубляется в результате объединения созависимости и неспособности чувствовать и действовать отдельно от других людей. Замечая в других людях именно те качества, которые вы отказываетесь признавать в себе, вы можете уклониться от ответственности за свои собственные чувства и заботы о своей жизни. Другой важной характеристикой отделенных частей личности является то, что чем больше их игнорируют или отрицают, тем большую силу они приобретают. Они накапливают энергию до тех пор, пока не достигают критической отметки. В таком случае обычно происходит одно из двух: 1. Вы можете сыграть роль части личности неожиданно. Например, если ваш гнев отделен, у вас может внезапно произойти вспышка гнева. Это “происходит с вами”, но сами вы не очень хорошо это осознаете. 2. Кто-то может играть роль вашей части за вас. Отделенные части всегда существуют вне вашего сознания. Если, к примеру, вы подавляете свой гнев и всегда стараетесь успокаиваться или соглашаться, вы будете чувствовать себя приятным человеком. Однако люди, с которыми вы общаетесь, могут ощущать ваш гнев, проявляющийся едва уловимо. Они могут заметить ваши сжатые челюсти, нахмуренные брови, критические замечания, напряженную позу или резкие интонации в голосе. Мужчины и женщины проецируют свои невостребованные части друг на друга в своих взаимоотношениях в соответствии с отчасти предсказуемой моделью. Мы подготавливаем мужчин к жизни в обществе, развивая в них “мужские” части и игнорируя их “женские” части, в то время как женщин учат быть женственными и не развивать свои мужественные черты. Важно помнить, что проецируются как положительные, так и отрицательные части. (Оказывается, владеть своими “ангельскими” частями столь же трудно, как и “дьявольскими”). Во взаимоотношениях мужчины и женщины наблюдается последовательность проекций стереотипных ролей, которая начинается при достижении половой зрелости и появлении первого интереса к противоположному полу и проходит ряд стадий. Каждая стадия связана с более глубоким уровнем искаженной, стереотипной проекции и является психологически более сложной. Последовательность проекций обычно достигает пика к середине жизни, когда люди нередко начинают осознавать свои самые глубокие проекции. Последовательность для мужчин и женщин обычно такова: Спроецированная женственность Спроецированная мужественность (у мужчин): (у женщин): l Пустая женщина l Плут l Воспитательница l Важный папочка l Мадонна l Бог-отец l Богиня l Герой l Мученица l Воин l Ведьма l Волшебник l Мудрая женщина l Мудрец К середине жизни, если с помощью психотерапии, групп поддержки и индивидуальной внутренней работы достигается достаточный личностный рост, происходит объединение личности в единое целое. Если эта интеграция произошла, вы будете осознавать свои проекции и проекции других людей. На интегративном уровне развития каждый человек способен осознанно использовать проекции любого уровня осознания в качестве средства исцеления от старых психологических травм. Например, если вы нуждаетесь в большем воспитании, то можете попросить своего партнера временно стать вашей проекцией ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЫ и дать вам то, в чем вы испытываете потребность. Возможность осуществлять это является важной частью личностного роста. После того как вы поймете, каким образом люди отражают ваши спроецированные части, становится легче принять назад ваши проекции. Вам просто нужно наблюдать за людьми и типами поведения, которые вас огорчают. Люди, о которых вы в свое время думали как о “врагах”, превратятся в “утерянную часть вас самих”. После того, как вы это сделаете, вы будете больше любить себя. Близость начинается с любви к самому себе Нам очень трудно признавать такие свои отрицательные чувства, как ревность, жадность, раздражительность, страх или гнев. В родительских семьях люди обычно получают небольшой опыт и очень мало возможностей оcознать происхождение этих эмоций. Важно признать, что эти части тоже бывают полезными, а иногда даже представляют определенную ценность. В частности, гнев и ревность важны для вашей защиты. Хронические “жертвы”, например, весьма нуждаются в проявлении гнева по отношению к преследователям или мучителям, чтобы предотвратить оскорбительные действия и подавление своей личности. Эти части полезны также и потому, что обеспечивают другим людям ответную реакцию на их поведение. Каждому необходимо знать, каким образом его поведение воздействует на других. Подавляя в себе то, что дает людям информацию об их поведении, вы лишаете их возможности знать последствия своих действий. Без ответной реакции других людей очень трудно изменить дисфункциональные модели поведения. И для вас самих, и для вашего окружения важно любить, принимать и деликатно использовать все ваши части. При поиске отвергнутых частей вы можете раскрыть скрытое внутреннее содержание. Джерри, старшая из шестерых детей, страдавшая депрессией, пришла на прием к психотерапевту. При анализе ее детских лет выяснилось, что она “слишком быстро взрослела” и ей была предназначена роль, в которой она заменяла родителей своим младшим братьям и сестрам. Джерри поделилась своими недавними сновидениями, в которых она пыталась убить маленькую девочку. При работе со снами она открыла своего собственного “отделенного ребенка”, который чувствовал, будто умирает. Дальнейший анализ показал, что в своих снах Джерри действительно пыталась убить эту свою часть. Она начала лелеять своего “внутреннего ребенка” (душу ребенка), укачивая себя, отводя время на игру и сознательно позволяя этой роли больше проявляться. Проявляйте любовь к своим проекциям на первом этапе путем усиления любви к самому себе. Только тогда вы будете способны любить других людей и поддерживать полноценные взаимоотношения с ними. Прощение В процессе восстановления своих утерянных частей вы можете столкнуться с тем, что испытываете чувство гнева, ненависти или обиды, особенно по отношению к своим родителям или к самому себе. Выявление таких чувств и выражение их играет важную роль в исцелении пережитых травм. У вас есть все основания переживать эти чувства. Только осознав, что же действительно произошло с вами в детстве, что привело к потере жизненно важных частей вашей подлинной личности и какие чувства связаны с этой потерей, вы можете перейти к прощению. Подлинное прощение не отрицает правду о ваших чувствах и не отклоняет их. Оно встречает их во всеоружии. Очень важно, чтобы ваша ненависть по отношению к родителям была признана. Это путь к настоящему прощению. Когда ваша ненависть и гнев полностью выражены (не обязательно по отношению к тем, с кем они связаны), они могут трансформироваться в чувства печали и боли из-за того, что к вам так плохо относились. Это ведет к подлинному исцелению — настоящему пониманию ваших родителей и того, почему они с вами обращались именно так, а не иначе. Только в этом случае вы начнете испытывать чувства сопереживания и симпатии, необходимые для настоящего прощения. Это даст вам возможность увидеть их в качестве жертв — людей, которые были ответственны, но не были виновны. Они делали все, что могли. Они нуждаются в исцелении в такой же мере, как и вы. Последней частью прощения является прощение самого себя. Это важно сделать для того, чтобы не создавать замкнутую, оскорбляющую родительскую часть и не продолжать плохо относиться к самому себе. Если вы пришли к выводу, что более критично относитесь к себе, чем к другим людям, то вам, возможно, нужно принять для себя роль злобного, вредного родителя. По-английски прощение дословно означает возвращение (“for-give”). Необходимо возвращать назад те черты характера ваших родителей, которые вы не хотели иметь, но прибрели. Интеграция внутренних частей После того, как вы определили утерянные или “отделенные” части, научились любить их и прощать себя и своих родителей, следующим шагом должно стать объединение ваших частей в повседневной жизни. Интеграция этих частей в вашу жизнь полезна со всех точек зрения. Во-первых, больше не нужно будет защищаться от этих частей, когда вы увидите их в других людях, и идеализировать других людей. Во-вторых, теперь вы сможете использовать эти части продуктивно, для того чтобы любить или защищать себя или удовлетворять свои потребности. В-третьих, так как многие из этих утерянных частей связаны с чувствами, они помогут вам стать богатой, полноценной, тонко чувствующей личностью, проявляющей в жизни весь спектр человеческих реакций. Например, если способность испытывать нежность и сочувствие вернется к вам, то вы сможете выражать глубокие эмоции в интимных отношениях. Вы сможете выражать радость, когда произойдет что-либо замечательное, например, при получении теплого письма от старого друга. Когда ваш ребенок без разрешения воспользуется автомобилем и попадет в аварию, вы будете способны соответствующим образом рассердиться. Когда ваша супруга (супруг) будет флиртовать на вечеринке, вы сможете убедиться в том, что испытываете ревность. Все ваши чувства приобретут значимость и займут соответствующее место для своего проявления. Когда все ваши части будут присутствовать во всей полноте, вы начнете жить более полноценной жизнью, о которой даже не имели представления. Вы обнаружите, что напряжение, которое вы использовали для подавления определенных частей, ушло. Вы почувствуете себя более раскованно и удовлетворенно, у вас будет гораздо больше энергии. Когда чувства находят немедленный выход, а не подавляются, то энергия не поглощается вашим телом. Ваша жизнь превращается в истинное выражение вашей сущности. СРЕДСТВА ДЛЯ ВоСсТановлеНИЯ УТЕРЯННЫХ ЧАСТЕЙ Средства для самостоятельной работы l Установите “дни для частей своего Я”. В каждый из таких дней подбирайте одежду, которая соответствовала бы различным частям вашего “Я”. Пусть костюм действительно поможет вам увидеть различия между вашими частями. Например, если вы собираетесь на пешеходную прогулку, наденьте спортивные ботинки, ковбойку и шейный платок. В особых случаях надевайте нарядные вещи с ювелирными украшениями или галстуком, обувайте кожаные туфли-лодочки, надушитесь. Во время субботнего и воскресного отдыха носите спортивный костюм и спортивные туфли. Каждый день, одеваясь, находите время для того, чтобы отобразить различные части самого (самой) себя. Делайте записи в своем дневнике об этих различиях. l Работайте над самопрощением. Записывайте формулировки своего самопрощения, указывая, за что вы себя прощаете. (Например: “Я сейчас прощаю себя за убеждение, что я был(а) плохим человеком”). Справа от каждой формулировки прощения записывайте мысли и чувства, сопротивляющиеся вашему прощению самого (самой) себя. (Например: “Я совершил(а) несколько ужасных поступков”). Запишите ответы на те формулировки прощения, которые вы можете закончить без сопротивления. Затем вернитесь назад и поработайте со своим сопротивлением. Может потребоваться какое-то время для того, чтобы научиться выполнять это упражнение без сопротивления, поэтому будьте терпеливы по отношению к самому (самой) себе. Средства для психотерапии l Проведите “судебный процесс” над своими родителями с помощью психотерапевта. У вас может появиться желание провести “процесс” с каждым из своих родителей в отдельности, поскольку их так называемые “преступления” часто раличаются. Поставьте сцену в суде, попросив психотерапевта сыграть роль судьи. Вы можете выступать в роли прокурора. Зачитайте заранее составленный список того, что, по вашему убеждению, использовали оба родителя, чтобы причинить вам боль или нанести долго не заживающие душевные раны. Дайте полный выход вашему гневу и раздражению во время их врачевания. При необходимости вообразите их лица на подушке или мешке, наполненном чем-либо, и хорошо поколотите его. Кричите на них до тех пор, пока эти старые негативные чувства полностью не покинут вас. После обвинения вам придется осуществить “защиту” ваших родителей. Ваш психотерапевт опять может сыграть роль судьи, в то время как вы станете защитником. В этом процессе вы будете играть роли разных свидетелей, включая: l ваших родителей на различных этапах их детства; l родителей ваших родителей; l других людей, которые сыграли важную роль в детстве ваших родителей; l ваших родителей, но уже взрослых, старающихся воспитывать вас. Такое упражнение даст информацию о том, как они росли, об их трудностях и обидах, которые они переживали, и о том, как это сказалось на вашем детстве. Когда все будет сделано, вам легче будет простить своих родителей и самого себя. Средства для работы в группе поддержки l Устройте “вечер частей вашего “Я”. Составьте список своих внутренних ролей, постарайтесь припомнить как можно больше. Назовите их, к примеру, “моя сексуальная часть”, “моя детская часть”, “часть моей жены” и т.п. Затем найдите знаменитый персонаж, который преувеличенно воплощает эту часть. Например, если часть вашего ребенка-девочки является воплощением ума, искренности и развития не по годам, вы можете представить ее в качестве “Эдит Энн”, знаменитого персонажа Лили Томлин. Или, если у вас есть часть “проповедник”, можете представить ее как “Билли Грема”. Принесите свой список в группу и попросите ее участников взять на себя роли тех частей, которые соответствуют их индивидуальности. Затем попросите исполнителей ролей взаимодействовать между собой в качестве “персонажей”. Например, “Эдит Энн” беседует с “Билли Гремом”, в то время как исполнители других ролей ведут беседу попарно или по группам. Через пять минут попросите участников пар или групп переключиться на разговор с новыми исполнителями ролей. Проделайте это в течение получаса или чуть дольше, чтобы увидеть различные виды взаимодействия между вашими частями. Во время этой ролевой игры обратите внимание на любые конфликты или неспособность к общению между отдельными частями. Вы должны наблюдать за этим сценарием со стороны. Части (исполнители ролей) не должны взаимодействовать с вами. Вы должны сидеть тихо рядом с группой, делать заметки о том, что вы видите и чувствуете. Остановите происходящее, если оно слишком затягивается по времени. На следующем этапе вам нужно попросить каждого описать свое состояние в этой роли. Обращайте внимание на любую информацию, которую они представляют вам, поскольку она может оказаться полезной для вашего самоосознавания. На последнем этапе вся ваша группа образует круг, а вы становитесь в центр этого круга. Смотрите прямо на каждую часть (человека) и говорите ему (ей), зачем она нужна вам и что позитивного она делает для вас. Затем скажите каждой части, что вы ее любите и будете разумно поступать с ней. Делайте это с каждой частью, пока не закончите весь процесс. Последний этап очень важен, так как он дает вам возможность вернуть каждую часть и интегрировать ее в свою повседневную жизнь. Кроме того, он позволяет исполнителю роли избавиться от этой части, чтобы не продолжать нести вашу часть в себе. Созависимые люди хорошо справляются с этим. l В составе группы проведите мозговую атаку на те части “Я”, которые причиняют вам больше всего хлопот. Затем составьте список частей “я”, которые являются наиболее характерными для группы. Составьте расписание для работы с теми частями “Я”, которые вы хотели бы проработать, и определите порядок для них — 1, 2, 3, 4 и т.д. Используйте каждую часть в качестве темы для встречи группы. Попросите участников группы прийти в масках, одежде или костюмах, которые воссоздают портрет данной части “Я”. Используйте время встречи для того, чтобы больше
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|