Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория личности А.Адлера и основы индивидуальной психотерапии




 

Предпосылки теории личности:

Формирует концепцию: нарушение баланса в связи с болезнью, лежит в отношениях органа со средой, которое организм стремится компенсировать.

Человек является неполноценным и испытывает это. Ощущая это, ребенок узнавая свойства и возможности организма в условиях переживания этого чувства, стремится перетворить это и испытать чувство полноценности.

Индивидуальный опыт человека - это опыт набора тех средств, опыт поиска, приобщения тех средств, которые направлены на реализацию чувства полноценности. Самосовершенствование и есть удостоверение в полноценности.

Борьба за превосходство, и агрессивные тенденции - важно для выживания человека и самосовершенствования.

Агрессия - это инициатива стремления от препятствий.

Превосходство - побуждение улучшить себя, развить себя, стремление к власти над своими комплексами. Это врожденное из эволюционного прогресса.

Жизненные цели - каждый человек выбирает для себя специфическую, отвечающую его способностям цель. Она зависит от его уровня жизни, от его значения жизни.

Фикции, образы - целевые этапы развития.

Человек имеет в жизни разные цели, однако основные из них: работа, дружба, любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости, утверждает превосходство.

Дружба - это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям.

Любовь - как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола.

Эти 3 задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся.

Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней.

К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, относятся: избалованность, отверженность.

Для форсирования жизненного стиля важна апперцепция - это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений.

Схема апперцепции - часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума.

Порождает чувство социального интереса, чувство общности.

Сотрудничество - одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции.

Способность к сотрудничеству имеет филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить такие социальные отношения, которые есть полноценным основанием для комфортного жизненного стиля.

Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру.

Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз – результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль.

Структура личности

Постулирует психическую целостность личности. Концепция Адлера финометическая.

Личность - динамическая структура, направленная на достижение полноценности.

Личность - это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности.

Психологическое единство зависит от объективных факторов, биологических потребностей, стремлений, прошлого поведения и приобретает жизненное значение только в отношении к цели.

Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается в абстрактном предвосхищении какого-то результата.

Бессознательные фиктивные цели или фиксации, которые становятся переменным, фактором, определяющим наше поведение.

Феномен сознания, сознательное - это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни.

Личность у Адлера - это сознательная личность.

Момент социализации индивида важен как момент становления личности.

Внутренний план находится в бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции.

Личность - борьба с потребностями

Социализация индивида - это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности.

Социальный интерес - это потенциальная способность индивида к соотношению с миром.

Человек оценивает себя с помощью социальных установок.

Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность.

Развитие и становление личности:

Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков.

Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты.

Направленность компенсации:

- бессознательное стремление к власти

- бессознательное стремление к превосходству

- бессознательное стремление к совершенству - это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми.

Детские фантазии - это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни.

Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство: - есть личность.

Развитие происходит в 3-х жизненных сферах:

- в отношениях я - ты - идеологические отношения

- продуктивной деятельности

- в любви.

Условия появления чувства неполноценности в раннем детстве:

1) физические недостатки воспринимаются как жизненные препятствия экзистенциональные пессимисты;

2) кроме того, изнеженность, предполагает симбиотический характер существования. Отсюда возникают “изгнанники из рая”;

3) бессердечность, порождающая плохое отношение со стороны окружающих “параноики во враждебной стране”.

Основы адлеровской терапии:

1) социальные детерминанты развития личности более мощные, чем сексуальные.

2) людей можно лучше понять, наблюдая, где они собираются и за что они борются, людьми движет преодоление собственной неполноценности.

3) на людей нужно смотреть через очки, через то, как они соотносят себя с миром

4) знание ролевых позиций в семье отправная точка терапии.

Интеллектуальная проработка своих чувств, эмоции - следствие когнитивных процессов, мысли и убеждения, - это основные компоненты работы у Адлера.

Сбор информации о семейных отношениях с последующим синтезом и интерпретацией.

Ретроспекция соответствует сегодняшним актуальным состояниям нашего сознания.

В терапевтическом моменте сознательным факторам должно уделяться больше внимания, чем бессознательным.

Сновидения - это репетиция, предвосхищение возможного будущего исхода действий.

Инсайт - перевод самопонимания в конструктивное действие.

Основные терапевтические цели:

- актуализация ведущих личностных преддиспозиций и жизненных целей клиентов

- поощрение к развитию социальных полезных целевых установок

- изменение ошибочной мотивации, не соответствующей целевым установкам личности

Техники и процедуры:

- привлечение внимания к определенным аспекта своей судьбы, развития, качествам (не вписывающихся в жизненный стиль).

- поощрение определенного поведения, которое соответствует целевым позициям

- конфронтация - представления о том, что мы часто должны изменять. Привлечение конкретных примеров, социального опыта.

- парадоксальная сентенция - это драматизация определенных желаний, стремлений, целей данной личности.

- интерпретация семейной констиляции и ранних воспоминаний.

Адлер анализирует структуру окружения в семье ребенка в каждый период становления.

- домашние задания

Модель личности: теория направлена на помощь достижения людьми их полного потенциала.

Подходит для работы с группами, парами, семьями.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа. Он сохранил глубокую связь с психоанализом, в частности:

принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе);

сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека, не проводил качественных различий между болезнью и нормой и др.

Хотя концепция Адлера в целом с большим трудом поддается научному подтверждению, отдельные идеи по поводу роли порядка рождения подверглись серьезному рассмотрению. Например, было показано, что первенцы, как правило, обладают хорошими интеллектуальными способностями и сильной тягой к достижениям. Им также свойственно испытывать беспокойство и тревогу после того, как их отодвигает на второй план следующий ребенок. Дальнейшие исследования подтвердили, что по особенностям раннего детства можно сделать некоторые заключения относительно стиля жизни взрослого человека.

Адлер оказал значительное влияние на постфрейдовский психоанализ. Можно сказать, что все работы эго-психологов, ориентировавшихся в большей степени на исследование сознательных, рациональных процессов, нежели бессознательного, следуют по пути, проложенному Адлером. Его влияние можно проследить в работах Карен Хорни (преимущественное внимание к социальным силам при формировании личности) и по акценту на единстве личности в теории Гордона Олпорта.

Представление о творческой способности Я задавать определенный стиль жизни человека оказала воздействие на позицию Абрахама Маслоу. Акцент, который Адлер делал на социальных факторах, можно проследить в работах необихевиориста Джулиана Роттера. В заключение отметим, что многие идеи Адлера значительно опередили свое время и по-настоящему могут быть оценены лишь на фоне современной психологии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в.: Учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. – М.: Изд-ва Ж42, МГУ, 1990. – 367 с.

3. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А.Адлер. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214 с.

5. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер, пер. Е.А. Цыпина – СПБ.: «Академический проект», 1997. – 256 с.

6. Малашкина, М.М. Популярная история психологии / М.М. Малашкина – М.: Вече, 2002. — 480 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...