полукочевое с параллельным развитием земледелия и оседлости.
Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесными, а другие – шестиколесными; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам: одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов; рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватает, переходят в другую местность. Греческий географ Страбон с своих трудах упоминает о скифах, он пишет что их жилища изготовлены из войлока и приклепленны к повозкам на которых они путешествуют, около этих юрт пасется скот Скифы меняют места жительства два раза в готу В прямой зависимости от климата и топографии скифы должны были кочевать преимущественно в меридиональном направлении с соблюдением годового цикла выпаса скота по сезонам: имея зимники на юге, они в период весенних и летних кочевок, очевидно, доходили вплоть до лесной зоны, а осенью возвращались назад. Вероятность подобной организации пастбищного хозяйства у скифов подтверждается тем, что в более позднее время так же пасли скот кочевники Восточной Европы. Например, по Страбону, сарматы имели зимники в болотах Меотиды и в низовьях рек. Безусловный интерес представляют и сведения о татарских кочевьях в Восточной Европе в XIII в. «Они (татары. – В.Г.), – пишет монах-путешественник Вильгельм де Рубрук, – поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца; и всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своей властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные». Вероятно, и скифы, как отмечает А.И. Тереножкин, кочевали подобными же крупными родоплеменными объединениями, что было необходимо для обеспечения охраны стад и имущества на случай военных нападений.
Лошадь была главным видом домашнего скота у кочевых скифов. Кочевник большую часть своей жизни проводил в седле: и при выпасе скота, и на охоте, и, особенно, в военных походах или набегах. Владение лошадьми было важнейшим условием благосостояния и социального статуса номада. Люди, лишившиеся лошадей (например, во время эпидемий болезней или в результате вражеского нападения), не могли уже вести самостоятельного кочевого хозяйства и должны были либо переходить к оседлому образу жизни, Большую роль в жизни скифов играли кони они были не только средством передвижения но и основным источником ппиши, на втором месте у скифов стояли овцы Крупного рогатого скота в хозяйстве скифов в раннее время, до IV в. до н. э., было гораздо меньше, чем лошадей и овец Данные о составе стада, при котором могло вестись самостоятельное кочевническое хозяйство у скифов, отсутствуют. Казах-кочевник в XIX в. при семье в пять человек должен был иметь около 15 лошадей, 6 голов крупного рогатого скота, 2 верблюда и не менее 50 овец. Очевидно, такое же стадо было необходимо и простому скифу-скотоводу. Таким образом, в VII–VI вв. до н. э. скифы были кочевыми скотоводами. Хозяйственную основу кочевого скотоводства образует экстенсивное пастбищное хозяйство, при котором разведение животных представляет главный вид занятий населения и доставляет основную часть средств существования. Вроде бы все ясно и понятно. Вот и этнографы определяют кочевничество как тип экономики, при котором основным производящим хозяйством является экстенсивное скотоводство с круглогодичным выпасом скота и участие в кочевании вместе со стадами большей (или даже подавляющей) части населения.
Но те же этнографы выделяют внутри кочевого хозяйства целых три формы 1) кочевое, или «табунное», с отсутствием земледелия и оседлости; 2) полукочевое с постоянными зимниками и частичным заготовлением кормов для молодняка и высокопородных коней; полукочевое с параллельным развитием земледелия и оседлости. Если следовать данным этнографии, то самым кочевым из всех кочевых
вариантов является табунный. В настоящее время такой способ ведения хозяйства может быть актуален лишь в особо засушливых районах прикаспийских и монгольских степей и полупустынь, где прокормить стада можно, лишь перегоняя их постоянно с одного бедного травой пастбища на другое. Итак, на рубеже V и IV вв. до н. э. в Скифии возникает полукочевое скотоводство. В стаде начинает преобладать крупный рогатый скот, а лошадей и овец становится меньше. Кое-где полуоседлые скифы начинают даже разводить свиней. Отгонно-пастбищная форма скотоводства становится ведущей. Кормовую базу составляли пойменные пастбища, использование которых не требовало длительных передвижений. На левом берегу Днепра выделяются три района плавневых пастбищ: Великий Лук, Малая и Большая Плавни, а на правом берегу – Базавлукские плавни. Ближе к ним в начале IV в. до н. э. и переселяется большинство степных скифов. Здесь, как показали раскопки, почти одновременно возникает более 100 поселений и городищ. Обычно все селения группируются вокруг какого-то укрепленного центра, защищенного земляными валами и рвами, которые дополняются иногда стенами из рваного камня и сырцового кирпича. Наиболее исследованным таким центром является Каменское городище, расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская Запорожской обл. Украины. Но подробнее речь о нем пойдет ниже.
Оценивая в целом скотоводство степных скифов, следует еще раз подчеркнуть, что эта отрасль играет главную роль на каждом этапе развития хозяйства Скифии. Изменялись только формы ее организации. Если в раннескифское время существовало лишь кочевое скотоводство, то уже с V в. до н. э. мирно уживаются друг с другом две формы его организации – кочевая и полукочевая.
Проблема существования земледелия у степных скифов и определения его общего характера долгое время вызывала горячие споры среди ученых. Новые материалы из раскопок скифских поселений Лысая Гора, Первомаевка, Чернеча, Каменского городища, знание некоторых общих закономерностей развития кочевого хозяйства, а также обобщение результатов палеоэкологических исследований позволяют сейчас более уверенно подойти к решению и этого сложного вопроса.
Суть дела состоит в следующем. При несбалансированном росте поголовья скота кормовая база пастбищ быстро истощается. Вследствие этого необходимое количество кормов обеспечивали, выращивая и заготавливая на зиму твердые корма, в первую очередь ячмень. Доказательством появления у скифов в V–IV вв. до н. э. таких посевов служат находки на городище Лысая Гора, где были вскрыты полуподземные жилища и обнаружено 43 зерновые ямы, в семи из которых находились еще остатки обгорелого зерна. Кроме того, отпечатки зерен ячменя, проса и полбы обнаружены на лепной керамике нескольких поселений (Первомаевка, Чернеча) и курганных могильников. Обожженное зерно найдено при промывке культурного слоя Каменского городища и при изучении его отпечатков на поверхности лепных сосудов.
Таким образом, земледелие у степных скифов возникло для удовлетворения потребностей кочевого хозяйства и было ориентировано на производство твердых кормов для скота, необходимых в зимнее время. Весьма вероятно, что к IV в. до н. э. пастбища днепровской поймы перестали в достатке обеспечивать кормами многочисленные стада. Тогда и появилась необходимость в накоплении запасов пленчатого ячменя и проса. Именно эти две культуры и преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора.
При обработке земли широко использовался «перелог»: на небольшом участке степной целины жгли траву, а потом с помощью ручного деревянного орудия с железным наконечником (ни одного плуга на территории степной Скифии пока не найдено) землю обрабатывали и засеивали. Через один-два года участок переводили в «перелог», который использовался как пастбище. Плодородие земли восстанавливалось здесь не ранее, чем через 9-10 лет, и тогда участок вновь начинали обрабатывать. Урожай зерновых убирали железными серпами. Для измельчения зерен в муку использовались каменные зернотерки.
В видовом отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые: просо обыкновенное, ячмень пленчатый и, в меньшей степени, полба.
Следовательно, земледелие степных скифов в IV в. до н. э. играло вспомогательную роль в хозяйстве и было всецело подчинено скотоводству. Объемы производства обеспечивали лишь минимальные потребности населения в кормовом зерне, поэтому о его вывозе на продажу не может быть и речи. Этим земледелие в степи отличается от античной сельскохозяйственной системы, ориентированной не только на внутренние потребности античных центров Северного Причерноморья, но и на экспорт в Греци
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|