Майоль погиб в автокатастрофе 27 сентября 1944 года в возрасте 83 лет.
Аристид Майоль (8 декабря 1861- 27 сентября 1944) Аристид Майоль родился 8 декабря 1861 года на юге Франции — в городке Баньюльс-сюр-Мер в провинции Руссильон (Пиренеи). Учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже, занимался рисунком и живописью в классе Александра Кабанеля, но ухудшение зрения заставило его обратиться к скульптуре. Аристид Майоль был сыном потомственного виноградаря (слово «майоль» на каталонском наречии означает «виноградная лоза»). Именно там, на родине, в крестьянском труде и первых, еще неумелых, но упорных попытках заниматься искусством прошли первые двадцать лет его жизни. 1881 - Майоль поселился в Париже. Сначала он посещает школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств, где знакомится с творчеством современных французских художников. В то время Майоль увлёкся живописью и изготовлением гобеленов — вытканных вручную шерстяных ковров-картин без ворса. Он вернулся домой и организовал мастерскую. 1894 - его первые работы представлены публике. Ткачество открывает Майолю забытые возможности декоративно-прикладного искусства, а созданные им гобелены, очаровав многих художников, приносят мастеру известность и поклонников среди коллекционеров. В 40 лет Майоль занялся скульптурой. Огюст Роден, посетив первую персональную выставку Майоля в 1902 году, был восхищён его работой «Леда» (1902). 1901-1905 -создание Майолем первой большой мраморной статуи, у которой два названия: «Средиземное море» и «Мысль». Её композиция чиста и логична, а пластика формы представляется как сама собой разумеющаяся. Майоль, поверив в свои силы, начинает участвовать в конкурсах проектов памятников.
1906 -появление монумента «Скованная свобода» (1905—1906), изображающий могучую женщину, воплощение жизненной энергии, способной к преобразованию мира. Таким Майоль представляет и памятник коммунисту-утописту Луи Огюсту Бланки. Но, как и в случае с Диего Риверой, в 1934 г. представившего Фонду Рокфеллера фреску, изображавшую суть современной эпохи как переход власти в руки людей труда, заказчики остаются недовольны. Но если по распоряжению Фонда Рокфеллера фреска Диего Риверы была уничтожена, то в данном случае заказчики попытались скрыть непозволительный для них облик скульптуры, поставив её на очень высокий постамент и окружив деревьями. Скульптор мечтает увидеть памятники Древней Греции. 1908 - у него появляется такая возможность. Новый друг Майоля немецкий меценат и коллекционер граф Гарри Кесслер помог осуществлению его желания. Изучая скульптуры Парфенона и храма Зевса в Олимпии, рисуя в афинских музеях, мастер выявляет близость своего видения задач скульптора пластическому мышлению древних греков. Майоль осознаёт, конечно, огромный разрыв культур — древней и ему современной. «Что должен был я выбрать? — вопрошал скульптор. — Нашему времени не нужны больше боги. Мне остаётся следовать природе…» Так появиляется «Флора» (1911), спокойная, как мудрая богиня, и сильная, как простая крестьянка. За ней последовала более изящная скульптура, олицетворяющая Иль-де-Франс, историческую область в центре Франции («Иль-де-Франс», 1910—1932). «Не подражая природе, я работаю, как она», — говорил Майоль. 1912- скульптор начинает памятник художнику Полю Сезанну. (Майоля иногда называли «Сезанном в скульптуре».) Он занимается памятником более десяти лет, разрабатывая композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком простым. После громкого скандала в прессе он находит приют в парижском саду Тюильри.
1934- архитектор Жан-Клод Дондель знакомит 73-летнего Майоля с эмигранткой из Румынии, 15-летней Диной Верни, которая стала сначала его натурщицей, а затем и музой. Он представляет её в виде разнообразных обнаженных скульптур в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству Майоль вновь начинает рисовать. 1930-е - Майоля всё больше привлекает природа («Гора», 1935—1938; «Река», 1938—1943). Скульптура «Гора» — снова женщина, она душа горы, её незримый образ, её сущность. Одна нога женщины уходит в камень, другая согнута; голова её склонена. Пальцы рук женщины разомкнуты и устремлены вверх — это вершина горы. Волнистые развевающиеся волосы олицетворяют облака, наползающие на вершину. «Гармония» (1940—1944) — последняя статуя мастера. Майоль работает над ней четыре года, но она остается незавершённой. «Гармония» изображает юную, сильную и гибкую женщину, неуловимо похожую на античную Венеру. Это своего рода завещание скульптора потомкам. Майоль как-то сказал: «Я не изобретаю ничего, так же как яблоня не выдумывает своих яблок». Простые истины, которые благодаря ему вновь утвердились в европейской скульптуре, — это законы гармонии и красоты. Они были надолго забыты; их подменили условной красивостью, принятой в академиях, пустой и бездушной. Вслед за живописной выразительностью Огюста Родена и эмоциональностью Антуана Бурделя классическая простота Аристида Майоля уничтожила последние следы академизма, вернув скульптуре XX века её древние основы. Майоль погиб в автокатастрофе 27 сентября 1944 года в возрасте 83 лет. Своё состояние, в том числе все коллекции, Майоль завещал Дине Верни, и после его гибели в автокатастрофе, она открывает галерею в Париже, ставшую одной из самых успешных. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, VI округ Парижа), который, имея множество работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается также исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|