Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юнг - поведение человека управляется врожденными архетипами.

З. Фрейд - поведение человека управляется врожденными инстинктами.

Юнг - поведение человека управляется врожденными архетипами.

Адлер - человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями.

Основные положения теории Адлера:

1) Акцент на уникальности личности. Адлер представлял каждого человека как уникальную систему мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля.

2) Роль сексуального инстинкта сведена к минимуму, тогда как у раннего Фрейда ему придается почти исключительная роль в динамике поведения. Люди - в первую очередь социальные, а не сексуальные существа. Их мотивирует социальный, а не сексуальный интерес. Их неполноценность не ограничивается областью сексуального, но распространяется на все стороны бытия, как физические, так и психологические. Они стремятся к развитию уникального жизненного стиля, в котором сексуальные побуждения играют незначительную роль. В сущности, то, как человек удовлетворяет сексуальную потребность, определяется стилем жизни, а не наоборот.

3) Центр личности - сознание, что делает его пионером эго-ориентированной психологии. Люди - сознательные существа, обычно понимающие причины своего поведения. Они сознают свою неполноценность и сознают цели, к которым стремятся. Более того, люди обладают самосознанием, способны планировать действия и управлять ими, полностью сознавая их значение для собственной самореализации. Это абсолютно противоположно теории Фрейда, в которой сознание низведено до положения ничтожества, пены на поверхности моря бессознательного.

4) Фиктивный финализм. Адлер попал под философское влияние Ганса Вейгингера. Вейгингер развивал идею о том, что люди живут фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности. Эти фикции - например, "все люди созданы равными", "честность - лучшая политика", "цель оправдывает средства" - не дают возможности эффективно взаимодействовать с реальностью. Они представляют собой вспомогательные конструкты или допущения, но не гипотезы, которые можно было бы проверить. Когда они становятся бесполезны, без них можно обойтись.

Фрейд подчеркивал роль конституциональных факторов и раннего детского опыта как того, что детерминирует личность. Адлер высказал идею о том, что в мотивации большую роль играют ожидания, а не прошлые переживания.

Цели не существуют в будущем как часть телеологического плана - ни Вейгингер, ни Адлер не верили в предначертание или рок; нет, они существуют субъективно, ментально, здесь и сейчас - как влияющие на поведение стремления и идеалы. Например, если человек верит, что праведников примут небеса, а грешников - ад, можно предположить, что это окажет определенное влияние на его поведение. Эти фиктивные цели, по Адлеру,- субъективные причины психологических явлений.

"Индивидуальная психологии решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на"принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива, в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь финальной цели, могут это сделать" (1930).

5) Стремление к превосходству. Что же является той конечной целью, к которой стремятся все люди и которая придает личности связность и единство? Примерно в 1908 году Адлер пришел к заключению, что агрессивность важнее сексуальности. Несколько позже место агрессивных побуждений заняла "воля к власти ". Адлер отождествил власть с маскулинностью, а слабость - с фемининностью. Примерно в 1910 году он выдвигает идею "маскулинного протеста" - формы сверхкомпенсации, как мужской, так и женской, в ситуации, когда человек чувствует себя неадекватным и униженным. Позже Адлер отказался от "воли к власти" в пользу "стремления к превосходству" (к этому понятию он прибегал в дальнейшем). Следовательно, его представление о конечной цели человека прошло три стадии развития: 1) быть агрессивным; 2) обладать властью; 3) превосходить.

Адлер очень ясно показывает, что под превосходством он не имеет в виду социальное различие, лидерство или высокое положение в обществе. Под стремлением к превосходству Адлер подразумевает нечто очень сходное с юнгианскими представлениями о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна. Это - стремление к совершенной исполненности. Это - "великое движение ввысь".

Стремление к превосходству врожденно. С рождения до смерти стремление к превосходству ведет человека на все боле высокие стадии развития. Это - могущественный динамический принцип. Нет отдельных независимых побуждений, ибо каждое из них черпает энергию из стремления к завершенности. Адлер признает, что стремление к превосходству может выражаться тысячью различных способов и что каждый человек по-своему достигает или пытается достичь совершенства. Невротик, к примеру, стремится к самоуважению, силе, само-возвышению - иными словами, преследует эгоистические цели,- в то время как цели здорового человека в первую очередь социальны.

6) Чувство неполноценности и компенсация. Адлерпытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого - с легкими, у третьего развивается артрит. Адлер предположил, что причина, определяющая местоположение конкретного расстройства - исходная неполноценность данного региона, либо врожденная, либо связанная с аномалиями развития. Далее, он заметил, что человек с дефектным органом часто старается компенсировать его слабость за счет интенсивной тренировки. Самый знаменитый пример компенсации неполноценности органа - пример Демосфена, в детстве страдавшего заиканием и ставшего одним из величайших ораторов мира. Более поздний пример: Теодор Рузвельт, в юности физически слабый, систематическими упражнениями превратил себя в физически развитого человека.

Чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности не является признаком патологии; оно - причина совершенствования человека. Людей толкает вперед желание преодолеть свою неполноценность и ведет за собой стремление к превосходству.

7) Социальный интерес. Хотя социальный интерес включает такие явления, как кооперация, межличностные и социальные отношения, идентификацию с группой, эмпатию и т. п., он существенно шире названного. В конечном итоге социальный интерес состоит в помощи обществу в достижении цели - совершенства общества. "Социальный интерес - истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов" (1929).

С первого дня жизни человек укоренен в обществе. Кооперация проявляется во взаимоотношениях младенца с матерью, и с этого времени человек непрерывно включен в систему межличностных отношений, которые формируют личность и дают конкретные пути поиска превосходства. Стремление к превосходству становится социализированным; на место сугубо личных амбиций и эгоистических достижений приходит идеал совершенного общества. Работая во имя общего блага, люди компенсируют индивидуальную слабость.

Социальный интерес врожденный; люди - социальные существа по природе, а не по привычке. В то же время, как любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение. Веря в достоинства воспитания, Адлер уделял много времени организации детских воспитательных клиник, совершенствованию школ и просвещению населения в области методов воспитания детей.

Ранний Адлер полагал, что людьми движет ненасытная жажда власти и господства, призванная компенсировать глубоко сокрытое чувство неполноценности. С точки зрения более позднего Адлера людьми движет врожденный социальный интерес, заставляющий подчинять частные выгоды общему благу. Образ совершенного человека пришел на место образа человека сильного, агрессивного, доминирующего в обществе и эксплуатирующего его. Социальный интерес пришел на смену эгоистическому.

8 ) «Стиль жизни». Жизненный стиль - это системное основание функционирования личности; это - целое, которому подчинены части. Жизненный стиль - ведущий идеографический принцип, объясняющий уникальность человека. Жизненный стиль есть у каждого, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни.

Что же именно имеется в виду? Точно ответить трудно, так как Адлер по этому поводу в различных работах говорил разное, иногда - противоположное. Кроме того, трудно разграничить это понятие и понятие "креативное Я".

Перед всеми людьми стоит одна цель - достижение превосходства, но пути ее достижения различны. Один старается обрести превосходство развивая интеллект, другой отдает все силы физическому совершенствованию.

Интеллектуал читает, изучает размышляет; он ведет более "сидячий" и уединенный образ жизни, нежели человек активный. Элементы своего существования, домашние привычки, развлечения, ежедневную рутину, отношения с родными, друзьями, знакомыми, социальную активность интеллектуал организует соответственно цели интеллектуального превосходства. Все, что делается, делается ввиду этой конечной цели. Все поведение человека определяется его жизненным стилем. Человек воспринимает, заучивает, сохраняет в памяти то, что удовлетворяет жизненному стилю, и игнорирует остальное.

Жизненный стиль формируется в детстве, к 5 летнему возрасту, и с этого времени переживания ассимилируются и утилизируются соответственно уникальному жизненному стилю. Отношения, чувства, апперцепции фиксируются и автоматизируются в детстве, после чего жизненный стиль практически неизменен. Человек может обрести новые способы выражения своего уникального стиля жизни, но это не более, чем конкретизация основного стиля, сформировавшегося в детстве.

Что определяет стиль жизни индивида? В ранних произведениях Адлер говорил, что в основном он определяется специфической неполноценностью, воображаемой или реальной. Жизненный стиль - компенсация конкретной неполноценности. Если ребенок физически ослаблен, жизненный стиль может принять форму совершения того, что сделает физически сильным. Неумный ребенок будет стремиться к интеллектуальному превосходству. Завоевательный жизненный стиль Наполеона был детерминирован его хрупким физическим сложением, а ненасытная жажда мирового господства Гитлера - импотенцией. Такое простое объяснение человеческого поведения, вызвавшее широкий отклик и получившее широкое распространение в практике анализа характера в 20-е - 30-е гг., самого Адлера не удовлетворяло. Оно было слишком простым и механистичным. Он искал динамический принцип - и нашел креативное Я.

9) «Креативное Я». Это - перводвигатель, философский камень, эликсир жизни, первопричину всего человеческого. Единое креативное Я играет роль правителя. «Креативное Я» как существенная причина поведения. В отличие от фрейдовского Эго, представляющего группу обслуживающих инстинкты процессов, Я у Адлера - высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, оно ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, Я старается его создать.

Согласно идее «креативного Я», человек сам творит свою личность. Он создает ее из сырого материала наследственности и опыта. "Наследственность лишь наделяет его (человека) определенными способностями. Среда лишь дает ему определенные впечатления. Эти способности и опыт, а также способ их "переживания" - точнее, интерпретация этих переживаний - выступают как кирпичи, из которых слагается отношение к жизни, определяющее взаимоотношения с внешним миром" (1935).

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...