Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первые исторические формы социально-психологического знания




Общая характеристика социальной психологии как науки

Социальная психология – это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленный включением их в социальные группы, а так же психологические характеристики самих групп.

Социальная психология возникла на стыке двух наук: социология и психология. Есть два подхода о месте социальной психологии в системе наук предложенные американскими психологами МакДэвидом и Харрари.

1. Интра дисциплинарный подход.

· Социальная психология часть психологии;

· Социальная психология часть социологии.

2. Интер дисциплинарный подход.

Социальная психология существует на границе социологии и психологии.

Проблема определения границы социальной психологии с социологией и общей психологии: область интереса социологии и социальной психологии схожи, например: проблема соотношения общества и личности, общественного сознания и институтов, и различие между ними можно проследить лишь при выделении специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.

Проблематика социальной психологии ближе всего к такой части общей психологии, как психология личности. Леонтьев писал, что деятельность человека нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений. С такой точки зрения в общей психологии изучается структура потребностей и мотивов личности. Но есть проблемы, не решаемые общей психологией, такие как, динамика развития межличностных отношений в группе, сама природа совместной деятельности людей.

Социальная психология рассматривает формирование потребностей, мотивов и установок в зависимости от группы и условий в которых эта личности действует.

 

Предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. В различных системах древних религий использовались такие формы, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу - это выступало как нравственный регулятор человеческого общения.

Многие исследователи отмечают наличие элементов психологического знания в недрах разных философских концепций.

О. Клайнсберг считает, что большинство проблем, именно как проблем, социальной психологии зародились в философских системах древности. Г. Олпорт указывает, что родоначальником этих проблем следует считать Платона.

Идеи социальной психологии, философии нового времени связаны с такими именами, как: Гоббс, Локк, Руссо, Гегель.

Выделение социальной психологии в самостоятельную науку

В середине XIX века прогрессируют в развитии ряд наук, в том числе и языкознание. Необходимость развития языкознания продиктовано событиями в Европе: бурное развитие капитализма, увеличение экономических связей между государствами, что вызвало активную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения, взаимовлияния народов. Без психологических аспектов языкознание не могло решить этих проблем.

Накопленные факты в области антропологии, этнографии и археологии, которые для интерпретации накопленных фактов нуждались в социальной психологии. Так же не решенные проблемы родительских наук (социология и психология) стали предпосылкой возникновения новой науки – социальной психологии.

Т. Шибутани сделал вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии решить некоторые свои проблемы.

Психология в середине XIX века развивались преимущественно как психология индивида.

 

Первые исторические формы социально-психологического знания

Середина XIX века. Концепции создавались в коконах философского знания. Выделяли три наиболее значимых: психология народов, психология масс, теории инстинктов социального поведения.

Психология народов зародилась в XIX веке в Германии. Теоретическими источниками послужили философские учения Гегеля о «Народном духе» и идеалистическая психология Гербарта.

Создатели теории психологии народов – философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь. Основная идея концепции: главная сила истории – народ или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт.

Задача социальной психологии в рамках теории – «познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В России идеи психологии народов развивались в учениях Лацаруса, Штейнталя, В. Вундта и А. Потебни. Их общая основная идея: психология сталкивает с феноменами, коренящиеся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа и поэтому нужен особый раздел этой науки, изучающий данные проблемы.

Плюсы теории:

Концепция поставила вопрос о существование нечто кроме индивидуального сознания, характеризующие психологию группы, и что индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

Минусы теории:

Концепция имеет лишь описательный характер, построена на философских учениях и не имеет экспериментальных исследований подкрепляющих научность теории.

Психология масс рассматривает вопрос о взаимоотношение личности и общества с «индивидуалистических» позиций.

Теория родилась во Франции во второй половине XIX века.

Две идеи Тарда: роль иррациональных моментов в социальной психологии и роль подражания были усвоены создателями психологии масс. Создатели – итальянский юрист С. Сигел и французский социолог Г. Лебон. По мнению Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению.

Типичные черты поведения человека в массе:

· обезличивание (приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций);

· резкое преобладание роли чувств над интеллектом (приводит к подверженности различных влияний);

· утрата интеллекта (отказ от логики);

· утрата личной ответственности (приводит к отсутствию контроля над страстями).

Вывод: «масса» по природе хаотична, не упорядочена и ей нужен вождь, роль которого, может выполнить элита.

Минусы теории:

«Масса» или толпа была описана лишь в одной единственной ситуации её поведения – ситуация паники. Выводы теории были сделаны лишь на основании такого единичного случая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...