Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиция обвинительной речи прокурора.

Профессиональная речь юриста. Вопросы к зачёту.

 

  1. Предмет и система риторики.

Риторика появилась в Древней Греции в пятом веке до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 веках и получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме в период поздней Республики. В основу риторики положены достижения психологии, лингвистики, этики, педагогики. Первоначально под риторикой понималось красноречие - ораторское искусство. Риторика возникла из практики общественно-политического красноречия и судебных речей. Соответственно она появилась как умение хорошо говорить и как искусство убеждения.

Направление риторики - логическое (Аристотель). Он считал хорошей речью убедительно-логическую речь, ту, которая способа завоевывать признание (вызывать согласие, сочувствие, симпатию) и заставлять слушателя действовать определенным образом.

Второе направление - литературное (Исократ). Хорошей речью является красивая, богатая речь, построенная по законам эстетики).

После падения демократических форм правления в Греции и Риме снижается роль политического красноречия и большее внимание уделяется торжественным, церемониальным речам.

В период средних веков такое положение сохраняется. Риторику рассматривают как искусство устроения письменной и устной речи, поскольку она была ориентирована на составление писем и проповедей. Гомилетика - наука о составлении проповедей. Она использует арсенал риторики, отграничиваясь от нее и объявляя еретической.

В период Возрождения риторики воспринимались как элемент высокой культуры, как неотъемлемая часть знания, распространила влияние на литературу.

17-19 век - риторика есть искусство аргументации письменной речи, поскольку значение ораторской речи сократилось, а роль письменной литературы возрастает. Преобладают декоративно-эстетские формы риторики, отрыв от речевой практики, которая становится бесцельной.

20 век - неориторика. Основа - законы логики, теория аргументации. Это теория практического дискурса.

Риторика - научная дисциплина, которая изучает закономерности возникновения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Система риторики - общая, изучающая универсальные принципы и правила, построение хорошей речи, вне зависимости от сферы речевой коммуникации. Здесь - учение об ораторе, аргументации, риторическом каноне.

Частное - система правил построения речи применительно к отдельным видам человеческой деятельности. Это общественно-политическая, социально-бытовая, научная, богословская, судебное красноречие.

Выделяют также теоретическую риторику и прикладную (оратория).

  1. Основные категории риторики (риторический канон).

Риторический канон - система правил, которые определяют выбор темы выступления, его последовательность и способы изложения. Разработал Аристотель, состоит из частей:

- инвенция - нахождение или избрание материала речи, либо текста. Представляет собой систему правил, которые связаны с выборов темы выступления, способами ее раскрытия, доводами, аргументами в пользу тезиса.

В юридической речи тема выступления всегда заранее определена, поскольку она связана с материалами конкретного дела, ограничена предметом и пределами доказывания. Риторики рекомендуют выбрать спорный основной пункт, вокруг которого строить свою речь. Он проверяется при помощи статусов определения, квалификации и установления. К способами раскрытия темы относится, как будет тема подаваться в аудитории (описательно или проблемно, эмоционально или логически и т.д.).

Это модусы убедительности - этос, пафос, логос.

Этос - убеждение на основе обращения к моральным принципам. Поскольку все моральные принципы заранее известны оратору, остается лишь выбрать те принципы, которые близки к конкретной аудитории, и на их основе строить свою речь.

Пафос - возбуждение страстей, на базе которого строится убеждение.

Логос - апелляция к рассудку.

Диспозиция - учение о расположении частей речи. В учении о диспозиции лежит учение о композиции. По Цицерону - обращение к суду, изложение обстоятельств дела с позиции (фабулы), перечисление всех доказательств по делу, повторение самых сильных аргументов, выводы по делу.

Элокуция - словесное выражение, либо дикция. Эта часть связана с лингвистикой, рассматривает организацию языкового материала, вплоть до подбора слов.

Словесное выражение должно соответствовать определенным критериям (правильности речи, изящности, уместности).

Мемория – запоминание

Акцио - произношение речи.

  1. Понятие юридической риторики и её место в системе юридических знаний.

Ораторское искусство вообще понимается как комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной речи, умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения, умение доказывать и опровергать, убеждать, это речевое мастерство.

Судебное красноречие, основное назначение которого – установление (формальной?) истины по делу, имеет свою специфику. Она обусловлена нормами права (прежде всего, процессуальными), предполагает оценочно-правовой характер речи.

Судебное ораторское искусство – комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями процессуального закона, умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, умение воздействовать на сознание людей.

Юридическая речь - система требований, предъявляемых к профессиональным участникам судопроизводства - лицам, на которых возложены обязанности публично обосновать сущность и значение заявленных требований. (в УПЦ - прокурор, представители потерпевшего и обвиняемого, в ГПЦ - представители истцов-ответчиков, судья - там, где дела слушаются присяжными)

Юридическая речь возможна только в рамках процессуальной формы - условий, формирующих процесс, определяющих положение участников судопроизводства, порядок действий, цель судопроизводства и т.д. Форма определяет юридическую речь.

Место в системе знаний – судебное ораторское искусство можно рассматривать как прикладную науку (наряду с криминалистикой, судебной психологией, медициной и т.п.). На нее оказывают влияние нормы материального права и процесса (например, в Средние Века ораторское искусство было совершенно иным в том числе и поэтому – нужно было тщательно фиксировать вопросы, реакцию на них обвиняемого, а не произносить выразительные речи, уличающие его, например, в колдовстве, поскольку обвинение находилось в более выгодном положении исходя из существовавших на тот момент норм. Поскольку обвиняемый никогда, как правило, не являлся профессионалом, это почти всегда срабатывало)

Здесь также можно сказать о влиянии ТГП, других наук гуманитарного плана (философии, истории, этики и т.п.)

  1. Ораторское искусство в Древней Греции.

Юридическая речь возникает в рамках древнегреческой системы судопроизводства, когда в процесс допускались лица, способные обосновать фактическую и юридическую сущность спора. Выступления их не носили узконаправленного характера, были общими, пространными, были ориентированы на публику, а не на суд. В более поздний период (расцвет афинской демократии) - появляется особый класс юрисконсультов, которые оказывали профессиональную помощь гражданину по судебному делу. Это логографы, синегоры, прагматики.

Логограф - пишущий оратор. Это составитель речи, который писал речь, формировал доказательства по делу, указывал на судебную инстанцию, где дело должно рассматриваться, желаемые наказания. Эта деятельность оплачивалась. Самый известный - Лисий (многие речи опубликованы, некоторые ему приписываются). Функции обвинения и защиты не разделялись.

Синегор - говорящий оратор. Это лицо, искушенное в ораторском искусстве, произносящее речь в защиту клиента. (как правило, написанную логографом) Здесь оценивалось качество устного выступления.

Прагматик - практикующий оратор. Юрисконсульт, сопровождавший синегора и клиента в суд, консультировавший их по различным тонкостям процесса.

Потребность афинского общества в судебных ораторах привела к возникновению целого социального направления - софистика. Софисты - за плату обучали красноречию.

Структура речи, как правило, включала в себя вступление, рассказ о событиях – с целью заставить судей поверить в правдивость, здесь использовались художественные элементы речи, далее – доказательство, эпилог.

Софистское направление представлял Горгий. Они считали, что истина относительна, следовательно, цель ораторского искусства не выяснение истины (что невозможно). Цель – заставить слушателей поверить в любое положение. Считали, что любое положение можно доказать и опровергнуть. Речи Горгия славились выразительными средствами (горгиевы фигуры – симметричные фразы с рифмой в конце). Слово – средство достижения власти над людьми.

Исократ – писал тексты судебных речей, обучал искусству, сам выступал мало. Считал, что нельзя смешивать риторику с софистикой. Оратор должен быть образованным, талантливым. Необходимо выбирать слова, тщательно готовить речь. Периодическая речь – делится на большие периоды. Разработал композицию выступления – введение, убеждение в своих доводах, опровержение чужих, заключение.

Демосфен - главное – работа над навыками оратора. Огромное значение придавал форме выступления, доводя слушателей до неистовства.

  1. Ораторское искусство в Древнем Риме.

В Древнем Риме разделяются функции обвинения и защиты. Ораторское искусство переживает расцвет в период поздних лет Республики (хотя и позднее появляются образцы искусства – апологии – речи в защиту христианства)

Развитию римского судебного искусства способствовало влияние греческой культуры.

На процессе мог выступить любой свободный гражданин Рима.

Марк Порций Катон Старший – историк, полководец и государственный деятель – родоначальник латинского красноречия. В речи всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки, говорил эмоционально, используя жестикуляцию. Основные качества речей – точность, краткость, изящество стиля. И да – Карфаген должен быть разрушен J

Гальба – умел собирать и располагать в речи доказательства, произносил защитительные речи.

Разрабатывается теория судебной речи на базе греческого наследия. Делилась на вступление, изложение обстоятельств дела, доводов в пользу тезиса, опровержения тезиса противника, заключения. Начало речи – скромное, все самые действенные приемы – заключение.

Также стоит отметить Марка Антония, Марка Лициния Ркасса, Квинта Гортензия Гортала – ввел приемы разделения, где перечислял, о чем будет говорит, заключения – напоминал доводы.

Марк Туллий Цицерон – лучший из римских ораторов. Воспринял греческую диалектику, изучал римское право. На первый план выдвигал труд, работу над голосом. Считал важным познание наук – логики, дабы правило выстроить речь, этики – выбор приема для слушателей, философии, истории, литературы – для яркости, интересности речи.

Наиболее важное условие успеха – убежденность оратора, стремление убедить суд.
Сформулировал ряд теоретических положений, новую композицию материала – вступление (с целью подготовить слушателей) – план выступления (основные доводы) – изложение события преступления – доказательства – повторение решающих доводов – подведение итогов.

Придавал особое значение форме речи. Был признан римлянами «царем адвокатуры»

Марк Фабий Квинтилиан - учитель красноречия. Формирует научные основы риторики, в т.ч. судебной (требования к оратору, как его обучить и воспитать).

 

  1. Развитие юридической речи в период Средневековья и Возрождения.

Средневековье - меняется процессуальная форма. Судопроизводство делится на светское и церковное. В светском судопроизводстве - законодательство требует специальных знаний как норм материального права, так и процесса. Уголовный и гражданский процесс дифференцируются из единого процессуального права. Гражданские правоотношения становятся разветвленными, появляются торговые, земельные, налоговые правоотношения, которые требуют специальных знаний. Появляется фигура консультанта, который мог составлять юридически значимые документы и выступать в судах. Обвинительная власть в светском судопроизводстве была представлена самими судьями, и преимущество обвинения состояло в том, что вопросы подсудимому формировались и задавались исключительно судьей. Адвокаты могли обращаться к потерпевшему и свидетелю. (инквизиционный процесс, характерен сращиванием обвинения и суда).

В период СВ появляется адвокатура (иерархическое подчинение, цеховая организация).

В церковных судах - развитие письменной речи в ущерб устной. Особое внимание уделяется развернутому предложению, его религиозной сущности, дословному описанию ответов подсудимых.

Ренессанс - появляется новый элемент в системе судопроизводства - суд присяжных. Первые суды присяжных - в Англии в XVI веке. (коронный судья выезжает в место совершения преступления, из числа местных жителей формирует коллегию присяжных. адвокаты должны были убедить присяжных в невиновности подзащитного => меняется юридическая речь, развивается лишь в отношении логики аргументови искусства убеждения, юридическая сущность спора отходит на второй план).

Особо стоит отметить французских судебных ораторов. В процессе развития французского права на всей территории Франции стали применяться нормы рецепированного римского права, и это не могло не сказаться на росте мастерства судебных ораторов. Появляются сочинения, посвященные теории красноречия – Луазель «Диалог об ораторах», целая плеяда мастеров судебного слова, сравнимая разве что с дореволюционной адвокатурой Российской Империи – Леместр, Патрю, де Саси и др. Речи отличаются изяществом формы, ясностью изложения. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз.

  1. Особенности русского судебного красноречия.

О развитии русского судебного красноречия можно говорить начиная с 1864 года, когда была проведена судебная реформа, принят Устав уголовного судопроизводства.

До этого – розыскной процесс, до 1722 – производство ведется в рамках Разбойного и Преображенского приказов, его исход зависит, как правило, не от применения средств судебного красноречия, а от положения человека в обществе, отношения к нему приказных чиновников, наличия/отсутствия подношений и т.п. Допускались ходатаи, которые, опираясь на общее образование, обосновывали претензии сторон.
1722 – учреждение прокуратуры. Прокуроры получают право поддерживать государственное обвинение и давать заключения по сущности обвинения.

1802 – система коллегий заменяется системой министерств, появляется МинЮст, в составе которого – чиновники особых поручений, занимающиеся расследованием.

1864 – «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашались и реализовывались принципы гласности, состязательности суда, процессуального равноправия сторон, всесословности суда. Судебная реформа дала институт мировых судей (основная идея - примирение сторон, судья убеждает стороны закончить дело мировым соглашением). Вводился суд присяжных, появляется адвокатура (институт присяжных поверенных). Появляется целая плеяда адвокатов, которые определили ее образ. (французская адвокатура - выразительность, немецкая - точность, русская ближе к Франции).

Среди них следует назвать Анатолия Кони, Владимира Спасовича, Николая Карабчевского, Федора Плевако и еще ряд других ораторов (Урусов, Арсеньев, Бобрищев-Пушкин, Пржевальский и др.)
Они различались по своему стилю – Плевако отличался выразительностью речи, Кони, Спасович, Карабчевский – разбором обстоятельств дела, анализом доказательств, логикой рассуждений, психологическим анализом действий подсудимого.

Адвокаты того времени отличались правовой и общей эрудицией, богатством мыслей, тщательным анализом доказательств, широкой образованностью. «Судите ближнего как самого себя. Не делайте различия между эллином и иудеем» - Карабчевский на деле Менахема Бейлиса (кровавый навет на евреев) – уже одна эта фраза подтверждает, насколько хорошо дореволюционные адвокаты владели словом.

Очень многие из них занимались литературным творчеством. Анатолий Кони – автор очерков о русских писателях и поэтах, Владимир Спасович – статьи по истории русской и мировой литературы.

Адвокаты отличались также гражданской позицией, раскрывая в своих речах противоречия общественного строя – Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, Александров по делу Засулич, Карабчевский – Сазонов, Гершуни и тот же Бейлис.

1910 г. - первый учебник судебного красноречия прикладного характера. Автор - П.С.Пороховщиков (П.Сергеич) "Искусство речи на суде"

 

  1. Советская юридическая речь.

Советская юридическая речь - прокуратура и адвокатура - на Наркомюст. Советская адвокатура - слабое развитие. Особенности - суду придается несвойственная ему обвинительная функция через введение принципов объективной истины. Судья искал доказательства самостоятельно, вводилась активная роль суда в процессе доказывания. Юридическая речь стала специализироваться. Многие выступления строятся на основе косвенных доказательств. Определяется место деяния в системе социалистических ценностях.

Судебная речь стала меньше по объему, в ней в большей степени уделяется внимание анализу и оценке доказательств, в меньшей степени - богатству и выразительности речи.

Из представителей советской юридической речи следует назвать Николая Крыленко – прокурора РСФСР и СССР, государственного обвинителя по ряду политических дел 20-30-х годов (правые эсеры, Промпартия и т.п.). Его речи отличались тщательным изучением дела, анализом доказательств, психологическим анализом преступления и его причин с позиций советской идеологии.

Роман Руденко – Генпрокурор СССР с 1953 по 1981 год, обвинитель на Нюрнбергском процессе. Четко формулировал тезис, после аргументированного анализа действий подсудимого – четкие выводы.

Илья Брауде – «Записки адвоката», ряд других трудов о советском суде.

Яков Киселев – ленинградский адвокат, теоретик судебного красноречия, руководитель школы ораторского мастерства. Работы – «Этика адвоката», «Слово адвокату», «Некоторые вопросы психологии в речи адвоката», «Речевая культура судебных прений».

В общем, судебная речь того периода была более конкретно, моральные вопросы затрагивались в общих чертах, эмоциональные средства использовались в ограниченном объеме.

  1. Основные тенденции современного юридического выступления.

Следует отметить прежде всего, что вид, стиль юридического выступления зависит от ряда факторов:
- типологии процесса. Гражданский процесс еще можно отнести к состязательному, уголовный процесс – смешанный, включает в себя элементы обвинительного и розыскного.

- формы процесса. Выступать в суде присяжных – работать на эмоции, выступать перед профессиональным судьей (и тем более в суде арбитражном) – на доказательства.

- этапов процесса. В ходе различных этапов процесса решаются различные процессуальные вопросы, принимаются различные решения. Исходя из их специфики, юрист и должен строить свою речь.

Из известных адвокатов 90-х годов – Кисенишские, Генри Резник («Адмирал Нахимов» - самый известный процесс). Резник – по делу Новодворской, Владимира Сорокина (писатель, автор романа «Голубое сало», лучше не читай, студент!), 00-х – Павел Астахов, Генрих Падва (Лукьянова по делу ГКЧП, Ходорковского, ряд гражданских дел)

Современная судебная речь в аспекте использования языко­вых единиц резко отличается от речей русских дореволюционных судебных ораторов. Для нее менее характерны формы эмоцио­нально-психологического воздействия, преобладают формы логического развертывания, так как доказательственная сторона приобретает большее значение, чем психоло­гический анализ, а эмоциональное воздействие на судей подчиняется строгой логике рассуждений. Юристы обращают внимание на то, что в современной судебной речи различные точки зрения высказывают­ся без излишних эмоций. У судебных ораторов наших дней не тот общественно-политический фон и не та аудитория, которые были у русских адвокатов второй половины 19 в. Сейчас упрощенный процесс судопроизводства: большинство дел рассматривается едино­лично судьей у себя в кабинете на рабочем месте и не только без со­става суда присяжных, но и без народных заседателей.

  1. Требования, предъявляемые к юридическому выступлению.

Данные требования, по сути, составляют ряд критериев. Первый из них – содержательность юридического выступления. Он предполагает наличие тезиса и аргумента. Тезис – это позиция лица, выступающего по делу. Аргумент – обоснование данного тезиса (то есть доказательство). Более того содержательность предусматривает обоснованность и мотивированность речи. Обоснованность – совокупность аргументов (как количественный показатель), а мотивированность представляет собой их взаимосвязь. Всякое юридическое выступление должно включать правовые оценки и предложения по применению норм права.

Вторым критерием является доступность речи, то есть понятность речи для слушателей. Здесь проблемы могут возникнуть, когда используется специальная или иноязычная терминология. С одной стороны, выступление должно быть понятно тем лицам, которые владеют такой терминологией, а с другой стороны, тем лицам, чьи интересы затрагивает судопроизводство. В этой связи в процессе выступления следует кратко раскрывать смысл основных понятий, притом, не должно быть дублирующего характера. В случаях, когда тот или иной термин не может быть раскрыт кратко, то его должно предварять либо завершать перечисление фактических обстоятельств дела. Важно помнить, что риторика предписывает недопустимость использования сложных понятий при возможности их упрощения.

Третий критерий – богатство речи – использование возможности русского языка (чистота, богатство, правильная расстановка ударения). Богатство речи предполагает общий и профессиональный интеллект выступающего.

Далее – точность речи – соответствие ее действительности. Предметная точность речи – соответствие кругу предметов, отображаемых в ней. Понятийная точность – точность в выражении мысли без тавтологии.

Эмоциональное воздействие выступления на слушателей. Это есть выразительность. Но это не должно переходить в психологическое давление. В качестве приемов выразительности можно использовать ряд средств (метафоры, мимика, тембр голоса и т.д.). Все это должно приводить к определенному результату.

  1. Тезис: понятие, виды, требования, ошибки в построении.

Тезисы бывают вводные, промежуточные, итоговые. Вводный – его задача в самом начале выступления определить его назначение. Не должен быть развернутый, не должен содержать детальных оценок. Должен быть емкий и лаконичный. Промежуточный тезис – это выводы по определенным фактам, анализируемым в выступлении. Итоговый тезис представляет собой заключительную позицию по делу, соответствующую вводному тезису. В отличие от первоначального тезиса, итоговый тезис юридически развернут, содержит детальные нормы оценки, предложения по применению норм права. Тезис следует четко формулировать, то есть доказывается одно и то же утверждение.

Случаются и ошибки в построении речи. Первая ошибка – потеря тезиса. Выводятся определенные утверждения, выступающий забывает о нем и начинает доказывать нечто другое, близкое либо сходное по значению. Во избежание этого выступающему необходимо письменно зафиксировать суть суждений, а в случае непроизвольного ухода в сторону, вернуться к тезисам. Вторая ошибка – полная подмена тезиса. То есть одно полностью меняется другим. Возможны и случаи, когда вместо обсуждения действий конкретного лица, переходят к обсуждению его личности. Третья ошибка представляет собой такую подмену тезиса, когда в ходе выступления пытаются сузить, смягчить слишком резкое, широкое, общее первоначальное утверждение.

  1. Аргументы и аргументация.

Выделяется 4 свойства аргумента: (как в теории доказательств)

· относимость – наличие связи с предметом доказывания

· допустимость – пригодность доказательств по форме

· достоверность – соответствие объективным обстоятельствам

· достаточность – аргумент или их совокупность должны в полной мере подтверждать конкретное обстоятельство
Требования, предъявляемые к аргументам:

1. Истинность. В качестве аргумента может быть лишь такие положения, истинность которых доказана ранее или не вызывает ни у кого сомнений. Нарушение этого требования приводит к следующим ошибкам: 1) «ложный аргумент» (ссылка на несуществующий факт, на неизвестных очевидцев, ложь), 2) «предвосхищенное основание» (основано на слухах, предположениях);

2. Правило автономного обоснования. Аргумент должен быть доказан независимо от тезиса. Прежде чем доказать тезис, необходимо доказать сами аргументы (т.е. произвести проверку доказательств);

3. Непротиворечивость аргументов;

4. Аргумент должен быть достаточным (это их весомость, «сила»).

Принципы аргументации:

1. переходить от менее к более сильному аргументу;

2. сначала исследовать аргумент по фактам, а потом по лицам (т.е. сначала обстоятельства, а потом характеристика);

3. аргументы должны приводиться таким образом, чтобы их характер воспринимался всеми слушателями одинаково;

4. аргумент должен раскрывать тезис.

Приемы аргументации. Касаемо уголовных дел они связаны с порядком исследования фактических обстоятельств дела («с фактурой»).
Простая аргументация – характерна для одноэпизодных дел, где обстоятельства дела целесообразно изложить в той последовательности, в какой они были изложены в ходе предварительного следствия.
Сложная аргументация – характерна для многоэпизодных, многосоставных дел с несколькими соучастниками. Сложная аргументация бывает хронологическая, систематическая, смешанная. Хронологическая – по каждому эпизоду обстоятельства дела излагаются в той последовательности, в какой они имели место в действительности с описанием роли каждого из подсудимых в совершенном деянии. Систематическая – выделяются преступные деяния каждого из подсудимых в совершенном деянии. Смешанная – выделяются общие элементы, как для всех эпизодов, так и для всех подсудимых.

  1. Законы логики в юридической речи.

Закон тождества (А есть А) – вводный и итоговый тезис должны быть тождественны своей юридической основе. Аргументация при этом идет от менее к более сильным аргументам. Возникают ситуации, когда вводный тезис может содержать варианты спора. Из закона тождества следуют определенные правила:
нельзя допускать подмену понятий и суждений;
в одно и то же понятие или суждение должен вкладываться один и тот же смысл.

Закон исключенного третьего. (А есть либо В либо не В).Выводы как итоги речи не должны содержать формулировок, исключающих друг друга. Исключение третьего предполагает отсутствие формулировок, ведущих к различным способам оценки.

Закон достаточного основания. (Если есть В, то есть его основание А)Количество аргументов и их взаимосвязь между собой должно составлять единое целое. Аргументы, связанные между собой должны приводить к однозначному выводу.

  1. Проблемы доступности юридической речи (клише и штампы).

Требование доступности речи – оно из требований, предъявляемых к любой речи. Оно связано с эффективностью устного слова, поскольку всем доступно лишь слово, которое находится на максимально приближенном к аудитории уровне (при этом находящийся на более низком не поймет высокий, а не наоборот!)
Общепонятность языка определяется отбором речевых средств – необходимостью ограничить использование слов, которые находятся на периферии словарного состава и не обладают коммуникативной общезначимостью.

В юридической речи очень часто встречаются профессионализмы. Для них характерна детализация в обозначении специальных понятий, процессов. Диалекты, жаргонизмы – понятно, что есть и как с этим бороться.

Термины – слова, которые являются точным обозначением определенного понятия специальной области науки, техники, общественной жизни. Необходимо обеспечить их понятность слушателям, использовать в точном соответствии со смыслом.

Иностранные слова – в целом процесс заимствования естественный для любого языка. Необходимо, как и с терминами, точное понимание смысла иностранного слова и его российского эквивалента (договор-контракт в труде и админе соответственно). Часты тавтологии при употреблении иностранных слов вместе с российскими эквивалентами. Если есть общеупотребительные российские слова, лучше ограничить присутствие иностранных.

Клише – это определенный языковой стандарт, готовый устойчивый оборот, речевой стереотип, конструктивная единица текста. В использовании этого средства в деловых документах порой возникает даже необходимость, например: довожу до вашего сведения, принимая во внимание, на основании изложенного и т.д.
Клише – это застывшие речения, осознаваемые как несвободные или воспроизводимые целиком, всеми носителями языка. В лингвистической теории приблизительно в том же значении употребляются следующие термины: речевые стереотипы, идиомы, фразеологизмы, штампы, групповые шаблоны, излюбленные обороты, стерео типизированные обороты и т.д. Как языковой стандарт, клише выполняет ряд функций - использование этих выражений позволяет экономить мыслительную энергию, способствуют быстрому и точному составлению документа, облегчают общение, поэтому являются нейтрально-нормативным явлениями в деловой речи. Кроме этого, лингвисты считают, что стандартные выражения способствуют быстроте передачи информации.
Клише следует отличать от речевых штампов, которые, как правило, неуместны в речи. Штамп - своеобразный шаблон, избитая форма выражения, которая придает речи потускневшую эмоционально-экспрессивную окраску и наносит вред мыслям. Бездумное повторение выражения можно отнести к психологическому явлению.
Штампы имеют несколько разновидностей.
1. Первый вид - универсальные слова - это те слова, которые имеют неопределенное, обобщенное, стертое значение. Универсальность выражается в том, что ими можно заменить любое слово с конкретным значением. Этот вид штампа используется, когда говорящий хочет выразить мысль неконкретно, приблизительно. Зачастую встречаются в канцелярской лексике (так очень любят отчитываться J)

Второй разновидностью речевых штампов являются парные слова, или слова спутники, которые обычно употребляются в речи вместе, хотя и не являются фразеологическими оборотами, например: широкое распространение, неизгладимое впечатление. Определения в данных словосочетаниях неполноценны, так как они выражают мысль шаблонно, тем самым лишают ее индивидуальности. Речевыми штампами становятся также получающие распространение образные или «модные» слова и выражения, оригинальность которых теряется из-за частого употребления.

Итак, клише - это помощник составляющего и читающего документ; штамп же - вредитель, враг пишущего и говорящего. В правовой сфере общения разграничение понятий клише - штамп имеет существенное значение, так как употребление клише обусловлено точностью наименования понятий; использование же штампов влечет за собой нарушения правил официально-делового стиля речи.

Наблюдается четкая тенденция к клишированности судебной речи. Правосудие требует четких официальных формулировок, которые понятны каждому, как правило, отработаны ранее. Разбираемые дела, и, следовательно, языковые средства в них, повторяются.

(вспомнить про любой бланк в УПЦ: принимая во внимание и руководствуясь, постановил:)

Существуют номинативные клише – связь слова с другим – наказание отбывают или назначают, по статье квалифицируют и т.п. Как правило, клише точнее их аналогов в реальной жизни. Существуют также оценки состояний – тяжкие последствия, корыстные побуждения, особо опасный рецидив и т.п.

Наиболее характерны были для советского периода.

  1. Выразительность юридической речи.

Приемы и способы выразительности.

Использование гипербол, литот и гротеска. Целью гиперболы и литоты является привлечение внимания аудитории каким-либо фактом, обстоятельством путем их акцентирования. При этом выступление становится более ярким. При все этом недопустимо:

· Применение гипербол, литот в отношении фактов, определяющих состав преступления, либо основания иска (т.е. они должны оставаться неизменными);

· Применять гиперболу (литоту) в отношении личности с целью использовать ироническую реакцию;

· Чрезмерное использование гипербол или литот.

Гротеск – намеренное обострение правовой ситуации, использование неожиданных резких контрастов, доведение ситуации до абсурда. Это демонстрирует неубедительность доводов оппонента. Использование гротеска в юридическом выступлении должно быть ограничено строгой необходимостью, так как разрешение любого дела должно строиться на доказанности, а не на их обострении.

Также возможно использование сравнений в различных формах:

· сравнение;

· олицетворение;

· метафора.

Сравнение – определение предмета или явления путем сравнения его с другим предметом с несходным смысловым значением (прямое сравнение).

Олицетворение – наделение предмета свойствами живого существа. В юридическом выступлении оно призвано подчеркивать эмоциональное состояние либо особую специфику поведения.

Метафоры представляют собой образы, которые в данном случае готовятся заранее. Они должны быть короткими по своему содержанию. Метафора должна иметь юридическую направленность, т.е. должна объясняться юридическим смыслом.

Допустима также ссылка на авторитеты (на собственный, на авторитет сведущих лиц, на авторитет общественного мнения). Это мнения, которые без доказательств могут иметь значение по делу. Ссылка на собственный авторитет должна быть минимальной, и она должна иметь место при высказывании своего личного мнения.

Авторитет сведущих лиц.

Эксперт и специалист. Ссылка на их авторитет допускается, когда оппонент не оспаривает их заключения и не ходатайствует о назначении повторного исследования. Ссылка на авторитет возможна и в тех случаях, когда их заключения имеют абсолютно-определенный, а не вероятностный характер. Авторитет следствия, то есть только в том случае, когда в судебном заседании не оспаривается объективность предварительного следствия. Авторитет суда. Связан с правовым понятием. Сюда относятся преюдиция, постановления пленумов, судебная практика. Ссылка на авторитет общественного мнения в судебном заседании не допускается (!!!).

Интонация и тембр голоса. Интонация – голосовое выделение тех или иных моментов в выступлении. Тембр – громкость. Назначение интонации и тембра состоит в выражении эмоции выступающего. Целью этих эмоций является подготовка слушателя к определенному выводу.

Использование антитез (противопоставлений). Антитезис, как доказательство от обратного, маскирует подлинный тезис и в полной мере проявляется лишь в конце выступления.

Инверсия и повторы. Инверсия –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...