Подготовка к семинарским занятиям.
Подготовку к каждому семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или 10 письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. Структура семинара В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы семинарское занятие может состоять из четырех-пяти частей: 1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины. 2. Доклад и/ или выступление с презентациями по проблеме семинара. 3. Обсуждение выступлений по теме – дискуссия. 4. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено программой. 5. Подведение итогов занятия. Первая часть – обсуждение теоретических вопросов - проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает выборочную проверку преподавателем теоретических знаний студентов. Примерная продолжительность — до 15 минут. Вторая часть — выступление студентов с докладами, которые должны сопровождаться презентациями с целью усиления наглядности восприятия, по одному из вопросов семинарского занятия. Обязательный элемент доклада – представление и анализ статистических данных, обоснование социальных последствий любого экономического факта, явления или процесса. Примерная продолжительность — 20-25 минут. 11 После докладов следует их обсуждение – дискуссия. В ходе этого этапа семинарского занятия могут быть заданы уточняющие вопросы к докладчикам. Примерная продолжительность – до 15-20 минут. Если программой предусмотрено выполнение практического задания в рамках конкретной темы, то преподавателями определяется его содержание и дается время на его выполнение, а замет идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на семинарском занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно). Примерная продолжительность – 15-20 минут. Подведением итогов заканчивается семинарское занятие. Студентам должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования. Примерная продолжительность — 5 минут.
Работа с литературными источниками В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Подготовка к зачету. Каждый учебный семестр заканчивается зачетно-экзаменационной сессией. Подготовка к зачетно-экзаменационной сессии, сдача зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой студента. Основное в подготовке к сессии – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет. Только тот студент успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачету будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – возможное отчисление из учебного заведения. Темы рефератов 1. Исторические условия возникновения социологии. 2. Социально-политические теории Нового Времени. 3. Взгляды на общество, человека и историю Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Вико. 4. Взгляды на общество Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов. 5. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О. Конта. 6. Суть позитивистского метода О. Конта. Контовская классификация наук. Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике. 7. Учение О. Конта об обществе. Закон трех стадий умственного развития человека. Теория индустриального общества О. Конта. 8. Натуралистические направления социологии XIX века. 9. Механическая школа (Вильгельм Освальд, Вильфредо Парето).
10. Биологические теории: органическая (Герберт Спенсер) и социал-дарвинистская (Людвиг Гумплович) теории. 11. Социологическая концепция марксизма. 12. Психологические теории социологии конца XIX - начала XX в.в. 13. Индивидуально-психологические теории Габриэля Тарда. 14. Антипозитивизм Г. Зиммеля и Ф. Тенниса. 15. Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма. 16. «Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества. 17. Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма. 18. Проблема самоубийства – синтез теории и эмпирии в социологическом исследовании Э. Дюркгейма. 19. Социологическая теория Макса Вебера. Методология социального познания М. Вебера. 20. Теория «социального действия» М. Вебера. 21. Политическая социология М. Вебера. 22. Чикагская школа социологии (Флориан Знанецкий, У. Томас, Роберт Парк, Эрнстом Берджесс). 23. Индустриальная социология. Хоторнский эксперимент. 24. Теория менеджмента Ф. Ретлисбергера. 25. Социологическая концепция Элтона Мэйо. 26. Гарвардская школа социологии (А. Маслоу, Курт Леви, Джекоба Морено). 27. Социологическая теория Талкотта Парсонса. 28. Неоэволюционизм Эдварда Шилза. 29. Теория социальных изменений Роберта Мертона. 30. Теория социального конфликта (Ральф Дарендорф, Льюис Козер). 31. Теория социального обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау). 32. Символический интеракционизм (Джордж Г. Мид, герберт Блумер). 33. Феноменологическая социология. (Альфред Шюц). 34. Этнометодология (Гарольд Гарфинкель, Арон Сикурел). 35. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса. 36. Теория структурации Энтони Гидденса. 37. Проблемы современного состояния социологических теорий. 38. Основные этапы развития социологической мысли в России. 39. Географический детерминизм, органицизм и психологизм. 40. Социологические воззрения Н.Я. Данилевского. 41. Этико-субъективная школа. 42. Социологическая концепция русского неокантианства. 43. Социология в СССР (20 – 30-е годы). 44. Возрождение социологии в 60-е годы. 45. Современное состояние российской социологии.
Вопросы к зачету 1. Социология как наука: предмет, объект, функции, цели и задачи социологи. 2. Предыстория и социально предпосылки возникновения социологии. 3. Социологический проект О. Конта. 4. Учение об обществе Г. Спенсера. 5. Социологические теории К. Маркса. 6. Социологические теории М. Вебера. 7. Социологические теории Э. Дюркгейма. 8. Общая характеристика современных западных социологических теорий: структурный функционализм (Т. Парсонс), теория социальных изменений (Р. Мертон), Теории социального конфликта (Р. Дарендорф), символический интеракционизм (Дж. Мид), теории глобализма (Э. Гидденс). 9. Этапы становления и развития социологии в России. 10. Русские социологические школы: географическая (И. И. Мечников), социально-правовая (Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин), субъективная (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), марксистская (Н. А. Бердяев, М. Т. Туган-Барановский; Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), системный подход (Н. Я. Данилевский), русский космизм (К. Циолковский. Чижевский) ноосферный разум (В. И. Вернадский). 11. Общее представление о системах. 12. Понятие общества как системы. 13. Определение социальной системы по Э. Дюркгейму и С. Франку. 14. Определение социальной системы по М. Веберу, Т. Парсонсу, К. Марксу. 15. Понятие социальных взаимодействий и отношений. 16. Базис и надстройка как элементы социальной структуры. 17. Понятие социальной стратификации. 18. Виды социальной стратификации. 19. Понятие и виды социальной мобильности. 20. Понятие социальной общности и ее разновидности. 21. Глобальные и парциальные общности. 22. Понятие социальной группы. 23. Характеристика массовой общности. 24. Понятие социальной организации. 25. Понятие социального института. Его структура. Виды и функции социальных институтов. 26. Семья как социальный институт. Особенности функционирования института семьи в условиях глобализации. 27. Социальный институт государства, его функции. 28. Государство и гражданское общество. 29. Понятие, основные элементы и социальные функции культуры. 30. Понятие и общая характеристика социального института культуры. 31. Понятие элитарной и массовой культуры. Виды субкультур. 32. Религия как социокультурный феномен. 33. Взаимодействие религии и науки. 34. Особенности современных религиозных тенденций. 35. Понятие и виды социальных изменений. 36. Эволюционная и революционная теории развития общества. 37. Социальные изменения в теориях Г. Спенсера, Р. Бокля, Ф. Ницше, А. Тойнби, Э. Дюркгейма. 38. Массовые и социальные действия. Социальные движения. 39. Глобализация как форма социальных изменений. 40. Основные подходы к определению личности. 41. Социализация личности. 42. Понятие социального статуса и социальной роли. Ролевой конфликт. 43. Типологизация личности. 44. Понятие и классификация девиантного поведения. 45. Биологические, психологические и социальные теории о природе девиаций. 46. Понятие и функции социального контроля и социальных санкций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|