Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы жизненного цикла ИС

Информационные системы

 

Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации.

Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации (сведения/сообщения/данные независимо от формы их представления) и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов) и технических средств.” 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006.

Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию.

Информационная система состоит из баз данных, в которых накапливается информация, источника информации, аппаратной части ИС, программной части ИС, потребителя информации.

Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

В АИС за хранение информации отвечают:

  • на физическом уровне
    • встроенные устройства памяти (RAM)
    • внешние накопители
    • дисковые массивы
  • на программном уровне
    • файловая система ОС
    • СУБД
    • Системы хранения документов, мультимедиа и т. д.

Типы автоматизированных информационных систем

Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии по крайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:

  • АСУ — Автоматизированные системы управления
  • АСУП — Автоматизированные системы управления предприятия
  • АСКУЭ — Автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов
  • АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами
  • ГИС — Геоинформационные системы
  • ИУС — Информационно-управляющие системы
  • ИИС — Информационно-измерительные системы
  • ИИС — Интеллектуальные информационные системы
  • ИПС — Информационно-поисковые системы
  • ИАС — Информационно-аналитические системы
  • ИСС — Информационно-справочные системы;
  • ЛИС — Лабораторная информационная система
  • РИС — Распределенная информационная система
  • САПР — Системы автоматизированного проектирования
  • СИИ — Системы искусственного интеллекта
  • СКД, СКУД — Система контроля (и управления) доступом
  • СПД — Системы передачи данных

 

Функциональные и обеспечивающие информационные подсистемы

 

Информационные системы в зависимости от целевого назначения подразделяют на функциональные и обеспечивающие подсистемы (далее для краткости будет использоваться термин "система").

Функциональные системы ориентированы на выполнение конкретных функций по сбору, обработке, анализу и представлению конкретной экономической информации, обеспечивающие системы – на поддержку выполнения таких функций, а также обеспечение функционирования системы в целом.

Основные элементы обеспечивающих информационных подсистем:

  1. Технические средства:

а) организационная техника;

б) электронно-вычислительная техника;

в) средства связи.

2. Программные средства:

а) Операционные системы

б) Программы ввода информации

в) Программные средства поддержки хранения информации

г) Программные средства защиты информации

д) Программные средства представления информации

е) Программы создания и обработки графической информации

ж) Программы подготовки текстовых документов

з) Программы обработки числовой информации

 

Жизненный цикл ИС

 

Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Основными стадиями жизненного цикла ИС являются:

– проектирование;

– создание;

– внедрение;

– развитие и эксплуатация (параллельные процессы).

Стандарт ГОСТ 34.601-90

Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие этапы проектирования и создания автоматизированной системы:

I. Формирование требований к АС

    1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
    2. Формирование требований пользователя к АС
    3. Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС

II. Разработка концепции АС

    1. Изучение объекта
    2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
    3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
    4. Оформление отчета о проделанной работе

III. Техническое задание

    1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

IV. Эскизный проект

    1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части

V. Технический проект

    1. Разработка проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части
    3. Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
    4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта

VI. Рабочая документация

    1. Разработка рабочей документации на АС и ее части
    2. Разработка и адаптация программ

VII. Ввод в действие

    1. Подготовка объекта автоматизации
    2. Подготовка персонала
    3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
    4. Строительно-монтажные работы
    5. Пусконаладочные работы
    6. Проведение предварительных испытаний
    7. Проведение опытной эксплуатации
    8. Проведение приемочных испытаний

VIII. Сопровождение АС.

    1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
    2. Послегарантийное обслуживание

Эскизный, технический проекты и рабочая документация — это последовательное построение все более точных проектных решений по всем видам обеспечения информационной системы.

Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.

Стандарт ISO/IEC 12207/ и его применение

Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» является основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла ИС. Он определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС.

Процессы жизненного цикла ИС

  • Основные:
    • Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС)
    • Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
    • Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
    • Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)
    • Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
  • Вспомогательные
    • Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС)
    • Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).
    • Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
    • Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
    • Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
    • Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
    • Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
    • Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)
  • Организационные
    • Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)
    • Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
    • Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
    • Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...