Процессы жизненного цикла ИС
Информационные системы
Информационная система (ИС) — это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего — какой-либо области человеческой деятельности. ИС должна обеспечивать: получение (ввод или сбор), хранение, поиск, передачу и обработку (преобразование) информации.
“ Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации (сведения/сообщения/данные независимо от формы их представления) и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов) и технических средств.” 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 27.07.2006.
Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию.
Информационная система состоит из баз данных, в которых накапливается информация, источника информации, аппаратной части ИС, программной части ИС, потребителя информации.
Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.
В АИС за хранение информации отвечают:
- на физическом уровне
- встроенные устройства памяти (RAM)
- внешние накопители
- дисковые массивы
- на программном уровне
- файловая система ОС
- СУБД
- Системы хранения документов, мультимедиа и т. д.
Типы автоматизированных информационных систем
Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии по крайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:
- АСУ — Автоматизированные системы управления
- АСУП — Автоматизированные системы управления предприятия
- АСКУЭ — Автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов
- АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами
- ГИС — Геоинформационные системы
- ИУС — Информационно-управляющие системы
- ИИС — Информационно-измерительные системы
- ИИС — Интеллектуальные информационные системы
- ИПС — Информационно-поисковые системы
- ИАС — Информационно-аналитические системы
- ИСС — Информационно-справочные системы;
- ЛИС — Лабораторная информационная система
- РИС — Распределенная информационная система
- САПР — Системы автоматизированного проектирования
- СИИ — Системы искусственного интеллекта
- СКД, СКУД — Система контроля (и управления) доступом
- СПД — Системы передачи данных
Функциональные и обеспечивающие информационные подсистемы
Информационные системы в зависимости от целевого назначения подразделяют на функциональные и обеспечивающие подсистемы (далее для краткости будет использоваться термин "система").
Функциональные системы ориентированы на выполнение конкретных функций по сбору, обработке, анализу и представлению конкретной экономической информации, обеспечивающие системы – на поддержку выполнения таких функций, а также обеспечение функционирования системы в целом.
Основные элементы обеспечивающих информационных подсистем:
- Технические средства:
а) организационная техника;
б) электронно-вычислительная техника;
в) средства связи.
2. Программные средства:
а) Операционные системы
б) Программы ввода информации
в) Программные средства поддержки хранения информации
г) Программные средства защиты информации
д) Программные средства представления информации
е) Программы создания и обработки графической информации
ж) Программы подготовки текстовых документов
з) Программы обработки числовой информации
Жизненный цикл ИС
Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Основными стадиями жизненного цикла ИС являются:
– проектирование;
– создание;
– внедрение;
– развитие и эксплуатация (параллельные процессы).
Стандарт ГОСТ 34.601-90
Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие этапы проектирования и создания автоматизированной системы:
I. Формирование требований к АС
- Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
- Формирование требований пользователя к АС
- Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
II. Разработка концепции АС
- Изучение объекта
- Проведение необходимых научно-исследовательских работ
- Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
- Оформление отчета о проделанной работе
III. Техническое задание
- Разработка и утверждение технического задания на создание АС
IV. Эскизный проект
- Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
- Разработка документации на АС и ее части
V. Технический проект
- Разработка проектных решений по системе и ее частям
- Разработка документации на АС и ее части
- Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
- Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
VI. Рабочая документация
- Разработка рабочей документации на АС и ее части
- Разработка и адаптация программ
VII. Ввод в действие
- Подготовка объекта автоматизации
- Подготовка персонала
- Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
- Строительно-монтажные работы
- Пусконаладочные работы
- Проведение предварительных испытаний
- Проведение опытной эксплуатации
- Проведение приемочных испытаний
VIII. Сопровождение АС.
- Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
- Послегарантийное обслуживание
Эскизный, технический проекты и рабочая документация — это последовательное построение все более точных проектных решений по всем видам обеспечения информационной системы.
Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.
Стандарт ISO/IEC 12207/ и его применение
Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» является основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла ИС. Он определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС.
Процессы жизненного цикла ИС
- Основные:
- Приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего ИС)
- Поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой)
- Разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.)
- Эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему)
- Сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения). Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
- Вспомогательные
- Документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС)
- Управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями).
- Обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам)
- Верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями)
- Аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению)
- Совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами)
- Аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора)
- Разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов)
- Организационные
- Управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами)
- Создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО)
- Усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ)
- Обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала)
Воспользуйтесь поиском по сайту: