Анализ прибыли организации
Тема 6. Финансовые результаты организации и методы их анализа План 1. Понятие, задачи и последовательность анализа финансовых результатов. 2. Анализ прибыли организации 3. Анализ показателей рентабельности. Понятие, задачи и последовательность анализа финансовых результатов Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Рост прибыли создает для предприятия финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения инвестиционных проблем и проблем социально-экономического характера трудового коллектива. За счет прибыли формируются бюджеты различных уровней. С целью выявления условий и возможностей для получения организацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого выявляют: - насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы; - какие элементы отчета о финансовых результатах могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; - насколько производительны осуществляемые затраты; - какова эффективность вложения капитала в данное предприятие; - насколько эффективно управление предприятием. К основным задачам анализа финансовых результатов деятельности предприятия относится: - оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности; - выявления влияние различных факторов на прибыль и рентабельность; - анализ финансовых результатов от прочей реализации; - анализ взаимосвязи объема реализации, затрат и прибыли; - выявление и подсчет резервов увеличения прибыли и уровня рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Источники информации для анализа: 1. Отчет о финансовых результатах. 2. Бизнес-план предприятия. 3. Данные аналитического учета по счетам 99 «Прибыль и убытки», 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)».
Анализ прибыли организации Цель анализа — изучить процесс формирования прибыли и эффективность ее распределения и использования в предплановом периоде и определить основные направления ее роста, распределения и использования в соответствии с поставленными задачами развития предприятий в будущем. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: -анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли; - факторный анализ прибыли от реализации продукции; - анализ финансовых результатов от прочей реализации, финансовой деятельности; - оценка и анализ использования чистой прибыли; - оценка качества показателей прибыли; - анализ взаимосвязи затрат, объема производства, продаж, и прибыли. Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный анализ» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный анализ» результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Динамика определяется как отношение показателей отчетного года к показателям прошлого года, выраженное в процентах. Структурный анализ предполагает определение отношений отдельных элементов отчета в процентах к выручке и выявление причин изменения показателей. При привлечении плановых показателей рассчитывается процент выполнения плана, как отношение фактических показателей отчетного года к плановым показателям отчетного года, выраженное в процентах.
Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ. Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики, выполнения плана, но и анализ различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации. Методика факторного анализа прибыли включает следующие расчеты: 1) расчет общего изменения прибыли от продаж: Прибыль отчетного года - прибыль базисного года 2) расчет влияния на прибыль изменений объема продаж: Прибыль базисного года х прирост объема продаж,% 100%
З) расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию:
Выручка от продаж выручка от продаж отчетного года отчетного года – сопоставимых ценах 4) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции:
Полная себестоимость отчетного года - полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего
5) расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж. Для этого из общего изменения прибыли вычитают влияние трех предыдущих факторов (сальдовый метод):
В процессе анализа прибыли значимым является оценка «качества» финансовых результатов, т.е. определяется реальность и стабильность их получения. Для оценки «качества» финансовых результатов используют расчет и анализ следующих групп соотношений: 1. Соотношение коммерческих и управленческих расходов с выручкой от продаж. По динамике этих соотношений можно судить о том, насколько эффективно осуществляются в организации различные функции управления (коммерческо – сбытовая, административно – управленческая), а также о способности организации управлять расходами. Тенденция к росту этих соотношений может свидетельствовать о существующих в организации проблемах контроля расходования средств. 2. Соотношение показателей прибыли (убытка), а именно прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения, чистой прибыли (убытка) с выручкой от продаж. Целью расчета приведенных соотношений и анализа их динамики является подтверждение стабильности получения чистой прибыли с каждого рубля продаж. Первый показатель позволяет оценить реальный уровень эффективности управления продажами в организации. Высокое значение второго показателя говорит о существенном влиянии на конечный финансовый результат прочих доходов и расходов. Учитывая, что многие из них носят непостоянный характер, это свидетельствует о низком «качестве» прибыли. Сравнение второго и третьего показателя позволяет установить влияние на конечный финансовый результат налогового фактора.
3. Соотношения выручки от продаж и стоимости активов организации. Расчет этого показателя и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом. Проведя анализ прибыли и оценив ее «качество» следует проанализировать доходы и расходы, полученные и произведенные организацией в ходе своей деятельности. Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям: 1. Выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов. 2. Рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. 3. Определяются различные соотношения доходов и расходов организации: - соотношение обшей суммы доходов и расходов; - соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности; - соотношение прочих доходов и расходов. Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный период, что позволит выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|