Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ прибыли организации

Тема 6. Финансовые результаты организации и методы их анализа

План

1. Понятие, задачи и последовательность анализа финансовых результатов.

2. Анализ прибыли организации

3. Анализ показателей рентабельности.

Понятие, задачи и последовательность анализа финансовых результатов

Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Рост прибыли создает для предприятия финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения инвестиционных проблем и проблем социально-экономического характера трудового коллектива. За счет прибыли формируются бюджеты различных уровней.

С целью выявления условий и возможностей для получения организацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого выявляют:

- насколько стабильны полученные доходы и произведенные расходы;

- какие элементы отчета о финансовых результатах могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

- насколько производительны осуществляемые затраты;

- какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;

- насколько эффективно управление предприятием.

К основным задачам анализа финансовых результатов деятельности предприятия относится:

- оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности;

- выявления влияние различных факторов на прибыль и рентабельность;

- анализ финансовых результатов от прочей реализации;

- анализ взаимосвязи объема реализации, затрат и прибыли;

- выявление и подсчет резервов увеличения прибыли и уровня рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 

Источники информации для анализа:

1. Отчет о финансовых результатах.

2. Бизнес-план предприятия.

3. Данные аналитического учета по счетам 99 «Прибыль и убытки», 91 «Прочие доходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)».

 

Анализ прибыли организации

Цель анализа — изучить процесс формирования прибыли и эффективность ее распределения и использования в предплановом периоде и определить основные направления ее роста, распределения и использования в соответствии с поставленными задачами развития предприятий в будущем.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

-анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

- факторный анализ прибыли от реализации продукции;

- анализ финансовых результатов от прочей реализации, финансовой деятельности;

- оценка и анализ использования чистой прибыли;

- оценка качества показателей прибыли;

- анализ взаимосвязи затрат, объема производства, продаж, и прибыли.

Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности т. е. «горизонтальный анализ» - позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный анализ» результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Динамика определяется как отношение показателей отчетного года к показателям прошлого года, выраженное в процентах. Структурный анализ предполагает определение отношений отдельных элементов отчета в процентах к выручке и выявление причин изменения показателей. При привлечении плановых показателей рассчитывается процент выполнения плана, как отношение фактических показателей отчетного года к плановым показателям отчетного года, выраженное в процентах.

Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.

Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики, выполнения плана, но и анализ различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.

Методика факторного анализа прибыли включает следующие расчеты:

1) расчет общего изменения прибыли от продаж:

Прибыль отчетного года - прибыль базисного года

2) расчет влияния на прибыль изменений объема продаж:

Прибыль базисного года х прирост объема продаж,%

100%

 

З) расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию:

 

Выручка от продаж выручка от продаж отчетного года

отчетного года – сопоставимых ценах

4) расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции:

 

Полная себестоимость отчетного года - полная себестоимость

проданной продукции отчетного периода в ценах

и условиях предыдущего

 

5) расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж.

Для этого из общего изменения прибыли вычитают влияние трех предыдущих факторов (сальдовый метод):

 

В процессе анализа прибыли значимым является оценка «качества» финансовых результатов, т.е. определяется реальность и стабильность их получения.

Для оценки «качества» финансовых результатов используют расчет и анализ следующих групп соотношений:

1. Соотношение коммерческих и управленческих расходов с выручкой от продаж. По динамике этих соотношений можно судить о том, насколько эффективно осуществляются в организации различные функции управления (коммерческо – сбытовая, административно – управленческая), а также о способности организации управлять расходами. Тенденция к росту этих соотношений может свидетельствовать о существующих в организации проблемах контроля расходования средств.

2. Соотношение показателей прибыли (убытка), а именно прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения, чистой прибыли (убытка) с выручкой от продаж. Целью расчета приведенных соотношений и анализа их динамики является подтверждение стабильности получения чистой прибыли с каждого рубля продаж. Первый показатель позволяет оценить реальный уровень эффективности управления продажами в организации. Высокое значение второго показателя говорит о существенном влиянии на конечный финансовый результат прочих доходов и расходов. Учитывая, что многие из них носят непостоянный характер, это свидетельствует о низком «качестве» прибыли. Сравнение второго и третьего показателя позволяет установить влияние на конечный финансовый результат налогового фактора.

3. Соотношения выручки от продаж и стоимости активов организации. Расчет этого показателя и анализ его изменения позволяет оценить реальную динамику доходности капитала и деятельности организации в целом.

Проведя анализ прибыли и оценив ее «качество» следует проанализировать доходы и расходы, полученные и произведенные организацией в ходе своей деятельности. Анализ доходов и расходов проводится по следующим направлениям:

1. Выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов.

2. Рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

3. Определяются различные соотношения доходов и расходов организации:

- соотношение обшей суммы доходов и расходов;

- соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности;

- соотношение прочих доходов и расходов.

Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный период, что позволит выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...