Равносильность предложений
Цель: сформировать понятие равносильности, научиться применять на практике полученные знания. Эту тему дают обычно уже в конце 5 класса, когда ученики уже знакомы со знаком равносильности, который они использовали для краткой записи свойств делимости. Следует отметить, что понятие равносильности предложений относится не столько к математике, сколько к естественному языку. Как в обычном, так и в математическом языке одну и ту же мысль можно выразить несколькими разными способами. Например: 1) 32 < 64, 64 > 32. 2) Саша – брат Кати, Катя – сестра Саши. 3) 5 x + 10 = 15, x = 1. Обратите внимание на знак равносильности, который употребляется для краткой записи утверждения и обозначает, что два предложения означают одно и то же. Например: 3 < 5 5 > 3 Обратите внимание на то, что если убрать из него стрелки слева и справа, то останется знак равенства. Знак равенства между двумя числовыми выражениями показывает, что эти выражения имеют одно и то же значение. Точно так же, как при преобразованиях числовых выражений мы пишем цепочку равенств:
Так же следует отметить, что равносильные высказывания одновременно истинны или ложны. Например, высказывания «Некоторые цветы бывают синими» и «Встречаются синие цветы» истинны. Но даже очень похожие по виду выказывания могут быть одно истинным, а другое ложным. Например, высказывания «Все кошки четвероногие» и «Все четвероногие - кошки», не являются эквивалентными, так как первое высказывание истинное, а второе ложное. На этом этапе следует закрепить материал. Задания могут быть следующего содержания: 2) Выяснить, какие из приведенных пар высказываний являются эквивалентными: а) Число x делится на 2.
Число x оканчивается на 2. б) Хищники не едят траву. Нет хищников, которые не едят траву. в) Не все металлы тонут в воде. Есть металлы, которые не тонут в воде.
3) Используя знак равносильности, записать решение уравнений: а) 2 а – 3 = 25 б) 34 + 18 * в = 43
3) Записать в виде равенств утверждения, равносильные следующим: а) Число m на 5 больше числа р. б) При делении числа а на число b получается в частном с.
4) Какие из следующих утверждений верны: а) Число x в 2 раза больше y x = y + 2 б) Число m составляет 30 % числа n m = n / 100 * 30 в) Углы А и В смежные Сумма углов А и В равна 180 градусов.
Отрицание высказываний Эту тему можно ввести в начале 6 класса, т. к. здесь ученики начинают решать более сложные задачи, которые требуют правильности в рассуждениях. Цель: сформировать понятие отрицания, научиться строить отрицание высказываний, изучить закон исключенного третьего, научиться применять на практике полученные знания. Мотивация: нередко в жизни людям приходится спорить. Каждый в споре, доказывая свою правоту, убеждает собеседника, что тот не прав. Но всегда в споре кто-то прав, а кто-то ошибается. Тогда говорят, что их утверждения отрицают друг друга. Каждое из них называется отрицанием другого. Приведем примеры предложений, в которых в каждой паре высказываний одно является отрицанием другого.
Вывод: из таблицы ясно, что как высказывание, так и отрицание может быть ложным. Если высказывание – истина (ложь), то его отрицание - ложь (истина). Далее необходимо переключить внимание учеников на математику, отметив, что в математике также нередко встречаются задачи, в которых приходится строить отрицания. Это необходимо для того, чтобы отбросить все лишние, «ненужные» случаи и получить единственно правильное решение.
Так как с отрицаниями нам приходится встречаться и в математике, и в жизни, очень важно научиться правильно формулировать отрицание любого заданного предложения. И на этом этапе необходимо дать определение отрицанию. Отрицание есть логическая операция, превращающая истинное высказывание в ложное, а ложное высказывание в истинное. Символически отрицание записывается как , где – сложное или простое высказывание, а символы означают операцию отрицания. Читается: неверно, что А. Например: В нашем доме живет белая кошка. Его отрицание будет звучать следующим образом: Неверно, что в нашем доме живет белая кошка. Делаем вывод о том, что для формулировки отрицания сначала «мысленно» присоединяем к предложению слова «Неверно, что», а затем «обрабатываем» полученное отрицание так, чтобы оно звучало грамотно. Для этого рассмотрим таблицу:
Необходимо сформулировать закон исключенного третьего: если данное предложение истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если данное предложение ложно, то его отрицание истинно. Примерные задания: 1. Скажите то же самое по-другому: а) Неверно, что все млекопитающие живут на суше. б) Неверно, что 5 делится на 2. в) Неверно, что некоторые рыбы летают.
2. Построить отрицание предложений с помощью слова неверно и в более простой форме. а) Сегодня будет солнечно. б) Все собаки любят кошек. в) Курица – домашняя птица. г) Весной снег всегда тает. д) 150 меньше 200. е) Математика – точная наука. 3) Придумать свои предложения и построить их отрицание. 4) Доказать, что высказывание является ложным и построить его отрицание: а) Число 0 является натуральным. б) Между числами 4 и 5 нет натуральных чисел. в) Неправильная дробь меньше единицы.
Логическое следование Так как эта тема не входит в минимум содержания обучения, ее следует давать на кружках в 6 классе. Цель: сформировать понятие логического следования, научиться применять на практике полученные знания. Мотивация: Вспомните такие знаменитые высказывания: Тише едешь – дальше будешь. Подальше положишь – поближе возьмешь. Или совсем простой пример из жизни: Если вода нагревается, то она испаряется. Что объединяет эти предложения? Во всех трех предложениях мы из чего-то делаем вывод. Рассмотрим следующее высказывание: Если прошел дождь (А), то асфальт мокрый (В). 1) Если дождь на самом деле прошел, то асфальт действительно будет мокрым. В этом случае высказывание будет истинным. 2) Допустим, что А - ложное, т.е. дождя не было, но асфальт сырой. Сырым он мог оказаться после того как прошла поливочная машина. В этом случае высказывание А истинно. 3) Если дождя не было, то асфальт остался сухим. Высказывание истинно. 4) Представьте, что дождь прошел, а асфальт остается сухим. Это не возможно. Высказывание ложно. Составим таблицу истинности:
Исходя из таблицы, можем дать определение логического следования. Логическое следование – это логическая операция, которая объединяет два высказывания в такое новое высказывание, которое является ложным при истинности первого высказывания и ложности второго, во всех остальных случаях высказывание истинно. В математике есть специальный знак следования , который соединяет два предложения с переменными и делает из них новое высказывание общего вида: из первого предложения следует второе. Первое предложение называют условием, а второе – заключением, или следствием первого.
«Если Р, то Q» или «Из Р следует Q». Примерные задания: 1) Сформулировать предложения, используя глагол «следует»: а) если животное млекопитающее, то оно кормит детей молоком; б) если вода превратилась в лед, то ее температура отрицательная. 2) Назови условие и заключение: а) Если число оканчивается на 0, то оно кратно 5. б) Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3. в) Если каждое слагаемое делится на некоторое число, то их сумма тоже делится на это число. 3) Прочитай высказывания и определи, истинны они или ложны. В каких высказываниях условие и заключение поменялись местами? а) n кратно 8 n кратно 4; б) n кратно 4 n кратно 8;
Конъюнкция высказываний А В Так как данная тема не входит в минимум содержания обучения, то ее можно дать ученикам на кружках в 6 классе. Цель: сформировать понятие конъюнкции, отработать на практике полученные знания, научиться применять на практике. Мотивация: Представьте себе такую ситуацию: Ваша бабушка ходила в магазин и купила пряники и конфеты. На ваш вопрос, что она купила, она ответила: «Я купила пряники и конфеты.» В этом случае бабушка сказала правду и ее высказывание – истина. Если бы бабушка солгала, она бы могла ответить следующим образом: 1) Я купила пряники, а конфет не было. 2) Я не купила пряники, но купила конфеты. 3) Я не купила ни конфет, ни пряников. В этих высказываниях хотя бы одно составляющее ложно, и поэтому бабушка сказала неправду. Конъюнкция – это логическая операция «и», объединяющая высказывания в такое новое высказывание, которое является истинным, если каждое из составляющих истинно, и является ложным, если хотя бы одно из составляющих его высказываний ложно. Высказывание, полученное при помощи конъюнкции, называется конъюнктивным или соединительным. Символическая запись соединительн6ого высказывания: А В. Знаком конъюнкции можно объединить два или более высказываний. Построим таблицу для уже рассмотренного случая. Бабушка купила в магазине пряники и конфеты.
Таблицу истинности можно составить в краткой форме:
Примерные задания: 1) Заполните пропуск так, чтобы полученное предложение было а) истинно; б) ложно. Число 15 делится 3 и на... 2)Сформулируйте с помощью союза и утверждения. а) Белый пушистый снег покрыл все дороги. б) Сегодня солнечный, теплый день.
Дизъюнкция высказывания А В Т. к. данная тема не входит в минимум содержания обучения, то ее можно дать ученикам в качестве факультатива в 6 классе. Цель: сформировать понятие дизъюнкции высказывания, научиться применять на практике. Мотивация: Для того, чтобы дать новое понятие, рассмотрим такую ситуацию. Турист хочет добраться до Красной площади, но он не знает на чем ему лучше поехать: на метро или на автобусе. В этом случае возможны 4 случая: 1) Если турист поедет сначала на метро, а затем на автобусе. В этом случае утверждение: Турист поедет на метро или на автобусе. является истинным. 2) Если турист поедет на метро, но не поедет на автобусе, то утверждение будет выглядеть так: Турист поехал на метро или на автобусе. В этом случае турист все-таки поехал на метро, поэтому утверждение истинно. 3) Если турист поехал на автобусе. В этом случае турист все-таки поехал на автобусе. Утверждение также истинно. 4) Если же турист решил идти пешком, то утверждение будет ложным. Дадим определение: Дизъюнкция – это логическая операция «или», объединяющая высказывания в такое новое высказывание, которое является истинным, если хотя бы одно его составляющее является истинным, и является ложным, лишь когда обе его составляющие ложные. Символическая запись дизъюнктивного объединения: А В. Читается А дизъюнкция В. Знаком дизъюнкции можно объединить два или более высказывания. Вернемся к высказыванию. Все рассуждения оформим в виде таблицы.
Таблицу истинности можно составить в краткой форме.
Примерные задания: 1) Заполните пропуск так, чтобы полученное предложение было а) истинно; б) ложно. Число 8 делится 3 или на... 2)Истинно или ложно предложение? Значение выражения 5-2 равно 3 или 4.
Библиографический список 1) Ненашев, М. И. Введение в логику. М. И. Ненашев // г. Киров. Кировская областная типография, 1997-240с. 2) Дорофеев, Г. В. Математика. 6 класс. Часть 1. Л. Г. Петерсон// М.: «Баласс», «С-инфо», 1998. –С. 112. 3) Дорофеев, Г. В. Математика. 6 класс. Часть 2. Л. Г. Петерсон// М.: «Баласс», «С-инфо», 1999. –С. 128. 4) Дорофеев, Г. В. Математика. 6 класс. Часть 3. Л. Г. Петерсон// М.: «Баласс», «С-инфо», 2002. –С. 176. 5) Дорофеев, Г. В. Математика. 5 класс. Часть 1. Л. Г. Петерсон// М.: «Баласс», «С-инфо», 1996. –С. 176. 6) Дорофеев, Г. В. Математика. 5 класс. Часть 2. Л. Г. Петерсон// М.: «Баласс», «С-инфо», 1997. –С. 240. 7) Ончукова, Л. В. Введение в логику. Логические операции. Л. В. Ончукова // Учебное пособие для 5 класса. – 2-е изд.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. – С. 124. 8) Ончукова, Л. В. Элементы логики. Логические операции. Л. В. Ончукова // Учебное пособие для 6 класса.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2002. – С. 88. 9) Игошин, В. И. Математическая логика и теория алгоритмов. В. И. Игошин //Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. – С. 256. 10) Дорофеев, Г. В. Математика. 5 класс. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. –С. 368. 11) Дорофеев, Г. В. Математика. 6 класс. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1997. –С. 416. 12) Никольская, И. Л. Учимся рассуждать и доказывать. И. Л. Никольская, Е. Е. Семенов // Книга для учащихся 6 – 10 кл. сред. шк.-М.: Просвещение, 1989. –С. 192.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|