Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что из себя представляют страх смерти и восприятие времени через призму модуса обладания и бытия?

Задание к семинару 23 января (суббота) для группы ВЗО «Природообустройство и водопользование».

 

Обсуждаем фрагмент книги Эриха Фромма (первая половина занятия)

Контрольные вопросы:

 

Сводится ли различие между бытием и обладанием к различию между культурами Востока и Запада?

Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между Востоком и Западом. Это различие касается типов общества — одно ориентировано на человека, другое — на вещи.

 

Назовите характерные особенности западного индустриального общества. На каких трех столпах, по мнению Э. Фромма, зиждется современное общество?

Ориентация на обладание — характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью.

Назовите основные объекты современного потребительства в сфере досуга.

Автомобиль, телевизор, путешествия и секс являются основными объектами современного потребительства в сфере досуга, и, хотя мы привыкли считать такое времяпрепровождение активной формой досуга, правильнее было бы называть его пассивным.

 

Опишите студентов, ориентированных на обладание, и студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие.

Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем, чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Вместо этого такие студенты все услышанное в лекции просто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих конспектах и сохраняют их.

Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром бытие.

Все то, о чем говорит лектор, они слушают с интересом и тут же сопоставляют с жизнью. Они не просто приобретают знания, которые могут унести домой и вызубрить. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в каждом вызывает какие-то изменения: после лекции он (или она) уже чем-то отличается от того человека, каким он был прежде.

Какие два разных значения имеет любовь в зависимости от того, имеем ли мы в виду любовь по принципу обладания или бытия?

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей «любви» свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее

А вот любовь по принципу бытия не подразумевает обладание, люди готовы отдавать себя гораздо больше,чем получать, и причин конфликтов у таких людей практически не бывает.

В чем же будут находить удовлетворение своей страсти к приобретению, сохранению и приумножению собственности простые люди в хорошо развитом индустриальном обществе по мере постепенного исчезновения устаревшего патриархального типа собственности на людей?

Ответ на этот вопрос лежит в расширении рамок собственности, которая может включать в себя и друзей, возлюбленных, здоровье, путешествия, произведения искусства, бога, собственное «я».

 

Какой из модусов взаимоотношений с миром в современной культуре встречается гораздо чаще? Почему?

Большинство из нас знают больше о модусе обладания, чем о модусе бытия, так как в нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще. Однако нечто более важное затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом обладания, а именно сама природа различия между этими двумя способами существования.

Обладание относится к вещам, а вещи стабильны и поддаются описанию. Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать.

 

Какова основная черта модуса бытия? Что имеет в качестве своих предпосылок модус бытия?

Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Его основная характерная черта — это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих человеческих потенций.

 

Являются ли оба способа существования — и обладание, и бытие — суть потенциальные возможности человеческой природы? Аргументируйте почему.

Истина состоит в том, что оба способа существования — и обладание, и бытие — суть потенциальные возможности человеческой природы, что биологическая потребность в самосохранении приводит к тому, что принцип обладания гораздо чаще берет верх, но тем не менее эгоизм и леность — не единственные внутренне присущие человеку качества.

 

Что составляет основу отношений между индивидами при способе существования по принципу обладания?

В общем, основу отношений между индивидами при способе существования по принципу обладания составляют соперничество, антагонизм и страх. Антагонизм следует из самой природы таких взаимоотношений. Если обладание составляет основу моего самосознания, ибо «я — это то, что я имею», то желание иметь должно привести к стремлению иметь все больше и больше.

 

При каком условии мир как состояние прочных гармоничных отношений между народами возможен? Что такое счастье разделенной радости?

Мир как состояние прочных гармоничных отношений между народами возможен лишь при условии, что структура обладания уступит место структуре бытия. Сама мысль о возможности мира на фоне постоянной борьбы за обладание и прибыли является иллюзией, причем опасной иллюзией, ибо она мешает людям осознать следующую альтернативу: либо радикальное изменение своего характера, либо бесконечные войны.

При ориентации на бытие частное обладание (частная собственность) не имеет аффективного значения, ибо нет нужды владеть тем, чем наслаждаешься или даже просто пользуешься. При ориентации на бытие не один человек, а миллионы людей способны разделить радость от одного и того же объекта, ведь никому не нужно обладать им, никто не хочет иметь его для того, чтобы наслаждаться им. Это позволяет не только избежать борьбы, но и создает условия для одной из самых глубоких форм человеческого счастья — счастья разделенной радости. Ничто так не объединяет людей (не ограничивая при этом их индивидуальности), как общее восхищение человеком и общая любовь к нему, как общность идей, наслаждение одним и тем же музыкальным произведением, картиной, каким-либо символом, соблюдение одних и тех же ритуалов и общее горе.

Что из себя представляют страх смерти и восприятие времени через призму модуса обладания и бытия?

Страх смерти — это, в сущности, не совсем то, что нам кажется, это не страх, что жизнь прекратится. Можно, конечно, бояться страданий и боли, которые, бывает, предшествуют смерти, но этот страх отличен от страха смерти. Хотя в таком случае страх смерти мог бы показаться иррациональным, дело обстоит иначе, если относиться к жизни как к собственности. И тогда этот страх перестает быть страхом смерти, это — страх потерять то, что я имею: свое тело, свое «я», свою собственность и свою идентичность; это — страх «потерять себя», столкнуться с бездной, имя которой — небытие.

Бытие существует только здесь и сейчас (hic et nunc). Обладание существует только во времени — в прошлом, в настоящем и будущем.


 

2. Пишите тест по теме "Основные подходы к определению культуры" (первая половина занятия)

Таблица Основные подходы в изучении культуры

Параметр сравнения Подход
Философский Антропологический Социологический Интегралистский
Краткое определение Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности Система артефактов, знаний и верований Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей Метасистема деятельности
Существенный признак Универсальность/всеобщность Символический характер Нормативность Комплексность
Типичный структурный элемент Идеи и их материальное воплощение Артефакты, верования, обычаи и т.д. Ценности, нормы и значения Предметные и организационные формы
Главная функция Креативная (творение бытия человеком или для человека) Адаптация и воспроизводство жизненною уклада людей Латентность (поддержание образца) и социализация Воспроизводство и обновление самой деятельности
Приоритетный метод исследования Диалектический Эволюционный Структурно-функциональный Системно-деятельностный

Философский подход дает самую широкую панораму видения культуры, предполагая изучение фундаментальных оснований человеческого бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не просто дать описание или перечисление явлений культуры, но проникнуть в их суть. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности но преобразованию окружающего мира и самих людей.

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.

Суть антропологического подхода - в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

Социологический подход понимает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных подхода в изучении культуры:

предметный, изучающий содержание культуры как системы ценностей, норм и значений или смыслов, т.е. способов регуляции жизни в обществе;

функциональный, выявляющий способы удовлетворения человеческих потребностей или способы развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности;

институциональный, исследующий типические единицы или устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Интегралистский подход к исследованию культуры формируется именно так и дополняется возможностями философского подхода.

Во всех рассмотренных определениях есть рациональное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее существенные

черты культуры, но в то же время каждому определению присущи недостатки и принципиальная неполнота. Тем не менее можно выделить ряд важнейших характеристик культуры.


 

 

3. Сдаете задания к зачету: письменные ответы на вопросы к текстам (текст на выбор из трех) +

-знать определение культурологии,

-буквальный перевод слова cultura,

-Виктор Освальд,

-Вико,

-Гердер,

-имена представителей основных направлений в культурологии (вторая половина занятия).

* Культурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур в пространстве и времени, взаимодействие культур, типы культур, закономерность развития социокультурного жизненно я, выражение в культуре человеческого бытия, закономерности художественного процесса, историю ментальносте.

* Термин «культура» происходит от латинского слова culture, что в переводе означает возделывание земли, уход. Этот термин достаточно точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Термин «культура» в данном значении появился в Древнем Риме. Со временем он обретает новый смысл – «воспитание человека». Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма»), означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также воспитание и обучение человека.

* Термин "культурология" предложил в 1909 г. немецкий философ и физик В. Освальд. Ученый не только показал разницу между культурологией и социологией, но и использовал термин "культурология" для описания специфических явлений, которыми является культура как феномен сугубо человеческой деятельности. В. Освальд фактически определил место культурологии в системе других наук.

* В контексте осмысления таких важных гуманитарных проблем в современной культурологии выступает фигура итальянского ученого XVIII века Дж. Вико. Книга Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» вышла почти 300 лет назад. Однако общеизвестно, что его труд был оценен много позднее, и до настоящего времени идеи Вико заслуживают пристального внимания. Труд Вико повлиял на целую плеяду европейских мыслителей. Среди них — Гердер, Гегель, Дильтей, К. Маркс, Коллингвуд и многие другие. По мнению И. Берлина 1, Дж. Вико открыл новое понимание истории. До Вико не замечали, как важны обычаи и институты, язык, грамматика, мифология, законодательные системы, окружающая среда и другие, неявно действующие факторы, которые объясняют поведение людей. Темные века истории, по мнению мыслителей Просвещения, недостойны внимания образованных людей. Нужно, по их мнению, изучать триумфы разума, а не их провалы. Вико же говорил о том, что образы мифологии лучше чего-либо иного позволяют заглянуть в тайны роста людей и обществ.

* Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784—1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое.

Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

— надприродная сущность культуры;

— историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

— язык;

— государство;

— семейные отношения;

— религию, искусство, науку и т. д.

Согласно пониманию Гердера, культура «захватывает человека и формирует его голову и... члены его тела» (Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.,1977. С. 231). Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.

* Имена представителей основных направлений в культурологии:

Большой вклад в развитие философии культуры внесли немецкие философы Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Фридрих Ницше (1844-1900), Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Освальд Шпенглер (1880-1936), Эрнст Кассирер (1874-1945), Карл Ясперс (1883-1969).

Историей культуры занимались английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975), нидерландский историк Иоганн Хейзинга (1872-1945), французский историк Фернан Бродель (1902-1985).

Социологию культуры разрабатывали в своих трудах немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), русские ученые Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) и Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).

Основы психологии культуры заложили австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) и швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961).

Видное место в культурной антропологии занимают труды американского ученого Лесли Алвина Уайта (1900-1975) и французского этнолога Клода Леви-Строса (р. 1908).

Значительное влияние на развитие филологической культурологии оказали работы немецкого лингвиста Вильгельма Гумбольдта (1767-1835).

В христианской культурологической мысли различают католический, протестантский и православный варианты истолкования проблем культуры. Идеи православной культурологии были сформированы в работах отечественного ученого, философа, богослова Павла Александровича Флоренского (1882-1937).


ТЕКСТ НА ВЫБОР

Тема:

Проблема культуры в русской философии:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...