Здравый смысл и его отсутствие
Альфред Адлер. Наука жить --------------------------------------------------------------- Изд. в Киеве в 1997г OCR, spellcheck: Кирилл Кузин---------------------------------------------------------------ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: "Только наука,непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой". По-другомуэту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана сжизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукойжить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Всеэти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность,относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как кпроявленной части индивидуальной жизненной установки. Наша наука былавызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знанийвозможно корректировать и изменять установки людей. Таким образом,индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не толькопредсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось.Стремление к цели Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивогостремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, котораявоплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и дажекомпенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой. Эта сила телеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой всетелесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом,абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно,безотносительно к индивидууму как целому. Абсурден, к примеру, тот факт, чтов судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чемпреступнику, ведь важен именно он, и совершенно не имеет значения, как долгомы созерцаем преступные действия: невозможно понять их преступный характердо тех пор, пока они не предстанут в качестве эпизода в жизни конкретноголица. Внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и неявляться преступлением -- в другом. Очень важно понять индивидуальныйконтекст -- цель жизни человека, которая определяет направление всех егопоступков и побуждений. Понимание цели жизни делает для нас возможнымпонимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненныхдействий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И наоборот,мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии,конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого. Наш интерес к психологии развился из медицинской практики, котораяобеспечила телеологический (ориентированный на цель) подход, необходимый дляпонимания психологических фактов. С медицинской точки зрения, все органыразвиваются в направлении конечной цели: к периоду зрелости каждый из нихимеет определенную форму Более того, мы обнаруживаем дополнительные усилияприроды преодолеть неполноценность либо компенсировать ее развитием другогооргана в случаях органических дефектов. Жизнь всегда стремится продолжаться,а жизненная сила до последнего не сдается без борьбы. Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждогочеловека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобыдобиваться больше тога, что возможно для него в актуальной жизненнойситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаряпостулированию конкретной цели будущего. Имея эту конкретную цель илинамерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, таккак в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивидане имел бы никакого смысла. Совершенно очевидно, что фиксация этой цели -- придание ей конкретнойформы -- должна происходить на раннем этапе жизни, во время формирующегопериода детства. Характер прототипа или модели будущей зрелой личностиначинает складываться именно в это время. Можно представить, как протекаетэтот процесс. Будучи слабым, ребенок чувствует свою неполноценность инаходится в ситуации, которую с трудом может вынести. Однако в нем заложеностремление развиваться в направлении, определенном целью, которую он длясебя выбирает. На этом этапе материал, служащий развитию, менее важен, чемсама цель, детерминирующая направление жизни. Трудно сказать, какфиксируется эта цель, однако ясно, что она существует и оказывает влияние накаждое душевное движение ребенка. Мы в самом деле знаем еще совсем немного одвижущих силах, импульсах, причинах, способностях и их отсутствии в этотранний период. Для их понимания все еще нет ключа, так как направление жизниустанавливается только после фиксации цели. Когда же мы видим направление, ккоторому склоняется человек, мы уже можем догадаться, какие шаги будутделаться впоследствии. Правда, употребление слова "цель" у читателя, по всей вероятности,вызывает весьма смутное представление: о чем идет речь. Идея нуждается вконкретизации, так как в конечном счете "иметь цель" -- означает стремлениебыть как Бог. Но быть как Бог, конечно же, это предельная цель, или, еслиможно так выразиться, цель целей. Воспитателям следует быть осторожными всвоих попытках воспитать себя и детей быть подобными Богу. Фактически, мыобнаружили, что ребенок в своем развитии заменяет эту цель на болееконкретную и непосредственную. Он ищет самую сильную личность в своемокружении и делает ее своим образцом, а подражание ей -- целью. Это можетбыть отец или мать, так как мы обнаружили, что даже мальчик может быть подвлиянием матери, если она кажется самой сильной личностью. В дальнейшемребенок может хотеть быть кучером, так как по какой-то причине верит, чтоименно кучер -- это сильнейший человек. Когда ребенок представляет эту цель,он начинает вести себя, чувствовать и одеваться как кучер, он обретаеткачества, связанные со своей целью. Но стоит полицейскому пошевелитьпальцем, и кучер становится ничем... Позже идеалом может стать доктор илиучитель, ведь учитель наказывает детей, и поэтому к нему возникает отношениекак к сильнейшей личности. При выборе цели ребенок оказывается перед выбором конкретных символов,и обнаруживается, что цель, которую он выбирает, является действительныепоказателем его социального интереса. Один мальчик, которого спросили, кембы он хотел быть в будущем, ответил: "Я хочу быть палачом". Его ответуказывает на недостаток социального интереса, ведь мальчик хочет бытьхозяином жизни и смерти, -- роль, которая принадлежит Богу. Он хочет бытьмогущественнее общества, и им движет идея бесполезности жизни. Быть врачом -это также цель, выстроенная вокруг идеи богоподобия в желании быть хозяиномжизни и смерти, но в данном случае цель реализуется посредством служенияобществу.Схема апперцепции
Чувство неполноценности и чувство общности[1]
Здравый смысл и его отсутствие Хотя умственные способности проблемных детей не вызывают сомнений - втом смысле, что если вы задаете вопрос, они дают правильный ответ --нетрудно обнаружить у них симптомы и реакции, которые указывают на сильноечувство неполноценности. Конечно же, ум -- это не обязательно здравый смысл.У ребенка есть глубоко личная, так называемая частная ментальная установка,которую можно также обнаружить у невротических личностей. При навязчивомневрозе, к примеру, пациент понимает бессмысленность постоянногопересчитывания окон, но не может остановиться. Тот, кто стремится к полезнымцелям, никогда не будет вести себя таким образом. Также нездоровому человекусвойственны частное понимание и частный язык. Душевнобольной никогда неговорит на языке здравого смысла, который репрезентирует высшую степеньразвития чувства общности. Если мы противопоставим суждение, основанное наздравом смысле, частному суждению, мы обнаружим, что первое обычно ближе кистине. Согласно здравому смыслу мы различаем хорошее и плохое, и хотя всложных ситуациях мы часто делаем ошибки, именно благодаря логике здравогосмысла они имеют тенденцию исправляться. Те же, кто всегда насторожесобственных частных интересов, неспособны различать правильное инеправильное с той же легкостью, что и остальные. И эта неспособностьочевидна, так как все их душевные движения прозрачны для наблюдателя. Рассмотрим, например, как совершаются преступления. Если мы исследуемлогику, мышление и мотивы преступника, то обнаружим, что он считает своипреступления не только разумными, но и героическими. Он верит, что достигпревосходства, а именно, он стал умнее полиции и обрел способностьпревосходить других. Таким образом, в своих глазах он -- герой; он не видит,что поступки его демонстрируют что-то иное, очень далекое от героики.Недостаточно развитое у преступника чувство общности, которое направляет егоактивность в бесполезное русло, связан с недостатком у него мужества ималодушием, однако он об этом не знает. Те, кто ориентирован на бесполезнуюжизнедеятельность, часто боятся темноты и изоляции; они хотят быть сдругими. Это - малодушие, вещи следует называть своими именами. В самомделе, наилучшим способом воспрепятствовать преступлениям было бы убедитьвсех, что преступление -- это не более, чем выражение малодушия. Хорошо известно, что некоторые преступники, достигая тридцатилетнеговозраста, находят работу, женятся и в дальнейшем становятся добропорядочнымигражданами. Что же происходит? Посмотрим на взломщика. Как тридцатилетнийвзломщик может соперничать с двадцатилетним? Последний разумнее и у негобольше сил. Более того, к тридцати годам образ жизни преступника меняется. Врезультате -- преступная профессия перестает быть выгодной преступнику, иприходит время отставки. В этой связи, в отношении правонарушителей стоит задуматься еще надодним фактом: сейчас, если мы ужесточим наказание, кроме того, что запугаемпреступника, мы также укрепим его веру в собственный героизм. Мы не должнызабывать, что преступник живет в эгоцентричном мире, где нет места истиннойсмелости, уверенности в себе, здравого смысла или понимания общечеловеческихценностей. Единение с обществом для таких личностей невозможно. Невротикиредко организуют клубы, и это абсолютно недосягаемое искусство для людей,страдающих агорафобией, или для душевнобольных. Проблемные дети илиличности, склонные к самоубийству, никогда не заводят друзей, -- факт,причину которого никогда не пытались установить. А причина в том, что эти люди никогда не заводят друзей, так как ссамого начала их жизнь приняла эгоцентричное направление. Их прототип былориентирован в сторону ложных целей, продолжая в дальнейшем линию внаправлении бесполезной жизнедеятельности.Родительское влияние После чувства общности приходит черед для следующей нашей задачи -выяснения трудностей, с которыми сталкивался индивид в своем развитии. Напервый взгляд, задача кажется запутанной, но на самом деле она не стольсложна. Мы знаем, что каждого избалованного ребенка ожидает доляотверженного. Наша цивилизация такова, что ни семья, ни общество не желаютбесконечно его опекать, и очень скоро избалованный ребенок сталкивается сжизненными проблемами. В школе он находит себя в новой социальнойорганизации с новыми социальными проблемами. Он не хочет писать или игратьсо сверстниками; его жизненный опыт не подготовил его к пребыванию в ихобществе и школе. Фактически, его опыт на стадии прототипа будит в нембоязнь подобных ситуаций и заставляет искать опеку. Следовательно, качестватакого индивида отнюдь не являются врожденными: мы можем установить ихпроисхождение, зная природу его прототипа и его цель. То, что у него естьособые качества, способствующие движению в направлении определенной цели,исключает возможность наличия у него качеств, которые бы склоняли к какой-тоиной цели. Следующим в нашей научной схеме идет анализ прототипа. Как мы ужеговорили, прототип формируется в возрасте четырех или пяти лет, и, такимобразом, нас интересуют детские впечатления именно этого периода. Это могутбыть самые разнообразные впечатления, даже более разнообразные, чем мы можемсебе представить с нашей нормальной взрослой точки зрения. Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в этомвозрасте является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским илиматеринским наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляетребенка искать облегчения своих страданий, что зачастую выражается вустановке психологического избегания. Так, у некоторых девочек вследствиевспыльчивости отца формируется прототип, исключающий мужчин из-за ихвспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось испытать подавляющеевоздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта установкаизбегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок можетстать робким, или может быть сексуальным извращением (что является простодругим способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, аформируются обстановкой, в которой ребенок живет годами. За ранние ошибки в детстве приходится дорого расплачиваться. Тем неменее ребенку не уделяют должного внимания. Родители либо не понимают свойсобственный жизненный опыт, либо не хотят делиться им с ребенком, которомупоэтому приходится действовать на собственный страх и риск. И если уж мы заговорили на эту тему, не лишним будет подчеркнуть, чтонаказаниями, замечаниями и увещеваниями ничего не достигнуть. Когда ниребенок, ни взрослый не знают, что же необходимо изменить, воспитаниеостается бесплодным. Непонимание только порождает в ребенке скрытность итрусливость, но прототип его не изменят никакие наказания и поучения, как неизменит его и жизненный опыт как таковой, ибо он определяется уже имеющейсясхемой апперцепции индивида. Какие-либо изменения мы сможем произвести, лишьзатронув самые основы личности.Чувства и сны Следующий шаг нашей науки о жизни - исследование чувств. Осеваяжизненная линия -- линия направленности, основанная на цели, - не толькооказывает влияние на качества индивида, душевные движения, способысамовыражения и основные внешние симптомы, но также управляет жизнью чувств.Весьма примечательно то, что люди всегда стараются оправдать свое поведениечувствами. К примеру, если мужчина увлечен каким-то делом, это преображаетвсю его эмоциональную жизнь и управляет ею. Можно сделать вывод, что чувства всегда находятся в согласии с видениемчеловеком своей задачи: они укрепляют его стремление к деятельности. То, чтомы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств, -- чувства лишьсопровождают наши действия. Это ясно обнаруживается в сновидениях, открытие смысла которых было,пожалуй, одним из последних достижений индивидуальной психологии. Каждоесновидение, конечно же, преследует определенную цель, но до последнеговремени она понималась неотчетливо. Целью сновидения, -- если выражаться вобщих, а не специальных терминах, -- является создание определенногодвижения чувств, или эмоций, которое в свою очередь способствует движениюсамого сновидения. Это может быть интересным комментарием к старой мысли,что сновидения -- это всегда обман. Нам снится то, каким образом нам быхотелось себя вести. Сон -- это эмоциональная репетиция планов и установокповедения в бодрствующем состоянии, никогда, репетиция, в которойдействительный план может никогда не реализоваться. В этом смысле сновидения-- обманчивы: эмоциональное воображение привносит возбуждение действием безсамого действия. В нашей дневной жизни можно также обнаружить это качество сновидений.Нам свойственна сильная склонность к эмоциональному самообману: мы постояннохотим убедить себя идти по пути наших прототипов, так как они сформировалисьв возрасте четырех -- пяти лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|