Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология массовых движений

Билет № 52 Психологические аспекты развития политических движений и партий

В основном инфа как из учебника по обществознанию, хотя пишут что это психология…ну значит будем загонять ему это 0_о

Кратко:

  1. Массовые движения и их особые институционализированные формы — полити
    ческие партии, являются специфическими социально-психологическими феноме
    нами. Это определенные, достаточно массовые общности, возникающие на осно
    ве функциональных, прежде всего психологических параметров. Массовое дви
    жение — это устойчивая широкая общность людей, осознающих некоторую
    проблему, возникающую перед социальной группой, классом или обществом в це
    лом, разделяющих единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и
    добровольно объединяющихся для действий ради внесения в жизнь общества со
    ответствующих изменений. Массовые движения обычно оцениваются конкрет
    но—в соответствии с ролью, которую они играют в обществе. При этом в расчет
    принимается социальная специфика движения и ставятся базовые вопросы: в ка
    ком сегменте общества оно развивается и чьи интересы выражает?
  2. Социально-психологические механизмы возникновения массовых движений свя
    заны с такими ситуациями, в которых часть людей не может удовлетворить свои
    потребности. При этом различными могут быть как потребности (экономические,
    политические, культурные и др.), так и причины их неудовлетворенности. Не
    удовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключе
    ние энергии, мобилизованной на удовлетворение потребности, на новые задачи —
    борьбу против реальных или виртуальных препятствий. В результате возникает
    состояние эмоционального напряжения, беспокойство, которое, распространяясь,
    может приобретать социальный характер. Широкое социальное беспокойство
    проявляется в дискуссиях, неформальных обсуждениях, связанных с поисками
    способов разрешения беспокоящей ситуации. Это и является основой возникно
    вения массовых движений.

3. В социально-психологическом плане, участие в массовом движении связано для
его членов с реализацией определенных эмоциональных, познавательных, инст
рументальных и идеологических потребностей. Их удовлетворение — функция
массового движения. Вступление в ряды движения связано с разными мотивами.
Его участники могут руководствоваться эмоционально-аффективной, ценностно-
рациональной, традиционной или рационально-преднамеренной мотивацией.

  1. К факторам распространения движения относятся: его роль и влияние в обществе;
    реальная и потенциальная социальная база; набор целей и идеалов; сфера прило
    жения основных усилий; степень организованности движения; социальная сущ
    ность; глубина требуемых социальных изменений. Эти факторы определяют из
    бираемый движением способ социальных преобразований. В соответствии с ним
    движения подразделяются на революционные, реформистские и экспрессивные.
    Всякое движение проходит в своем развитии стадии создания предпосылок дви
    жения, артикуляции стремлений, массовой агитации, активной социальной дея
    тельности и затухания.
  2. Политическая партия выступает по отношению к связанному с ней массовому
    движению в суггестивной и организующей роли. Основные направления ее влия
    ния — агитация и демонстрация образцов действия, могущих носить как реаль
    ный, так и виртуальный характер. В последнем случае основную роль играет мас
    совая партийная коммуникация. В целом же, задача партии сводится к заражению
    масс, за которым, с их стороны, должно последовать подражание партийным иде
    алам. За счет этого осуществляется социально-политическая мобилизация масс.
    Таким образом, партия выступает в роли коллективного вождя, организатора и
    агитатора. Сочетание этих ролей делает партию особым органом управления пси
    хологией масс, обладающим сильными инструментами суггестивного воздей
    ствия. Партийная организация оказывается достаточно замкнутым ядром, глав
    ной задачей которого оказывается поддержание эффективного функционирова
    ния сопутствующего массового движения.

Психология массовых движений

Массовое движение - устойчивая широкая общность
людей, осознающих социальную проблему, возникшую перед определенным общественным классом, группой, социальным слоем или обществом в целом, разделяющих
единые взгляды на характер и пути решения этой проблемы и вполне добровольно
объединяющихся для определенных действий ради внесения в жизнь общества соответствующих изменений.

Движения обычно оцениваются конкретно — прежде всего, в соответствии с ролью, которую они играют в данном обществе. Соответственно,в расчет принимается социальная специфика движения: в каком именно сегменте общества оно развивается, чьи интересы оно выражает или отражает.

С внешней точки зрения, любое движение характеризуется четырьмя основными моментами: социальной базой; целями движения и основной сферой приложения усилий; степенью организованности; направленностью идеологии.
Социальная база — это та многочисленная группа (социальный слой, класс) или масса, на которую опирается данное движение. Она определяется разными признаками; кроме чисто социальных, существуют объединения на основе пола, возраста, национальности, профессии вероисповедания и т. д.
Цели и усилия движения могут быть не только политическими, но и чисто профессиональными, культурными, духовными, экологическими и т. д.

Однако в целом они всегда носят социальный характер, так как главной целью для них всегда является увеличение числа членов и расширение человеческой сферы приложения сил.
По степени организованности движение может быть спонтанным или создаваемым. Массовое движение, как и любая масса, может быть либо естественным, либо же искусственным.
Под направленностью идеологии принято понимать определенный уровень как рациональных, теоретических представлений, так и эмоциональной увлеченности целями движения.
С внутренней точки зрения, практически любое движение также характеризуется: идеологией; организацией; социальной психологией.

Психологические аспекты:

1. Саморегулировка, причем самоорганизация таких движений носит стихийный, мало управляемый характер. В случае «искусственных» движений уровень организации всегда выше (на грани превращения в официальную организацию).

2. Идеология любого движения выражает социальную психологию эпохи или общности, их потребности и проблемы. Социальные движения — это один из непосредственных механизмов реализации потребностей, разрешения проблем.

3. В большинстве случаев они носят эмоциональный характер.

Социальная психология движений — это эмпирическое отражение условий повседневной жизни и основных проблем в психике, реально сплотившее людей в особую массу членов данного движения. Ее стержнем является эмоционально яркая, увлекающая основная проблема, под влиянием которой или для разрешения которой люди, подчас независимо от их воли, вовлекаются в движение. Вокруг такой центральной проблемы группируются соответствующие чувства и настроения людей, не носящие систематизированного характера. Социальная психология движения включает широкое разнообразие индивидуальных и групповых психологических условий, в которых зарождается движение, однако к моменту появления движения как такового все это разнообразие оказывается подчиненным основной, массообразующей, заражающей и увлекающей, эмоционально подчиняющей проблеме. Это та самая проблема, которая доставляет беспокойство значительному количеству людей.

 

 

Механизм возникновения: если в каком-нибудь обществе какая-то часть людей не может удовлетворить свои экономические, культурные, политические или другие потребности — безразлично, по каким причинам и чем вызвано такое положение вещей (это могут быть изменения, обусловленные техническим или экономическим развитием или культурной диффузией), — тогда неудовлетворенные потребности вызывают недовольство, фрустрацию, переключение психической энергии, мобилизованной для достижения средств удовлетворения потребностей, на борьбу против действительных или воображаемых препятствий, короче, возникает состояние эмоционального напряжения, психического беспокойства, которое благодаря контактам, взаимопониманию, осознанию большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства.

Условия: появление проблемной ситуации, чувство социального оптимизма, эмоциональная уверенность в том, что они могут решить данную проблему, готовность к личному участию.

Функции: познавательная функция,инструментальная функция,, идеологическая функция.

Мотивы:

  1. Эмоционально-аффективная мотивация. Цель таких людей проста, понятна и
    вполне очевидна —эмоциональное соучастие в тех акциях и действиях, которые
    устраивает движение
  2. Ценностно-рациональная мотивация. Она включает не столько эмоциональный,
    сколько осознанный, рациональный выбор именно тех ценностей и высоких идеалов, достижением которых занято данное конкретное движение.
  3. Традиционные цели. Достаточно часто люди идут в движение потому, например,
    что их родители, родственники, друзья и знакомые участвуют или когда-то уча
    ствовали в этом или близком ему движении.
  4. Рационально-преднамеренная мотивация. Она обычно сводится к тем сугубо кон
    кретным, обычно личным выгодам, которые может обрести человек, вступив в
    движение.

Стадии развития: Создание предпосылок движения, артикуляция стремлений, агитация, развитая политическая деятельность, затухание политического движения. Среди политических движений различаю революционные и реформаторские.

Психология партий.

Партия политическая (от лат. partis — часть) — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

Центром нашего рассмотрения являются массовые или претендующие на массовость партии.

Е. Вятр выделял четыре главных основания для типологии политических партий:

1. социально-классовое деление на чисто классовые (рабочие, буржуазные, крестьянские, помещичьи и т. п.), межклассовые (например, буржуазно-помеппгчьи или рабоче-крестьянские) и классовоподобные (состоящие из представителей прослоек и групп) партии.

2. деление в зависимости от организационной структуры (кадровые и массовые партии, в том числе массовые партии с «рыхлой» структурой и «жесткой» структурой).

3. по месту в системе власти (легальные и нелегальные партии, правящие и оппозиционные).

4. по идеологии (разделение на так называемые идейно-политические партии — в первую очередь, революционные, реформистские, консервативные и контрреволюционные; на партии прагматические — избирательные, или, по выражению М. Дюверже, «полумассовые»; а также харизматически-вождистские партии).

Перечисленные характеристики не исключают друг друга, а дают возможность комплексного, объемного рассмотрения той или иной конкретной партии.

Партия – это добровольная политическая организация, направленная на завоевание политической власти, в которой люди объединены общими интересами, ценностями и идеалами.

Основные признаки партий:

1) наличие определенного социального статуса в обществе, позволяющего оказывать прямое влияние на политическую жизнь;

2) наличие определенной программы совместной деятельности;

3) подготовка и проведение избирательной кампании кандидатов, в проведении выборов;

4) притязания на политическую власть, участие в механизме власти;

5) связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных структур;

6) специфическое конституционно-правовое положение и нормативное регулирование деятельности партий;

7) формальная организация.

Типы политических партий:

1) по направленности:

а) патронажные партии – направлены на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для ее лидеров и сторонников;

б) идеологические партии – направлены на реализацию неких абстрактных идейных принципов, сформулированных в их программах;

2) по отношению к правительству:

а) проправительственные;

б) оппозиционные;

3) по электоральному поведению избирателей:

а) патриархальные – ориентированны на традиционные ценности (доброта, духовность, социальная справедливость), ради которых их электорат готов поступиться демократическими гражданскими правами и признать авторитарную власть мудрого, сурового, но справедливого вождя;

б) социально-профессиональный тип партий ориентирован на социальную стабильность и справедливость, профессиональные и семейные ценности. Электорат этих партий составляют люди, которые лишь изредка принимают участие в политическом процессе (на выборах), не интересуются политикой и чаще всего голосуют за партию власти. Их в общих чертах устраивает существующий порядок вещей, и они связывают свои позитивные ожидания с существующей политической системой;

в) прагматический тип партий отличается крайней разнообразностью, условно их можно разделить на:

› партии, ориентированные на авторитарного лидера, военное могущество, агрессивный внешнеполитический курс, унитарное государство, радикальные и очень жесткие карательные меры, направленные против любых отклонений от традиционных норм поведения. Члены этого типа партий стремятся помыкать слабыми, при этом сами готовы холопствовать перед примитивной силой, стараясь получить поддержку власти, повысить свой материальный и социальный статус;

› «партии-секты» – характеризуются немногочисленностью, жесткой уставной дисциплиной, строгой внутрипартийной иерархией. В состав данного типа партий часто входят люди с невротическими расстройствами, молодежь с нарушенной социализацией, низкой интеллектуальностью, высокой конфликтностью, с ориентацией на культ грубой силы, радикальные политические меры с использованием прямого насилия и террора;

› партии предпринимателей и малочисленные левоцентристские партии, ориентированные на достижение выгод для собственного бизнеса.

› партии номенклатуры, «партии власти» – ориентированы на власть как на самоценность, на стремление получить что-либо при делении «общественного пирога», на повышение своего социального статуса и престижа, на карьеру, служебный рост либо просто на упрочение своего положения в государственной структуре;

г) идеологические партии, – ориентируются на различные идеологические мифы (например, о единстве интересов партии и всех трудящихся, социальной справедливости, братской любви и дружбе всех народов, единой общности трудящихся и т. д.). Эти партии являются жесткими оппонентами партии власти.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...