Систематически отчитываться в использовании принятых средств.
Такие контракты подписали 16 стран: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 г.). СССР и другие государства народной демократии отказались принимать участие в плане Маршалла. Ведь в действительности План Маршала являлся выражением курса американских империалистов на закабаление стран Европы и превращение их в свой военно-стратегический плацдарм для подготовки агрессии против Советского Союза и других европейских социалистических государств. США стремились поддержать пошатнувшиеся в результате войны позиции капитализма в Западной Европе, воспрепятствовать прогрессивным социальным преобразованиям в европейских буржуазных странах, создать объединённый фронт империализма против Советского Союза и складывающейся мировой системы социализма, против освободительного движения в мире. С помощью плана Маршала они намеревались подорвать экономическое развитие СССР, реставрировать капиталистические порядки в тех европейских странах, где был установлен народно-демократический строй. США получили фактически право на строительство военных баз на территории этих стран. Контроль за исполнением плана Маршала осуществляла специально созданная Администрация экономического сотрудничества, которая возглавлялась крупными финансистами и политическими деятелями США. Американские ассигнования странам Европы направлялись с таким расчётом, чтобы они обеспечивали экономические интересы американских монополий, а также соответствовали военно-стратегическим планам США милитаризации Западной Европы.Таким образом, фактически помощь Европе «направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее развитие экономики», хотя производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.
47.План.Дж.К Маршала и возрождение хозяйства стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Мáршалла - «Программа восстановления Европы»— программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вcтупил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения..Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне.В 1951 заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор.К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.
48.Путь Германии к экономическому лидеству в Европе вторая половина 20 века.
К середине 50-х гг. ФРГ по объему промышленного производства занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, а по некоторым видам промышленной продукции обогнала Англию. Ее доля в промышленной продукции капиталистического мира возросла с 3% в 1946 г. до 9,4% в 1955 г. По объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.Среди факторов, способствовавших развитию экономики, кроме отмеченных, следует назвать и такие, как обновление основного капитала, осуществление значительной интенсификации труда рабочих, высокий уровень капиталовложений. Иностранные капиталовложения оценивались в 3,5 млрд. марок, 1/3 из них приходилась на долю США. Заграничные капиталовложения западногерманских фирм к началу 1956 г. составляли около 9 млрд. марок, главным образом в Бразилии, Канаде, США, Швейцарии, Аргентине, Нидерландах, Южно-Африканском союзе, Испании. Немаловажно и то, что страна в течение первых послевоенных лет не несла сколько-нибудь значительного бремени собственных военных расходов, что позволило правительству расходовать на капиталовложения большую часть национального дохода, чем США, Англия и другие развитые страны. Это связано с тем, что до 1955 г. ФРГ не имела права на собственные вооруженные силы и производство военной продукции.Другая важнейшая отрасль экономики – сельское хозяйство – претерпела в 50 –60-е гг.коренные изменения. Сельскохозяйственное производство в ФРГ в 1950 – 1971 гг. представлено в табл. 6.2 – 6.4.После аграрной реформы 1947 – 1949 гг., сократившей число юнкерских хозяйств, основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. В послевоенный период доля занятых в сельском и лесном хозяйстве систематически снижалась: в 1950 г. здесь было занято 21,6% экономически активного населения, в 1954 г. – 19,6, в 1960 г. – 13,8, а в 1970 г. – только 8,2%.Однако абсолютный размер продукции сельского хозяйства за эти годы увеличивался. Высокая интенсивность данной отрасли экономики обеспечивалась широкой механизацией и электрификацией крестьянских хозяйств, применением удобрении и ядохимикатов. К началу 70-х гг. по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади ФРГ превосходила любую из стран Западной Европы.Одновременно росла производительность труда и урожайность в сельском хозяйстве. В этот период структура сельскохозяйственного производства стала характеризоваться преобладанием животноводства, в основном мясомолочного направления, продукция которого превысила 70% стоимости сельскохозяйственной продукции.
В ходе технического переворота, связанного с интенсификацией производства, усилился процесс укрупнения хозяйств. Мелкокрестьянское землевладение начало уступать более крупному, более стойкому в конкурентной борьбе.По завершении стадии восстановления экономики, приблизительно с середины 50-х гг., в ФРГ наступил подъем, длившийся более 10 лет. К началу 60-х гг. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, оказавшись на втором месте после США по уровню промышленного производства и объему экспорта. Она стала одним из главных учредителей Европейского объединения угля, и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции. На ее долю в это время приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта "Общего рынка".На протяжении 60-х гг. промышленное производство ФРГ продолжало расти довольно высокими темпами. К исходу этого десятилетия национальный доход удвоился, производство чугуна возросло на 30,7%, стали – на 33, алюминия – на 67,4, серной кислоты – на 39,9, электроэнергии – на 209%. Наиболее высокими темпами развивалось производство пластмасс: оно возросло в 4,4 раза, легковых автомобилей – на 87%, радиоприемников – на 65, телевизоров – на 34%, а добыча природного газа с 0,04 млрд. м3 в 1960 г. возросла до 12,6 млрд., т.е. в 31,5 тыс. раз (табл. 6.5).Вместе с тем для общего промышленного развития ФРГ, как и других стран, характерны колебания темпов роста. Наиболее глубокой была рецессия 1966 – 1967 гг., которая затронула прежде всего ряд традиционных отраслей промышленности (угледобыча, некоторые отрасли машиностроения).
В 1968 и 1969 гг. темпы роста промышленного производства увеличились соответственно до 11,8 и 12,9%, а в 1970 г. вновь сократились до 6,3%.Основными факторами, под воздействием которых формировалось и развивалось народное хозяйство ФРГ в 60-е гг., явились быстрое развитие научно-технического прогресса, усиление ориентации на внешний рынок и увеличение государственно-монополистического капитала.Развитие научно-технического прогресса в ФРГ проходило в несколько своеобразных условиях. Его особенность заключалась в том, что главной базой для внедрения новой техники в промышленность страны в первый период были не собственные научные исследования и разработки, а иностранные патенты и лицензии. Их было выгоднее импортировать, чем затрачивать большие суммы на повторение уже созданных передовых технологий. Средства, которые неизбежно были бы израсходованы на собственные научные исследования, направлялись в виде капиталовложений на расширение и обновление основных фондов народного хозяйства, что также ускорило общий экономический рост.Однако с начала 60-х гг. опасность технологического отставания ФРГ в области научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) от других развитых стран обусловила и потребовала изменения политики технического прогресса и усиления внимания к развитию собственных исследований на основных направлениях научно-технического прогресса. Расходы на них за период с 1960 по 1970 г. увеличились в 5,2 раза. В результате доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась и составила в начале 70-х гг. 14 против 20% в 60-е гг.
Научно-технический прогресс превратился в решающий фактор экономического роста страны. Он обусловил значительную перестройку материальной базы всего народного хозяйства. Изменения в структуре промышленности ФРГ выразились в уменьшении более чем вдвое доли добывающей промышленности, в первую очередь за счет каменноугольной, что связано с падением роли угля как источника топлива.Уменьшилась доля отраслей "легкой промышленности, таких как текстильная и обувная.В свою очередь началось быстрое развитие отраслей экспортной ориентации, в производственной программе которых большое значение занимают новые виды товаров и отрасли военной направленности: химическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная, электротехническая (особенно электронная), авиационная, ракетно-космическая, атомная. И все же важнейшими отраслями индустрии ФРГ в 60-е гг. были машиностроение и химия, на которые приходилось соответственно 1/4 и 1/10 продукции промышленности страны.Структурные изменения в промышленности ФРГ были вызваны целым комплексом факторов, решающий из которых – изменение объема и структуры капиталовложений.В период восстановления экономики страны инвестиции шли главным образом в каменноугольную и металлургическую промышленность, которые стали базой для развития остальных отраслей народного хозяйства. Когда восстановительный период в ФРГ был завершен, капиталовложения стали направляться преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов (нефтеперерабатывающая, автомобильная). Значительную часть инвестиций составляли иностранные, главным образом американские, капиталы. Основная масса их инвестиций направлялась в передовые отрасли промышленности, определявшие в этот период лицо научно-технического прогресса. Это общее машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая промышленность. Довольно значительными были английские инвестиции в нефтяную и химическую промышленность.Интенсивный процесс модернизации технической базы промышленности привел к значительному росту производительности труда. Так, в промышленности в целом прирост производительности труда за 60-е гг. составил 60 %.Важным фактором, оказавшим влияние на экономическое развитие ФРГ в 60-е гг., являлась внешняя торговля. К 1970 г. по экспорту готовой продукции ФРГ вышла на первое место, оттеснив США.Большое влияние на развитие экономики ФРГ оказало образование "Общего рынка". Снятие некоторых таможенных барьеров между государствами, облегчение в передвижении капиталов, рабочей силы и товаров, усиление кооперации и соответственно специализации между промышленными предприятиями стран "Общего рынка" способствовали расширению внешнеторговых связей и тем самым ускорению экономического роста ФРГ. К началу 70-х гг. на долю стран ЕЭС приходилось 47% экспорта и 53% импорта ФРГ.Важным фактором экономического роста стала политика государственного регулирования экономики. Замедление темпов экономического роста в начале 60-х гг. вызвало необходимость более активного вмешательства государства в процесс экономического развития. От обычных мер экономической политики (финансовой, кредитной и налоговой) государство перешло к практике составления общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов, предусматривавших расходы на военные нужды, научные исследования, образование, транспортные проблемы, контроль над ценами и т.д.Развитие научно-технического прогресса и усиление конкуренции на внешних рынках активизировали процесс концентрации производства и капитала. К началу 70-х гг. 76% выплавки алюминия, 76% добычи каменного угля находились в руках одной монополии соответствующей отрасли. Почти все 100% производства авиационной промышленности и 60% химической приходилось на 3 крупнейших концерна, около 100% продукции автомобильной промышленности давали 5 концернов. Появляются и транснациональные корпорации, возникшие на базе объединения национальных фирм отдельных стран. В ФРГ в 1970 г. насчитывалось 12 ТНК. Однако высокомонополизированная промышленность ФРГ начинает активно развивать различные формы кооперации с мелкими и средними предприятиями, которые по численности являлись преобладающими. Под влиянием технического прогресса начинает осуществляться разделение производственных функций между крупными и мелкими предприятиями, что придавало экономике ФРГ гибкость и эффективность.Таким образом, в экономическом развитии ФРГ в послевоенное время можно выделить два периода. Первый – 50-е гг., когда ФРГ, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой капиталистической экономике на втором месте после США. Второй – 60-е гг., когда обозначилась другая тенденция развития – с колебаниями темпов роста, что привело к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. К 1970 г. она была отодвинута Японией на третье место в мировом промышленном производстве. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов и в последующий период.
49.Превращение Японии в одну из ведущих экономических держав. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации Японии в 50 – 70-е гг. Эта политика была принята на вооружение лидерами правящей многие послевоенные годы либерально-демократической партии. Необходимо особо подчеркнуть, что сразу же после окончания второй мировой войны в Японии разгорелась острая дискуссия о направлениях развития национальной экономики. Особые споры шли между сторонниками "внешнеэкономической ориентации" и их оппонентами, сторонниками "освоения внутреннего рынка". 50 – 60-е гг. стали эпохой триумфа первого направления.
Важнейшими практическими мерами в плане реализации определенных приоритетов стали решения японского правительства 1952 г., благодаря которым были сняты всяческие ограничения на связи между крупными компаниями и их 'дочерними" предприятиями. Огромную роль в консолидации капитала сыграли финансово-промышленные объединения, такие как Мицубиси, Сумитомо, Фудзи и др. Однако эти новые монополистические группировки не стали простым повторением довоенных дзайбацу. На смену семейной форме правления ими укоренилась новая практика коллективного управления в форме совещаний президентов важнейших компаний, которые входили в состав финансово-промышленных групп.Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. "эквивалентный фонд" был реорганизован в "Специальный счет для промышленных инвестиций". Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США.В 40 – 50-е гг. Япония поставляла в США главным образом продукцию легкой промышленности, в первую очередь текстиль. В этот период споры между этими странами велись вокруг медицинских термометров, однодолларовых кофточек и лент для пишущих машинок. Чтобы избежать кризиса, в 1953 – 1954 гг. были заключены договоры о дружбе и мореплавании между Японией и США, соглашение о закупке Японией в США сельскохозяйственного продовольствия, о гарантиях капиталовложений и др.Еще до окончания войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию и модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.Таким образом, получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, который обеспечил ей высокие темпы экономического роста во второй половине 50-х гг. Несмотря на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось шесть кабинетов министров, страна избежала каких-либо серьезных, радикальных общественных катаклизмов.
Выдвижение Японии на ведущие позиции в мире.
50.Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Экономические итоги мировой войны. Послевоенная национализация. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х гг., привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 г. Франция капитулировала и ее и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Национальная финансовая олигархия вступила на путь коллаборационизма. В стране была создана система концентрационных лагерей, свыше 700 тыс. французов фашисты вывезли в Германию на каторжные работы.
Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб, оцениваемый в 1440 млрд. франков. Людские потери составили 1100 тыс. человек. Почти на 70% сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 г. уменьшилась продукция сельского хозяйства, страна лишилась торгового и военного флота. По официальным данным, было разрушено 2100 тыс. зданий, 195,5 тыс. промышленных предприятий, 253 тыс. крестьянских хозяйств. Из 101 доменной печи функционировало лишь 7. Добыча угля упала в 4 раза. Стоимость франка снизилась по сравнению с довоенной в 6 раз. Более 100 тыс. мелких промышленных и торговых предприятий обанкротилось. Страна испытывала острую нехватку промышленного оборудования, сырья, продовольствия, полностью нарушенной оказалась транспортная система. Материальное положение народа резко ухудшилось, примерно 3/4 населения городов недоедало. В результате национализации в странах Восточной Европы и уплаты Францией военных долгов были окончательно подорваны ее позиции мирового ростовщика. Заграничные капиталовложения страны по отношению к довоенным сократились наполовину, а по сравнению с 1913 г. – в 10 раз. Еще в ходе войны начался распад Французской колониальной империи: независимости добились Индокитай, Сирия и Ливан.Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Временного правительства во главе с Ш. де Голлем, которое было сформировано 30 августа 1944 г. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. В состав правительства вошли представители ряда партий, в том числе коммунистов и социалистов, отражавших противоречивые интересы различных слоев французского общества. Это предопределило столкновение политических сил в решении вопросов государственного устройства, структурных реформ экономики и создания системы социального обеспечения. Франция фактически оказалась перед выбором пути своего дальнейшего развития.
Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П.Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р.Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения.
52.Экономическое развитие США после второй мировой войны. США — единственная страна мира, чья экономика вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей. Более того, за годы войны национальный доход страны возрос в два раза. После войны на долю США приходилось 60% промышленной продукции, 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Известный бельгийский историк и экономист Герман Ван дер Bee отмечал: «Соединенные Штаты вышли из войны определенно усилившимися». Поэтому сразу после войны страна смогла быстро и успешно переориентировать свою экономику на выпуск мирной продукции. К середине 1947 г. этот переход был завершен. Основу его составили следующие факторы: хорошая организация государственного управления, программы реконверсии для солдат, возвратившихся с фронта, быстрый рост частного потребления, столь же быстрое расширение инвестиций в запасы и оборудование, наконец, развитие под воздействием правительственной политики экспорта благ и услуг. Увеличился индекс валового национального продукта (ВНП) США. Технологическое превосходство и самая высокая производительность труда, обильные прибыли позволяли финансировать новые капиталовложения как внутри страны, так и за ее пределами. В послевоенной внешнеэкономической политике США особое место занимает Западная Европа. В своих связях с этим регионом США прошли за послевоенный период путь от патронирования до взаимоотношений относительного равенства.План Маршалла«Новые рубежи»На этом этапе США прилагали значительные усилия по социально-экономической стабилизации своих западноевропейских союзников. 5 июня 1947 г. в качестве «программы возрождения Европы» после Второй мировой войны был представлен план Маршалла, названный так по имени его разработчика — госсекретаря США Дж. Маршалла. Планом предусматривалось выделение на определенных условиях займов и кредитов. В плане Маршалла согласились участвовать 16 европейских стран. С апреля 1948 г. по февраль 1952 г. страны Западной Европы (Англия, Франция, Голландия, Испания, Западная Германия) получили 17 млрд. долл. по плану Маршалла. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. Для проведения в жизнь плана по укреплению позиций западноевропейского капитализма, утверждения в регионе американского влияния была создана специальная Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) *, осуществлявшая контроль за распределением средств и условиями их использования.
53. СССР-Россия:смена модели экономического развития.В 1992 г. либерализация цен стала центральным элементом экономических реформ в России. Либерализация цен вызвала пятикратное их увеличение в течение трех месяцев. В росте цен и развитии инфляции сыграли свою роль многие факторы: высокий уровень монополизации, резкое увеличение заработной платы, повышение цен на сырье, бегство от денег. Либерализация цен призвана была сбалансировать спрос и предложение, создав основу для структурных преобразований. Однако добиться стабилизации в финансовой сфере не удалось, а спад промышленного производства продолжался. Либеральные реформы были призваны обеспечить преодоление экономического кризиса в стране, но добиться этого долго не удавалось. Только на седьмом году реформ, в конце 1998 г., стал наблюдаться рост производства.В системе экономических реформ в России приватизации принадлежит ключевая роль. Приватизация проходила в два этапа. Первый этап пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г. Главными задачами программы приватизации были проведение малой приватизации и создание условий для осуществления в 1992–1994 гг. большой приватизации.Главной целью приватизации в России являлось формирование широкого слоя частных собственников. С этой целью проводилась «ваучерная приватизация». Каждый гражданин России получал свой ваучер, или приватизационный чек, который он мог использовать для приобретения акций или продать за деньги. 35 % всех приватизированных по федеральной программе предприятий были выставлены на продажу за приватизационные чеки.В 1994 г. начался второй этап приватизации. Его суть состояла в том, что предприятия приватизировались за деньги. Продажа акций акционерных обществ происходила на конкурсной основе. В дальнейшем был осуществлен переход к приватизационным проектам по отдельным предприятиям.
Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция. Послевоенное развитие мировой экономики можно разделить на два этапа. Первый начался после окончания Второй мировой войны и продолжался до мирового экономического кризиса 70-80-х годов. Развитые страны восстановили свои хозяйства после войны и вышли на траекторию устойчивого роста. Стала формироваться современная структура международных экономических отношений.В 1944 г. в американском городке Бреттон-Вудс состоялась конференция 44 стран, на которой были определены основные черты послевоенного экономического устройства. Мировыми деньгами продолжало оставаться золото, но в качестве расчетного средства стали использовать доллары США. Послевоенный период отмечен созданием все новых международных институтов и органов, регулирующих различные аспекты мировой системы, постоянным формированием региональных и международных блоков и группировок, были созданы Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.В послевоенный период стремительно развивается международная торговля и расширяются потоки капитала. Стало быстро расти количество международных компаний (МНК). МНК являются интегрированными и диверсифицированными: различные стадии создания продукта располагаются в различных странах. Теперь автомобильный концерн может производить двигатели где-нибудь в Бразилии, стекла для автомобилей – в Италии, кузова – в Германии, а сборку осуществлять в Великобритании. Деятельность МНК охватывает большую часть мирового производства и мировой торговли. МНК привносят в другие страны новые знания и новую экономическую культуру.В послевоенный период важным фактором мирового развития стала интеграция в различных формах. Страны-соседи с интенсивным торговым обменом могут договориться об организации зоны свободной торговли. Такая свобода может быть различной: от сниженных по сравнению с другими странами, не являющимися участниками соглашения, тарифов до полной отмены всяких ограничений по движению товаров, капиталов и рабочей силы между государствами-участниками. В мире существует множество региональных блоков, члены которых находятся на той или иной стадии интеграции. Наиболее полная интеграция наблюдается в Европейском союзе (ЕС)
Воспользуйтесь поиском по сайту: