Что такое язык общения и как научить ему ребенка
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Навыки общения Содержание
Глава 1. Общение Что такое язык общения и как научить ему ребенка Сумеет ли мой ребенок научиться говорить? Как прививают детям навыки общения в Центре Маккуэри? Прежде чем начать Чему учить Если ребенок еще не говорит Если ребенок уже умеет говорить Основные правила проведения речевых занятий Как учить Вехи нормального довербального и начального вербального развития Если ребенок нуждается в помощи специалиста Заключение Глава 2. Развитие навыков общения в довербальный период Как научить ребенка играть Как учить малыша соблюдать очередность Как учить ребенка умению соблюдать очередность Умение подражать Умение пользоваться навыками общения в повседневной жизни. Как учить ребенка пользоваться навыками общения СПОСОБНОСТЬ ТРЕБОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ СПОСОБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В УСЛУГАХ ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТОВ ОТКАЗ ОТ УСЛУГ ВЫРАЖЕНИЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СЛОВАМИ СОБЕСЕДНИКА УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПРЕДМЕТЫ УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ Заключение Глава 3. Речевое развитие Как оценить уровень речевого развития ребенка Образец речи Умение участвовать в разговоре Как анализировать высказывания малыша Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться отдельными словами. Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из двух слов. Выбор задач для малыша, умеющего пользоваться фразами из трех слов Выбор грамматических задач Несколько вопросов и ответов на тему "Чему учить". Как помогать ребенку осваивать разговорные навыки Как организовать занятия Выбор материалов Как учить ребенка участвовать в разговоре Если ребенок редко поддерживает разговор
Как помочь ребенку научиться пользоваться разговорными навыками в полной мере. Обучение словам и фразам Продвижение вперед Заключение
Глава 1. Общение
Одна из главных человеческих потребностей - потребность в общении, и наверно никому из родителей не нужно объяснять, насколько важно их ребенку научиться этому. Малышу, который развивается не совсем нормально, способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие в окружающем его мире, больше узнать о нем. Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики нащупываются гораздо медленнее, чем в других. Почему - понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но физически помочь ему заговорить вы не в силах. Существуют программы, основанные на тщательно продуманных методах модификации поведения. С их помощью можно научить ребенка произносить слова, но на уроке! Полноценному общению в естественных жизненных ситуациях они, к сожалению, научить не могут. В течение последних 30 лет ученые пытаются взглянуть на проблему коммуникации шире. К настоящему времени разработаны новые методы обучения, учитывающие потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Теперь мы знаем, что обучение этому должно, по возможности, стать составной частью повседневной жизни с первых же недель появления малыша на свет. Мы знаем, что взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие "общение", отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Как это ни покажется странным, но педагоги пришли к этому заключению, главным образом, благодаря наблюдению за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми - совсем крошками и постарше.
В книге 3 мы постараемся ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития навыков общения и рассказать о подходе, который поможет стимулировать стремление ребенка к взаимодействию с окружающими. Мы представим вам вехи нормального речевого развития, покажем, как оценивать текущие достижения малыша, поговорим о том, чему и когда ему нужно учиться.
Что такое язык общения и как научить ему ребенка Общение - понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает: * Восприятие и понимание * Реакцию на речь окружающих * Умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми. Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает: * Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных; * Способность объясняться - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями. * Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.; * Способность отчетливо произносить самые разные звуки; * Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность. Возможно, все вышеизложенное представляется несколько сложным, но ведь то, о чем мы говорим, действительно сложно! Большинство детей в своей речи сами исключают языковые трудности, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители - сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь показывают ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.
В тех случаях, когда врожденный порок затрудняет ребенку возможность овладения навыками общения, родителям и педагогам приходится особенно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Им необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Многое необходимо продумать, многое держать в голове, и тем не менее, родители, с которыми мы работали в Центре Маккуэри, уверяли нас, что со временем такой специфический образ мыслей становился для них совершенно естественным. Как мы отметили выше, в основе методов развития языка общения лежат приемы, используемые родителями для взаимодействия с детьми. Многое из того, о чем вы прочтете в последующих главах, покажется вам хорошо известным, может быть, даже банальным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|