Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состава железных дорог Российской Федерации

ПРАВИЛА

НАДЗОРА ЗА ВОЗДУШНЫМИ РЕЗЕРВУАРАМИ ПОДВИЖНОГО

СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Область применения

Настоящие Правила устанавливают единые требования технического надзора за эксплуатацией и ремонтом воздушных резервуаров (далее - резервуары) локомотивов, моторвагонного подвижного состава, пассажирских и грузовых вагонов и специального подвижного состава (далее - ПС) железных дорог Российской Федерации и используемых в тормозной системе в качестве главных, вспомогательных, запасных вместимостью 0,025 куб. м (25 л) и более, а также до 0,025 куб. м (25 л) при условии, что произведение рабочего давления в МПа (кгс/кв. см) на объем в куб. м (литрах) составляет или превышает число 0,02 (200). Рекомендуемые требования к конструкции резервуаров приведены в Приложении 1.

Настоящие Правила обязательны для применения во всех организациях и предприятиях, подконтрольных инспекции котлонадзора МПС России.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.501-88. ЕСКД. Правила учета и хранения, далее - ГОСТ 2.501;

ГОСТ Р 8.563-96. ГСИ. Методики выполнения измерений, далее - ГОСТ Р 8.563;

ГОСТ 12.2.056-81. ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности, далее - ГОСТ 12.2.056;

ГОСТ 12.2.085-82. ССБТ. Сосуды, работающие под давлением. Клапаны предохранительные. Требования безопасности, далее - ГОСТ 12.2.085;

ГОСТ 1561-75. Резервуары воздушные для автотормозов вагонов железных дорог, далее - ГОСТ 1561;

ГОСТ 2246-70. Проволока стальная сварочная. Технические условия, далее - ГОСТ 2246;

ГОСТ 4666-75. Арматура трубопроводная. Маркировка и отличительная окраска, далее - ГОСТ 4666;

ГОСТ 9466-75. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия, далее - ГОСТ 9466;

ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения, далее - ГОСТ 24555;

ГОСТ 26271-84. Проволока порошковая для дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей. Общие технические условия, далее - ГОСТ 26271;

ОСТ 26.291-94. Сосуды и аппараты стальные сварные. Общие технические условия, далее - ОСТ 26.291;

ОСТ 32.48-95. Резервуары воздушные для тягового подвижного состава. Габаритные и присоединительные размеры и технические требования, далее - ОСТ 32.48;

РД 32.26-93. Положение об аттестации испытательного оборудования и испытательных подразделений на предприятиях железнодорожного транспорта, далее - РД 32.26;

РД 32.42-95. Организация и порядок аккредитации подразделений метрологических служб железнодорожного транспорта, далее - РД 32.42;

РД 32.73-97. Порядок проведения метрологической экспертизы технической документации, далее - РД 32.73;

РД 32.75-97. Порядок организации калибровочных работ и контроля их качества в метрологических службах железных дорог, далее - РД 32.75;

ПР 50.2.007-94. ГСИ. Поверительные клейма, далее - ПР 50.2.007;

ПР РСК 002-95. РСК. Калибровочные клейма, далее - ПР РСК 002;

МИ 2124-90. ГСИ. Манометры, вакуумметры и мановакуумметры показывающие и самопишущие. Методика поверки, далее - МИ 2124;

ЦВ-ЦЛ-292. Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов, утвержденная МПС России 23.09.94, далее - ЦВ-ЦЛ-292;

ЦТ-336. Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизельпоездов, утвержденная МПС России 11.08.95, далее - ЦТ-336.

3. Определения

В настоящих Правилах используются следующие основные определения.

Давление пробное - давление, при котором производится испытание сосуда.

Давление расчетное - давление, на которое производится расчет на прочность.

Давление рабочее - максимальное внутреннее избыточное или наружное давление, возникающее при нормальном протекании рабочего процесса.

Давление условное - расчетное давление при температуре 20 °С, используемое при расчете на прочность стандартных сосудов (узлов, деталей, арматуры).

Диапазон измерений манометра - область значений измеренного давления, для которой нормированы допускаемые погрешности манометра.

Диапазоны показаний манометра - область значений шкалы манометра, ограниченная конечным и начальным значениями шкалы.

 

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ РЕЗЕРВУАРОВ

 

4. Резервуары в процессе эксплуатации подвергаются техническим освидетельствованиям:

а) первичному - при вводе в эксплуатацию (в случае поставки, в т.ч. из ремонта);

б) периодическому - в процессе эксплуатации;

в) внеочередному - в случае нарушения технологического режима, повлекшего превышение рабочего эксплуатационного режима;

г) аварийному - в случае аварий, вызвавших деформацию или повреждение резервуара.

5. Техническое освидетельствование может быть частичным или полным. Частичное техническое освидетельствование включает в себя проверку технической документации и наружный осмотр. Полное техническое освидетельствование включает в себя частичное техническое освидетельствование и демонтаж резервуара для проведения гидравлического испытания.

6. Решение о полном или частичном удалении защитного покрытия резервуара или его сохранении при проведении гидравлического испытания принимает ответственный исполнитель.

7. Техническое освидетельствование по пунктам 4 "а",4 "б" может быть частичным или полным; по пунктам 4 "в",4 "г" - только полным.

8. Первичное техническое освидетельствование резервуара по пункту 4 "а" включает проверки монтажа, оснащения его арматурой, измерительными приборами, предохранительными устройствами и соответствия сопроводительным эксплуатационным документам.

9. Проверка технической документации, являющейся частью работ по техническому освидетельствованию всех видов, должна состоять из проверки:

соответствия паспорту резервуара данных таблички изготовителя;

наличия инструкций, регламентов, технологических процессов, учетных документов (Приложения 2 и 3), необходимых для эксплуатации резервуаров и документирования (регистрации) в них процесса эксплуатации, технических освидетельствований и ремонтов.

10. Перед техническим освидетельствованием по пунктам 4 "а" - 4 "г" настоящих Правил необходимо ознакомиться с:

ранее сделанными записями в паспорте резервуара, книге формы 1 или карточке формы 2 (Приложение 2), журнале учета эксплуатации парка резервуаров ПС депо;

приказами о назначении лиц, ответственных за проведение технического надзора и ответственных за эксплуатацию резервуаров.

11. Резервуары при периодическом техническом освидетельствовании подвергаются:

частичному техническому освидетельствованию не реже одного раза в два года при очередных плановых ремонтах ПС;

полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в четыре года.

Полное техническое освидетельствование резервуаров приурочивают на подвижном составе к очередному ТР2, ТР3, КР1, КР2, на специальном подвижном составе - к ТР3, КР1, КР2, в том числе и тогда, когда до очередного полного освидетельствования остается менее полутора лет.

12. До начала осмотра резервуара необходимо проверить надежность отключения его от компрессора, отсутствие в нем давления и принять другие необходимые меры безопасности.

13. Задачей наружного осмотра является выявление визуальным способом механических и коррозионных повреждений корпуса резервуара.

Резервуары с вмятинами в количестве не более трех, с расположением их вне сварных швов и на расстоянии друг от друга, равном не менее 15% его диаметра и глубиной вмятины не более 5 мм, с коррозионными повреждениями не более 20% от общей поверхности резервуара, с глубиной до 10% от толщины стенки резервуара, допускаются к дальнейшей эксплуатации.

14. При периодическом освидетельствовании в соответствии с пунктом 4 "б" настоящих Правил главные воздушные резервуары подлежат обязательной пропарке с последующей промывкой горячей водой.

15. Гидравлическое испытание резервуаров проводится только при удовлетворительных результатах наружного осмотра и совмещается с ремонтами по пункту 11 настоящих Правил.

16. При заполнении резервуара водой воздух должен быть удален полностью.

Для гидравлического испытания должна применяться вода с температурой не ниже +5 °С и не выше +40 °С, если в технической документации на резервуар нет других указаний.

По согласованию с изготовителем вместо воды может быть использована другая жидкость.

17. Давление при испытании должно контролироваться двумя манометрами. Манометры должны быть одного типа, одинакового класса точности, диапазона измерения и цены деления.

Давление испытания принимается равным рабочему плюс 0,5 МПа (5 кгс/кв. см), а время испытания резервуаров - не менее 10 мин., при испытании запасных резервуаров грузовых, рефрижераторных и пассажирских вагонов дополнительно учитывать требования Инструкции ЦВ-ЦЛ-292 с регистрацией результатов в книге формы 5 (Приложение 2).

18. Результаты гидравлического испытания признаются удовлетворительными, если не обнаружено:

течи, трещин в основном металле и сварочных соединениях;

падения давления по манометру за время, необходимое для выполнения контрольной операции.

 

III. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ РЕЗЕРВУАРОВ

 

19. Техническая документация на испытание, техническое освидетельствование и ремонт резервуаров подлежит обязательной метрологической экспертизе, организация и порядок проведения которой должны соответствовать требованиям РД 32.73.

20. Все средства измерений, применяемые при испытании, техническом освидетельствовании и ремонте резервуаров должны быть пригодными к применению и иметь действующие оттиски калибровочных (поверительных) клейм.

Оттиски калибровочных (поверительных) клейм, нанесенные непосредственно на средства измерений или на эксплуатационные документы (паспорта, формуляры) должны соответствовать требованиям, предусмотренным нормативными документами по калибровке (поверке) средств измерений:

ПР РСК 002 - в российской системе калибровки,

ПР 50.2.007 - в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

21. Контроль геометрических параметров резервуаров, отклонений форм и расположения поверхностей его элементов, а также все виды других измерений проводятся в соответствии с методиками выполнения измерений, разработанными и аттестованными в соответствии с ГОСТ Р 8.563.

22. Аттестация испытательного оборудования для проведения гидравлических испытаний резервуаров, пружин предохранительных клапанов резервуаров должна проводиться по методикам аттестации, разработанным с учетом положений и требований ГОСТ 24555 и РД 32.26. Гидравлические испытания и все виды других испытаний, предусмотренные настоящими Правилами, проводят в соответствии с методиками испытаний, аттестованными в установленном порядке.

23. Для контроля давления в резервуарах применяются деформационные манометры избыточного давления. Диапазон измерений манометра должен быть равен диапазону его показаний.

Верхний предел измерений манометра выбирается таким образом, чтобы отметка рабочего значения давления находилась в конце второй трети диапазона показаний манометра.

24. Класс точности манометров должен быть не ниже 1,5, а диаметр или размер лицевой панели их корпусов - не менее 100 мм. Класс точности манометров устанавливается разработчиком пневмосистемы, в которой эксплуатируются резервуары, в зависимости от допусков на контролируемые значения давлений, погрешностей измерений и месторасположения манометров относительно лица, наблюдающего за его показаниями.

25. Монтаж, рабочее положение, эксплуатация и техническое обслуживание манометров должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации на конкретные типы манометров. Манометры тормозной магистрали электровозов и тепловозов должны устанавливаться с учетом требований ГОСТ 12.2.056.

26. Все манометры, предназначенные для контроля давления в резервуарах подвижного состава, подлежат калибровке, проводимой в соответствии с методикой калибровки, разработанной с учетом требований МИ 2124 с периодичностью:

один раз в год со снятием, разборкой и ремонтом;

независимо от срока эксплуатации каждый раз при возникновении сомнений в правильности его показаний.

27. Калибровка манометров проводится подразделениями метрологических служб железнодорожного транспорта, аккредитованные в железнодорожной системе калибровки на право проведения калибровочных работ в соответствии с требованиями нормативных документов РД 32.42 и РД 32.75.

Разрешается калибровка манометров метрологическими службами юридических лиц, аккредитованными в Российской системе калибровки.

28. Лица, проводящие калибровку манометров в железнодорожной системе калибровки, должны иметь квалификацию калибровщика теплотехнических средств измерений и разряд слесаря КИП не ниже пятого. Допускается проведение ремонта и калибровки манометров одним лицом.

29. На манометры, признанные по результатам калибровки пригодными к применению, наносится оттиск калибровочного клейма установленной формы. Допускается оттиск калибровочного клейма наносить на эксплуатационную документацию. Результаты калибровки манометров должны быть занесены в книгу регистрации формы 3 (Приложение 2).

30. Эталоны, применяемые при калибровке манометров, подлежат поверке в территориальных органах Госстандарта России.

31. Манометры не допускаются к применению в случаях:

отсутствия оттиска калибровочного клейма;

неправильного показания;

истечения срока действия оттиска калибровочного клейма;

невозврата стрелки к начальной риске шкалы;

разбитого стекла или других повреждений и дефектов, которые могут отразиться на правильном показании манометра.

 

IV. АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

ЗА РЕЗЕРВУАРАМИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ

 

32. Технический надзор за резервуарами подвижного и специального состава с учетом его принадлежности и технологического назначения в обеспечении перевозочного процесса на федеральном железнодорожном транспорте осуществляют службы железных дорог:

локомотивных хозяйств;

вагонных хозяйств;

пассажирских сообщений;

пути и сооружений;

электрификации и электроснабжения;

сигнализации и связи;

грузовой и коммерческой работы.

33. Работы по техническому надзору возглавляются:

в пределах железной дороги - руководителями соответствующих служб (дирекции) и соответствующими дорожными инспекторами котлонадзора подвижного состава;

в пределах отделений железной дороги - руководителями соответствующих отделов;

на предприятиях отделения железной дороги - руководителями соответствующих депо, дистанций, путевых машинных станций и других предприятий железнодорожного транспорта.

На локомотиво- и вагоноремонтных предприятиях, предприятиях, ремонтирующих специальный подвижной состав, а также других ремонтных предприятиях МПС России - работы по техническому освидетельствованию резервуаров возглавляются техническими руководителями предприятий.

Обязанности по техническому надзору должны быть отражены и детализированы в должностных инструкциях руководителей.

34. Аттестация руководителей служб (дирекций) железных дорог и руководителей предприятий, а также соответствующих специалистов проводится инспекцией котлонадзора подвижного состава (инспекцией котлонадзора) МПС России при назначении их на должность. Повторные проверки их знаний проводятся с периодичностью один раз в три года.

В свою очередь они проводят аттестацию подчиненных им непосредственно или функционально руководителей. О времени проведения аттестации инспекция котлонадзора подвижного состава МПС России должна быть уведомлена председателем соответствующей аттестационной комиссии не позднее, чем за 5 дней.

35. Аттестация специалистов проводится при включении в сферу их обязанностей задач по эксплуатации и ремонту резервуаров и предохранительных клапанов с выдачей им удостоверения (Приложение 4).

36. Проверку знаний правил и инструкций у работников, выполняющих требования нормативных технических документов по эксплуатации резервуаров или выполняющих их ремонт, проводят при приеме на работу, а затем не реже одного раза в год при условии отсутствия нарушений порядка эксплуатации или ремонта резервуаров.

37. Внеочередная проверка знаний соответствующих руководителей и специалистов проводится:

в случае внесения изменений в инструкции, памятки, наставления и другие документы по технологическим режимам эксплуатации и безопасному обслуживанию резервуаров;

по требованию инспектора котлонадзора подвижного состава МПС России.

38. Технические освидетельствования и испытания резервуаров проводятся комиссиями:

а) в локомотивных и вагонных депо в составе: председателя - начальника (заместителя начальника или главного инженера) и членов комиссии - приемщика (инженера депо) и мастера;

б) на локомотиво- и вагоноремонтных заводах, путевых ремонтно-механических заводах и других заводах МПС России, ремонтирующих подвижной состав в составе: председателя - главного инженера и членов комиссии - руководителя отдела технического контроля и главного технолога;

в) на предприятиях путевого хозяйства в составе: председателя - руководителя (главного инженера), членов комиссии - главного механика (инженера-механика), мастера.

В зависимости от конкретных условий (оснащение, квалификация персонала, объем выпуска, структура производства) при формировании комиссий допускается иное распределение обязанностей.

39. На каждом предприятии федерального железнодорожного транспорта после сдачи экзамена (с заполнением документов по форме, указанной в Приложении 4) в соответствующей службе железной дороги на право проведения освидетельствований назначаются:

а) приказом начальника железной дороги:

ответственные за безопасное содержание резервуаров и выполнение технических освидетельствований из состава должностных лиц, указанных в пункте 38 настоящих Правил;

б) приказом руководителя предприятия федерального железнодорожного транспорта:

ответственные за выполнение настоящих Правил в соответствии с возложенными на них обязанностями из состава мастеров и бригадиров;

ответственные исполнители работ по:

1) осмотру и регулировке предохранительных клапанов главных воздушных резервуаров, ремонту и испытанию их на стенде в установленные сроки со снятием характеристики пружин клапанов;

2) проверке правильности показаний манометров и их ремонту;

3) выполнению сварочных работ, аттестованных на знание Инструкции по сварочным и наплавочным работам.

40. Руководители департаментов локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства, пассажирских сообщений, пути и сооружений, по безопасности движения и экологии:

а) определяют техническую политику по надзору и эксплуатации резервуаров, разрабатывают, при необходимости, предложения по внесению дополнений и изменений в настоящие Правила;

б) контролируют выполнение настоящих Правил на предприятиях федерального железнодорожного транспорта;

в) дают разъяснения по применению положений настоящих Правил;

г) участвуют в расследовании порч и аварий резервуаров, разрабатывают мероприятия по их предупреждению и обеспечению безопасности эксплуатации.

41. При проведении инспекционного контроля должностные лица, указанные в пункте 33:

а) расследуют на местах случаи порчи резервуаров, разрабатывают мероприятия по предупреждению аварий;

б) контролируют методы и полноту документирования учета и отчетности по надзору за резервуарами, оформление книг на них (Приложение 2) и возобновление их при необходимости как дубликатов;

в) контролируют выполнение нормативных технических актов по надзору и эксплуатации резервуаров в депо, периодически обследуют предприятия и инспектируют, в том числе:

выполнение гидравлических испытаний;

пропаривание и промывку главных воздушных резервуаров;

соблюдение технологических требований при ремонте, осмотре, проверке, испытаниях и установке предохранительных клапанов, резервуаров, манометров, наличие приспособлений и оснастки для этих работ, соблюдение сроков их проведения, ведение технической документации по надзору и эксплуатации.

Результаты инспекционного контроля должны оформляться по форме Приложения 5.

42. Технические руководители локомотиво- и вагоноремонтных заводов, заводов и предприятий путевого хозяйства, ремонтирующих специальный подвижной состав, осуществляют:

а) техническое освидетельствование резервуаров подвижного состава;

б) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности эксплуатации, предупреждению аварий и надзору за состоянием резервуаров;

в) надзор за содержанием в исправности арматуры и контрольно-измерительных приборов, за соблюдением правил и сроков их калибровки (поверки);

г) ведение технической документации по надзору.

43. Исполнителям, перечисленным в пункте 39, вручается должностная инструкционная карточка с указанием должностных обязанностей по техническому надзору за резервуарами и порядка их выполнения.

44. Ответственность за ведение учета и отчетности по надзору за резервуарами возлагается на руководителей локомотивных, вагонных депо, предприятий путевого хозяйства и других предприятий федерального железнодорожного транспорта, а на ремонтных заводах - на их технических руководителей.

 

V. РАССЛЕДОВАНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ И АВАРИЙ РЕЗЕРВУАРОВ

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПЫТАНИЯХ

 

45. О каждом случае аварии резервуара начальник депо или должностное лицо, исполняющее его обязанности, должен по телеграфу или факсимильной связи уведомить соответствующий департамент МПС России, управление железной дороги, дорожного ревизора по безопасности движения, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам, моторвагонному подвижному составу и вагонам.

46. Для расследования причин аварии организуется комиссия в составе начальника железной дороги или его заместителя, начальника отделения железной дороги или его заместителя, начальника причастной службы, дорожного инспектора котлонадзора по локомотивам и моторвагонному подвижному составу и помощника дорожного ревизора по безопасности движения, а также представителя предприятия, выполнявшего последнее техническое освидетельствование.

47. Все случаи повреждения резервуаров при их эксплуатации или гидравлическом испытании, не вызвавшие прямого разрушения, но повлекшие за собой значительные деформации, должны обязательно регистрироваться в учетных документах резервуаров (Приложения 2 и 3) должностными лицами из числа перечисленных в пункте 39 с оформлением актов, которые направляют в соответствующий департамент МПС России (локомотивного и вагонного хозяйств, пассажирских сообщений, пути и сооружений), а также в Департамент по безопасности движения и экологии.

 

VI. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ

 

48. Все резервуары подвижного и специального подвижного состава должны быть зарегистрированы в Сводном журнале воздушных резервуаров парка подвижного состава, находящегося на балансе предприятия (Приложение 3). В журнале фиксируются все работы, позволяющие судить о предшествующем жизненном цикле резервуара.

49. Для каждого главного воздушного резервуара и резервуаров пневматического оборудования на подвижном составе должна быть составлена книга формы 1 (Приложение 2).

Для резервуаров пневматического оборудования специального подвижного состава заводится паспорт резервуара.

Книга формы 1 и паспорт резервуара (Приложение 6), работающего под давлением, должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью эксплуатирующего предприятия.

На запасный резервуар должна оформляться карточка формы 2 (Приложение 2).

50. Книга формы 1,паспорт, карточка формы 2, сводный журнал должны храниться на предприятии приписки транспортного средства в месте, обеспечивающем их сохранность. Учет и хранение документации должно соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 2.501.

При передаче локомотива или вагона с одной железной дороги на другую или в другую организацию одновременно передаются и документы, перечисленные в пункте 49 с указанием об этом в сводном журнале.

51. В случае утери книги, паспорта или карточки составляется акт и на основании имеющихся документов и данных таблички с указанием в ней паспортных данных, оттисков клейм изготовителя на резервуаре и другого заводится новая книга (дубликат) с надписью на заглавном листе: "Дубликат взамен утерянной". Акт высылается в соответствующую службу железной дороги.

52. Основные данные о резервуарах, технические освидетельствования и проведенные испытания фиксируются в сводном журнале, в книге формы 1, карточке формы 2 или паспорте и заверяются подписью только должностных лиц, указанных в пункте 38.

В случае отсутствия упомянутой выше документации никакие виды контроля и ремонта проводить не допускается.

53. Первичное заполнение технической документации на резервуар должно быть проведено изготовителем.

54. Проведение гидравлического испытания главного резервуара фиксируется на резервуаре в соответствии с разделом 8 ОСТ 32.48, при этом предыдущая надпись закрашивается.

 

Приложение 1

к Правилам надзора

за воздушными резервуарами

подвижного состава железных

дорог Российской Федерации

от 4 августа 1998 г. N ЦТ-ЦВ-ЦП-581

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ РЕЗЕРВУАРОВ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Конструкция резервуара должна обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации в течение назначенного срока службы и предусматривать возможность проведения технического освидетельствования, очистки, промывки, полного опорожнения, ремонта.

2. Если конструкция резервуара или условия его монтажа и подключения не позволяют провести наружный осмотр или гидравлическое испытание при техническом освидетельствовании, то разработчик должен в технической документации изложить методику, периодичность и объем контроля резервуара, выполнение которых обеспечит своевременное выявление и устранение дефектов.

3. Основные параметры, размеры, требования к расчету, изготовлению, испытанию, приемке, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению резервуаров по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.

При необходимости разработки резервуаров, требования к которым не регламентируются указанными нормативными документами, конструкцию, метод расчета, применяемые материалы для таких резервуаров разработчик должен согласовывать с соответствующей организацией из приведенного в пункте 24 настоящего Приложения.

 

II. МАТЕРИАЛЫ

 

4. Сталь листовая, сортовая, трубы, поковки, отливки стальные, крепежные изделия, сварочные материалы (далее - материалы), применяемые для ремонта резервуаров, должны обеспечивать их надежную работу в течение расчетного срока службы с учетом заданных условий эксплуатации.

5. Для изготовления, монтажа и ремонта резервуаров и их элементов должны применяться материалы по ГОСТ 1561, ОСТ 32.48.

Качество и характеристики материалов должны подтверждаться соответствующими сертификатами предприятий-поставщиков.

6. В технико-экономически обоснованных случаях допускается замена материалов, приведенных в пункте 5 настоящего Приложения, при ремонте на указанные в приложениях 2 - 10 ОСТ 26.291 или другие, что должно быть согласовано с соответствующей организацией.

 

III. СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

 

7. Сварочные материалы, флюсы, защитные газы, электроды с покрытием должны удовлетворять техническим требованиям на изготовление и ремонт данного резервуара, соответствующим положениям Инструкции ЦТ/336.

8. Условия хранения и подготовка к использованию сварочных материалов должны соответствовать требованиям нормативных документов на сварку. Сварочные материалы должны контролироваться на сварочно-технологические свойства:

- каждая партия электродов согласно ГОСТ 9466;

- каждая партия порошковой проволоки согласно ГОСТ 26271.

Каждая бухта легированной сварочной проволоки должна контролироваться на наличие основных легирующих элементов, регламентированных ГОСТ 2246.

9. При сварке обечаек и приварке днищ к обечайкам должны применяться стыковые швы с полным проплавлением.

Допускается применять угловые и тавровые швы при приварке штуцеров и фланцев.

Допускается применять нахлесточные сварные швы для приварки укрепляющих колец и опорных элементов.

10. Наружные сварные швы резервуаров должны быть расположены так, чтобы обеспечить возможность их визуального осмотра и контроля качества неразрушающим методом (ультразвуковым, радиографическим и другим), а также устранения в них дефектов.

11. Сварные швы резервуаров не должны перекрываться опорами. Допускается местное перекрытие опорами сварных швов на общей длине не более 0,35 Dн (Dн - наружный диаметр резервуара) при условии, что перекрываемые участки швов по всей длине проконтролированы радиографическим или ультразвуковым методами.

Перекрытие мест пересечения швов не допускается.

12. При сварке стыковых соединений элементов разной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому постепенным утонением элемента, имеющего большую толщину. Угол скоса элементов разной толщины должен быть не более 20°.

Допускается выполнять сварку стыковых швов без предварительного утонения более толстого элемента, если разность в толщинах соединяемых элементов не превышает 30% от толщины более тонкого элемента, но не более 5 мм; при этом форма шва должна обеспечивать плавный переход от толстого элемента к тонкому.

13. Размерные и прочностные характеристики и свойства сварных соединений, температурные условия производства сварочных работ по ГОСТ 1561 и ОСТ 32.48.

 

IV. АРМАТУРА, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ,

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

 

14. Для управления работой и обеспечения безопасной эксплуатации резервуаров, в зависимости от назначения, резервуары или трубопроводы, подводящие и отводящие из резервуаров рабочую среду, должны быть оборудованы:

запорной или запорно-регулирующей арматурой;

манометрами;

предохранительными устройствами.

15. Запорная и (или) запорно-регулирующая арматура должна устанавливаться на штуцерах, непосредственно присоединенных к резервуару, или на трубопроводах, подводящих и отводящих из резервуара рабочую среду. В случае последовательного соединения нескольких резервуаров необходимость установки такой арматуры между ними определяет разработчик.

16. Арматура должна иметь следующую маркировку:

наименование и (или) товарный знак изготовителя;

условное давление, МПа (допускается указывать рабочее давление и допустимую температуру);

условный проход;

направление потока среды;

марку материала корпуса.

17. На маховике запорной арматуры должно быть указано направление его вращения при открывании и закрывании арматуры.

18. Арматуру, имеющую маркировку по ГОСТ 4666, но не имеющую паспорта, допускается применять после проверки марки материала, проведения ревизии арматуры и испытания. Данные должны быть записаны в паспорт резервуара.

19. Предохранительные клапаны должны быть изготовлены по чертежам, утвержденным соответствующим департаментом МПС России, а их пропускная способность определена по ГОСТ 12.2.085.

Порядок и сроки проверки исправности действия предохранительных клапанов в зависимости от условий эксплуатации должны быть указаны в инструкции по эксплуатации.

20. Давление срабатывания предохранительных клапанов должно быть проверено на стендах.

Для главных воздушных резервуаров давление срабатывания должно быть на 0,1 МПа (1,0 кгс/кв. см) выше допускаемого рабочего давления.

21. Предохранительные устройства должны быть размещены в местах, доступных для технического обслуживания. Установка запорной арматуры между резервуаром и предохранительным устройством, а также за ним не допускается. Рабочая среда, выходящая из предохранительных устройств, должна отводиться в безопасное место.

22. Установленные на подвижном составе предохранительные клапаны должны быть опломбированы.

При пломбировании должны быть ясные оттиски: на одной стороне пломбы - название железной дороги и год, на другой - сокращенное обозначение депо (предприятия) и месяц проверки. Например, первая плашка - Октябрьская ж.д. 1997; вторая плашка - TЧ-7/VII.

23. Требования, обязательные при сертификации, должны быть особо оговорены в технической документации на резервуар.

24. Специализированные предприятия и организации по вопросам расчета, проектирования, изготовления, испытания и ремонта воздушных резервуаров подвижного состава железных дорог Российской Федерации:

 

┌───────────────────────┬────────────────────┬───────────────────┐

│ Специализация │ Организация │ Адрес, телефон │

├───────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │

├───────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤

│1. Резервуары воздушные│Научно-исследова- │140402, г. Коломна,│

│тепловозов магистраль- │тельский институт │ул. Октябрьской │

│ных, маневровых, про- │тепловозов и путевых│революции, 410 │

│мышленных: проектирова-│машин (ВНИТИ) │т. 30-3-14 │

│ние, расчеты на проч- │ │ │

│ность, контроль, метал-│ │ │

│ловедение, техническое │ │ │

│диагностирование, опре-│ │ │

│деление остаточного │ │ │

│ресурса, сертификацион-│ │ │

│ные испытания │ │ │

├───────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤

│2. Резервуары путевых │Центральное конст- │107014, г. Москва, │

│машин: проектирование, │рукторское бюро │3-я Сокольническая │

│расчеты на прочность, │тяжелых путевых │ул., д. 5 │

│контроль │машин (ЦКБпутьмаш) │т. 268-72-58 │

├───────────────────────┼────────────────────┼───────────────────┤

│3. Резервуары подвижно-│В

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...