Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки охраноспособной информации




 

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками.

. Доступ ограничен в соответствии с законом.

. Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:

) охране подлежит только документированная информация;

) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом;

) защита информации устанавливается законом.

Виды информации с ограниченным доступом:

) государственная тайна;

) конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ:

- коммерческая тайна;

-  тайна частной жизни;

-  служебная тайна;

-  профессиональная тайна.

Следует отметить, что термин «защита информации» законодательно закреплен в ст. 16 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь «Бизнес и право» правовой системы «Гарант» под данным понятием подразумевает «все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера».

Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин «защита информации». Под ним подразумевается:

- деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию;

-  комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РФ.

Таким образом, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

)   реализацию права на доступ к информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

)   предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

)   недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

)   возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

)   постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Например:

Регулирование вопросов, связанных с государственной тайной видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне <http://www.securitylab.ru/bitrix/exturl.php?goto=http://base.garant.ru/10102673/>». Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в ст. 5 Закона, где они сгруппированы по следующим направлениям:

-        сведения в военной области,

-        сведения в области экономики, науки и техники,

-        сведения в области внешней политики и экономики,

-        сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Конфиденциальная информация. Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера <http://www.securitylab.ru/bitrix/exturl.php?goto=http://base.garant.ru/10200083/>». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

-  Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные <http://www.securitylab.ru/contest/408606.php>), <http://www.securitylab.ru/contest/408606.php> за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

-  Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства <http://www.securitylab.ru/bitrix/exturl.php?goto=http://base.garant.ru/12136633/2/>» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

-  Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом <http://www.securitylab.ru/bitrix/exturl.php?goto=http://base.garant.ru/10164072/6/> РФ и федеральными законами (служебная тайна).

-  Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией <http://www.securitylab.ru/bitrix/exturl.php?goto=http://base.garant.ru/10103000/2/> РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных <http://www.securitylab.ru/news/tags/%F2%E5%EB%E5%F4%EE%ED/> переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

-  Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

-  На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными.


Задача

 

Сеть магазинов «Светофор» опубликовала каталог предлагаемой к продаже продукции тиражом 50 000 экземпляров. Каталог распространялся в магазинах сети «Светофор» среди покупателей. Прокуратура возбудила дело о привлечении сети магазинов к административной ответственности в соответствии со статьей 13.21 Кодекса об административных правонарушениях «Распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации». Прокуратура мотивировала привлечение к ответственности ссылкой на статью 12 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которой от регистрации освобождаются только периодические СМИ тиражом менее 1000 экземпляров», а в данном случае тираж составлял 50 000 экземпляров. Кроме того, на каталоге стоит указание на конкретный номер выпуска (№1), а также на конкретную календарную дату выпуска каталога в свет. Постановление прокуратуры было обжаловано в суд. В заявлении указывалось, что, несмотря на то, что на каталоге стоял конкретный номер, данный каталог не является средством массовой информации и выпускается исключительно с целью привлечения потребителей в магазины «Светофор» для приобретения товаров. Кроме того, отмечалось, что в каждом из магазинов (которых всего более 70) было распространено менее 1000 экземпляров каталога.

. Решите дело.

. Изменится ли решение, если сеть магазинов уже ранее, но менее 2 месяцев назад выпускала подобный каталог?

Решение:

1. Решите дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ («Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором»):

. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1, 2, 4 и 5 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возбуждение административных дел по ст. 13.21 КоАП РФ не входит в компетенцию прокуратуры.

Постановление прокуратуры о привлечении сети магазинов «Светофор» к административной ответственности по ст. 13.21 КоАП РФ необходимо отменить, производство по делу прекратить.

2. Изменится ли решение, если сеть магазинов уже ранее, но менее 2 месяцев назад выпускала подобный каталог?

Средства массовой информации подразделяются на две категории:

- Печатные издания (журналы и газеты)

-  Электронные СМИ (радио, телевидение, сеть Интернет)

Средства массовой информации имеют следующие отличительные признаки:

- Периодичность, то есть выпуск обновленной информации не меньше, чем раз в месяц;

-  массовость (обычно относится к печатной прессе) (применительно к законодательству Российской Федерации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

-  целевая аудитория, которая может быть как узконаправленной, так и широкомасштабной.

Абсолютно все СМИ поддерживаются вышеобозначенных признаков, так как на этом основывается любая информационная деятельность.

Из условия задачи следует, что магазинами «Светофор» для приобретения товаров было распространено менее 1000 экземпляров каталога.

Таким образом, если сеть магазинов уже ранее, но менее 2 месяцев назад выпускала подобный каталог, то это не повлияет на прекращение дела, т.к. тираж каталога был менее 1000 экземпляров.

информационный правоотношение охраноспособный ответственность


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...