Обучение словам и фразам
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
На занятиях разговорной речью, также как и на других занятиях, ваша роль - помогать малышу, но помогать столько, сколько нужно - не больше. В этом разделе мы предложим вам некоторые приемы работы с ребенком, осваивающим новые слова и фразы. Интенсивность помощи мы здесь условно будем определять "уровнем". Третий уровень предполагает максимальную помощь, первый - минимальную. Общее правило таково: приемы первого уровня следует использовать в тех случаях, когда малыш уже продемонстрировал вам, что он может произнести отрабатываемое слово или фразу, а приемы 2 и 3 уровней - когда слово или фраза для него еще совсем новые. Уровень 1 1. Задавайте вопросы. Вопросы должны формулироваться так, чтобы из них было ясно, что задающий их человек ждет ответа, однако заранее не говорит, каким он должен быть. Старайтесь избегать вопросов, требующих ответа "да" или "нет". Лучше всего, если ваши вопросы будут начинаться с вопросительного слова, например: "Что это?" "Что ты делаешь?" "Что случилось?" "Где...?" Не забывайте варьировать вопросы. Мы встречали детей, которые думали, что разговор предполагает только ответы на вопрос: "Что это?". 2. Вводите в разговор с ребенком неоконченные предложения. Недоговаривая последнее слово фразы, вы даете ребенку понять, что чего-то от него ждете. Не только ваши слова, но и ваше поведение должны побудить его заговорить. Вот несколько примеров: "Это...(мяч)" " У тебя...(машинка)" "Машина идет...(туда)" "У меня маленькая машинка, а у тебя...(большая машинка)". "Где кукла? Она...(в ванне)". 3. Используйте распространенные повествовательные предложения.
Такие предложения, с одной стороны могут включать в себя слово или фразу, являющуюся объектом работы, а с другой стороны, эти слова или фразы окружены другими словами, так что демонстрируются не настолько прямо, чтобы ребенок мог скопировать их. Например, "Машина поднимается вверх" (Задача - "вверх"). "Кукла хочет еще сока" (Задача - "еще"). "Я вижу красный мяч вон там" (Задача - "красный мяч"). "Мишка ест пирог, и кролик ест пирог" (Задача - действующее лицо + действие + объект).
Уровень 2
4. Шевеля губами, проговаривайте слово про себя, или произносите первый звук этого слова. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок, пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на вас, ища помощи. Если малыш не отвечает на ваш вопрос или не заканчивает незаконченное предложение, то вы можете указанным образом попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, задайте ваш первый вопрос и дайте ему шанс употребить нужное слово или фразу без вашей помощи. Например, "Что это у меня?..."(шевеля губами, "щенок") "Посмотри, вот..." (шевеля губами, "цветок"). "Это маленькая ммм" (Задача - "мышка"). "Что делает кукла?... Кукла..." (Задача - "кукла сидит").
Уровень 3 5. Демонстрируйте слово или фразу. Просто произнесите слово или фразу так, чтобы малыш мог их скопировать. Если он скопирует правильно, поработайте с вопросами и неоконченными предложениями так, чтобы он мог попробовать произнести нужное слово или фразу самостоятельно. Следует иметь в виду, что некоторым детям требуется время, чтобы "переварить" услышанное прежде, чем скопировать. Поэтому сначала непременно подождите, и лишь потом повторите демонстрацию. Если ваш ребенок только начинает говорить, то не удивляйтесь, если ваша демонстрация будет встречена молчанием или звуками, ничего общего не имеющими с тем, к чему вы стремитесь. Почаще перемежайте ваши показы играми, которые так или иначе должны быть связаны с текущими задачами. Это поможет поддержать интерес малыша и возбудить у него желание произнести нужное слово.
6. Немного помогите физически. В предыдущей главе мы рассказывали о том, как можно пальцами придать ротику ребенка форму, необходимую для произнесения того или иного звука. То же самое можно проделать и работая над словами, но при условии, что малыш приемлет такого рода помощь. Если он не любит, когда до него дотрагиваются в подобных ситуациях, он не станет произносить то слово, которого вы ждете. 7. Учите ребенка одновременно произносить слово и совершать определенное действие. Этот прием удобен в тех случаях, когда вы занимаетесь с малышом, который только начинает пользоваться словами. Он может послужить своеобразным мостиком между дословесной и словесной стадиями общения. Подумайте, какое действие прямо ассоциируется с изучаемым словом. Например, можно изобразить слово "чашка", если поднести к губам настоящую или воображаемую чашку. Сначала, когда ваш ребенок, вступив с вами в контакт, употребит только действие (без слова), вам следует достаточно горячо откликнуться на него. Когда это действие уже можно будет считать освоенным, реагируйте на него только в том, случае, если оно сопровождается звуками, для начала - любыми. Затем постарайтесь внушить малышу, что его звуки должны быть похожи на ваши, и постепенно он будет все ближе подходить к новому для него слову. На всех уровнях Когда ребенок разговаривает с вами, старайтесь подбодрить его и увлечь беседой естественно, с помощью средств, заложенных в самом содержании разговора. Он должен знать, что вы его поняли, и вам интересно то, что он говорит. Малышу нужно понять, что то, что он скажет, принесет ему нечто положительное - в материальном или эмоциональном смысле. Такого рода поощрение можно использовать и для развития разговорных навыков. В последнем случае ребенку следует не навязчиво показать чуть более определенный или чуть более сложный способ, с помощью которого он может выразить свою мысль. Пример: Элисон: Киска.
Папа: Да, это белая киска! Элисон: Мяу. Папа: "Мяу" - говорит киска. Мяу. Элисон: Киска! Папа: Хорошенькая киска. Что она делает? Элисон: Молоко. Папа: Киска хочет молока, правда? Элисон: Хочет молока. Папа: Отлично, давай достанем молоко для киски.
Несколько примеров
А теперь рассмотрим несколько конкретных примеров речевых занятий. Эти примеры мы взяли из историй развития троих детей, находящихся в речевом отношении на совершенно разных уровнях. Белинда только начинает использовать в общении слова. Дэвид учится складывать фразы из двух слов. Карли делает успехи в освоении фраз из трех слов и учится употреблять в разговоре правильные грамматические формы. Всех этих детишек учат шире пользоваться языком и в то же время выражать больше мыслей и понятий.
Белинда Родители Белинды взяли образец ее речи и обнаружили, что помимо слов "мама" и "папа", она умеет пользоваться словом "нет" и еще восьмью именами существительными. Родители решили научить ее еще трем существительным: "сок", "машина" и "музыка" (девочка любит слушать кассетный магнитофон) и одному слову, обозначающему действие - "прыгать". Из проверочных листов, оценивающих умение пользоваться довербальными навыками и отдельными словами, они поняли, что Белинда, желая попросить что-то, все еще использует жест и многозначное слово "то". Поэтому к своим задачам они добавили еще одну: научить ребенка пользоваться уже знакомыми словами для того, чтобы просить нужные ему вещи. Вот несколько фрагментов уроков с Белиндой. Задача: "сок". Обстановка: Полдник. Достижения на настоящий момент: Белинда на нескольких предыдущих занятиях копировала это слово. Мама: Пора пить сок. Чего тебе хочется? Белинда: То (показывает на холодильник). Мама: А что у нас в холодильнике? Белинда: Молозено (мороженое). Мама Да, там есть мороженое и... (указывает (смеясь) на пакетик сока) Белинда: (ничего не говорит) Мама: Посмотри, это сок. Я наливаю сок. Хочешь? Белинда: То.
Мама: Да, тебе хочется сока. Посмотри на меня! (устанавливает зрительный контакт) Сок. Белинда: Ток. Мама: Держи свой сок. Вкусный ананасный сок! В приведенном примере можно увидеть, как одновременно отрабатывается слово ("сок") и способ, позволяющий с его помощью обратиться к окружающим с просьбой. Отметим, что мама Белинды дает возможность дочке добиться поставленной цели, не прибегая к прямой помощи (прежде, чем продемонстрировать слово, она, пользуясь ситуацией, задает вопросы и произносит неоконченные фразы). Из опыта предыдущих занятий она знает, что Белинда в состоянии произнести это слово. На следующем уроке мама впервые приступает к новой задаче - слову "прыгать". Задача: "прыгать". Обстановка: Игровая комната. Вокруг много кукол и мягких игрушек. Достижения на настоящий момент Это новая для Белинды задача. Мама: Посмотри, что мишка может делать. Прыг. Прыг. Прыг. (водит мишку по ковру). Белинда: Мишка. Мама: Молодец мишка! Посмотри, как он прыгает. Белинда: (не отвечает). Мама: Ну-ка, а у тебя мишка будет прыгать? Белинда: (поднимает и опускаем мишку) Мама: О, Миша, как ты хорошо прыгаешь! Прыг. Прыг. (пауза, мама ждет реакции) Белинда: (отбрасывает мишку в сторону). Кукла. Мама: (в восторге от того, что Белинда, обратившись с просьбой, воспользовалась словом) Держи куклу! А кукла умеет прыгать? Белинда: (показывает, как кукла прыгает) Пыгпыгпыг. Мама: Ай да умница! И-ии-прыг! Здесь мама Белинды демонстрирует слово с самого начала. Она следит за тем, чтобы Белинда активно участвовала в игре и следовала за ней. Когда Белинда сможет получше воспроизвести произнесенное мамой слово "прыгает", мама предоставит ей возможность более самостоятельно прийти к нему - так, как при отработке слова "сок". Дэвид Образец речи Дэвида показал, что он освоил примерно 50 отдельных слов, отражающих широкий спектр понятий. Дэвид в своей речи начал использовать слово "нет" и изредка "не хочу". Его родители решили учить его, во-первых, говорить "НЕ ХОЧУ", чтобы он мог отказываться от самых разных нежеланных предметов и услуг и, во-вторых, пользоваться фразами, содержащими действие и объект. Поскольку он любит играть с маленькими машинками, грузовиками и поездами, они для начала остановились на фразе "везти машинку" с тем, чтобы позже перейти к другим фразам типа "везти +". Ниже мы приводим некоторые фрагменты уроков с Дэвидом.
Задача: "Везти машинку". Обстановка: Песочница. Достижения на настоящий момент: Это новая для Дэвида задача. Папа: Я строю дорогу. Дэвид: Дорога.
Папа: Это будет замечательная дорога. А вот моя машина. Я везу машину. Дэвид: Тррр, тррр, тррррр. Папа: Тррр - говорит машина. Смотри, я везу машину. Дэвид: Машина. Папа: Да. А ты можешь повезти свою машину. Вези. Вези машину. Дэвид: Вези. Тррррррррр. Папа: Тррррррр. Везу машину. Дэвид: Везу. Папа: Посмотри на меня, Дэви. Везу машину. Дэвид: Везу машину. Папа: Везу машину вверх, на гору. На этом уроке папа Дэвида много раз демонстрирует фразу, потому что она для Дэвида новая. В приводимом ниже отрывке (работа над конструкцией "Не + хочу") родители уже используют меньше прямых указаний, поскольку мальчик с этой конструкцией знаком. Задача: Отказ от предметов или услуг с помощью фразы: "Не хочу". Обстановка: Обеденное время. Достижения на настоящий момент: На предыдущем уроке Дэвид несколько раз сумел образовать фразу "Не хочу". Мама: Что ты хочешь, Дэвид? Сосиску? Дэвид: Мммм. Сосиску! Мама: Ты ведь любишь сосиски, правда? (обращается к другим членам семьи). Папа: Хочешь горошек, Дэйв? Дэвид: Нет. Папа: Понимаю, не хочу. Ты мне сказал: не... Дэвид: Хочу. Папа: Дэвиду не нужно горошка. А тебе, Пол? Мама: Вот подливка. Хочешь подливки, Дэвид? Дэвид: Нет. Соус. Мама: Хорошо. скажи мне "Не..." Дэвид: Не хочу. Соус. Мама: Вот тебе томатный соус!
Карли. Карли умеет пользоваться довольно большим количеством отдельных слов, фраз из 2 слов и несколькими фразами из трех слов. Проанализировав проверочный лист, ее мама решила, что, во первых, Карли не хватает фраз из трех слов, которыми можно было бы определять местоположение, и, во вторых, ей пора учиться правильно употреблять личные местоимения "он", "она" и "они". Кроме того, мама Карли хочет, чтобы девочка научилась делиться информацией во время совместных игр, используя при этом фразы из трех слов, а главное - научилась проявлять инициативу в разговоре, сопровождающем игру. Вот фрагмент урока, проведенного с Карли. Задача: Фразы из 3 слов, указывающие на местоположение. Местоимения "он". "она" и "они". Умение завязывать разговор. Обстановка: Кукольный домик и кукольная семья. Достижения на настоящий момент: Раньше Карли уже употребляла в своей речи пару фраз из 3 слов, обозначавших местоположение. Мама: Вот эта кукла - папа. Он сидит здесь. Карли: Нет, мама сидит. Мама: Да? А где она сидит? Карли: Здесь. Мама: Пусть так, она сидит здесь, а он сидит там. (ждет, давая Карли возможность самой начать разговор). Карли: Я хочу малыша. Мама: А где он? Карли: Он вон там. Мама: А, вижу, он в ящике. Куда мы его посадим? Карли: Малыш устал. Мама: Положи его в кроватку. Вон туда. Где он сейчас? Карли: Кроватка. Мама: Он в... Карли: Он в кроватке. Мама: Спи сладко, малыш. Спи в кроватке. (опять делает паузу) Карли: Малыш плачет. Мама: Он хочет к маме. Где мама? Карли: Мама вон там. Мама: Где? Карли: Она на стуле. Мама: Вот она! Скажи малышу, где мама. Карли: Мама на стуле, малыш. Мама: Она на стуле. Ну как малыш? Карли: Хорошо. Мама: Ему сейчас хорошо. Вот и славно.
Маме Карли удалось на одном занятии проработать все задачи. Она очень ясно сознавала, чему Карли нужно научиться, поэтому могла и следовать за девочкой, и использовать новые повороты в игре для того, чтобы выделить те типы фраз и грамматических особенностей, которые входят в задачу данного урока. Для того, чтобы помочь Карли составить новые фразы, определяющие местоположение, освоить личные местоимения, мама использовала комбинированный подход, включив в разговор и вопросы, и неоконченные фразы, и демонстрацию. Не менее важно и то, что она время от времени делала паузы и ждала, чтобы дать шанс Карли проявить инициативу.
Продвижение вперед
По мере того, как малыш осваивает новые слова, фразы, грамматические особенности, учится пользоваться должным образом своими навыками, все его достижения следует фиксировать в проверочных листах. Прежде чем решить, что та или иная цель достигнута, найдите возможность убедиться, что ребенок научился не только копировать ваше поведение, но и использовать приобретенный навык совершенно самостоятельно. Делая очередную запись в проверочном листе, ставьте дату. Это поможет вам следить за ходом развития речи вашего малыша. Когда одну задачу вы сочтете решенной, переходите к следующей. Выбрать ее вам помогут заполненные на данный момент проверочные листы. Для того, чтобы легче было представить себе новую перспективу в свете последних достижений, мы рекомендуем вам каждые 2-3 месяца брать новый образец речи малыша. Когда его речь будет поставлена, он, по всей вероятности, начнет улавливать новые слова и фразы, а также способы их употребления без вашего непосредственного руководства. Регулярные "отборы" образцов речи помогут вам проверить, продолжает ли малыш применять те навыки, которыми он овладел несколько недель или месяцев назад. Возможно, вам покажется удобным всякий раз после взятия очередного образца речи начинать заполнять свежие проверочные листы. Вы будете чувствовать себя свободнее, если прежде чем в первый раз приступить к заполнению проверочных листов, изготовите их копии в достаточно большом количестве.
Заключение
Сведем воедино и еще раз перечислим основные правила работы с ребенком, начинающим говорить. * Оценивайте состояние речевого развития малыша с помощью образца его речи и проверочных листов. * Руководствуясь проверочными листами, выбирайте задачи, которые можно поставить перед ребенком с учетом его потребностей и интересов. Решение этих задач должно способствовать расширению возможностей использования речевых навыков в общении, увеличению числа мыслей и понятий, которые малыш способен выразить, и (если он готов) увеличению числа грамматических форм, которые он может употребить. * Занимайтесь с ребенком в естественных условиях и на специально подготовленных уроках. * В беседах с малышом соблюдайте очередность и терпеливо ждите его ответов. * Помогайте ровно столько, сколько ему необходимо, и не более того. * Когда малыш обращается к вам, отвечайте ему словами, стараясь развить разговор и своими репликами показывайте, как он мог бы еще лучше и точнее применить свои навыки. * Отмечайте в проверочных листах все достижения ребенка, чтобы можно было следить за прогрессом и выбирать новые задачи по мере решения старых. * Если ваш ребенок испытывает трудности с произношением, или если, применяя описанные здесь методы, вы не замечаете прогресса, обратитесь к специалисту. * Помогите ребенку научиться радоваться вашим беседам. Здесь лучше всего показать, как вы им радуетесь. Если вы будете хорошо представлять себе, к чему стремиться, если вы будете улавливать даже самые маленькие сдвиги, то ваше общение с ребенком будет радовать вас все больше и больше.
Проверочный лист 3.1. Умение пользоваться отдельными словами
Замечание: За каждое слово в речевом образце поставьте в таблицу 2 галочки. Одну галочку - в первую колонку напротив самого подходящего описания, а вторую под словами "Завязал разговор", если малыш начал разговор или под словами "Поддержал разговор" в другом случае.
Здоровается и прощается Пользуется ли малыш словами, чтобы поздороваться с людьми (или игрушками), когда они приходят, и попрощаться, когда они уходят?
Просит дать тот или иной предмет Пользуется ли малыш словами, чтобы попросить нужную ему вещь? Например, говорит ли он "банан", указывая на вазу с фруктами?
Просит об услуге Пользуется ли малыш словами, чтобы попросить вас что-то для него сделать? Например, дергает ли он вас за платье, говоря: "На ручки!"?
Просит что-то объяснить Пользуется ли малыш словами, чтобы попросить вас объяснить ему что-нибудь? Например, взяв в руку незнакомый предмет и стремясь узнать, что это, произносит ли слово, типа "это"?
Отказывается от предлагаемых предметов Пользуется ли малыш словами, чтобы дать вам понять, что он не хочет того, что ему предлагают? Например, произносит ли он слово "нет", когда вы предлагаете ему выпить то, чего он не хочет?
Отказывается от предлагаемых услуг Пользуется ли малыш словами, стремясь дать вам понять, что не хочет того, что вы для негo делаете? Например, говорит ли, вырываясь, "нет", когда вы хотите повести его в туалет?
Не соглашается со словами окружающих Пользуется ли малыш словами, стремясь объяснить вам, что ему не нравится то, что вы говорите, или что он не согласен с вами? Например, говорит ли он, качая головой, "домой", в ответ на ваше замечание о том, что пора идти за покупками? Или - поправляет ли он вас, если вы, показывая на изображение кошки, говорите, что это мышка?
Предлагает тот или иной предмет другому человеку Пользуется ли малыш словами, когда предлагает или дает что-нибудь другому человеку? Например, давая печенье товарищу, говорит ли он "тебе"?
Оказывает окружающим услуги Пользуется ли малыш словами, когда что-нибудь делает для вас? Например, говорит ли он; "малышу", принося вам полотенце, когда вы купаете младшего ребенка?
Сообщает о событии Пользуется малыш словами, чтобы сообщить вам о каком-то событии? Например, говорит ли он "папа", когда слышит звук подъезжающей машины?
Собственное творчество Использует ли малыш разговорные навыки в игре? Например, подпевает ли любимым детским песенкам, приговаривая что-нибудь вроде "баа баа баа"? Считает ли он понарошку один предмет чем-то совершенно другим? (Заметим, что нередко слова, которые относятся к этой категории, могут относиться также к другой.)
Практика Упражняется ли малыш в произнесении слов, разговаривая просто с самим собой?
Проверочный лист 3.2. Умение пользоваться предложениями Замечание: За каждое предложение в речевом образце поставьте в таблицу 2 галочки. Одну галочку - в первую колонку напротив самого подходящего описания, а вторую под словами "Завязал разговор", если малыш начал разговор или под словами "Поддержал разговор" в другом случае.
Здоровается и прощается Пользуется ли малыш фразами, чтобы поздороваться с людьми (или игрушками), когда они приходят, и попрощаться, когда они уходят?
Просит дать предмет Пользуется ли малыш фразами, чтобы попросить нужную ему вещь? Например, говорит ли он "я хочу банан", указывая на вазу с фруктами?
Просит об услуге Пользуется ли малыш фразами, чтобы попросить вас что-то для него сделать? Например, дергает ли он вас за платье, говоря: "Хочу на ручки!"?
Просит что-то объяснить Пользуется ли малыш фразами, чтобы попросить вас объяснить ему что-нибудь? Например, взяв в руку незнакомый предмет и стремясь узнать, что это, произносит ли фразу, "Что это"?
Отказывается от предлагаемых предметов Пользуется ли малыш фразами, чтобы дать вам понять, что он не хочет того, что ему предлагают? Например, произносит ли он фразу "нет молоко", когда вы предлагаете ему выпить то, чего он не хочет?
Отказывается от предлагаемых услуг Пользуется ли малыш фразами, стремясь дать вам понять, что не хочет того, что вы для него делаете? Например, говорит ли, вырываясь, "нет туалет", когда вы хотите повести его в туалет?
Не соглашается со словами окружающих Пользуется ли малыш словами, стремясь объяснить вам, что ему не нравится то, что вы говорите, или что он не согласен с вами? Например, говорит ли он "Останемся здесь" в ответ на ваше замечание о том, что пора идти за покупками? Или, если вы указываете на изображение кошки, а утверждаете, что это мышка, говорит ли он: "Не мышка, кошка".
Предлагает тот или иной предмет другому человеку Пользуется ли малыш фразами, когда предлагает или дает что-нибудь другому человеку? Например, давая печенье товарищу, говорит ли он "Съешь это"?
Оказывает окружающим услуги Пользуется ли малыш фразами, когда что-нибудь делает для вас? Например, говорит ли он "Вытри малыша", принося вам полотенце, когда вы купаете младшего ребенка?
Говорит о чем-то, известном вам обоим Пользуется ли малыш фразами, чтобы поговорить о вещах, которые вы оба знаете? Например, говорит ли он: "Посмотри, грузовик", указывая на картинку во время чтения?
Сообщает о чем-то новом Пользуется ли малыш фразами, чтобы рассказать вам то, чего вы можете еще не знать? Например, рассказывает ли он вам о том, что произошло в детском саду? Бежит ли он к вам от двери со словами: "Почтальон пришел"?
Собственное творчество Пользуется ли малыш фразами во время игры? Например, говорит ли, найдя палочку: "Посмотри, лодка"? Взбирается ли к вам на спину со словами: "Ты будешь слоном"? (Заметим, что такого рода фразы могут принадлежать не только к данной категории, но и к другой.)
Комментирует события Малыш может продолжать самостоятельно практиковаться, разговаривая с самим собой в кроватке или "за рулем". Пользуется ли он фразами для того, чтобы пояснить самому себе то, что с ним происходит
Проверочный лист 3.3. Умение употреблять отдельные слова, относящиеся к разным частям речи
Имена существительные 30 Пользуется ли ребенок словами, представляющими собой названия предметов или имена людей? Например, "машина", "мама", "банан" "птица".
Слова, выражающие действия (глаголы) 17 Пользуется ли малыш отдельными словами, описывающими действия? Например, ходить, пить, сидеть, прыгать. (Дети часто используют наречия "наверх" и "вниз" для обозначения действий. Старайтесь анализировать не формальную принадлежность слова, а понятие, которое малыш пытается выразить!)
Слова отрицания 3 (по 1 каждого типа) Использует ли малыш отдельные слова в тех случаях, когда он хочет - отказаться от каких-то вещей, то есть, говорит ли он: "нет"? - указать на отсутствие чего-либо или кого-либо, например, "ушел", "нету". - указать на прекращение какого-либо действия или явления, например, "все"?
Слова, определяющие местоположение 6 Использует ли малыш отдельные слова для того, чтобы указать, где находится тот или иной предмет или где произошло то или иное событие? Например, "внутри", "там", "внизу". (Такие слова, как "кровать", "стул", "ванна", формально являющиеся существительными, часто используются детьми для того, чтобы указать на местоположение. Если ребенок произнес их именно в таком контексте, их следует включить в проверочный лист.)
Слова, выражающие просьбу 2 сделать что-то еще раз Использует ли малыш отдельные слова "еще" и/или "снова"? (Эти слова, особенно "еще", нередко появляются в речи ребенка очень рано. Если вы раздумываете над тем, какое слово выбрать, мы советуем вам остановиться на слове "еще", пока в словаре ребенка не появится 20-30 других слов. Почему? Потому что это слово часто заменяет многие другие слова.)
Проверочный лист 3.4. Умение составлять предложения из двух слов, относящихся к разным частям речи
Фразы, имеющие структуру: субъект + действие 15 Пользуется ли малыш фразами из двух слов, которые включают в себя действующее лицо (существительное) и действие в указанном в заголовке порядке? Например: "Мама сидит", "машина едет", "кукла спит", "клоун прыгает".
Фразы, имеющие структуру: действие + объект 15 Пользуется ли малыш фразами из двух слов, которые включают в себя действие и объект (существительное) в указанном в заголовке порядке? Например: "Посади куклу", "Везу машину", "Ест банан", "Мою коленки". (В этой графе следует записывать фразы с разными глаголами, хотя это могут быть глаголы из фраз предыдущей категории - действующее лицо + действие.)
Фразы отрицания 3 (по одному каждого типа) Пользуется ли малыш фразами из двух слов, содержащими слова отрицания? Записывайте любые фразы, относящиеся к указанным ниже типам. Отказ Например: "Нет молоко", "Нет купаться" Отсутствие или исчезновение Например: "Машина уехала", "Обеда нет" Прекращение того или иного действия или процесса Например: "Музыка кончилась"
Фразы, выражающие просьбу 3 повторить что-то еще раз. Пользуется ли малыш фразами из двух слов, содержащими такие слова, как "еще", "другой", "снова"? Например, "Еще пирога", "Другую сосиску", "Повези снова" (Больше двух фраз, содержащих одно и то же слово такого типа записывать не нужно. Например, запишите не больше двух фраз со словом "еще".)
Фразы, указывающие на 10 местоположение. Пользуется ли малыш фразами из двух слов, указывающими на место, где что-то находится или что-то происходит? Например, "Китти на ручки", "В ящике", "Лезть наверх". (Заметим, что для указания местоположения, могут использоваться некоторые существительные. Например: "Сидеть стул", "Спать кроватка", "Птичка дерево". Подобные примеры следует записывать, так как малыш явно хотел указать на местоположение. Фразы, которые вы заносите в данную графу, должны включать в себя разные ключевые слова.
Фразы с указательным словом 4 Пользуется ли малыш фразами, в которых присутствуют указательные слова "этот" или "тот"? Например: "Этот бутерброд", "Та книга". (Не следует записывать больше двух фраз, содержащих одно и то же подобное слово.)
Определительные фразы 5 Пользуется ли малыш фразами, которые описывают предметы или действия? Например: "Красный мяч", "Горячая ванна", "Быстро бежит", "Высоко прыгает". (Записывать следует только фразы, которые содержат разные определительные слова.)
Фразы, указывающие на принадлежность 4 Пользуется ли малыш фразами, которые указывают на принадлежность чего-то кому-то? (Заметим, что грамматические особенности, такие, как соответствующее окончание существительного или притяжательное местоимение могут присутствовать, а могут и не присутствовать. Самое важное здесь - смысл, вкладываемый ребенком в его высказывание.) Например: "Папа машина" (смысл - "папина машина"), "Сьюзин велосипед", "Мой мишка", "Это мое". (Все фразы, записываемые в эту графу, должны содержать разные ключевые слова).
Проверочный лист 3.5. Умение составлять предложения из трех (и более) слов, относящихся к разным частям речи
Фразы, имеющие структуру субъект + действие + объект 9 Пользуется ли малыш фразами из трех слов, в которых кто-то (или что-то) кому-то (или чему-то) что-то делает? Например: "Мама раскачивает качели", "Мишка ест банан", "Я вижу радугу", "Мальчик прогоняет собаку". (Глаголы, выражающие эмоции, например, "любить", тоже могут фигурировать в таких фразах. Например: "Я люблю кекс") (Вам следует записывать в эту графу только те фразы, которые содержат разные глаголы).
Фразы, указывающие на 6 местоположение Пользуется ли малыш фразами из трех слов, которые указывают, где находится предмет или где происходит то или иное событие. Например: "Томми сейчас в ванне", "Едет под мост", "Я лезу наверх", "Играем во дворе". (Вам следует записывать в эту графу только те фразы, которые содержат разные ключевые слова)
Фразы, выражающие просьбу 6 повторить что-то еще раз Пользуется ли малыш фразами из трех слов, включающими в себя такие слова как "еще", "другой", "снова"? Например: "Хочу еще сока", "Раскачай меня снова", "Возьми другое печенье". (Не следует записывать сюда больше трех фраз с одним и тем же ключевым словом.
Фразы отрицания 6 (по 2 фразы каждого типа) Пользуется ли малыш фразами из трех слов, в которых есть слова отрицания? (Фразы, произнесенные ребенком, записывайте напротив соответствующих примеров, которые приводятся ниже.) Отказ Например: "Не хочу морковку", "Не чищу зубы". Отсутствие или исчезновение например: "Моего мяча нет", "Леденцов больше нет". Прекращение какого-либо процесса или действия Например: "Перестали громко шуметь", Уже кончил купаться".
Определительные фразы 6 Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, которые описывают предметы или действия? Например, "Папа бежит быстро", "Хочу большую куклу", "Нарисуй смешную рожицу", "Понюхай красивые цветочки" (Все фразы, здесь должны содержать разные определения.)
Фразы, указывающие на 6 принадлежность Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, которые указывают на принадлежность чего-либо кому-либо? (Заметим, что грамматические особенности, такие, как соответствующее окончание существительного или притяжательное местоимение могут присутствовать, а могут и не присутствовать. Самое важное здесь - смысл, вкладываемый ребенком в его высказывание.) Например: "Протри мой велосипед" "Это школа Сью". "Твой чай пролился", "Кукла Кейт плачет". (Все фразы, которые вы заносите в данную графу, должны содержать разные слова, указывающие на принадлежность.)
Указательные фразы 6 Пользуется ли ребенок фразами из трех слов, в которых есть указательные слова "этот", "тот" "Это", "то"? Например: "Брось это сюда", "Прокатись на этом велосипеде", "Хочу то печенье", "Посмотри на ту лошадь". (Не следует записывать в эту графу больше 2 фраз, содержащих одно и то же указательное слово)
Во
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|