Аргумент- довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.
Исходный текст- текст, предложенный для анализа.
Клише (языковое)- речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.
Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.
Позиция автора- отношение создателя текста к поставленной проблеме.
Проблема исходного текста - основной вопрос, поставленный в тексте.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения не менее 150 слов.
Предлагаем список сформулированных проблем.
Проблема памяти о своем детстве,
роли детства в жизни человека,
влияния технического прогресса на внутренний мир человека,
сохранения природных душевных качеств в современном мире,
взаимоотношений природы и человека,
силы характера,
трусости и смелости,
физической и моральной победы,
сохранения природы,
сохранения материальной культуры народа,
влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека,
духовности в искусстве,
роли красоты в возрождении души человека,
взаимосвязи красоты природы и внутреннего мира человека,
воспитания детей,
формирования мировоззрения художника,
отцов и детей,
формирования характера,
чувства собственного достоинства,
памяти о родине и родном доме,
чинопочитания и угодничества,
милосердия,
судьбы художника,
нравственного воздействия искусства на душу человека,
нравственной ответственности художника перед обществом,
истинной и ложной красоты,
утраты интереса к приобретению знаний,
героизма в мирное время,
поведения человека в экстремальной ситуации,
воспитания художественного вкуса у молодежи,
отрыва материальной культуры от культуры духовной,
жизни в условиях войны,
человеческой ограниченности,
назначения подлинного искусства,
влияния книги на судьбу человека,
гуманного отношения ко всему живому на земле,
нравственного выбора,
нравственной стойкости человека,
любви к родине.
Следующие речевые клише помогут вам прокомментировать проблему.
Проблема может заставить читателя
глубоко задуматься
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих
переосмыслить свое отношение к
по-иному посмотреть на
критичнее относиться к
обратиться к примерам из собственной жизни, литературы
поделиться мыслями о
оценить истинный масштаб чего-либо
открыто выразить свою позицию
заняться самовоспитанием
с горечью понять, что
серьезно размышлять
Чтобы рассказать о позиции автора, вы можете использовать следующие конструкции.
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что..
Автор может
эмоционально воздействовать на читателя
раскрывать сущность поставленных проблем
точно формулировать мысль
формировать положительное или отрицательное отношение читателя к проблеме
ставить ряд нравственных вопросов
помочь читателю увидеть традиционную проблему по-новому
писать интересно и ново о старых проблемах
быть строгим судьей негативным явлениям нашей жизни
заставить читателя самого решать сложные жизненные вопросы
приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
иронически (возмущенно, восхищенно и т.д.) повествовать о героях и событиях
использовать ряд убедительных аргументов
заставить переоценить отношение к
представить истинную картину происходящего
показывать образец поведения, отношения к жизни
побуждать искать истину
говорить с тревогой о наболевших проблемах
призывать читателя к
обращаться к традициям русской жизни
выражать мнение большинства
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»
Аргументы надо приводить в системе. (Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала). Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!
Аргументы должны доказывать заявленную точку зрения.
Аргументы должны быть развернутыми и убедительными.
Аргументы не должны быть противоречивы.
Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса (два в сочинении на ЕГЭ).
Типы аргументов.
Чаще всего используются следующие аргументы:
Факты и события.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки.
Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Примеры из художественной литературы.
Логические аргументы
Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия).
Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
Силлогизм (из двух суждений следует третье суждение).
Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему отечеству.
Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того же класса).
Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям.
Чувственные аргументы
Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное, оцениваемое как хорошее; общечеловеческие ценности - вежливость, сострадание, патриотизм, честь, благородство).
Аргументы к угрозе (указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое; социальные и нравственные пороки - расизм, коррупция, жестокость, подлость, предательство).
Аргументы из художественной литературы.
№
проблема
автор, название произведения
проблема несправедливости социального устройства общества
Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо..»
проблема нравственной стойкости человека
М.Шолохов «Судьба человека», А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
И.С.Тургенев «Русский язык», Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
проблема семьи и семейного счастья
Л.Н.Толстой «Семейное счастье», «Война и мир», А.П.Чехов «Три года», В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
1. С помощью слов и словосочетаний
обратимся к факту, научным данным
достаточно привести такой пример
это можно доказать следующим образом
стоит обратиться к
приведу еще один пример
докажем важность данной проблемы с помощью
в этом легко убедиться, обратившись к
вспомним о
вот отчего
2. С помощью вводных слов и словосочетаний
во-первых, во-вторых
например
допустим
по свидетельствам кого-либо
по утверждению кого-либо
3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения
так как
потому что
оттого что
ибо
благодаря тому что
Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления
Печально, когда человек убежден, что все на свете объяснимо, что всему можно название. А мне кажется, что невозможно объяснить, зачем человек был сотворен и зачем ему была дана музыка..
Ряда риторических вопросов, созвучных идее, проблеме текста
Вы можете представить этот мир без музыки? Волшебной, чарующей, проникающей в нас помимо нашей воли? Вы готовы признать это чудом, благодатью, дарованной нам?
Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали данному тексту
Если бы мне предложили дать другое заглавие этому тексту, то я была бы очень удивлена. Любое заглавие не случайно. За этим слишком многое стоит.
С цитаты, пословицы, поговорки, притчи
Известно, что Л.Н.Толстой не мог слушать музыку. Однажды он вышел из комнаты, где играли на рояле, и воскликнул: «Что хочет от меня эта музыка?»
С ключевого слова текста (именительный темы)
Музыка.. Из всех видов искусства для меня оно самое загадочное, необъяснимое. Музыка всегда нам о чем-то говорит, волнует нас или бьется, как морская волна, о наши сердца.
Описания впечатления, которое произвел данный текст
О книге В.П.Астафьева «Затеси» слышал давно, но, стыдно признаться, так и не прочитал.
Стоит ли говорить, что мимо такой книги нельзя проходить, иначе пройдешь мимо чего-то важного в этой жизни. Вот что я понял, прочитав миниатюру «Голос из-за моря».
Иллюстрации каким-либо фактом основной проблемы текста
Есть у Ю.Визбора песня, которую я очень люблю. Ее мелодия и слова возвращают меня в мир, где вечное всегда остается вечным. «Наполним музыкой сердца», - с такой необычной просьбой обращается к нам поэт. И каждый раз я пытаюсь понять, просьба это, или мольба, или молитва..
Заключение может быть написано в форме:
Цитаты, если она является итоговым суждением
«Чья-то боль становилась моей болью, и чья-то печаль моей печалью», - слышится голос автора. Мне кажется, если мы не сумеем принять чужую боль, то и наша боль не будет услышана. «Кому повем мою печаль?»
Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям
Мне кажется, что музыка всегда переносит нас в мир, человек обретает самого себя и способен постичь высшие истины. Вспомните эпизод из романа Толстого «Война и мир». Николай, услышав пение Наташи, думает только о том, возьмет ли она верхнюю ноту или нет. Он забывает о суетном мире, желая освободиться от своего постыдного поступка, очистить душу.
Может быть, поэтому человек так часто плачет, когда слушает музыку.
Развернутого рассуждения об идее текста
Хочу сказать, что теперь мне стали понятнее мысли великих философов о мировой скорби. Мы, люди, связаны друг с другом мы как звенья одной цепи: затронь одно звено – и это движение отзовется в другом. А музыка не позволяет нам об этом забывать.