Владеть и давать. Причина
Владеть и давать Жил некогда суфий. Однажды он спросил человека, желавшего стать его учеником: «Если бы у тебя был дом, ты пожертвовал бы им для суфийской работы? » «Да», - сказал кандидат. «Ну а если бы у тебя была семья, отказался бы ты от нее, чтобы следовать по Пути истины? » - опять спросил суфий. «Разумеется», - ответил человек. «А отдал бы ты одну из твоих рубашек ради Великого дела, если бы у тебя их было две? » «Конечно, нет! » «Но почему же? » - поинтересовался суфий. «Потому, что две рубашки - это как раз все, что у меня есть».
Так второстепенное «я» заботится о себе. О людях можно судить только по их поступкам, и потому суфии специализируются на поступках, а не на словах. Надо отметить, что здесь мы не имеем в виду поступки внешние, своего рода спектакли, участвуя в которых, люди просто притворяются. Действия должны быть протестированы, как в случае с кандидатом в ученики и его рубашкой. Именно потому, что все истинно духовное, относящееся к области высшего сознания, так тяжело достается, большая часть религиозных и предположительно духовных проявлений на самом деле относится к сфере социальной жизни. Если тщеславие и эмоциональность не замечать и не осознавать, они прирастают к социальной жизни, теперь уже именуемой «духовной», и возникает основа для возникновения бесчисленных культов, заполонивших мир, и некоторые из них уже считаются главными мировыми религиями или их разновидностями. Этот самообман нигде не получил столь широкого распространения, как в Индии. Совсем недавно перед одним из «зверинцев», обслуживающих «псевдоискателей» из западных стран, была установлена огромная вывеска. Она гласила:
«ПОПРОБУЙ МЕДИТАЦИЮ» Один шутник, в отличие от других, осведомленный о своем реальном состоянии, нацарапал под этой надписью: «ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ БЫТЬ СУФИЕМ» Человек, написавший это, во всяком случае осознавал проблемы, порождаемые нетерпением и верхоглядством. В отличие от других систем, цель суфизма не ограничивается тем, чтобы просто привести людей к вере во что-то; для него отнюдь не характерны уступчивые ученики и мастера, имеющие репутацию чудотворцев. На самом деле многие из тех, кому чрезвычайно трудно принять суфизм с наибольшей вероятностью придут к его пониманию. Обратите внимание на следующую историю, и вы поймете, почему. «Не пытайся переубедить ученика, если вдруг, на каком-нибудь занятии, заметишь, что он не уверен в правильности твоих слов», - наставлял суфий своего представителя. «Но почему? » - спросил тот. «Потому, что он может быть единственным, кто тебя по-настоящему слушает». Понимаете, каков смысл? Те, кто не подает абсолютно никаких признаков понимания, возможно, прислушиваются к вам, а возможно, и нет, и это обнаружится рано или поздно. Но те, кто, пытаясь овладеть суфийским учением, внимательно слушает его представителя, почти наверняка обращает к его словам, действиям и реальности свою второстепенную личность, «командующее я». Так поступают все люди, когда хотят что-то оценить. Вполне естественно, что этот сырой, своекорыстный элемент либо согласится, либо не согласится с воспринятой информацией. Спорить с ним бесполезно. Студент должен каким-то образом прийти к рабочей гипотезе, что помимо принятия или отторжения существует иной путь изучения. Именно поэтому в суфийских рядах так много бывших ученых и потому же ученые терпеть не могут суфиев, по крайней мере, пока те живы и способны за себя постоять. Необходимо понять, что принятие и отторжение очень часто - чаще, чем это признается, - просто способы развлечь себя. Иными словами, люди получают удовольствие, веря или не веря во что-то, а причины, по которым они принимают или отвергают, выдвигаются ими уже после. Это явление психологи сегодня называют «рационализированием».
Идеологи, будь то в религии, политике или в рекламе и продвижении товаров, специализируются на производстве веры. Другими словами, они побуждают людей хотеть тех или иных вещей и убеждать самих себя в наличии разумного основания для этих желаний. Столетия назад суфии, и публично и приватно, утверждали, что вера такого рода не является верой или религией и что существует иная, подлинная версия веры, в отличие от вышеупомянутой подделки. Сегодня эта позиция, как теория, получила признание на Востоке и в несколько меньшей степени на Западе (где люди склонны глубоко почитать веру, будто она имеет ценность сама по себе), но в обоих мирах (и на Востоке, и на Западе) подобное знание все еще очень редко понимается и еще меньше практикуется. Когда осознаешь, что вера, неправильно понятая, может обесценить всю жизнь, а вера правильного характера приводит к просветлению, важность обладания правильным убеждением или верой трудно преувеличить. А теперь рассмотрите следующую историю.
Причина Некий религиозный реформатор воззвал во время проповеди: «Кто хочет попасть на Небо, встаньте! » Все встали. Лишь очень потрепанный дервиш остался сидеть в углу. «Почему же ты не желаешь оказаться на Небесах?! » - загремел агитатор. Дервиш кротко глянул на него и сказал: «Потому, что здесь у меня осталось слишком много неоконченных дел! » Дервишу было необходимо завершить освобождение своего истинного «я» от суетных трудов второстепенного «я», по этому поводу можно привести суфийское высказывание: «Умри до своей смерти». Весьма специфические и важные дела должны быть осуществлены «в миру». Суфии и многие их ученики могут заглянуть за пределы внешней стороны вещей; их взор нацелен на восприятие реальности, лежащей за видимостью. Не познав этой реальности, вы не оставите погони за видимостью, а ее формируют всевозможные убеждения и совершенно бесплодные удовольствия, которые, конечно, немало привлекательны.
Обычного исследователя, ученого или идеолога вечно обманывает видимая сторона вещей и сбивают с пути предположения. Под воздействием подобных элементов обычный человек предстает перед суфием совсем не таким, каким кажется себе и своим товарищам. Вот история, которая служит прекрасной иллюстрацией этого, показывая, насколько пустым является человек со всеми своими заботами в глазах тех, кто действительно видит, во что он себя превращает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|