Художественный образ. Образное мышление.
Нету L
БИЛЕТ 15
Сатира и её место в литературе. В лит-ре можно наблюдать весьма широко распространённый круг произведений, в кот художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к преувеличению, гротескной форме, резко нарушающий реальный облик явления. В живописи простейшим примером может служить карикатура. Причём, преувеличение, характерное для карикатуры, - это преувеличение особого рода, связанное с подчёркиванием смешного и нелепого в явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции. Основное свойство комического состоит в том, что оно основано на ощущаемой нами внутренней противоречивости явления, на скрытой в нём, но улавливаемой нами неполноценности и т.д Смех вызван тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания. Юмор вскрывает эту неполноценность, подчёркивая, преувеличивая, гиперболизируя её, делая ощутимой, конкретной. В основе юмористического образа лежит искажение, преувеличение (опять же здесь можно сказать о карикатуре…) явлений жизни, для того, чтобы отчётливей обнаруживался алогизм их, те есть всё та же внутренняя неполноценность… Смешно несоответствие содержания и формы. Оно как бы разоблачает явление, обнаруживает его несостоятельность, что и вызывает смех. Юмор в ис-ве является отражением комического в жизни, усиливает его, связывает с эстетическими представлениями. В ис-ве(в лит-ре, в частности) наблюдаем новый тип образа- юмористический. Основная его особенность – то, что в нём заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка. Автор юмористического произведения симпатизирует своему герою. Мы смеёмся над мелкими недостаткими, поск они неопасны, безвредны. Пример юм образа- мистер Пикквик у Диккенса. Юмор-шутка. Ирония-насмешка, основанная на чув-ве превосходства над тем, к кому он обращается, скрыт обидный оттенок. Ирония приписывает явлению то, чего ему недостаёт: Лисица говорит ослу:”Отколе, умная, бредёшь ты, голова?” Сарказм=злой иронии. Гнев!!!!!! Лермонтову хочется “смирить весёлость” окр его людей в “ 1-м января”. Юмор есть отрицание частного, сатира-общего. Сатира идёт по линии нарушения реальных форм явления, к тому, чтобы довести до предельной резкости представление об их неполноценности, тяготеет к условностям, гротеску, фантастичности образа. Сатира Щедрина в “Истории одного города”, Свифт «Путешествие Гулливера”. Сатира стоит на грани комизма, она не только смешит, но и отталкивает, направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В сатире- особая форма образного отражения жизни.
БИЛЕТ 16
Литература в системе культуры. В раннем, синкретическом обществе основным видом искусствава считался танец и пантомима. Античность - скульптура. Евр. средневек. к-ра + страны востока - архитектура. Эпоха Возрожд. - живопись. В 19-20 вв - лит-ра. К нач. 19 в. она начала действовать на все др. виды искусства: театр, кино, музыка. Но к посл. времени многие заявляют о том, что лит-ра сдает свои позиции и вынуждена уступить место видам масс. коммуникации.Литература -- один из способов раскрытия человеческого духа. Литература - не спонтанное выражение, а представление в виде, обретшем свою форму.
БИЛЕТ 17
Пародия, её сущность, её роль в литературном процессе. Пародия (греч parodia - перепев) - комическое подражание художественному произведению или группе произведений. Обычно строится на нарочитом несоответствии стилистических и тематических планов художественной формы. Выделяют два типа пародии: Бурлеск (низкий предмет, излагаемый высоким стилем), Травестий (высокий предмет, излагаемый низким стилем) Осмеяние сосредотачивается как на стиле, так и на тематике. Пародироваться может поэтика конкретного произведения, автора, жанра, целого идейного миросозерцания. По характеру комизма пародия может быть юмористической и сатирической, со многими переходными ступенями. По объёму пародии обычно невелики, но элементы пародии могут присутствовать во многих больших произведениях («История одного города» Салтыкова-Щедрина. И.т.д). Жуковский «Певец во стане русских воинов» - пародия на древность
БИЛЕТ 18
Понятие о культурной и литературной традиции. Анализ произведения, стиля, течения в конечном счёте должен привести нас к определению его места в литературном процессе. Только поняв, в каких условиях оно возникло, какие эстетические нормы ему противостояли, какие на него воздействовали, мы сможем определить его историко-литературное значение и благодаря этому глубже понять, в чём его значение для нас, чему оно служит в современности. Произведение по сути своей исторично, те возникает как необходимое следствие определённой исторической обстановки. Она определяет его по форме, и по содержанию. Писатель в своей работе имеет возможность опираться на творческий опыт своих предшественников, закономерно продолжая его. Воздействие опыта прошлого в лит-ре – литературная традиция, сила преемственности в литературной жизни- чрезвычайно велико. Писатель осмысливает новое в жизни, которое появляется не сразу, а постепенно накапливаясь и назревая, при помощи уже сложившегося в лит-ре опыта, традиции. И в то же время, чем крупнее писатель, тем больше в его творчестве новаторства, те именно такого содержания и таких форм, которые отвечают именно его времени. Отразить новое писателю помогает материал, накопленный лит-рой прошлого. В том случае, если писатель не вносит нового в своё творчество, те не откликается на запросы жизни, перед нами безжизненное повторение прошлого- эпигонство. Оно может существовать, поскольку в человеческой жизни много сходных, повторяющихся моментов, которые позволяют сохраняться и традиционным литературным образам и формам, но писатель может играть видную роль в лит-ре только тогда, когда он улавливает новые требования жизни, воплощает их в новых образах.
БИЛЕТ 19
Литературные роды. Принципы их классификации. Литературу сложно разделить на группы. С древности уже вырабатывались определенные принципы, по которым литература делилась на несколько частей. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. Далее, с увеличением количества литературных произведений возникла потребность изменить принципы деления на лит.роды. В 18 веке Гегель дал лучшие принципы разделения литературы: эпос -- представление объективности в ее объективности, лирика -- представление субъективности, внутреннего мира, драма -- изложение, связывающее оба предшествующих рода в новую целостность, в которой мы имеем объект раскрытия и внутреннюю жизнь индивида. Эпос и лирика противопоставлены друг другу, а драма -- синтез эпоса и лирики. Это представление стало традиционным до наших дней. В реальной жизни драма отодвигается на второй план. Литература -- один из способов раскрытия человеческого духа.Литература - не спонтанное выражение, а представление в виде, обретшем свою форму. Учитывая это,Гегель пересмотрел и уточнил свою формулировку. С точки зрения действия Аристотель был прав: - автор -- наблюдатель со стороны - эпос - внутренние переживания автора – лирика - соединение непосредственной демонстрации действия, которое про- исходит на сцене (все определяется словами) и прохождение сюжета сквозь личность актера (объективность действий и субъективность пере- живаний) - драма. Нельзя четко определить, что субъективно или объективно. Позиция автора всегда субъективна, порождена худ. воображением. "Объективная" реальность -- реальность не мира, а худ.произведения. Может существовать отдельно от автора -- иллюзия, заставляющая нас представлять мир отдельно. Вторая иллюзия -- мир изображается через внутреннее восприятие героя (лирич.). Возможны варианты, когда автор переселяется в душу героя, изображает героя в качестве себя самого (С.Есенин "О Москве").Это достаточно обычная вещь в лирике 20в.Проблема взаимоотношений героя и автора существует постоянно. В драматических произведениях все четко и ясно. Существует точка зрения, что есть четвертый род литературы - сатира. Это исходит из того, что есть важные вещи, которые нужно сохранить, чтобы не вычеркнуть из лит-ры (как в сталинские времена). Но никаких доказательств этому не было приведено.
БИЛЕТ 20
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|