Сын Николая Рериха, Святослав, выступая в Ленинграде в Доме ученых в 1975 году, вспоминал: «Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича <...>. Была замечательная коллекция каменного века. Мы все посильно, в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. В Новгородской губернии мы собирали скребки, копья. Все это было неразрывной частью нашей жизни. Я даже сейчас хорошо помню все те орудия каменного века, которые Николай Константинович особенно любил, что его особенно интересовало».
Анализ научной деятельности Н.К. Рериха в области археологии России свидетельствует о том, что он внес огромный вклад в теорию и практику археологической науки.
Раковины происходят из Индийского океана. Подарены Юрием Николаевичем Рерихом троюродной сестре – будущей основательнице Музея-института – Людмиле Степановне Митусовой. Юрий Рерих приехал в СССР в 1958 году, по завету родителей, чтобы вернуть на Родину рериховское наследие и продолжить среди соотечественников работу по духовному освоению Востока.
Этот кристалл горного хрусталя был подарен «матерью Агни-Йоги» Еленой Ивановной Рерих Иннокентию Ельц о ву, последователю Рерихов, входившему в группу изучающих Учение Живой Этики в Шанхае под руководством Альфреда Х е йдока. Он был автором работы «Учения Востока», посвящённой Агни-Йоге. Горный хрусталь как и слюда, считается хорошим проводником психической энергии, способной накапливаться в этих минералах. Елена Ивановна не раз отсылала в дар своим сотрудникам и людям, серьезно интересующимся Учением, кусочки горного хрусталя.
Народный рисунок штата Орисса «Белый слон» с автографами Д.Р. и С.Н. Рерихов. 1962, штат Орисса, Индия. 1 л. Бумага, ткань, глина, темпера, чернила, машинопись, рисунок 7,7×10,2; паспарту 11,0×14,5.
Нет фото
В 1945 г. Младший сын Николая Константиновича Рериха Святослав Николаевич Рерих женился на популярнейшей киноактрисе, деятельнице индийского художественного просвещения Д е вике Р а ни. Супруги поселились в пригороде Бангалора. Всю оставшуюся жизнь Святослав Николаевич прожил в Индии, но не прерывал переписку с троюродной сестрой Людмилой Степановной Митусовой.
Святослав Рерих говорил в одном из интервью: «Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, всё, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине». Многосторонняя деятельность С. Н. Рериха была высоко оценена в России и других странах. Святослав Николаевич вёл большую просветительскую работу и руководил Школой искусств им. Шри Ауробиндо в Бангалоре. Он являлся духовным наследником своего великого отца и продолжателем его дела.
Шкаф книжный. XIX в. Дерево, стекло, резьба, золочение, лакировка. 156,0×73,0×34,0.
О первом приезде Юрия Николаевича Рериха в 1957 г. в Ленинград, после многолетнего пребывания в Индии, остались заметки Людмилы Степановны Митусовой, троюродной сестры Юрия: «Он вошёл в комнату и увидел старый шкапик, вывезенный с Мойки, 83 отцом вместе с другими вещами Рерихов. Мы знали, что этот шкапик стоял у Юрика в детской. Он подошёл к нему, погладил и сердечно сказал: «Это мой шкапик!» Я открыла дверцу и стала вынимать некоторые его вещи. Вынула и глиняную лепку – фигурку собаки. Он воскликнул: «Ой! Это Дружок! Я его лепил!». Вообще, Юрий Николаевич очень трогательно относился ко всем своим старым вещам».
Брошь. Индия. XX в. Хризопразы (?), металл, пайка, ковка. 3,0×3,3.
В музее-институте хранятся личные вещи Елены Ивановны Рерих: одежда, ювелирные украшения. Они были подарены Юрием Николаевичем Рерихом Людмиле Степановне Митусовой после его возвращения в Советский Союз в 1957 г., на память о матери. Людмила Степановна приходилась двоюродной племянницей Елене Ивановне и благоговейно хранила память о детских годах, когда она общалась с «тётей Лялей».
Киот. Китай. XIX в. Дерево, металл, лак, полихромия, резьба, роспись, золочение, левкас, гравировка, лакировка. 18,5×6,3×8,5.
Киот со скульптурным изображением бодхисатвы стоял на письменном столе Елены Ивановны Рерих. В буддизме бодхисатва – это просветленное существо, которое оказывается от Нирваны из сострадания к людям, воплощаясь в земной жизни, чтобы помогать ищущим истину.
Появление этого киота в доме Рерихов следует связывать с известным фактом того, что далай-лама XIII послал в свое время памятные подарки всем участникам строительства Петербургского Дацана. В 1909 году по приглашению настоятеля дацана Агвана Доржиева Николай Рерих вошел в комиссию по строительству буддийского храма. В 1910 году по его проекту были созданы храмовые витражи с изображением восьми благих буддийских символов.
Письменный прибор. XIX в. Фарфор, глазурь, роспись, позолота. 18,0×18,5×10,5.
Письменный прибор принадлежал Елене Ивановне Рерих. Он выполнен в виде изящной шкатулки стиля рококо, с росписью, позолотой и скульптурным изображением сидящей девушки, одетой по моде XVIII в.
Елена Ивановна Рерих была уникальной для своего времени женщиной по образованности, по широте интересов и по силе ума. Она проявляла глубокий интерес к археологии, искусству, фотографированию, путешествовала с Николаем Константиновичем по древним русским городам, участвовала в раскопках. С 1902 по 1910 год была действительным членом Императорского Общества поощрения художеств. Факт по тем временам для женщины редкий. Весьма обширно ее эпистолярное наследие. Елена Ивановна вела переписку более чем со 140 корреспондентами по всему миру. Среди них – друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры, члены рериховских обществ. В письмах Елены Рерих разъясняются сложные философские и научные проблемы, основы Агни Йоги.
Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Статуэтка «Скандинав». 1906–1917. Глина, глазурь, лепка, обжиг. 11,5×5,0×5,5.
С 1906 по 1918 год Николай Константинович Рерих руководил Рисовальной школой Общества поощрения художеств. Эта школа была вторым по величине художественным образовательным учреждением в Петербурге после Академии художеств и готовила, в основном, художников для работы на производстве. Выражаясь современным языком, - дизайнеров. Помимо общеобразовательных классов при ней работали мастерские: гончарная, керамическая, ткацкая, столярно-резческая и другие. Учеником керамической мастерской и была выполнена данная фигурка, в стилистике северного модерна.
Одеяло, связанное из верблюжьей шерсти, было приобретено Рерихами в ходе подготовки Центральноазиатской экспедиции 1923–1928 гг. Известно, что к тому, которое мы видим в витрине, еще существовало парное. Одним пользовалась Елена Ивановна, другим Николай Константинович. Это одеяло было привезено в СССР Юрием Николаевичем Рерихом, который участвовал в экспедиции в качестве, востоковеда- переводчика и начальника вооруженной охраны. Передано Людмиле Степановне Митусовой, двоюродной племяннице Елены Ивановны Рерих, среди прочих вещей по возвращении Юрия Николаевича на Родину в 1957 г.
Использовались в период Центрально-азиатской экспедиции Н. К. Рериха 1923‑1928 гг. 30 ноября 1923 г. Рерихи впервые ступили на индийскую землю. Осуществилась давняя мечта Николая Константиновича. Началась новая эпоха в жизни художника. В 1925–1928 проходитЦентральноазиатская экспедиция. Преодолев горные хребты Азии, пустыни Индии, Тибета, Китая, Монголии, участники экспедиции вернулись в Индию. Ю. Н. Рерих вспоминал: «В Дарджил и нге экспедиция была официально распущена, её участники вернулись домой, унося с собой воспоминания о могучих снежных цепях гор, ревущих горных потоках и бескрайних пустынях» В условиях гор тёмные очки были необходимы путешественникам, предохраняя их от снежной слепоты.
Роза искусственная Е.И. Рерих. Нач. XX в. Шёлк, бархат, бумага, проволока, ручная сборка. 10,0×7,0×6,0 (стебель 12,0×0,3; листья 4,0×2,0; 3,0×1,4; цветы 6,5×5,5; 4,0×4,0).
Роза на бальное платье относится к петербургскому периоду жизни Елены Рерих. Вместе со многими другими вещами она была вывезена кузеном Елены Ивановны, Степаном Степановичем Митусовым, около 1922 г. из квартиры Рерихов на Мойке, 83, по их просьбе. В тот период семья Рерихов находилась в Америке и планировала отъезд в Индию.
Роза была одним из любимых цветов Елены Ивановны, она использовала её в качестве украшения, о чём свидетельствуют портреты матери, выполненные Святославом Рерихом, фотографии, воспоминания современников.
Вместе со многими другими вещами мольберт был вывезен Степаном Степановичем Митусовым, кузеном Елены Ивановны Рерих, около 1922 г. из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Митусовы хранили у себя вещи Рерихов вплоть до создания музея семьи Рерихов. Мольберт погиб во время блокады, разделив судьбу письменного стола художника: они были сожжены в буржуйке, чтобы хоть немного согреть обледенелое жилище. Эта деталь чудом сохранилась. Основательница музея Людмила Степановна Митусова с болью вспоминала об этих потерях, виня себя и сестру в гибели мемориальных вещей. Однако для нас важен как раз тот факт, что большая часть рериховского наследия была героически сохранена семьей Митусовых в условиях сталинского террора и военного времени, когда погибла б о льшая часть семьи.
Художник впервые принял участие в раскопках, еще учась в гимназии. В 1892 г. Рерих производит самостоятельные раскопки курганного могильника.
В то время главным координатором археологических работ на территории России было Императорское археологическое общество (ИРАО). В 1899 г. по поручению ИРАО Рерих первым среди археологов обследовал современное состояние объектов археологии, расположенных на Великом торговом пути «из Варяг в Греки». До 1907 г. он принимал самое активное участие в деятельности ИРАО: производил раскопки и разведочные работы по заданию общества, выступал с докладами о проведенных исследованиях.
На протяжении почти двух десятков лет Рерих плодотворно сотрудничал с Императорской Археологической комиссией (ИАК). Рерих трудился над составлением первой археологической карты Петербургской губернии.
Собранная Рерихом уникальная археологическая коллекция включала около 100 тысяч предметов.
Ученик ИОПХ по классу стекла О.Н. Каратыгиной. Витраж «Н.К. Рерих и С.С. Митусов, купающиеся в реке жизни». 1910-е. Стекло цветное, металл, свинец, роспись, пайка. 40,5×28,5.
Николай Рерих и двоюродный брат Елены Рерих Степан Митусов долгие годы были коллегами по Обществу Поощрения художеств, друзьями. «Из всех моих родных он мне наиболее близок по духу», - писала о Степане Степановиче Елена Ивановна.
В воспоминаниях дочери Степана Степановича, основательницы Музея-института семьи Рерихов Людмилы Степановны Митусовой находим следующее упоминание о витраже, сделанном учеником Рисовальной школы в стилистике персидских миниатюр: «Тот, кто знает облик Рериха, может найти его на витраже, купающимся в Реке Жизни. Слева от него купается мой отец, Степан Степанович Митусов. Рядом с Николаем Константиновичем на берегу – его голубая одежда, что соответствует последующим путешествиям в Индию и Тибет. У отца на берегу красная одежда, что соответствует Советской России, где он прожил всю оставшуюся жизнь. Вот такой витраж-предсказание».
Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Шаржированный лепной портрет Н.К. Рериха. Около 1915. Тонированный гипс, лепка. 4,6×9,6×5,0.
В 1906 г. Рерих стал директором Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Опираясь на лучшие традиции этой школы, Рерих немало сделал для неё за десятилетие своего директорства. Он усовершенствовал систему преподавания, обновил педагогический состав, основал новые мастерские, ввёл в школьную программу новые курсы лекций, организовал библиотеку и музей.
Работа одного из учеников школы – лепной шаржированный портрет Рериха, свидетельствует о дружеской атмосфере, царившей в школе, и о том, что учащиеся прекрасно знали об увлечении их директора археологией, поскольку шарж представляет собой ударную часть археологического молотка.
Веер. XIX в. Страусиное перо, панцирь черепахи, шёлковая лента. Длина 32,0.
Веер принадлежал Елене Ивановне Рерих, в девичестве –Шапошниковой. Мать будущей жены художника – Екатерина Васильевна, урожденная Голенищева-Кутузова, готовила дочь к светской жизни, мечтая о выгодной партии для Ляли, которая была необыкновенно хороша собой. Елена Ивановна вспоминает, как часто ей приходилось посещать балы вопреки её собственному желанию, с каким презрением мать относилась к ее любимому занятию: чтению философских книг.
Шкаф-бюро. XVIII в. Дуб, орех, палисандр, металл, инкрустация, ручная сборка, лакировка. 225,0×112,0×60,0.
Нет фото
«Голландский» или «Петровский» шкаф был куплен Николаем Константиновичем Рерихом в 1910 году во время одной из поездок по Прибалтике вместе с женой, предположительно в Риге или в Гапсале (Эстония) в имении графов Брев е рн де ла Г а рди. Называется так потому, что был сделан голландскими мастерами в петровское время. Необыкновенно удобный шкаф-бюро, или секретер, со множеством выдвижных ящиков и ящичков служил основным рабочим местом художнику.
Столик овальный. Из комплекта Гарнитур семьи Митусовых. XIX в. Дерево, бронза, лак, литьё, золочение, полировка. 75,9×103,0×68,0.
Кресло. Из комплекта Гарнитур семьи Митусовых. XIX в. Красное дерево, шёлковый штоф, лак, резьба, золочение, полировка. 94,0×62,0×55,0.
Кресло. Из комплекта Гарнитур семьи Митусовых. XIX в. Красное дерево, шёлковый штоф, лак, резьба, золочение, полировка. 94,0×62,0×55,0.
Экспонируемый гостиный гарнитур происходит из квартиры семьи Митусовых, которая долгие годы, до и после революции жила на улице Большой Болотной (теперь – Моисеенко) в доме номер 6. У них в гостях не раз бывали их родственники – семья Рерихов, с которыми Митусова связывала особая духовная близость. По сохранившемуся рисунку Юрия Рериха известно, что и в гостиной Рерихов стоял подобный гарнитур. Не исключено, что две родственные семьи в одно время и в одном месте заказывали себе элементы обстановки дома.
В советский период Семья Митусовых стала хранительницей наследия Рерихов в Петербурге-Ленинграде.
Рисунок. Н.К. Рерих. Выдача головой. До 1895. Бумага, карандаш, белила, акварель. 12,0×16,0 (в свету).
После окончания гимназии Николай Рерих поступает учиться сразу в два высших учебных заведения – в Академию художеств и, по настоянию отца, на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но, как вспоминал художник, «экзамены сдавались на юридическом, а лекции слушались на историко-филологическом факультете». Этот небольшой рисунок отражает разнообразные интересы автора. ВЫДАЧА ГОЛОВОЙ – в средневековом праве предоставление виновного в полное распоряжение лица, в отношении которого он совершил какое-либо преступление. Лицо, которому кто-либо был выдан головой, могло по своему усмотрению лишить выданного жизни (головы), обратить в рабство и т.п. С XV века в России судьи приговаривали должников и преступников к выдаче головой не «на продажу», а только «до искупа», т.е. до покрытия долга. В 1700 г. Петр I отменил выдачу головой, и вместо этого должников стали ссылать на каторжные работы.
Рисунок. С.Н. Рерих. Ефим на берегу озера Ключино. 27 января 1916. Бумага, гуашь, тушь, графитный карандаш. 10,2×12,5.
Младший сын Николая Константиновича Рериха Святослав, будущий известный художник, в детстве впечатлённый работой своего отца-художника, начал профессионально заниматься искусством. Первым его наставником стал отец. В музее-институте хранятся многие ранние работы Святослава. Данный сюжет связан с раскопками, производимыми Николаем Константиновичем Рерихом на озере Ключино на Валдае. Проводником учёного был крестьянин Ефим, попавший на детский рисунок.
Альбом вывезен Степаном Степановичем Митусовым в 1922 году из петербургской квартиры Рерихов на набережной Мойки, дом 83. Альбом в картонной обложке, оклеенной холстом. На задней крышке сделана петля для карандаша. Датируется по записи о раскопках в Великом Новгороде летом 1910 года. В альбоме 24 листа, 16 набросков и рисунков. Среди них – «Облака на городище», «Элементы декора Троицкой церкви Духова монастыря», эскизы к картинам «За морями земли великие», «У дивьего камня неведомый старик поселился», «Сеча при Керженце». Последний эскиз представляет собой первоначальный набросок композиции занавеса, на фоне которого исполнялась одноименная симфоническая картина из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Рисунок. Н.К. Рерих. Звериный орнамент (название условное). Не позднее 1917. Картон, бумага, акварель, тушь, гуашь, графитный карандаш. 46,5×7,5.
Рисунок вывезен Степаном Митусовым из квартиры Рерихов на набережной реки Мойки, 83. Возможно, имеет отношение к работам Николая Рериха по украшению Феодоровского Государева городка и Ратной палаты в Царском селе (1915–1917 годы). Не исключено также, что орнамент как-то соотносится с поездками Бориса Рериха в 1909 г. по Волынской губернии, во время производства им реставрационных работ в городе Овруче. В ходе этих поездок удалось составить коллекцию предметов, часть которых была украшена так называемым звериным орнаментом.
Линогравюра. Б.К. Рерих. Новодевичий монастырь ночью. Не позднее 1917. Бумага, линогравюра, пастель. 23,0×32,2.
Младший брат Николая Константиновича Рериха Борис (1885—1945) пошёл по стопам старшего брата. После окончания гимназии Карла Мая он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. В 1913 г. получил специальность художника-архитектора в Академии художеств. Ещё во время учёбы Борис Рерих проявлял интерес к восстановлению древних церквей, участвовал в обследовании памятников истории и архитектуры. С 1919 г. поселился в Киеве, где до 1923 г. преподавал в Киевской Академии художеств, участвовал в реставрации древних святынь, занимался оформлением книг, создал галерею портретов украинских деятелей искусства. В 1923 году вернулся в Ленинград. С конца тридцатых жил в Москве, работал в архитектурной мастерской Щусева.
Рисунок. Б.К. Рерих. Портрет матери, Марии Васильевны Рерих, в фас (3/4 оборота). Ноябрь 1903. Бумага, графитный карандаш, белила. 26,5×28,0.
Мария Васильевна Рерих происходила из купеческого рода Калашниковых, живших в городе Острове. 16 октября 1860 года в островском Троицком соборе Мария Васильевна венчается с Константином Федоровичем Рерихом, служащим агентства железных дорог (в 1867 г. после увольнения со службы в Главном Обществе РЖД Рерих становится нотариусом Санкт-Петербургского Окружного суда) и уезжает с ним в Петербург. У Рерихов было четверо детей: Лидия, Николай, Борис, Владимир. Борис пошёл по стопам старшего брата Николая, который стал для него первым наставником в рисовании. Николай Константинович после смерти отца очень заботился о младшем брате, о его профессиональном образовании, прививал ему любовь к искусству, археологии, реставрации.
А.А. Громов. Чудо Георгия о змие. [1916]. Картон, темпера, лак. 16,5×18,0.
В 1906 г. Николай Константинович Рерих становится директором Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Начинается период наибольшего расцвета школы. Рерих приглашает новых педагогов, основывает новые классы, в том числе иконописную мастерскую под руководством выдающегося мастера, иконописца из Мстёры Дмитрия Михайловича Тюлина. Поэтому совсем не случайно в творчестве учеников школы появляются религиозные сюжеты, как, например, в данной работе Александра Громова. Выпускник Рисовальной школы, а затем Академии художеств Александр Александрович Громов преподавал в Школе Народного искусства, работал на Ломоносовском фарфоровом заводе. После великой отечественной войны он возглавил реставрационные работы в жемчужине дворцово-паркового искусства Павловске, варварски разгромленном гитлеровцами.
Н.К. Рерих. Эскиз панно для лицевого фасада страхового общества "Россия". 1904. Картон, гуашь, белила. 13,5×24,0.
Для доходного дома страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (№ 35) Рерих выполнил серию эскизов, которые искусствовед Иванов в 1915 году объединил под общим названием «Северная жизнь». Майоликовые панно получили осуществление в Кикеринских мастерских, принадлежавших известному керамисту Ваулину. Обращение Рериха к майолике стало закономерным этапом художественных поисков. Плоскостно-декоративная трактовка формы, силуэтность рисунка, обобщённые пятна, присущие ранней живописи Рериха, требовали архитектурных пространств и новых материалов. Увлечённый русской древностью, красотой и поэзией старинного воинства, Рерих создал эскизы, объединённые общей темой и обобщённо-декоративной, монументальной формой.
Рисунок. М.В. Добужинский. На Николаевском мосту. Бумага, карандаш. 14,2×22,0.
На рисунке известного петербургского мастера начала ХХ века представлен Николаевский мост, который хорошо был виден из окон квартиры, в которой жила семья Рерихов по адресу набережная реки Большой Невы дом 25. При создании этот мост получил название Благовещенский, однако в середине XIX века был переименован в Николаевский. После революции 1917 года назвался мост Лейтенанта Шмидта, а в настоящее время ему возвращено первоначальное название.
Мстислав Валерианович Добужинский входил в число участников художественного объединения «Мир искусства», возглавляемого Рерихом с 1910 по 1913 гг.
Миниатюра. В.И. Зарубин. Бретонский мотив. На севере Франции. Начало XX в. Картон (?), бумага, дерево, ткань, гуашь, тиснение, золочение, склейка. 5,1×7,2 (овал, в свету); 15,0×16,5 (паспарту).
Виктор Иванович Зарубин – живописец, пейзажист. Посещал также как и Н.К. Рерих мастерскую Кормона в Париже. С 1896 г. учился в Академии художеств у Куинджи.
С 1909 г. – академик. В творчестве развивал традиции передвижников. Писал пейзажи с включением жанровых сцен. Один из характерных мотивов творчества Зарубина – пейзажи северной Франции. В Императорском обществе поощрения художеств (ИОПХ) стал работать по инициативе Рериха, с его же подачи в дальнейшем вошёл в руководящие органы общества. В 1905–1906 гг. – преподаватель орнаментального класса, в дальнейшем – секретарь Педагогического совета Рисовальной школы ИОПХ.
Копия. А.В. Щекатихина-Потоцкая. Фреска Дионисия 1502 г. в Ферапонтовом монастыре. Вологодская губ., Россия. 1910 (?). Бумага, картон, графитный карандаш, гуашь. 47,8×32,6.
В 1906 г. Николай Константинович Рерих становится директором Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств, которой он руководит вплоть до 1918 года.
Рерих ввёл новую традицию выездов учащихся для изучения древних памятников. Художник считал, что нет лучшего способа для выработки у начинающего художника чувства цвета и композиции, чем копирование лучших образцов древнерусской живописи, в частности, фресок. Данная работа – результат такой командировки талантливой ученицы Школы Александры Васильевны Щекатихиной. Она вышла замуж за Николая Потоцкого – брата жены секретаря Школы Степана Степановича Митусова. В 1920-е годы работала на Ломоносовском фарфоровом заводе, затем уехала во Францию, став женой художника Ивана Билибина. В 1936 году Билибин, Щекатихина-Потоцкая и ее сын от первого брака Мстислав вернулась в СССР.
До 1914 года почти каждое лето Н.К. Рерих посещал Европу. Летом 1906 г. художник с семьей отправился в Швейцарию, а затем, оставив жену и сыновей на горном курорте, двинулся через Альпы в Италию, с целью изучения её несравненного художественного наследия.
Настоящая акварель интересна тем, что представляет собой один из первых случаев обращения Рериха к теме гор. Сравнивая эту работу с поздними работами Гималайской серии, например, с картиной «Тибет», хранящейся в Музее-институте, мы можем проследить генезис творческой манеры художника от «фотографии гор» в ранних работах до «психологического портрета гор» в зрелом творчестве.
Один из преподавателей Рисовальной Школы художник Аркадий Рылов напишет: «С Рерихом было приятно работать: всё делалось по-товарищески, главное – чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников». Среди таких художников, приглашенных Рерихом, был Степан Петрович Яремич. Уроженец киевской земли, он с 1900 года жил и работал в Петербурге, публиковал статьи по вопросам русского и западноевропейского искусства, работал в антрепризе С. П. Дягилева, участвовал в выставках, организованных художественным объединением «Мир искусства». С 1918 — заведующий отделением рисунков Эрмитажа, с 1930 — заведующий реставрационной мастерской Эрмитажа.
Книжная иллюстрация. И.Я. Билибин [Заключительная сцена]. Из комплекта "Иллюстрации к былине "Вольга". Россия. Перв. пол. XX в. Бумага, литография. 37,5×31,0.
Оригинальный рисунок был сделан Билибиным в 1904 году.
Иван Яковлевич Билибин был одним из художников, приглашённых на преподавательскую работу директором Рерихом в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Один из самых ярких русских графиков начала ХХ века, известный иллюстратор русских народных сказок, сказок Пушкина, оформитель театральных постановок он был большим другом секретаря Школы Степана Митусова, двоюродного брата Елены Рерих. Судьбы Билибина и семьи Митусовых оказались связанными на протяжении многих десятилетий. В 1923 году Иван Яковлевич женился на Александре Щекатихиной-Потоцкой, вдове Николая Потоцкого – брата жены Митусова. После возвращения Билибина в Советский Союз в 1936 году, в одной из комнат его квартиры поселились средняя дочь Степана Степановича Людмила Митусова с мужем – талантливым художником Ростиславом Трониным, который много помогал Билибину в его работе.
В 1923 г. Н.К. Рерих впервые оказывается в Индии, начался новый период жизни связанный с подготовкой и осуществлением грандиозной Центральноазиатской экспедиции 1923-1928 годов, во время которой мастером были созданы сотни произведений. Экспедиция прошла через Гималаи, пустыню Такла-Макан, Восточный Туркестан, Алтай, Монголию, Тибет. После ее окончания художник с семьёй поселился в Индии, долине Кулу (западные Гималаи). Отныне и до конца жизни тема гор, прямо связанная с идеей духовного восхождения, становится ведущей в его творчестве.
Художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма. А. А. Рылов преподавал в общерисовальных классах и в классе рисования с животных Рисовальной школы Общества поощрения художеств с 1902 г. С 1915 г. вёл также натурно-фигурный класс. Член Педагогического совета школы более 20 лет.
Учился вместе с Н.К. Рерихом в мастерской А.И. Куинджи, его можно считать учеником и последователем А. И. Куинджи. Он навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре. Мастер обладал ещё одним редким даром – педагогическим, что отметил Н. К. Рерих: «Аркадий Рылов укрепил себя на одной из лучших страниц русского искусства. “Зелёный шум” Рылова обошёл все художественные издания.
Книга. [Рерих Е.И.]. Основы буддизма. – [Улан-Батор], 1926[7]. – 108 с.: ил. Русский яз. Бумага, типографская печать. 15,5×12,4×0,7.
Уже в петербургский период жизни Елена Ивановна Рерих проявляла интерес к восточной мысли: «…Могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакр и шны, Вивекан а нды, Бхагав а т-Г и та, книги по буддизму, Ламрин Цзонкапа и т.д.» Именно она приносила из книжных магазинов стихи Тагора, книги Свами Вивекананды «Провозвестие Рамакришны» и «Бх а кти-йога», которые находили такой отклик и в душе, и в творчестве её мужа, Николая Рериха.
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна принимала участие в Центральноазиатской экспедиции, разделив с мужем все тяготы и превратности похода.
В 1926 году в Монголии, куда направилась экспедиция, была издана рукопись Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные понятия учения Будды. В настоящее время эта книга входит в круг рекомендуемого чтения для студентов (будущих лам) школы далай-ламы XIV в Дармсал е.
Книга. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. – Париж: Русское книгоиздательство Я. Поволоцкого и Ко, 1929. – 136 с. Русский яз. Бумага, типографская печать. 19,8×14,5×1,4.
С 1928 года Е.И. Рерих безвыездно живёт в Индии, в Кулу, где продолжает работу над книгами Учения Живой Этики. В 1929 году под псевдонимом Жозефина Сент-Ил е р была издана работа «Криптограммы Востока», содержащая апокрифические сказания, легенды и притчи из жизни Великих подвижников и Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского.
Книга. Рерих Н.К. Собрание сочинений. Книга первая. – М.: Издательство И.Д. Сытина, 1914. – VII, (4), 335 с. Русский яз. Бумага, картон, ткань, типографская печать. 22,5×18,0×2,9.
Николай Рерих с юности увлекался не только рисованием, но и писательством, публикуя свои заметки в периодической печати. В 1913 году в издательстве Сытина был подготовлен первый том собрания сочинений, куда вошли статьи художника по истории культуры, по актуальным вопросам сохранения культурного наследия, а также философские притчи. Книге Рерих предпослал краткое посвящение: «Жене моей». К сожалению, издание второго тома не состоялось по причине начавшейся первой мировой войны. Экспонируемый экземпляр книги подписной, он содержит дарственную надпись художника Степану Степановичу Митусову – другу и коллеге. Сам Степан Степанович писал Николаю Константиновичу позже о годах совместной работы и общения: «Многому я у тебя научился самым незаметным образом».
Книга. [Агни Йога]. Листы сада Мории [Зов]. – Б. вых. дан., 1924. – 163 с. Русский яз. Бумага, типографская печать. 15,4×12,0×1,4.
В 1920 году началось создание философско-этической серии книг, известной ныне под общим названием Учение Живой Этики или Агни Йоги, над которыми Елена Ивановна Рерих работала до конца жизни в сотрудничестве с Великими Учителями (Махатмами) Востока. В Париже в 1924 году была издана первая книга Учения «Листы Сада Мории. Зов». В Музее-институте храниться экземпляр этого издания с посвящением Степану Степановичу Митусову, двоюродному брату Елены Ивановны, специально присланный в Ленинград. Таким образом, члены семьи Митусовых становятся одними из первых в Советском Союзе, познакомившимися с этими трудами.
Брошюра. Urusvati Himalayan Research Institute of Roerich Museum. – New York, б.г. – [8] р.: il. Английский яз. Бумага, типографская печать. 18,7×13,6×0,1.
Гималайский исследовательский институт «Урусвати» был основан Николаем Константиновичем Рерихом и Еленой Ивановной Рерих в 1928 г. в Дарджилинге, а затем перенесён в Наггар (долина Кулу, индийский штат Пенджаб, Западные Гималаи). Институт «Урусвати» был создан по результатам Центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха 1923–1928 гг.. Институт «Урусвати» осуществлял научное сотрудничество и контакты с 250 учреждениями науки и искусства Индии, Америки и Европы Советского Союза. Среди имён, так или иначе связанных с Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Энштейна, Р. Милликена, Л. де Бройля; видных деятелей науки, искусства и философии, таких как Чандрасек а р Рам а н, Рабиндран а т Таг о р, Чаттердж и, Маггофин, Сергей Метальников, Чарльз