Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алексей Густышкин Сказочные задания в форме стихотворных загадок




Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапы­вая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные бук­вы.

Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопись. Ты, используя разгадку, За задание берись.

m

Кто колдует, заклинает, В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках Кто хозяйка? (Бабка-Ёжка)

Спрятал кто иглу в яйце,

А яйцо хранит в ларце?

Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?

(Кощей)

Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай.

m

Леший Ёжке к дню рожденья

Сочинил стихотворенье.

В нем желал он счастья ей,

Быть мудрее и...

(добрей).

Что за слово Леший здесь не написал?


Вылепи из песка, если отгадал.

m

На розовом облачке феи Кружились и песенки пели, Даря вновь и вновь Всем мир и... (любовь).

И, радуясь, дальше летели. Очень важный дар от фей Вслух не прочитался. Вылепи ты слово это, Если догадался.

m


Приложение 5


Приложение 6

Оценка индивидуального поведения

Каждому ребенку Вы произвольно присваиваете цвет, ко­торым потом будете рисовать его график. Об этом делается пометка в графе «Цвет».

Протокол количественного анализа построен по принци­пу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, вклю­чающих в себя полярные качества.

Вам предлагается поставить оценку от 0 до 10 баллов.

Балл 5 показывает отсутствие явной выраженности каче­ства. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизиру­ют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выс­тавляются.

1. АГРЕССИВНОСТЬ — МИРОЛЮБИЕ. Шкала характери­зует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ре­бенок проявляет по отношению к другим разрушительные илизапугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, бросается песком, унижает — Вы можете поставить «X» (крест или точку) рядом
с одной из цифр: 2, 3, 4. Баллы 5 и 6 показывают ситуативнуюагрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия толь­ко в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы 7 и 8 символизиру­ют натуру миролюбивую, готовность уладить конфликт. Ре­бенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление миролюбия: «бьют пощеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.

2. ТРЕВОЖНОСТЬ — СПОКОЙСТВИЕ. Шкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка. Если ребенок боится выполнять задание, нервничает, то поставит игрушку, то уберет, говорит, что у него ничего не получится, у него наблюдается тремор (дрожание рук, головы и пр.), во вре­ мя игры он может проявлять сильное волнение, высказывать различного рода опасения, Вы можете поставить знак «X» ря-


дом с одной из цифр: 2, 3. В процессе песочных игр он может вводить в сказочную страну враждебных персонажей. Даже когда проблема решена, он выражает сомнения по этому по­воду. Эти дети очень чувствительны к своему персональному пространству, могут проявить неадекватную эмоциональную реакцию, если кто-то резко вторгается на их песочную терри­торию. Но обычно от сеанса к сеансу снижается уровень тре­воги и усиливается уверенность в себе. Если участник группы спокоен и уверен, Вы можете поставить знак «X» рядом с циф­рой 7 или 8. Однако гиперспокойствие — уже сродни эмоцио­нальной тупости.

3. КОНФОРМИЗМ — ЛИДЕРСТВО. Шкала отражает тен­денцию быть ведомым или лидером. Баллы 2, 3, 4 символизи­руют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потреб­ность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы 5 и 6 соответствуют ситуативному проявлению ли­дерских качеств: в зависимости от ситуации, задания, состо­яния, настроения, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы 7 и 8 отражают явную выражен­ность лидерских качеств: стремление быть первым, «проби­вать» свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его, и пр. Балл 9 или даже 10 можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично навязывающим свою волю Вам и другим.

4. ОТСТРАНЕННОСТЬ — ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Эта шкала показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, его интерес к работе группы, ПАССИВНОСТЬ или АКТИВНОСТЬ участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, кап­ризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безы­нициативен, то Вы можете поставить в этой шкале знак «X» рядом с одной из цифр: 2, 3 (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его бо­лезнью, может говорить о том, что для него данный подход


или мало эффективен, или задания сложны, или это его лич­ностная особенность.

Если ребенок больше склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный интерес, можно поставить баллы 4, 5. Балл 6 отразит достаточ­ную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (ак­тивность проявляется, но немного осторожно). Если Вы види­те, что ребенок очень активно участвует в работе группы, быс­тро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то мож­но поставить знак «X» около цифр 7 или 8. Активность или пассивность во многом зависит от состояния ребенка в дан­ный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, мо­гут проявлять вялость и пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в раз­ных обстоятельствах. Шкала «отстраненность — вовлечен­ность» является одним из серьезных показателей эффектив­ности Вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ре­бенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли ув­лечь ребенка и занятия пошли ему на пользу.

5. СТЕРЕОТИПНОСТЬ — КРЕАТИВНОСТЬ. Шкала отра­
жает динамику развития у ребенка творческих процессов. В на­
чале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по
этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мыш­
ления и воображения результаты по этой шкале будут повы­
шаться. Проявлением стереотипных действий могут считать­
ся хорошо известные ребенку модели поведения, суждения,
идеи. Проявлением творческих действий (креативности) мо­
гут считаться нестандартные, оригинальные предложения, ар­
гументы, повороты сказочного сюжета, приводящие к успеш­
ному результату.

6. ИНДИВИДУАЛИЗМ — СОТРУДНИЧЕСТВО. Шкала ис­
следует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится


быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятель­ности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враж­дебность при вовлечении его в общее дело или при покуше­нии на его территорию, можно поставить баллы 2, 3. Если он тянется к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы 4 или 5.

Балл 6 покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы 7 и 8 — символизируют тенденцию к пре­имущественно групповому способу взаимодействия.

7. РИГИДНОСТЬ — ГИБКОСТЬ. Шкала отражает уровень психологической гибкости ребенка, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, принимать новое, быть адекватным ситуации.

Когда ребенок чрезвычайно упрям, его не переубедить, за­цикливается на одном, не принимает новое, изменения и пр. — мы можем поставить баллы 2 или 3. Ситуативному упрямству, негибкому поведению соответствуют баллы 4 или 5. Достаточ­ная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям, способность переносить на новую ситуацию при­обретенный опыт — соответствуют баллам 6, 7, 8 (в зависимо­сти от степени выраженности признака). Отметки на шкалах соединяются ломаной линией. Эта линия — личностный про­филь ребенка на данный момент времени. В данном протоко­ле у Вас будет несколько разноцветных ломаных линий.

Обработка результатов. 1. Обработка полученных резуль­татов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на пове­дение ребенка; например, незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его со­стояние, которое не всегда может отследить сам ведущий. 2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявля­ются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуатив­ных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив не­сколько личностных профилей протокола. Если Вы видите, что


отметки по какой-либо одной шкале из занятия в занятие со­храняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно будет про­являться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуаци­ях, куда включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.). 3. Если Вы все же поставили оценки 0, 1 и 9, 10, уделите этим качествам особое внимание. Такая отметка означает явную вы­раженность качества. Если такие отметки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нуж­но обратить особое внимание. Например, подобрать такие ска­зочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет про­явить себя иначе. Можно поместить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или подсказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с альтернативными формами по­ведения и успешно разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестаби­лизируют работу группы — порекомендуйте им (и их родите­лям) индивидуальные занятия. 4. Сравнение личностных про­филей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменя­ется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на про­тяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произой­дут изменения (может быть, даже скачок). 5. Повышение по­казателей по всем шкалам (пожалуй, кроме резкого возраста­ния показателей по шкале «конформизм-лидерство») являет­ся критерием успешности Вашей работы.


Стиль ситуативной коммуникации

Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия вокруг песочницы. В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отноше­нию друг к другу, мы выделяем такие ССК, как сотрудниче­ство, конфронтация, ассимиляция, «параллельная игра», «борь­ба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не от­ражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу «другое».

Сотрудничество

Если в песочнице все участники группы слушали друг дру­га, тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены груп­пы уважали друг друга, мы можем говорить о СОТРУДНИЧЕ­СТВЕ.

Конфронтация

Если в группу попали два или более лидера, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение, даже раз­разился конфликт — группа спонтанно разделилась на под­группы — скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФРОНТА­ЦИИ.

Ассимиляция

Если мы видим песочную картину с единым центром, пред­ложения участников группы как будто объединились в одну общую идею, территории членов группы не выделены, размы­ты, все подчинены одной идее и царит полное взаимопонима­ние — это стиль АССИМИЛЯЦИИ.


«Параллельная игра»

В этом случае на песочной картине можно увидеть несколь-ко «параллельных миров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуни­кации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют во­обще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои сказочные страны. Если Вы наблюдаете именно это — можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: кон­фронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «па­раллельную игру», потихоньку может захватывать территории спорящих.

«Борьба за территорию»

В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто самее», как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Что делать дальше?

Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3—5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся, мож­но говорить о его устойчивости, неситуативности.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за территорию». В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совместимы друг с другом. Если в группе есть явный зачинщик конфликта, имеет смысл поработать с ним (и с его родителями) индивидуально. Чтобы перейти от борьбы к сотрудничеству, от Вас потребуется очень много тер­пения и мастерства. Может быть, лучше даже Вам стать одним из членов группы, задать тон позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на Ваше присутствие. Если они продолжают бороться, группу


можно расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным за­нятиям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок покажет деструктивное поведение — с ним пока нужно заниматься только индивиду­ально. Сначала он может создавать песочные картины один (как в классической индивидуальной форме). Потом Вы мо­жете строить совместные картины, проживая модели позитив­ной коммуникации. Только после этого его можно присоеди­нять к детским группам.

Если Вы наблюдаете устойчивую конфронтацию, не нуж­но торопиться приписывать участникам группы недостаточ­ную степень развития коммуникативных навыков или расфор­мировывать группу. Противостояние часто является следстви­ем наличия в группе нескольких лидеров, которые бессозна­тельно делят сферы влияния. Иногда, после определенных тре­ний, лидеры заключают перемирие и начинают довольно ус­пешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произошло спонтанно за 6—8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказочный мир и пр. Основное условие: не ру­гаться, помогать вместе, иначе — ничего не получится. Когда ситуация разрешается, важно отметить, что именно их сотруд­ничество стало залогом успеха.

Таким образом, конфронтация предполагает обучение уча­стников группы навыкам сотрудничества на примере прожи­вания, разрешения конкретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо вы­сокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых группах, к этому прихо­дят через серию занятий.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать у уча­стников группы желание узнать мир соседа, строить комму-


никации между территориями. Но делать это нужно осторож­но. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превра­щают «параллельную игру» в общую. В любом случае насиль­но, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказоч­ной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочни­це. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеан­сов) может говорить о шизоидных нарушениях. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени до­верия в группе они идут на взаимодействие. Так же, как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно пред­ложить совместное задание.

Если Вам повезло — Вы сразу же столкнулись с позитив­ными ССК (сотрудничество, ассимиляция), можно проигры­вать с группой на песке известные художественные, психокор-рекционные и дидактические сказки, различные жизненные си­туации и пр. Все это способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.


Содержание

Об авторах.............................................................................. 4

От авторов.............................................................................. 5

Введение................................................................................. 7

ГЛАВА 1. Песочные уроки (обучающие игры на песке)... 12

ГЛАВА 2. Песочная энциклопедия (познавательные игры
на песке).......................................................................... 35

ГЛАВА 3. Тайны нашей души (проективные игры на песке) 48

Приложение 1. Моделирование игр-сказок на песке......... 59

Приложение 2. Начало игры. Стихотворные разминки..... 62

Приложение 3. Секрет колдовства (обучающая игра)....... 63

Приложение 4. Сказочные задания в форме стихотворных
загадок.............................................................................. 68

Приложение 5. Протокол групповой игры......................... 70

Приложение 6. Оценка индивидуального поведения......... 71

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...