Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

культурных объектов признаны шедеврами человеческого гения (критерий i) и 3 объекта — природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii).

ЮНЕСКО

 

 

Список всемирного наследия (Список всемирного наследия англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial) и порядок представления соответствующей документации - объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, согласно которой под "культурным наследием" понимаются:

1. памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

2. ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

3. достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

ЮНЕСКО: история. Подобно Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО родилась в результате тяжелых испытаний второй мировой войны. В 1942 г. в разгар второй мировой войны правительства европейских стран, сражающиеся с нацистской Германией, и их союзники собираются в Великобритании на Конференцию министров образования стран-союзников. в разгар второй мировой войны правительства европейских стран, сражающиеся с нацистской Германией, и их союзники собираются в Великобритании на Конференцию министров образования стран-союзников. Война далека от завершения, но страны уже беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. Их беспокоит вопрос восстановления систем образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы.

Открытие первой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Сорбонне, Париж (с 20 ноября по 10 декабря 1946). Открытие первой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Сорбонне, Париж (с 20 ноября по 10 декабря 1946).

По предложению КМОС, в Лондоне сразу по окончании войны 1-16 ноября 1945 г. По предложению КМОС, в Лондоне сразу по окончании войны 1-16 ноября 1945 г. проходит Конференция Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ), в работе которой принимают участие представители примерно 40 государств. проходит Конференция Организации Объединенных Наций по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО / КОНФ), в работе которой принимают участие представители примерно 40 государств. По предложению Франции и Соединенного Королевства, перенесших все тяготы военных лет, делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По предложению Франции и Соединенного Королевства, перенесших все тяготы военных лет, делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и тем самым препятствовать развязыванию новой мировой войны. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и тем самым препятствовать развязыванию новой мировой войны. На заключительном этапе конференции 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Устав вступил в силу в 1946 г. На заключительном этапе конференции 37 государств подписали Устав, провозглашающий рождение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Уставу вступил в силу в 1946 г. после его ратификации 20 государствами: Австралией, Бразилией, Грецией, Данией, Доминиканской Республикой, Египтом, Индией, Канадой, Китаем, Ливаном, Мексикой, Новой Зеландией, Норвегией, Саудовской Аравией, Соединенными Штатами Америки, Соединенным Королевством, Турцией, Францией, Чехословакией и Южноафриканской Республикой. после его ратификации 20 государствами: Австралией, Бразилией, Грецией, Данией, Доминиканской Республикой, Египтом, Индией, Канадой, Китаем, Ливаном, Мексикой, Новой Зеландией, Норвегией, Саудовской Аравией, Соединенными Штатами Америки, Соединенным Королевством, Турцией, Францией, Чехословакией и Южноафриканской Республикой. Первая сессия Генеральной конференции проходит в Париже 19 ноября – 10 октября 1946 г. Первому Сессией Генеральной конференции проходит в Париже (Сорбонна, 19 ноября - 10 декабря 1946 г.) В ней принимают участие представители 30 правительств, имеющих право участвовать в голосовании. В ней принимают участие представители 30 правительств, имеющих право участвовать в голосовании. Япония и Федеративная Республика Германия стали членами Организации в 1951 г., А Испания в 1953 г. На деятельности ЮНЕСКО отразились такие важнейшие исторические события, как холодная война, процесс деколонизации и распад СССР. СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954 г., а в 1992 г. На деятельности ЮНЕСКО отразились такие важнейшие исторические события, как холодная война, процесс деколонизации и распад СССР. СССР стал членом ЮНЕСКО в 1954 г., А в 1992 г. его правопреемником стала Российская Федерация. его правопреемником стала Российская Федерация. В 1960 г. В 1960 г. в состав Организации вошли 19 африканских государств. в состав Организации вошли 19 африканских государств. 12 бывших республик Советского Союза стали государствами – членами ЮНЕСКО в период с 1991 по 1993 гг. 12 бывших республик Советского Союза стали государствами - членами ЮНЕСКО в период с 1991 по 1993 гг. в результате распада СССР. в результате распада СССР.Подобно Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО родилась в результате тяжелых испытаний второй мировой войны, и список ее государств-основателей служит тому наглядным подтверждением. С 1971 г. Китайская Народная Республика является единственным законным представителем Китая в ЮНЕСКО. Китайская Народная Республика является единственным законным представителем Китая в ЮНЕСКО. В 1990 г. В 1990 г. произошло воссоединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, которая была государством – членом ЮНЕСКО с 1972 г. произошло воссоединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, которая была государством - членом ЮНЕСКО с 1972 г.

С 1971 г.Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Россия подписала Конвенцию в 1988 году. Основная цель Конвенции – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов. Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия. По состоянию на апрель 2009 года, в Списке всемирного наследия 878 объектов (в том числе 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных) из 145 стран. Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ратифицировали 186 государств.

Статус объекта всемирного наследия дает следующие преимущества:

1. Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.

2. Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.

3. Способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).

4. Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.

5. Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырех пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них[1].

Культурные критерии

  • i. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
  • ii. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
  • iii. Объект является уникальным или по крайней мере исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
  • iv. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
  • v. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
  • vi. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).

Природные критерии

  • vii. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
  • viii. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
  • ix. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
  • x. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естестественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

Всего в полном списке Всемирного наследия числится 878 объектов, то есть доля объектов России в мире — 2,8 %.

Из 23 объектов Всемирного наследия в России:

  • 15 культурных объектов
  • 8 природных объектов

культурных объектов признаны шедеврами человеческого гения (критерий i) и 3 объекта — природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii).

http://ru.wikipedia.org

  Изображение Название Местоположение Время создания Год внесения в список Критерии
  Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения Санкт-Петербург XVIII вв.     i, ii, iv, vi
  Архитектурный ансамбль Кижского погоста Республика Карелия XVIII-XIX вв.     i, iv, v
  Московский Кремль и Красная площадь Москва XIII—XVII вв.     i, ii, iv, vi
  Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей Великий Новгород IX вв.     ii, iv, vi
  Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» Архангельская область XV вв.     iv
  Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше Владимирская область XII- XIII вв.     i, ii, iv
  Церковь Вознесения в Коломенском Москва XVI вв.     ii
  Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры Сергиев Посад XIV вв.     ii,iv
  Девственные леса Коми Республика Коми ___     vii, ix
  Озеро Байкал Иркутская область, Республика Бурятия ___     vii,viii, ix, x
  Вулканы Камчатки Камчатский край ___     vii,viii, ix, x
  Горный хребет Сихотэ-Алинь Приморский край ____     x
  Алтайские горы Республика Алтай ___     x
  Бассейн Убсу-Нура Республика Тыва (совместно с Монголией) _____     ix, x
  Западный Кавказ Кавказ ___     ix, x
  Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» Казань XVI- XIX вв.     ii,iii, iv
  Ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодская область XIV вв.     i, iv
  Куршская коса Калининградская область (совместно с Литвой) _____     v
  Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента Дагестан VI в.     iii, iv
  Остров Врангеля Россия, Северный Ледовитый океан _____     ix, x
  Ансамбль Новодевичьего монастыря Москва XVI в.     i, iv, vi
  Исторический центр города Ярославль Ярославль XVI в.     ii, iv
  Геодезическая дуга Струве Белоруссия, Эстония, Россия, Финляндия, Латвия, Литва, Норвегия, Молдавия, Швеция, Украина XIX в.     ii,iii, vi

 

Московский Кремль (whc.unesco.org/en/list/545) вместе с прилегающей к нему Красной площадью, был включен в Список ЮНЕСКО в числе самых первых российских объектов: действительно, это подлинный символ не только Москвы, но и всей России. С 1991 г. функционирует государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», который ежегодно посещают многие тысячи туристов.

Московский Кремль, занимающий площадь 27, 5 га, – это самая древняя часть города. Именно здесь, на Боровицком холме, что на левом берегу Москвы-реки, еще Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость, впервые упомянутую в летописи в 1147 г.

Для сооружений Московского Кремля всегда было характерно четкое функциональное предназначение. В этом смысле их можно подразделить на три большие группы: крепостные, церковные и гражданские.

К крепостным сооружениям относятся стены и башни кремля. Первые деревянные стены, окружавшие только часть Боровицкого холма, были разрушены татаро-монголами в 1237 г., затем они много раз сооружались заново и реконструировались. А те стены, которые можно видеть сейчас, были возведены во второй половине XV в. Высота этих стен, сложенных из красного кирпича, составляет (без зубцов, идущих поверху) 15-19 м, толщина – 3,5 - 6,5 м, а общая протяженность – 2235 м.

Одновременно с крепостными стенами были воздвигнуты 18 башен (в современном Кремле – 20 башен): три круглые, по углам кремля, шесть проездных башен с воротами, плюс девять глухих башен, прямоугольной формы. В нескольких башнях были оборудованы колодцы с питьевой водой на случай осады, а под некоторыми - прорыты подземные ходы.

Главные церковные здания Московского Кремля находятся на Соборной площади – это Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, а также колокольня Ивана Великого. Почти все они были воздвигнуты специально приглашенными итальянскими мастерами, что ярко проявилось в архитектурном облике этих замечательных памятников.

Пятикупольный Успенский собор (1475–1479 гг.) был сооружен итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти, его интерьеры были украшены росписями и пятиярусным иконостасом (XV-XVII вв.). Собор стал главным русским православным храмом, местом венчаний и коронаций великих князей, затем – царей и императоров, а также усыпальницей митрополитов и патриархов.

В 1505-1508 гг. на той же площади другой итальянец – Алевиз Фрязин Новый воздвигает пятикупольный Архангельский собор, а после его интерьеры украшаются замечательными росписями и иконостасом (XVII-XIX вв.) Собор служил княжеской усыпальницей: ныне здесь можно увидеть 46 белокаменных орнаментированных надгробий над захоронениями московских и удельных князей, а затем и царей, в том числе Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Благовещенский собор был построен псковскими мастерами в 1484–1489 гг. Первоначально этот собор был трехглавым, но в XVI в. его перестроили, сделав девятиглавым. В его интерьере сохранились стенные росписи XVI–XIX вв., а в иконостасе – иконы Андрея Рублева и Феофана Грека.

В 1505-1508 гг. рядом с Архангельским собором итальянский архитектор Бон Фрязин выстроил колокольню «Иван Великий» (82 м) – для тех времен это было самое высокое сооружение на Руси, оно стало композиционным центром всего кремлевского ансамбля. Чуть позже к нему была пристроена звонница.

Среди наиболее древних гражданских построек Московского Кремля выделяется Грановитая палата (1487–1491 гг.). Итальянские зодчие Марк Фрязин и Пьетро Солари построили ее как парадный зал для проведения церемоний государственной важности, празднеств, приемов иностранных послов. Собственно Грановитая палата – это огромный зал на втором этаже здания площадью почти 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп.

Самая примечательная гражданская постройка XVII в. – сооруженный русскими мастерами для царских детей Теремной дворец (1635–1636 гг.), в облике которого прослеживается влияние деревянных построек хоромного типа.

В XVIII в. архитектурный комплекс Кремля пополнился зданиями Арсенала (1702–1736 гг.) и Сената (1776–1787 гг.). Здание Сената легко узнать по большому зеленому куполу, который играет весьма важную роль в формировании архитектурного облика Московского Кремля. Ныне здесь находится резиденция Президента России.

А в XIX в. были выстроены здания Большого Кремлевского дворца (1839–1849 гг., архитектор К.А. Тон, служил московской резиденцией императорской семьи, местом парадных приемов, например, в роскошном Георгиевском зале) и Оружейной палаты (фактически существовала с XVI в., а в начале XIX в. превращена в музей, где экспонируются тысячи произведений русского и зарубежного прикладного искусства – оружие и доспехи, ювелирные изделия, золотая и серебряная посуда, ткани и т.д.).

На территории Московского Кремля выставлены уникальные образцы русского литейного искусства – «Царь-пушка» (масса 40 т, калибр 890 мм) и «Царь-колокол» (масса свыше 200 тонн, диаметр 6,6 м).

Начало истории Красной площади относится к XIV–XV вв., когда на этом месте находился торговый центр города. Далее площадь постепенно становилась центром общественной жизни Руси, а во второй половине XVII в. она получила название Красной, т.е. Красивой. Она неоднократно реконструировалась, многие постройки сносились, а ныне здесь можно видеть: Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного), Лобное место, Монетный двор, Верхние и Средние торговые ряды и здание Государственного Исторического музея, а также Мавзолей В.И. Ленина.

Храм Василия Блаженного, расположенный на южной стороне Красной площади, возвели в 1555–1560 гг. русские зодчие Барма и Постник в ознаменование победы Ивана Грозного над Казанским ханством. В XVII в. и без того крайне изящный облик этого храма приобрел новые черты – благодаря декоративной обработке глав и орнаментальной росписи как снаружи, так и внутри. Этот замечательный памятник является не только общепризнанным шедевром русского средневекового зодчества, но и вступает ныне в роли «визитной карточки» Москвы и России в целом.

 

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (whc.unesco.org/en/list/540)

Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.

Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.

Одним из первых крупных сооружений стала каменная Петропавловская крепость. Силуэт этой крепости во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34-метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей.

Другие крупные постройки первого этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Невского монастыря. Была возведена и центральная часть Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем.

В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740-х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал В.В.Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главно й резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М.И. Воронцова, барона С.Г. Строганова и другие здания.

В 1760-е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.

Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси, А. Монферрана и других зодчих.

В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.

С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700-метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т.д.

Для градостроительства второй половины XIX в. характерны отход от классицизма и появление разных стилизаторских течений – неоготики, неоренессанса, необарокко, «русского стиля». Они нашли отражение в облике Московского вокзала, некоторых других церковных и гражданских зданий.

Во Всемирное наследие включен не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское Село), Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, это также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников.

Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов.

Все перечисленные выше объекты, образующие номинацию «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», охраняются ныне в составе нескольких музеев-заповедников, или имеют статус памятника истории и культуры.

 

Погост Кижи ( whc.unesco.org/en/list/544)

Погост Кижи, или Спасо-Преображенский погост, располагается на севере европейской части России, в Карелии, на одном из островов Онежского озера.

В Древней Руси словом «погост» обозначали крупное село с церковью и кладбищем. И действительно, некогда на этом месте существовало обширное поселение, где жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон; здесь происходили народные сходы, ярмарки, церковные и другие празднества. Это был центр духовной, культурной и экономической жизни округа.

Современный Кижский погост – это небольшое пространство, огороженное деревянной стеной, внутри которого располагаются уникальные памятники деревянного зодчества – две церкви и колокольня. Эти постройки, различные по высоте и очертаниям, составляют, тем не менее, единый и крайне живописный ансамбль, который к тому же прекрасно вписан в суровый северный пейзаж. Особенно хорошо эти высокие деревянные строения, располагающиеся на высоком месте, недалеко от берега острова, смотрятся с воды – с борта круизных теплоходов, которые посещают эти места регулярно.

«Ядро» всего ансамбля образует Преображенская церковь (воздвигнута в 1714 г.) – очевидно, самая сложная по конструкции из всех памятников северного деревянного зодчества. В ее облике прослеживаются и ярусность, и ступенчатость, и пирамидальность. Общая высота – 37 м. Три ее яруса образованы тремя восьмиугольниками, поставленными один на другой. К более широкому нижнему ярусу примыкают четыре фигурные пристройки. Многочисленные купола церкви (всего 22) поднимаются к ее центральной (самой большой) главе пятью ступенями. И все эти элементы согласованы между собой и подчинены одной архитектурной идее. Как и в других церквях русского Севера, основной декор связан с украшением четырехъярусного иконостаса и потолка – «неба». К сожалению, первоначальный иконостас в середине XVIII в. был переделан, а роспись потолка почти полностью погибла в годы Великой Отечественной войны. От раннего убранства церкви сохранились лишь несколько икон нижнего ряда. За последние несколько десятилетий церковь неоднократно подвергалась реставрации, причем главные усилия были направлены на укрепление срубов церкви и увеличение ее устойчивости. Состояние этой деревянной реликвии, постоянно подвергающейся воздействию осадков, перепадам температур и других негативных погодно-климатических факторов, уже давно вызывает озабоченность экспертов.

Покровская церковь, построенная в 1764 г., ниже по высоте, меньше по размерам и проще по архитектуре, чем соседняя Преображенская церковь. Она имеет девять главок – одну центральную, плюс 8 по окружности, и все вместе они образуют своеобразную «корону». Интерьер этой церкви также неоднократно подвергался реставрации.

Шатровая колокольня расположена между двумя церквями. Хотя она была построена значительно позднее (в 1874 г.), т.е. уже в эпоху упадка северного деревянного зодчества, она очень удачно вписывается в общий ландшафт погоста. Ее высота – практически такая же, что и у Преображенской церкви, а крыша имеет форму высокого шатра-конуса.

Древняя ограда Кижского погоста, возведенная еще в середине XVII в., до наших дней не сохранилась. Современная ограда была воссоздана по образцу сохранившихся на севере деревянных укреплений. Ее внушительные ворота, сторожевые башни по углам, массивные срубы, сильные свесы двухскатной кровли подчеркивают суровость погоста, увеличивают его сходство со старинной крепостью.

В 1966 г. на базе этого уникального ансамбля был организован государственный историко-архитектурный и этнографический музей заповедник, подлинный музей под открытым небом. На остров Кижи были перевезены (и установлены в непосредственной близости от погоста, образуя его окружение) различные гражданские и культовые деревянные постройки: церкви, часовни, крестьянские дома, амбары, мельницы, бани и т.д. Всего таких построек – более 70. Кроме того, здесь собраны тысячи хозяйственно-бытовых предметов – это орудия труда, посуда, утварь, мебель, а также иконы, старинные рукописные книги и т.д.

В настоящее время реализуется программа комплексной реставрации и укрепления уникальных деревянных построек Кижского ансамбля, эти работы осуществляются, в частности, при международной помощи.

 

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (whc.unesco.org/en/list/604)

Великий Новгород расположен на северо-западе европейской части России, примерно в 200 км к югу от Санкт-Петербурга. Это один из старейших русских городов (первое упоминание в IХ в.), который процветал благодаря своему расположению на древнем торговом пути, соединявшем Северную Европу с Византией и Персией. Старая часть города, хорошо сохранившаяся до наших дней, располагается по обоим берегам протекающей здесь реки Волхов. На левом берегу находится так называемая Софийская сторона - с кремлем (его называют «Детинец») и Софийским собором, а на правом – Торговая сторона с Ярославовым дворищем, Торговым и Гостиным дворами.

В состав объекта Всемирного наследия вошли 37 отдельных памятников и целых ансамблей, включен также археологический культурный слой Х-ХVII вв. на территории около 350 га.

Новгородский Кремль имеет площадь 12 га. Он окружен красной кирпичной стеной с 9 башнями, протяженностью в 1385 м, высотой до 10,6 м и толщиной до 3,3 м, которая была заложена еще в XI в., но затем много раз перестраивалась. Стена сама по себе может считаться очень интересным памятником истории и архитектуры.

Самое большое, самое древнее и самое знаменитое сооружение Новгородского Кремля – это Софийский собор. Его воздвигли в 1045–1052 гг. по повелению сына Ярослава Мудрого князя Владимира, и он в общих чертах повторял планировочную схему построенного за несколько лет до этого Софийского собора в Киеве. Новгородский Софийский собор считают одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это был пятикупольный храм высотой под 40 м. Фресками его интерьер был расписан уже в XII в. За свою многовековую историю Софийский собор много раз подвергали перестройкам и реставрациям, несколько видоизменившим его первоначальный облик. К сожалению, при этом была почти полностью утрачена первоначальная роспись его стен и куполов. Пострадал он и в годы Великой Отечественной войны.

Однако, несмотря на позднейшие напластования, собор в целом сохранил свой первоначальный монументальный облик. Сложенный из камня – плитняка и ракушечника – он как бы олицетворяет собой архитектуру всей Новгородской земли. Новгородские князья отводили ему роль парадного сооружения, которое резко выделялось на фоне окружавших его деревянных построек. Да и все новгородцы считали Софийский собор главным символом своего города. Бытовала даже поговорка: «Где Святая София, там и Новгород».

Другие примечательные строения Новгородского Кремля: Софийская звонница (XV в., в дальнейшем перестроена), Грановитая палата (1433 г.), Никитский корпус (1670 г.), дозорная башня (1673 г.), Митрополичьи покои (XVII в.), монумент «Тысячелетие России» (1862 г.).<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...