Популяционная генетика. Применение закона Харди-Вайнберга
ЗАДАЧИ Применение законов Менделя Задача 1. На рисунке черным цветом показано наличие наследственной глухоты. Определите тип наследования. Определите, почему дети-пробанды обладают нормальным слухом.
Определение типа наследования Задача 2. Определите тип наследования признака – синдрома Лоуренса-Муна-Барде-Бидля (ЛМББ). Синдром характеризуется пятью основными признаками: ожирением, различной степени умственной отсталостью, гипогенитализмом (недоразвитие половых органов), нарушением зрения, полидактилией. Первые признаки заболевания проявляются обычно после 4-х лет, живут больные долго, но болезнь прогрессирует и к 20 годам больные становятся инвалидами. В 20-м веке была доказана наследственная природа заболевания. Известно, что заболевание редкое, встречается у 1 из 160000, различий по частоте встречаемости между мужчинами и женщинами нет. Ehrenfeld, Rowe, Auerbach выявили 18 случаев классического синдрома ЛМББ в 12 семьях, 8 семей имели кровное родство 2 степени. Klein, Amman выявили 59 больных, большинство происходили из 5 изолятов. При этом 22 выявленных больных происходили из 2 изолятов центральной Швейцарии, где родственные браки были обычным явлением. При этом были установлены 1, 2, 3 и т.д. степени родства. Кровные браки составили 52,6%. В семьях, где есть больные, часто отмечается мертворождаемость, недонашиваемость, снижение зрения, диабет, ожирение.
Применение метода близнецов Задача 3. Опишите вклад генетического и средового факторов в формирование признаков, связанных с организацией двигательных функций. Исследование проводилось близнецовым методом, были рассчитаны коэффициенты корреляции.
Таблица 1 Внутрипарные корреляции в группах МЗ и ДЗ и значение коэффициента наследуемости
h2 – коэффициент наследуемости В качестве примера можно разобрать результаты теппинг-теста. Различие между МЗ и ДЗ значительное, значение коэффициента наследуемости >0,75, следовательно можно предполагать. что решающую роль в формировании признака играет наследственность. Задача 4. Опишите вклад генетического и средового факторов в формирование волновой формы вызванных потенциалов в различных ЭЭГ отведениях. Сравнивались монозиготные и дизиготные близнецы, средний возраст – 12 года. Таблица 2. Внутрипарные корреляции показателей ВП
* - различие между МЗ и ДЗ статистически значимо (р<0,05) В качестве примера, можно разобрать отведение от вертекса. В этом случае отмечается достоверное различие значений внутрипарных корреляций между монозиготными и дизиготными близнецами, следовательно, можно предположить значительный вклад генотипа в формирование этого признака. Задача 5. Опишите вклад генетического и средового факторов в черты темперамента. Исследование темперамента производили при помощи опросника Айзенка. Сравнивались монозиготные и дизиготные близнецы, средний возраст – 42 года. В исследовании принимали участие как мужчины, так и женщины. Таблица 3 Внутрипарные корреляции в группах МЗ и ДЗ и значение коэффициента наследуемости
h2 – коэффициент наследуемости Задача 6. Методом близнецов исследовались индивидуальные особенности физиологических основ темперамента детей второго полугодия жизни. Темперамент оценивали с помощью опросника «День ребенка» Ж. Баллейгиер. Опишите вклад генетического и средового факторов в формирование исследованных признаков.
Таблица 4. Внутрипарные корреляции оценок по шкалам опросника «День ребенка» Ж. Баллейгиер
* - различие между МЗ и ДЗ статистически значимо (р<0,05) Популяционная генетика. Применение закона Харди-Вайнберга Применение закона Харди-Вайнберга для расчета частот аллелей у человека наглядно демонстрирует пример аутосомно-рецессивных болезней. Зная частоту встречаемости генетического заболевания, по формуле Харди-Вайнберга мы можем рассчитать частоту аллелей (с поправкой на погрешность). Например, одно из тяжелейших аутосомно-рецессивных заболеваний человека - муковисцидоз - встречается с частотой 1:2500. поскольку все случаи про явления обусловлены гомозиготой рецессивного аллеля, то: q2 = 0,0025, q = 0,05; р = 1 - q = 1 - 0,05 = 0,95. Частота гетерозигот (2pq) = 2 х 0,95 х 0,05 = 0,095 (или около 10%). Мы видим, что почти каждый десятый человек является носителем гена муковисцидоза. Это показывает, сколь большое число рецессивных патогенных генов находится в скрытом состоянии. Задача 7. Определите частоты аллелей гена, определяющего наличие судорожных (эпилептиформных) реакций у крыс в панмиктической популяции. Доля больных особей в популяции составляет 24%. Известно, что высокая судорожная готовность у крыс наследуется моногенно и является рецессивным признаком. Доминирование полное. Задача 8. Группы крови системы MN определяются двумя аллелями – M и N. Они кодоминантны и, как и в случае с группой крови AB0, их одновременное присутствие будет приводить к появлению крови группы MN. Средняя частота встречаемости разных генотипов среди европейского населения, по данным авторов, описавших эту систему, следующая: MM – 30%, MN – 50%, NN – 20%. Рассчитайте частоту встречаемости аллелей.
Задача 9. Рассчитайте частоту встречаемости аллеля фенилкетонурии в двух популяциях, если известно, что в Белоруссии болезнь встречается с частотой 1:5600, а в России 1:6350. Какова частота гетерозиготного носительства. Задача 10. Рассчитайте частоту встречаемости аллеля и частоту гетерогенного носительства врожденного гипотиреоза (приводящего к развитию кретинизма), если известно, что это моногенное рецессивное заболевание встречается в популяции с частотой 1:4700.
ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНОТИПОВ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ МЕНДЕЛЯ: 1. Возможно ли рождение ребенка с первой группой крови, если у матери вторая, а у отца – первая. 2. Возможно ли рождение ребенка с первой группой крови, если у матери первая, а у отца – четвертая 3. Возможно ли рождение ребенка с фенилкетонурией, если один из родителей страдает этим заболеванием, а другой – здоров 4. Какова вероятность рождения ребенка с фенилкетонурией, если родители здоровы, но уже имеют ребенка, страдающего фенилкетонурией 5. Какова вероятность рождения ребенка с хореей Геттингтона, если один из родителей – носитель 6. Определите вероятность рождения ребенка с эпилептоидным синдромом, если известно, что это полимодальный мультифакториальный признак 7. Определите вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна 8. Определите вероятность рождения ребенка с гемофилией от здоровой матери-носительницы и здорового отца 9. Определите вероятность рождения черепахового кота
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|